Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 3 апреля 2017 г. N 177-12371-17/4
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе: _
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобу ИП Черняк Георгий Евгеньевич на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту крыши здания, расположенного по адресу: Самарская область, Безенчукский район, п.г.т.Безенчук, ул.Луговцева, д. 51 (извещение N 0142300036917000017, начальная (максимальная) цена контракта - 2 500 000,00 рублей),
в присутствии представителей: _
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ИП Черняк Георгий Евгеньевич на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту крыши здания, расположенного по адресу: Самарская область, Безенчукский район, п.г.т.Безенчук, ул.Луговцева, д. 51 (извещение N 0142300036917000017, начальная (максимальная) цена контракта - 2 500 000,00 рублей).
Согласно доводам заявителя Заказчиком утверждена аукционная документация со следующими нарушениями законодательства о контрактной системе:
1. Заказчик при описании объекта закупки не использует условные обозначения и терминологию, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
2. Заказчиком расширены допустимые значения к товару "Гвозди строительные".
3. Установлены избыточные требования к материалам.
4. Из формулировки требований к "Профилю" не представляется возможным определить, какие значения необходимо указывать в заявке.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в аукционную документацию.
Представители Заказчика просили в удовлетворении жалобы отказать, указывая на отсутствие нарушений в аукционной документации, предоставили письменные возражения на жалобу.
Выслушав доводы Заказчика, изучив материалы жалобы, документацию об аукционе и, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. В Приложении N1 к информационной карте электронного аукциона в таблице "Дефектная ведомость на выполнение работ по ремонту крыши здания, расположенного по адресу: Самарская область, Безенчукский район, п.г.т. Безенчук, ул. Луговцева, д. 51" в пункте 10.7 "Бетон тяжелый" указано: Материал должен соответствовать ГОСТ 26633-2015 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия. Крупность заполнителя 20 мм:
10.7 |
Бетон тяжелый. Материал должен соответствовать ГОСТ 26633-2015 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия. |
м3 |
|
Крупность заполнителя 20 мм Класс прочности на сжатие В15. Марка М200 Конкретно указать следующие характеристики материала: |
|
|
|
|
|
- марка по водонепроницаемости |
|
|
- средняя плотность |
|
В ГОСТ 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" нормируется наибольшая крупность заполнителя, приведено содержание отдельных фракций крупного заполнителя в составе бетона (например, в табл.2).
Таблица 2 - Содержание отдельных фракций крупного заполнителя в составе бетона
Наибольшая крупность заполнителя, мм |
Содержание фракций в крупном заполнителе, % |
||||
| |||||
От 5 до 10 мм |
Св.10 до 20 мм |
Св. 20 до 40 мм |
Св. 40 до 80 мм |
Св. 80 до 120 мм |
|
10 |
100 |
- |
- |
- |
- |
20 |
25-40 |
60-75 |
- |
- |
- |
40 |
15-25 |
20-35 |
40-65 |
- |
- |
80 |
10-20 |
15-25 |
20-35 |
35-55 |
- |
120 |
5-10 |
10-20 |
15-25 |
20-30 |
25-35 |
Таким образом, Заказчик не использует при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, что нарушает требования Закона о контрактной системе об объективности описания объекта закупки.
На основании изложенного, довод заявителя обоснован.
2. В Приложении N1 к информационной карте электронного аукциона в таблице "Дефектная ведомость на выполнение работ по ремонту крыши здания, расположенного по адресу: Самарская область, Безенчукский район, п.г.т. Безенчук, ул. Луговцева, д. 51" в пункте 16.1 "Гвозди строительные" указано: Материал должен соответствовать требованиям ГОСТ 4028-63 Гвозди строительные. Конструкция и размеры. Гвозди с конической головкой. Гвозди круглые, трефовые. Длина гвоздя более 200 мм.
16.1 |
Г возди строительные Материал должен соответствовать требованиям ГОСТ 4028-63 Гвозди строительные Конструкция и размеры |
Гвозди с конической головкой. Гвозди круглые, трефовые. Длина гвоздя более 200 мм. | |
Конкретно указать следующие характеристики материала: - конструкция гвоздя - длина гвоздя - условный диаметр стержня - масса 1000 шт. гвоздей |
В инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе установлено следующее требование:
Предложенный товар должен соответствовать требованиям ГОСТ (как исходному, на который в документации имеется конкретное указание, так и сопутствующим ГОСТ, на которые имеются ссылки в исходном ГОСТ), так и требованиям документации.
Согласно таблице 2 ГОСТ 4028-63 "Гвозди строительные. Конструкция и размеры", в которой представлены размеры гвоздей строительных с конической головкой, гвозди длиной "более 200 мм" могут иметь единственное значение данного показателя 250 мм:
У словньш диаметр стержня d |
Длина гвоздя / |
Размер a |
Наименьший диаметр головки D |
Условный диаметр стержня d |
Длина гвоздя 1 |
Размер a |
Наименьший диаметр головки D |
|
32 |
|
|
3.5 |
90 |
3.1 |
7 |
1.8 |
40 50 |
|
3.5 |
4.0 |
100 120 |
3,55 |
7.5 |
|
60 |
|
|
|
120 |
4,45 |
9 |
2.0 |
40 |
1.75 |
|
|
150 |
||
50 |
|
|
150 |
|
И |
||
2 5 |
50 |
2 2 |
|
|
200 |
|
|
|
60 |
|
|
|
|
|
|
3.0 |
70 80 |
2,65 |
6 |
8.0 |
250 |
7.13 |
14 |
Заказчиком расширил диапазон допустимых значений показателя длины гвоздя с конической головкой, что вводит участников закупки в заблуждение, так как дает возможность указать в качестве конкретного показателя, "220 мм", "210 мм" или "240 мм", которое будет соответствовать требованию аукционной документации, но будет противоречить требованию ГОСТ 4028-63.
На основании изложенного, довод заявителя обоснован.
3. В Приложении N1 к информационной карте электронного аукциона в таблице "Дефектная ведомость на выполнение работ по ремонту крыши здания, расположенного по адресу: Самарская область, Безенчукский район, п.г.т. Безенчук, ул. Луговцева, д. 51" в пункте 13.1 "Рубероид кровельный с пылевидной посыпкой" указано: Материал должен соответствовать ГОСТ 10923-93 Рубероид. Технические условия. Конкретно указать следующие характеристики материала:
- разрывное усилие при растяжении
- масса покровного состава
- водопоглащение в течение 24 ч.
13.1 |
Рубероид кровельный с пылевидной посыпкой. |
м2 |
|
Материал должен соответствовать ГОСТ 10923-93 Рубероид Технические условия. |
|
|
Марка рубероида РКП-350. Марка картона Б-350 |
|
|
Конкретно указать следующие характеристики материала: |
|
|
- разрывное усилие при растяжении |
|
|
- масса покровного состава |
|
|
- водопоглащение в течение 24 ч |
|
|
- группа горючести |
|
|
- группа воспламеняемости |
|
|
- группа распространения пламени |
|
В инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе установлено следующее требование:
"При описании товара, который участник закупки предлагает использовать при производстве работ, необходимо указывать полный перечень конкретных показателей каждого товара, соответствующих положениями документации о закупки.
Недопустимо включать в заявку диапазонные значения из технических регламентов, стандартов и т.д. вместо конкретных показателей".
Информацию о разрывном усилии при растяжении, массе покровного состава, водопоглащении в течение 24 ч рубероида, которую требует указать в своей заявке Заказчик, можно узнать только после лабораторных испытаний и анализа определенной партии рубероида на соответствующем оборудовании.
Разрывное усилие при растяжении рубероида определяется по ГОСТ 2678-94 Материалы рулонные кровельные и гидроизоляционные. Методы испытаний". При этом используется различное дорогостоящее оборудование.
Массу покровного состава рубероида также определяют по ГОСТ 2678-94 Материалы рулонные кровельные и гидроизоляционные. Методы испытаний".
Методы определения водопоглащения также установлены в ГОСТ 2678-94 Материалы рулонные кровельные и гидроизоляционные. Методы испытаний".
Кроме того в Письме ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" указано следующее: "При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке".
Таким образом, заказчиком установлены избыточные требования к пункту "Рубероид кровельный с пылевидной посыпкой", нарушающие правило объективного характера описания объекта закупки.
Таким образом, довод заявителя обоснован.
4. В Приложении N1 к информационной карте электронного аукциона в таблице "Дефектная ведомость на выполнение работ по ремонту крыши здания, расположенного по адресу: Самарская область, Безенчукский район, п.г.т. Безенчук, ул. Луговцева, д. 51" в пункте 10.6 "Горячекатаная арматурная сталь" указано: Материал должен соответствовать ГОСТ 5781-82 Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия. Конкретно указать следующие характеристики материала:
- класс стали
- профиль
- диаметр профиля
- марка стали (Рисунок 6).
10.6 |
Горячекатаная арматурная сталь. |
|
|
Материал должен соответствовать ГОСТ 5781-82 Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические |
|
|
условия. |
|
|
Класс стали А-I, A-II. A-III |
|
|
Конкретно указать следующие характеристики материала: |
|
|
- класс стали |
|
|
- профиль |
|
|
- диаметр профиля |
|
|
- марка стали |
|
В инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе установлено следующее требование: "При описании товара, который участник закупки предлагает использовать при производстве работ, необходимо указывать полный перечень конкретных показателей каждого товара, соответствующих положениями документации о закупки".
Участнику требуется указать конкретные характеристики товара в соответствии с ГОСТ 5781-82 "Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия".
На поданные участниками запросы разъяснений документации заказчиком даны исчерпывающие ответы.
На основании изложенного, довод заявителя необоснован.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Черняк Георгий Евгеньевич частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1,2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы жалобы для принятия решения о возбуждении административного производства по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 3 апреля 2017 г. N 177-12371-17/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.04.2017