Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 28 июля 2017 г. N 1156
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - А.А. Кирилловой, ведущего специалиста-эксперта, Е.М. Хоменко, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу Кулакова А.В. на действия государственного заказчика - Краевого государственного казенного учреждения "Управление капитального строительства" (далее - заказчик) и уполномоченного органа - Агентства государственного заказа Красноярского края (далее - уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона N ЭА 5882/17 "Реконструкция КГБУЗ "Красноярская межрайонная клиническая больница скорой медицинской помощи имени Н.С. Карповича". Аппарат искусственной вентиляции легких" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
ФАС России в адрес Красноярского УФАС России была перенаправлена поступившая 21.07.2017 жалоба Кулакова А.В. (далее - податель жалобы) на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0119200000117004402.
Существо жалобы: документация о проведении электронного аукциона составлена с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного органа и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику, уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседаниях Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, назначенных на 26.07.2017 в 17 часов 40 минут (время местное) и 28.07.2017 в 12 часов 10 минут (время местное), присутствовали:
- представитель заказчика Овчинников И.В. (доверенность N 129 от 25.04.2017, удостоверение личности);
- представитель заказчика Матросов И.Е. (доверенность N16 от 16.01.2017, удостоверение личности);
- представитель уполномоченного органа Дмитриева А.А. (доверенность N 10 от 11.01.2017, удостоверение личности);
- представитель уполномоченного органа Тихомиров В.Н. (доверенность N17 от 11.01.2017, удостоверение личности).
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации заказчиком, уполномоченным органом были использованы необъективные характеристики объекта закупки, а также нестандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология в противоречие требованиям ГОСТ Р 55954-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Изделия медицинские электрические. Аппараты искусственной вентиляции легких. Технические требования для государственных закупок" (далее - ГОСТ Р 55954-2014), а именно по позициям NN 3.1.2, 3.3.1, 8.4, 4.4, 4.5, 3.2, 3.1, 3.1.1, 3.1.4, 3.1.9., 3.1.10, 4.3, 13 описания объекта закупки.
Также податель жалобы обращает внимание на то обстоятельство, что в описание объекта закупки были включены такие характеристики, которым соответствует аппарат ИВЛ конкретного производителя - Drger Savina 300. В обоснование указанного довода податель жалобы приводит технические характеристики указанного им аппарата со ссылкой на документацию о проведении закупки N 31603931741.
На вышеуказанные доводы подателя жалобы заказчиком, уполномоченным органом были представлены в письменной форме возражения, согласно которым в части описания объекта закупки положения аукционной документации не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, позволяют определить потребность заказчика. При этом заказчик отметил, что под описание объекта закупки попадают товары двух независимых производителей.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью у заказчика уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку аппарата искусственной вентиляции легких на строящийся объект: "Реконструкция КГБУЗ "Красноярская межрайонная клиническая больница скорой медицинской помощи имени Н.С. Карповича"" (извещение о проведении электронного аукциона от 26.07.2017 N 0119200000117004402).
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчику предписано использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Пунктами 1.8 и 2.4 раздела "Информационная карта электронного аукциона" аукционной документации определено, что функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товара, являющегося объектом закупки, изложены в Приложение N2 к указанному разделу аукционной документации (далее - Описание объекта закупки).
В Описании объекта закупки указано о том, что необходимо осуществить поставку аппаратов искусственной вентиляции легких, в том числе, имеющих следующие характеристики:
N п/п |
Функционально-технические характеристики, качественные и количественные требования к товару (Наименования технических параметров) |
Значения технических параметров |
3 |
Технические характеристики |
|
3.1 |
Привод и пневматическая схема: Электропривод - турбина с системой рециркуляции потока (bypass). Система рециркуляции потока обеспечивает быстрое изменение скорости инспираторного потока в ответ на респираторные потребности пациента. |
Наличие |
3.1.1 |
Диапазон скорости вращения ротора турбины, об. /мин |
С полным покрытием диапазона от 4000 до 12000 |
3.1.2 |
Потpебление тока пpи 230 В, А |
Не более 1,3 |
3.1.4 |
Температурный датчик на выходе газовой смеси из турбины: датчик для коррекции доставляемого дыхательного объема в соответствии с условиями BTPS |
Наличие |
3.1.9 |
Время задержки срабатывания клапана выдоха, сек |
Не более 0,005 |
3.1.10 |
Стерилизация многоразового клапана выдоха в автоклаве в собранном виде, без разборки, при температуре, °С |
Не менее 134 |
3.2. |
Время автономной работы от встроенного аккумулятора, мин |
Не менее 60 |
3.3. |
Подключение кислорода |
|
3.3.1 |
От централизованной системы газоснабжения с давлением, бар |
С полным покрытием диапазона от 2,7 до 6,0 |
4 |
Пользовательский интерфейс |
|
4.3 |
Настройка и подтверждение параметров вентиляции с помощью поворотного манипулятора. |
Наличие |
4.4 |
Тип дисплея: TFT, цветной |
Наличие |
4.5 |
Размер дисплея, дюйма |
Не более 6,1 |
8 |
Параметры вентиляции |
|
8.4 |
PEEP, мбар |
С полным покрытием диапазона от 0 до 35 |
13 |
Мониторинг дыхательного объема, минутной вентиляции, утечек, попыток самостоятельного дыхания с помощью термоанемометрического датчика потока, многоразового, не требующего регулярной замены. Метод термоанемометрии основан на расчете скорости потока по изменению температуры термопары. Дистальное расположение в магистрали выдоха сокращает влияние на точность измерения избыточной влаги и частиц бронхолегочного секрета, находящихся в выдыхаемом воздухе. |
Наличие |
Утверждение подателя жалобы о том, что в Описание объекта закупки были включены такие характеристики, которым соответствует аппарат ИВЛ конкретного производителя - Drger Savina 300, было документально опровергнуто заказчиком в ходе проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу путем предоставления документов, подтверждающих наличие на момент проведения закупки на товарном рынке предложений к реализации товара, являющегося объектом закупки и соответствующего техническим характеристикам, указанным в Описании объекта закупки, 2 (двух) производителей: Drgerwerk AG & Co. KGaA SavinaR (Германия) и ПКООО "Респект-плюс" ВИАН-3 турбо (Беларусь).
Действующим законодательством Российской Федерации не установлено требование о расширении конкуренции до всех без исключения потенциальных участников осуществления закупки, если следствием данного расширения станет вероятность получения товаров, не отвечающих первоначальным потребностям в части функционально-технических характеристик. При этом требования к таким функционально-техническим характеристикам приобретаемого оборудования формирует получатель данных изделий, а не представитель коммерческой организации, конечной целью которого является реализация имеющегося в наличии товара вне зависимости от степени его соответствия потребностям получателя.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок определения поставщика, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате определения поставщика лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям результативности, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.
Ссылка подателя жалобы на содержание документации о проведении закупки N 31603931741 не принимается Комиссией во внимание, поскольку такое содержание не имеет прямого отношения к действиям, совершенным заказчиком, уполномоченным органом при проведении рассматриваемого электронного аукциона.
Таким образом, в рассматриваемой части довод подателя жалобы признается Комиссией необоснованным.
Комиссия отмечает, что из буквального толкования положений части 1 статьи 33 Закона о
контрактной системе следует, что при описании объекта закупки запрещается, в том числе, использовать нестандартные показатели, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки без обоснования необходимости использования таких показателей, условных обозначений и терминологии.
ГОСТ Р 55954-2014 устанавливает основные технические требования к аппаратам искусственной вентиляции легких (аппараты ИВЛ) и предназначен для применения уполномоченными лицами государственных заказчиков при составлении технических заданий для конкурсной документации при проведении закупок высокотехнологичного оборудования для государственных нужд. Раздел 4 ГОСТ Р 55954-2014 определяет технические требования, предъявляемые к поставщикам аппаратов искусственной вентиляции легких, допустимые при государственных закупках.
Аппараты ИВЛ должны работать от питающей сети переменного тока с номинальным напряжением (220 +/- 22) В и частотой (50 +/- 0,5) Гц. Должна быть указана потребляемая мощность (пункт 4.1 ГОСТ Р 55954-2014). При этом ГОСТ Р 55954-2014 не содержит максимальных и/или минимальных, неизменных показателей потребляемой мощности аппарата ИВЛ, предполагаемого к закупке. В Описании объекта закупки заказчиком не была использована предусмотренная ГОСТ Р 55954-2014 характеристика аппарата ИВЛ "потребляемая мощность", при наличии использования не предусмотренного ГОСТ Р 55954-2014 диапазона показателей "Не более 1,3 А" характеристики "Потpебление тока пpи 230 В" (позиция N 3.1.2 Описания объекта закупки).
Аппарат ИВЛ (и его отдельные компоненты, защитные устройства) должны быть работоспособны при подключении к источникам сжатых медицинских газов (источникам пневматического питания - кислород, воздух и т.д.) с дыхательным давлением от 250 до 600 кПа и не должны вызывать неприемлемые риски при условиях единичного нарушения вплоть до максимального давления 1000 кПа (пункт 4.1 ГОСТ Р 55954-2014). В Описании объекта закупки заказчиком были использованы с учетом перевода единиц измерения (кПа в бар) значения показателей "С полным покрытием диапазона от 2,7 до 6,0 бар" характеристики "Подключение кислорода От централизованной системы газоснабжения с давлением" (позиции NN 3.3, 3.3.1), соответствующих ГОСТ Р 55954-2014. Однако, при установлении указанного допустимого заказчиком диапазона значений рассматриваемой характеристики заказчиком не были использованы предусмотренные ГОСТ Р 55954-2014 значения такой характеристики: от 250 кПа (2,5 бар) до 270 кПа (2,7 бар).
Пунктом 4.4 ГОСТ Р 55954-2014 предусмотрен допустимый диапазон значений "от 0 до 40 см.вод.ст" характеристики "Диапазон регулирования положительного давления в конце выдоха, PEEP". В Описании объекта закупки в отношении характеристики "PEEP" заказчиком был установлен диапазон значений "С полным покрытием диапазона от 0 до 35 мбар" (позиция N 8.4), который соответствует ГОСТ Р 55954-2014 с учетом перевода единиц измерения (мбар в см.вод.ст). Однако, при установлении указанного допустимого заказчиком диапазона значений рассматриваемой характеристики заказчиком не были использованы предусмотренные ГОСТ Р 55954-2014 значения такой характеристики, попадающие в диапазон значений свыше 35 мбар (35.69105011227 см.вод.ст) до 39.22552 мбар (40 см.вод.ст) с учетом перевода единиц измерения (мбар в см.вод.ст).
ГОСТ Р 55954-2014 определено, что состав аппарата ИВЛ должен допускать возможность изменения его конфигурации и позволять потребителю при заказе выбирать максимально удобный для себя вариант аппарата, в том числе, ГОСТ Р 55954-2014 предусмотрено вхождение в состав аппарата электронного блока с цветным TFT-дисплеем и сенсорной панелью управления (пункт 4.2). Пунктом 4.4 ГОСТ Р 55954-2014 предусмотрен в отношении характеристики "размер по диагонали цветного TFT дисплея" допустимый диапазон значений "не менее 12 дюймов". В Описании объекта закупки заказчиком не была использована предусмотренная ГОСТ Р 55954-2014 терминология "сенсорная" при описании технических характеристик панели управления аппарата ИВЛ, не был использован предусмотренный ГОСТ Р 55954-2014 диапазон значений "не менее 12 дюймов" размера цветного TFT дисплея, при наличии использования не предусмотренного ГОСТ Р 55954-2014 диапазона значений "не более 6,1 дюйма" указанной характеристики (позиция N 4.5 Описания объекта закупки).
В соответствии с пунктом 4.3 ГОСТ Р 55954-2014 аппараты ИВЛ должны иметь возможность работы в автономном режиме и в режиме интеграции с информационной сетью реанимационного отделения. В Описании объекта закупки заказчиком было предусмотрено наличие возможности работы аппарата ИВЛ в автономном режиме (позиция N 3.2), при этом в Описании объекта закупки заказчиком не было использовано предусмотренное ГОСТ Р 55954-2014 требование о наличии у аппарата ИВЛ режима интеграции с информационной сетью реанимационного отделения.
Вместе с этим, Комиссией было установлено, что положениями ГОСТ Р 55954-2014 не предусмотрены следующие показатели, требования, терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик аппаратов ИВЛ, использованные заказчиком в Описании объекта закупки: наличие электропривода - турбины с системой рециркуляции потока (bypass) (позиция N 3.1), диапазон скорости вращения ротора турбины от 4000 до 12000 об. /мин (позиция N 3.1.1), наличие температурного датчика на выходе газовой смеси из турбины: датчика для коррекции доставляемого дыхательного объема в соответствии с условиями BTPS (позиция N 3.1.4), время задержки срабатывания клапана выдоха не более 0,005 сек (позиция N 3.1.9), стерилизация многоразового клапана выдоха в автоклаве в собранном виде, без разборки, при температуре не менее 134 °С (позиция N 3.1.10), наличие в пользовательском интерфейсе возможности настройки и подтверждения параметров вентиляции с помощью поворотного манипулятора (позиция N 4.3), наличие возможности мониторинга дыхательного объема, минутной вентиляции, утечек, попыток самостоятельного дыхания с помощью термоанемометрического датчика потока, многоразового, не требующего регулярной замены; метод термоанемометрии основан на расчете скорости потока по изменению температуры термопары; дистальное расположение в магистрали выдоха сокращает влияние на точность измерения избыточной влаги и частиц бронхолегочного секрета, находящихся в выдыхаемом воздухе (позиция N13).
В содержании Описания объекта закупки Комиссией было установлено отсутствие ссылки заказчика на ГОСТ Р 55954-2014, при наличии следующей формулировки: "Обоснование необходимости использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии не установленных в соответствии с законодательством о техническом регулировании, законодательством о стандартизации РФ:
Применение параметров, условных обозначений и терминологии, касающихся технических, функциональных (потребительских свойств) и качественных характеристик товара, не учтенных Техническими Регламентами Таможенного Союза и национальными стандартами обусловлено необходимостью поставки товара надлежащего качества, с параметрами в наибольшей степени удовлетворяющими потребности Заказчика".
Комиссия отмечает, что вышеуказанная формулировка, исходя из буквального ее толкования, не носит конкретный характер, следовательно, является ничтожной (не имеющей юридической силы) по причине отсутствия в ней фактического обоснования необходимости (потребности заказчика) использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся характеристик аппаратов ИВЛ, не предусмотренных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации.
При этом анализ совокупности иных положений аукционной документации показал Комиссии отсутствие обоснования необходимости (потребности заказчика) использования в Описании объекта закупки других показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся характеристик аппаратов ИВЛ, не предусмотренных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Довод заказчика о том, что специфика характеристик, включенных в Описание объекта закупки, аппаратов ИВЛ обусловлена проектными решениями, предусмотренными проектной документацией на объект: "Реконструкция КГБУЗ "Красноярская межрайонная клиническая больница скорой медицинской помощи имени Н.С. Карповича"", не подлежит признанию Комиссией в качестве состоятельного, поскольку, во-первых, указанная проектная документация не является частью документации о проведении электронного аукциона, обосновывающей необходимость (потребность заказчика) использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся характеристик аппаратов ИВЛ, не предусмотренных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации, во-вторых, указанная проектная документация не является частью документации о проведении электронного аукциона, в соответствии с которой участникам закупки необходимо толковать потребность заказчика и заполнять заявку на участие в электронном аукционе.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что рассмотренные выше действия заказчика, уполномоченного органа, осуществляющего проведение электронного аукциона для нужд заказчика, выразившиеся в использовании в Описании объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся характеристик аппаратов ИВЛ, не предусмотренных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации, в отсутствие надлежащего обоснования необходимости использования таких показателей, требований, условных обозначений и терминологии, не подлежит признанию надлежащим исполнением требований пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате проведенной внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу Кулакова А.В. обоснованной в части составления описания объекта закупки с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
2. Признать заказчика, уполномоченный орган нарушившими требования части 1 статьи 33, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, уполномоченному органу предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в аукционную документацию.
4. Передать материалы по жалобе Кулакова А.В. уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица уполномоченного органа.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
А.А. Кириллова |
|
Е.М. Хоменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 28 июля 2017 г. N 1156
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.08.2017