Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение к решению
Думы Томского района
от 31 октября 2007 г. N 179
Районная целевая программа
"Развитие личных подсобных хозяйств
Томского района в 2008-2010 г.г."
27 августа 2009 г.
Паспорт
районной целевой программы
"Развитие личных подсобных хозяйств Томского района в 2008-2010 г.г."
Наименование программы |
Районная целевая программа "Развитие личных подсобных хозяйств Томского района в 2008-2010 г.г." |
Основание для разработки программы |
Приоритетный национальный проект "Развитие агропромышленного комплекса", Федеральный закон от 6 октября 2003г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный закон от 29 декабря 2006г. N264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", Закон Томской области от 9 июля 2003 г. N 84-ОЗ "О личном подсобном хозяйстве в Томской области", Закон Томской области от 29 декабря 2005г. N248-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по государственной поддержке сельскохозяйственного производства", Закон Томской области от 13 октября 2005 года N186-ОЗ "О целевом бюджетном Фонде государственной поддержки личных подсобных хозяйств Томской области", постановление Правительства РФ от 28 декабря 2006г. N826 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, в российских кредитных организациях в 2005 году на срок до 3 лет", постановление Правительства РФ от 28 декабря 2006г. N827 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, в российских кредитных организациях в 2006-2007 годах на срок до 5 лет", постановление Правительства РФ от 29 декабря 2006г. N833 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2006-2007 годах в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах членами этих кооперативов". |
Заказчик | Администрация Томского района |
Основной разработчик программы |
Управление по социально-экономическому развитию села Администрации Томского района |
Цели и задачи программы |
Основная цель программы - муниципальная поддержка развития сельскохозяйственного производства в личных подсобных хозяйствах района, направленное на социальную защиту сельского населения Томского района. Основные задачи программы: > Обеспечение устойчивого развития личных подсобных хозяйств и повышение их доходности; > Улучшение социальных условий и повышение жизненного уровня сельского населения; > Увеличение занятости экономически активного населения в селах Томского района путем создания благоприятных условий для развития личных подсобных хозяйств, расширения сферы приложения труда сельского населения, повышения его доходов, уровня жизни и материального состояния. |
Сроки реализации программы |
2008-2010 годы |
Основные программные мероприятия |
1.Разработка нормативных правовых актов, необходимых для реализации программы. 2. Определение ежегодного объема средств, выделяемых из бюджета Томского района на реализацию настоящей районной целевой Программы. 3. Широкое информирование населения района о муниципальной поддержке развития сельскохозяйственного производства в личных подсобных хозяйствах района.. 4.Методическая помощь и практические консультации конкретным ЛПХ специалистами в области сельского хозяйства: агроном, зоотехник, механик, экономист. 5. Содействие в централизованном обеспечении ЛПХ молодняком скота и птицы через Управление развития села. 6. Содействие по обеспечению грубыми кормами(сеном) личных подсобных хозяйств сельскохозяйственными предприятиями района по согласованным с Администрацией района объемам и расценкам. 7. Возмещение расходов по искусственному осеменению коров в ЛПХ из районного бюджета(100%). 8. Субсидирование затрат по воде, используемой ЛПХ для поения коров (1 корова-50% затрат, 2 и более коровы - 100% затрат)из районного бюджета. 9. Премирование лучших животноводческих ЛПХ по итогам года - по 3 призовых места в каждом сельском поселении (итого 57 ЛПХ) из районного бюджета. 10. Премирование сельских поселений за лучшее развитие ЛПХ по итогам года - 3 призовых места, из районного бюджета. 11. Содействие в увеличении объемов кредитования ЛПХ через "Россельхозбанк" и кредитные кооперативы путем проведения разъяснительной работы с населением, оказания помощи в экономических расчетах окупаемости заемных средств; 12. Содействие в субсидировании из областного и федерального бюджетов процентной ставки по привлеченным ЛПХ целевым банковским кредитам и займам в кредитных кооперативах. 13. Контроль за реализацией районной целевой Программы. |
Ответственные исполнители |
Управление по социально-экономическому развитию села Администрации Томского района |
Объемы и источники финансирования программы |
Средства бюджета Томского района: 2008 г. - 2 726 тыс.рублей* 2009 г. - 3 406 тыс.рублей* 2010 г. - 4 117 тыс.рублей* * ежегодно уточняются при принятии бюджета района на планируемый год |
Ожидаемые результаты | Успешное выполнение мероприятий Программы позволит не допустить снижения количества дворов, занимающихся личным подсобным хозяйством в районе, а также обеспечит: > увеличение поголовья коров в ЛПХ на 9,1% до 3600 голов; > увеличение поголовья КРС в ЛПХ на 3% до 7000 голов; > увеличение поголовья прочего скота в ЛПХ: свиней на 10,7% до 6200 голов, овец и коз на 56,3% до 3000 голов. > увеличение производства мяса в ЛПХ до 4530 тонн в год, производства молока до 13500 тонн в год. > достижение ежегодного прироста товарной с/х продукции района за счет развития ЛПХ на 10%. |
Система организации контроля за исполнением программы |
Контроль за реализацией программы осуществляется Администрацией Томского района и Думой Томского района. |
1. Обоснование необходимости разработки Программы.
Агропромышленный комплекс является важным фактором стабильности социально-экономического положения Томского района. Личные подсобные хозяйства (далее - ЛПХ) - значительная составная часть аграрного хозяйства Томского района.
В связи с неизбежным технологическим переоснащением крупного сельскохозяйственного производства, направленным на снижение себестоимости и повышения качества продукции, возникает социальная проблема, связанная с высвобождением в данном процессе трудоспособного населения.
Кроме того, в связи с тем, что удельный вес заработной платы, получаемой работниками во многих экономически слабых сельскохозяйственных предприятиях, в структуре доходов их семьи постепенно снижается, а доходы от ЛПХ, наоборот, растут, то экономическая роль и значение ЛПХ для семей, проживающих в пределах территорий данных предприятий, возрастает. Повышение роли ЛПХ в получении дохода отражает снижение уровня жизни сельского населения и является важным фактором (и вынужденной мерой) экономической защиты сельских жителей, так как сфера приложения их труда по другим направлениям существенно ограничена.
ЛПХ - это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. ЛПХ ведется гражданином единолично либо совместно с проживающими и (или) совместно осуществляющими с ним ведение ЛПХ членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения ЛПХ.
Кроме производства сельскохозяйственной продукции в ЛПХ сельским жителям приходится немало сил и средств направлять на поддержание и улучшение своих социально-бытовых условий, так как социальная сфера села значительно отстает от уровня и условий жизни в городе.
Для повышения не только уровня занятости, но и в целом уровня жизни населения на селе необходимо решить задачу по стимулированию и поддержке развития личных подсобных хозяйств района.
По состоянию на 01.01.07 (Приложение 1) личные подсобные хозяйства в районе ведут 24776 семей на общей площади земельных участков 7,6 тыс.га. На каждое ЛПХ приходится в среднем по 0,30 га земли. В ЛПХ района содержится 6400 голов КРС, в том числе 3300 голов коров, а также 5600 голов свиней, 2200 голов овец и коз.
Анализ структуры производства сельскохозяйственной продукции показывает, что на долю личных подсобных хозяйств в общем объеме производства сельхозпродукции района приходится: мяса - 8,7%, молока - 27,2%, картофеля - 59,2%, овощей - 40,8%, плодов - 99,4%. Средний удой от 1 коровы в ЛПХ составляет 3600кг.
По разным подсчетам, примерно 15-25 процентов произведенной в ЛПХ продукции в стоимостном выражении направляется на реализацию. Стоимость валовой сельскохозяйственной продукции, произведенной в ЛПХ района в 2006 году, в действующих ценах составила 561,9 млн.рублей, что составило 17 процентов от стоимости всей сельскохозяйственной продукции, произведенной в районе хозяйствами всех категорий.
Немаловажное значение имеет и тот факт, что уровень производства во многих ЛПХ значительно выше уровня производства в КФХ. Это обстоятельство говорит о том, что ЛПХ является хорошей базой для дальнейшего развития фермерства, а также других малых форм предпринимательства. Сохранению и развитию ЛПХ в немалой степени способствует чрезвычайно благоприятный налоговый климат: владельцу ЛПХ нужно платить только налог на землю.
Однако, в настоящее время ЛПХ района, особенно занимающиеся животноводством, сталкиваются с целым рядом проблем, сдерживающих их развитие, в частности:
1) постоянно повышающиеся затраты на создание продукции, которые опережают темпы роста цен на саму продукцию ЛПХ;
2) высоки цены на энергоносители, ГСМ, воду, сельскохозяйственную технику, средства малой механизации, минеральные удобрения, комбикорма и т.д.;
3) низкая экономическая эффективность производства животноводческой продукции в хозяйствах населения в связи с низкой племенной ценностью всех видов скота;
4) отсутствие квалифицированной консультации специалистов в области сельского хозяйства и в вопросах экономики;
5) не организованность, бессистемность в вопросах продажи населению молодняка скота и птицы, семян, с/х техники и инвентаря, ветеринарных препаратов, минеральных удобрений;
6) отсутствие у населения с/х техники для заготовки грубых кормов;
7) недостаточная информированность о возможности получения целевых кредитов и займов на развитие ЛПХ в Россельхозбанке в потребительских кредитных кооперативах, о возможности компенсации части процентной ставки по кредитам и займам из областного и федерального бюджетов;
8) недостаточная заинтересованность местной власти в развитии ЛПХ.
Для решения вышеназванных проблемных вопросов ЛПХ разработана настоящая программа, при подготовке которой учитывались следующие базовые положения:
- мелкотоварное сельское хозяйство является полноправным и неотъемлемым элементом агропромышленного комплекса и экономики сельского хозяйства района;
- развитие малых форм хозяйствования является основой формирования среднего класса - гаранта политической стабильности и социально ориентированной рыночной экономики района;
- потенциал мелкотоварного сельского хозяйства может быть реализован в полной мере при условии постоянного внимания со стороны местной и районной власти, финансовой поддержки со стороны государства.
Программа разработана в соответствии с приоритетным национальным проектом "Развитие агропромышленного комплекса", объявленным Президентом Российской Федерации, который предусматривает привлечение средств из федерального, регионального и местного бюджетов.
2. Основные цели и задачи Программы.
Основной целью Программы является развитие сельскохозяйственного производства в личных подсобных хозяйствах района, направленное на социальную защиту сельского населения Томского района.
Для достижения поставленной цели необходимо решить главные задачи:
- обеспечение устойчивого развития личных подсобных хозяйств и повышение их доходности;
- улучшение социальных условий и повышение жизненного уровня сельского населения;
- увеличение занятости экономически активного населения в селах Томского района путем создания благоприятных условий для развития личных подсобных хозяйств, расширения сферы приложения труда сельского населения, повышения его доходов, уровня жизни и материального состояния.
3. Сроки и этапы реализации Программы.
Реализация Программы будет осуществляться ежегодно в течение 2008-2010 годов. Показатели прогнозируемых значений отражены в Приложении 2. Программа подлежит ежегодной корректировке с учетом полученных по итогам года результатов по предложению заказчика Программы - Администрации Томского района.
4. Система программных мероприятий.
Производство продукции животноводства (молока и мяса) в личных подсобных хозяйствах является приоритетным направлением развития ЛПХ Томского района, которому в настоящей Программе уделено основное внимание.
Достижение поставленных в Программе целей и выход на прогнозируемые показатели будет обеспечен реализацией целого комплекса мероприятий:
1.Разработка нормативных правовых актов, необходимых для реализации программы:
- Положения о порядке возмещения расходов из районного бюджета по искусственному осеменению коров в ЛПХ;
- Положение о порядке субсидирования из районного бюджета затрат по воде, используемой ЛПХ для поения коров;
- Положение о порядке и условиях ежегодного конкурса среди животноводческих ЛПХ района;
- Положение о порядке и условиях ежегодного конкурса среди сельских поселений района за лучшее развитие ЛПХ.
2. Определение ежегодного объема средств, выделяемых из бюджета Томского района на реализацию настоящей районной целевой Программы.
3. Широкое информирование населения района о муниципальной поддержке развития сельскохозяйственного производства в личных подсобных хозяйствах района.
4. Методическая помощь и практические консультации конкретным ЛПХ специалистами Управления по социально-экономическому развитию села: специалист-агроном по вопросам растениеводства и садоводства, кормопроизводства; специалист-зоотехник по вопросам животноводства, птицеводства, пчеловодства; специалист-механик по техническим вопросам ведения хозяйства; специалист-экономист по вопросам экономической целесообразности расширения производства, рентабельности того или иного вида деятельности, окупаемости привлеченных кредитных ресурсов.
5. Содействие в централизованном обеспечении ЛПХ молодняком скота и птицы путем сбора заявок специалистом-зоотехником Управления по социально-экономическому развитию села от конкретных ЛПХ района на обеспечение молодняком скота и птицы, формирование сводной заявки по району и содействие в организации централизованных поставок соответствующими сельскохозяйственными организациями молодняка скота и птицы в сельские поселения согласно поданным заявкам.
6. Содействие по обеспечению грубыми кормами(сеном) личных подсобных хозяйств района сельскохозяйственными предприятиями района, занимающимися заготовкой сена, по согласованным ежегодно с Администрацией района объемам и расценкам (Приложение 3).
7. Возмещение из районного бюджета 100 процентов расходов по искусственному осеменению коров в ЛПХ. Проведение разъяснительной работы с населением о преимуществах искусственного осеменения коров с целью повышения племенной ценности скота.
8. Субсидирование из районного бюджета затрат по воде, используемой ЛПХ для поения коров из расчета 1 корова - 50 процентов затрат ежемесячно, 2 и более коровы - 100 процентов затрат ежемесячно.
9. Организация ежегодного конкурса и премирование лучших животноводческих ЛПХ района по итогам года - по 3 призовых места в каждом сельском поселении (итого 57 ЛПХ ежегодно).
10. Организация ежегодного конкурса и премирование Администраций сельских поселений района за лучшее развитие ЛПХ в поселении по итогам года - 3 призовых места ежегодно.
11. Содействие в увеличении объемов кредитования ЛПХ через ОАО "Россельхозбанк" и сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы района путем проведения разъяснительной работы с населением, оказания помощи в экономических расчетах окупаемости заемных средств.
12. Оказание методической и консультационной помощи специалистами Управления по социально-экономическому развитию села администрациям и инициативным группам сельских поселений по созданию сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов в сельских поселениях, по созданию удаленных рабочих мест действующих кредитных кооперативов.
13. Содействие в субсидировании из областного и федерального бюджетов процентной ставки по привлеченным ЛПХ целевым банковским кредитам и займам в сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах.
14. Контроль за реализацией районной целевой Программы.
Основные мероприятия программы, сроки их реализации и исполнители определены Планом основных мероприятий районной целевой Программы (Приложение 4).
Решением Думы Томского района от 27 августа 2009 г. N 322 раздел 5 настоящей Программы изложен в новой редакции
5. Механизм реализации Программы.
Заказчиком Программы является Администрация Томского района. Программа реализуется на районном уровне. Основным исполнителем Программы является Управление по социально-экономическому развитию села, специалисты и руководство которого в рабочем порядке будут осуществлять организационные, методические и консультационные мероприятия программы, а также информирование населения о муниципальной поддержке развития ЛПХ в районе.
При реализации Программы в части выплаты субсидий из районного бюджета и премирования лучших ЛПХ и сельских поселений предусматривается взаимодействие Управления по социально-экономическому развитию села, Управления Делами, Управления финансов, Отдела бухгалтерии Администрации Томского района и Администраций сельских поселений.
Возмещение расходов по искусственному осеменению коров в размере 100% на каждую осемененную корову будет способствовать не только снижению затрат ЛПХ на производство продукции, но и поможет повысить племенную ценность скота в районе, что в свою очередь повысит продуктивность данного скота.
Мероприятия по осеменению коров у населения, занимающегося личным подсобным хозяйством, будут осуществляться специалистами ОГУ "Томское районное ветеринарное управление", в том числе передвижной ветеринарной лабораторией по искусственному осеменению, а также специалистами-осеменаторами животноводческих сельскохозяйственных предприятий Томского района.
Порядок возмещения расходов по искусственному осеменению коров в ЛПХ района утверждается постановлением Главы Томского района (Главы Администрации).
Порядок субсидирования затрат по водоснабжению граждан, осуществляющих поение коров в ЛПХ района утверждается постановлением Главы Томского района (Главы Администрации).
Организацией ежегодного конкурса среди животноводческих ЛПХ района занимается Управление по социально-экономическому развитию села совместно с Администрациями сельских поселений.
Критериями отбора победителей конкурса являются:
- наибольшее количество голов коров в ЛПХ;
- общий уровень культуры ведения ЛПХ;
- участие в районных ярмарках.
Результаты конкурса подводятся по итогам года (октябрь-ноябрь) - по 3 призовых места в каждом сельском поселении (итого 57 ЛПХ ежегодно).
Организацией ежегодного конкурса среди Администраций сельских поселений района за лучшее развитие ЛПХ в поселении занимается Управление по социально-экономическому развитию села совместно с Управлением Делами.
Критериями отбора победителей конкурса являются:
- положительная динамика по наращиванию поголовья коров в ЛПХ поселения (данные статистики);
- организация в поселении работ по заготовке кормов для ЛПХ, по боронованию пастбищ для ЛПХ, по содействию ЛПХ в получении районных субсидий (по осеменению, по воде), по содействию ЛПХ в получении банковских кредитов и займов в кредитных кооперативах (количество полученных кредитов и займов к количеству ЛПХ в поселении).
Результаты конкурса подводятся по итогам года (октябрь-ноябрь) - 3 призовых места ежегодно.
6. Ресурсное обеспечение Программы.
Общая сумма расходов районного бюджета на реализацию Программы на период 2008-2010 годы - 10 247 855 (десять миллионов двести сорок семь тысяч восемьсот пятьдесят пять) рублей, в том числе:
2008 год - всего 2 725 340 рублей, из них:
- на возмещение расходов по искусственному осеменению коров - 529 000 рублей;
- субсидирование затрат по воде, используемой для поения коров - 1 679 000 рублей;
- премирование лучших животноводческих ЛПХ - 342 000 рублей (из расчета премия за 1 место-10 000 рублей, за 2 место-5 000 рублей, за 3 место- 3 000 рублей);
- премирование сельских поселений за лучшее развитие ЛПХ - 175 000 рублей (из расчета премия за 1 место-100 000 рублей, за 2 место-50 000 рублей, за 3 место- 25 000 рублей).
2009 год - всего 3 405 960 рублей, из них:
- на возмещение расходов по искусственному осеменению коров - 808 260 рублей;
- субсидирование затрат по воде, используемой для поения коров - 1 817 700 рублей;
- премирование лучших животноводческих ЛПХ - 570 000 рублей (из расчета премия за 1 место-15 000 рублей, за 2 место-10 000 рублей, за 3 место- 5 000 рублей);
- премирование сельских поселений за лучшее развитие ЛПХ - 210 000 рублей (из расчета премия за 1 место-120 000 рублей, за 2 место-60 000 рублей, за 3 место- 30 000 рублей).
2010 год - всего 4 116 555 рублей, из них:
- на возмещение расходов по искусственному осеменению коров - 1 096 680 рублей;
- субсидирование затрат по воде, используемой для поения коров - 1 961 875 рублей;
- премирование лучших животноводческих ЛПХ - 798 000 рублей (из расчета премия за 1 место-20 000 рублей, за 2 место-15 000 рублей, за 3 место- 7 000 рублей);
- премирование сельских поселений за лучшее развитие ЛПХ - 260 000 рублей (из расчета премия за 1 место-150 000 рублей, за 2 место-75 000 рублей, за 3 место- 35 000 рублей).
Расчет затрат районного бюджета на реализацию программы изложен в Приложении 5.
7. Оценка социально-экономической эффективности Программы.
В результате комплексной реализации мероприятий настоящей Программы к 2010 году по оценкам специалистов удастся:
Не допустить снижения количества дворов, занимающихся личным подсобным хозяйством в районе.
Увеличить поголовье коров в личных подсобных хозяйствах на 9,1% до 3600 голов.
Увеличить поголовье КРС в личных подсобных хозяйствах на 3% до 7000 голов.
Увеличить поголовье прочего скота в личных подсобных хозяйства: свиней на 10,7% до 6200 голов, овец и коз на 56,3% до 3000 голов.
Увеличить производство мяса в личных подсобных хозяйствах до 4530 тонн в год, производство молока до 13500 тонн в год.
Увеличить продуктивность от одной коровы на 4,2% до 3750кг. в год.
Оценка эффективности реализации районной целевой Программы будет осуществляться на основе следующих индикаторов:
1) удельный вес ЛПХ в структуре сельскохозяйственного производства Томского района (мясо, молоко);
2) ежегодный прирост товарной сельскохозяйственной продукции района за счет развития ЛПХ на 7-10%.
8. Организация управления Программой и контроль за ее выполнением.
Ответственным за реализацию Программы является Управление по социально-экономическому развитию села Администрации Томского района.
Контроль за реализацией программы осуществляет Администрация Томского района и Дума Томского района.
Управление по социально-экономическому развитию села ежегодно представляет отчет в Думу Томского района о ходе выполнения мероприятий Программы.
В ходе реализации Программы в нее могут вноситься изменения и дополнения, учитывающие меняющуюся динамику развития малых форм хозяйствования, к которым относятся личные подсобные хозяйства, а также появление новых теоретических и практических разработок, а также подлежит ежегодной корректировке с учетом полученных по итогам года результатов по реализации Программы.
Глава Томского района
(Глава Администрации) |
А.Н. Каплунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.