Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 28 июля 2017 г. N 04-01/336-2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Комиссия) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя Комиссии:
- "_...." - руководитель Управления.
Члены Комиссии:
-"_...." - начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Управления;
-"_...." - главный специалист-эксперт отдела закупок и торгов Управления,
при участии
от ООО "Новострой" (г. Москва) (далее - Заявитель) - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика (далее - Заказчик) - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом.
Рассмотрев жалобу ООО "Новострой" (г. Москва) на действия Заказчика Муниципального казенного учреждения "Служба заказчика" муниципального образования Шурышкарский район (ИНН: 8907002413) при осуществлении закупки способом электронного аукциона Капитальный ремонт "МБОУ Мужевская СОШ им. Архангельского с. Мужи по адресу ул. Истомина, 9", НМЦК - 22 755 037 рублей 00 копеек (извещение N 0190300002717000247) и результат осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила жалоба от ООО "Новострой" (г. Москва) на действия Заказчика при осуществлении закупки способом электронного аукциона Капитальный ремонт "МБОУ Мужевская СОШ им. Архангельского с. Мужи по адресу ул. Истомина, 9", НМЦК - 22 755 037 рублей 00 копеек (извещение N 0190300002717000247).
По мнению Заявителя, в соответствии с частью 3 статьи 96 ФЗ N44-ФЗ исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 ФЗ N44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В разделе 17.1 проекта контракта установлен срок действия данного контракта в следующей форме:
17.1. Контракт, подписанный сторонами в соответствии с ч. 7 ст. 70 Федерального закона от 05.04.2013 44-ФЗ, считается заключенным с момента размещения в единой информационной системе и действует до полного исполнения Сторонами принятых на себя обязательств, в том числе в части взаиморасчётов.
Указанная формулировка окончания срока действия контракта не позволяет определить срок окончания действия контракта, поскольку его наступление поставлено в зависимость от события, относительно которого неизвестно, произойдет оно или нет.
Таким образом, при выборе способа обеспечения контракта в виде предоставления банковской гарантии участнику закупки, фактически, не представляется возможным установить срок действия банковской гарантии, поскольку заказчиком изначально не установлен срок действия контракта, что противоречит пункту 8 части 1 статьи 64 ФЗ N44-ФЗ.
Представитель от Заказчика на заседании Комиссии не присутствовал, были представлены письменные возражения на жалобу, в которых Заказчик не согласен с доводами жалобы, просит признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при осуществлении закупки способом электронного аукциона Капитальный ремонт "МБОУ Мужевская СОШ им. Архангельского с. Мужи по адресу ул. Истомина, 9" (извещение N 0190300002717000247), не обоснованной.
В результате рассмотрения жалоб и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией установлено:
Уполномоченным органом - Администрацией муниципального образования Шурышкарский район 28.06.2017 г. на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0190300002717000247 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта при осуществлении закупки способом электронного аукциона Капитальный ремонт "МБОУ Мужевская СОШ им. Архангельского с. Мужи по адресу ул. Истомина, 9" (извещение N 0190300002717000247). Дата окончания подачи заявок 24.07.2017 г. Начальная (максимальная) цена контракта - 22 755 037,00 рублей.
Комиссией установлено, что Заявитель оспаривает документацию Заказчика.
На заседании Комиссии установлено, что Заявитель полагает что п. 17.1 Проекта контракта размещенный в составе конкурсной документации не позволяет определить срок действия банковской гарантии.
Согласно части 3 статьи 425 ГК РФ "Действие договора" Законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Согласно постановлению Президиума Высшего арбитражного суда от 31 мая 2005 года N 929/05 банковская гарантия выдается на основании требований статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей возможность исчисления срока с указанием на событие, которое неизбежно должно наступить.
Согласно статье 190 Гражданского кодекса Российской Федерации:
"Установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить."
То есть срок действия банковской гарантии может быть определен не только календарной датой, но и указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Данный вывод так же содержится в Постановлении ФАС МО от 26.01.2004 N КГ-А40/10470-03, Постановлении ФАС СКО от 20.03.2007 NN Ф08-1210/2007, А25-920/06-9. Пояснения по срокам банковской гарантии содержатся в Постановлении Пленума ВАС РФ, ВАС РФ от 23.03.2012 N 14 "Об отдельных вопросах практики разрешения споров, связанных с оспариванием банковских гарантий" -Банковская гарантия, выданная на срок, меньший, чем срок исполнения обеспеченного обязательства, не может быть признана недействительной по названному основанию, так как она обеспечивает иные обязательства, которые могут возникнуть между принципалом и бенефициаром до наступления срока исполнения основного обязательства (например, в связи с односторонним отказом от исполнения договора, расторжением договора, которые влекут возникновение у кредитора права требовать возмещения убытков, возврата предварительной платы и т.п.).
Комиссия пришла к следующим выводам: "Согласно письму Минэкономразвития от 4 сентября 2015 г. N ОГ-Д28-12171, положения Закона N 44-ФЗ не регулируют вопрос указания срока действия государственного контракта в проекте государственного контракта. При этом отмечается, что согласно пункту 3 статьи 96 Закона N 44-ФЗ исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона N 44-ФЗ, Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 329 ГК РФ прекращение основного обязательства влечет прекращение обеспечивающего его обязательства, на основании исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по контракту у заказчика возникает обязанность по возвращению обеспечения исполнения данного контракта.
Таким образом, по мнению Минэкономразвития России, в случаях, когда срок действия контракта определен как момент полного исполнения обязательств, банковская гарантия должна предоставляться с учетом срока исполнения основного обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя). Пунктом 3.1 Проекта Контракта предусмотрен срок выполнения основного обязательства по Контракты "в течение 20 дней с момента заключения контракта." Таким образом, срок банковской гарантии должен рассчитываться с момента заключения Контракта по извещению N 0190300002717000247.
Таким образом, Комиссия не установила нарушений законодательства о контрактной системе в действиях Заказчика.
Доводы Заявителя ООО "Новострой" (г. Москва) не находят своего подтверждения.
Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе Комиссия
решила:
Признать жалобу ООО "Новострой" (г. Москва) на действия Заказчика при осуществлении закупки способом электронного аукциона Капитальный ремонт "МБОУ Мужевская СОШ им. Архангельского с. Мужи по адресу ул. Истомина, 9", НМЦК - 22 755 037 рублей 00 копеек (извещение N 0190300002717000247http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view. html?printFormId=29963651), не обоснованной.
Председатель комиссии "_...."
Члены комиссии "_...."
"_...."
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
"_...."
34922-3-56-80
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 28 июля 2017 г. N 04-01/336-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.07.2017