Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение к Закону Томской области
"Об утверждении областной целевой программы
"Строительство жилья социального назначения
и ликвидация ветхого и аварийного жилищного фонда
в Томской области в 2006-2010 годах с прогнозом до 2020 года"
Областная целевая программа
"Строительство жилья социального назначения и ликвидация ветхого
и аварийного жилищного фонда в Томской области в 2006-2010 годах
с прогнозом до 2020 года"
Паспорт программы
Наименование программы |
"Строительство жилья социального назначения и ликвидация ветхого и аварийного жилищного фонда в Томской области в 2006-2010 годах с прогнозом до 2020 года" |
Дата принятия решения о разработке программы, (наименование и номер соответствующего нормативного акта) |
Распоряжение Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 22.02.2005 N 72-р "О записке Комитета по работе с представительными и законодательными органами власти" |
Государственный заказчик программы |
Администрация Томской области, Департамент строительства, архитектуры и дорожного комплекса Администрации Томской области |
Основной разработчик программы |
Департамент строительства, архитектуры, и дорожного комплекса Администрации Томской области |
Цели и задачи программы |
Основными целями программы являются: обеспечение жилыми помещениями граждан, проживающих в муниципальном и государственном жилищном фонде, признанном непригодным для проживания; ликвидация ветхого и аварийного муниципального и государственного жилищного фонда. Основными задачами программы являются: оказание финансовой помощи органам местного самоуправления в обеспечении жилыми помещениями граждан, проживающих в муниципальном и государственном жилищном фонде, признанном непригодным для проживания: подготовка условий и разработка механизмов по переселению граждан из муниципального и государственного жилищного фонда, непригодного для проживания; оказание содействия органам местного самоуправления по выполнению обязательств собственника по предоставлению жилых помещений гражданам, проживающим в муниципальном и государственном жилищном фонде, признанном непригодным для проживания; оптимизация развития территорий, занятых в настоящее время муниципальным и государственным жилищным фондом, признанным непригодным для проживания. |
Сроки и этапы реализации программы |
Сроки и этапы: 2006-2020 годы: I-й этап 2006-2010 годы II-й этап 2011-2020 годы |
Перечень основных мероприятий |
1. Корректировка реестров муниципальных и государственных ветхих и аварийных жилых помещений (жилых домов) и утвержденных муниципальных программ переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда. 2. Установление очередности сноса муниципального и государственного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и этапов переселения граждан. 3. Поэтапное переселение граждан из муниципальных и государственных ветхих и аварийных жилых помещений (жилых домов) и снос данных жилых помещений (жилых домов). |
Исполнители программы |
Департамент строительства, архитектуры и дорожного комплекса Администрации Томской области; органы местного самоуправления (по согласованию); заинтересованные организации (по согласованию). |
Объем и источники финансирования |
Потребность в финансовых ресурсах - 8856,1 млн. руб. (прогноз) из них: 7461,6 млн. руб. - средства местных бюджетов (средства, собираемые за наем муниципального жилищного фонда); 1394,5 млн. руб. - средства федерального, областного и местных бюджетов. |
Ожидаемые конечные результаты |
На I-ом этапе - обеспечение прекращения наращивания объемов муниципальных и государственных ветхих и аварийных жилых помещений (жилых домов); на II-ом этапе - обеспечение уменьшения доли муниципального и государственного ветхого и аварийного жилищного фонда в общем объеме жилищного фонда Томской области; к 2020 году - обеспечение расселения 928,2 тыс. кв. метров муниципального и государственного ветхого и аварийного жилищного фонда. |
Органы, осуществляющие контроль за реализацией программы |
Государственная Дума Томской области, Администрация Томской области Администрация Томской области ежегодно представляет отчет о ходе выполнения мероприятий программы в Государственную Думу Томской области |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
Общая площадь государственного и муниципального ветхого и аварийного жилищного фонда в Томской области по данным мониторинга, проведенного Департаментом строительства, архитектуры и дорожного комплекса Администрации Томской области, составляет 712,7 тыс. кв. м. (Приложение 1), в том числе 498,9 тыс. кв. м. жилья подлежит сносу. За пять лет (1998-2003 годы) увеличение ветхого и аварийного жилищного фонда составило 182 %. Суммарная площадь ветхих и аварийных жилых помещений (жилых домов) в 4,7 раза превышает объем годового ввода в действие жилых домов в целом по Томской области за счет средств всех источников финансирования.
Ветхий и аварийный жилищный фонд имеется во всех муниципальных образованиях области. Количество государственного и муниципального ветхого и аварийного жилищного фонда, приходящегося на одного жителя, проживающего на территории муниципальных образований Томской области, изменяется от 0,1 до 4,4 кв. м./чел. Доля государственного и муниципального ветхого и аварийного жилищного фонда в составе жилищного фонда муниципальных образований также имеет высокую степень дифференциации и изменяется от 0,2 % до 28,3 %.
В настоящее время граждане, проживающие в государственных и муниципальных ветхих и аварийных жилых помещениях (жилых домах), в основном, не в состоянии самостоятельно приобрести или получить на условиях социального найма жилые помещения удовлетворительного качества.
Общая потребность в финансовых ресурсах по Томской области на переселение граждан из государственного и муниципального ветхого и аварийного жилищного фонда составляет более 8856,1 млн. руб. (в ценах 2005 года).
2. Основные цели и задачи Программы
1. Основными целями программы являются:
обеспечение жилыми помещениями граждан, проживающих в муниципальном и государственном жилищном фонде, признанном непригодным для проживания;
ликвидация ветхого и аварийного муниципального и государственного жилищного фонда.
Основными задачами программы являются:
оказание финансовой помощи органам местного самоуправления в обеспечении жилыми помещениями граждан, проживающих в муниципальном и государственном жилищном фонде, признанном непригодным для проживания;
подготовка условий и разработка механизмов по переселению граждан из муниципального и государственного жилищного фонда, непригодного для проживания;
оказание содействия органам местного самоуправления по выполнению обязательств собственника по предоставлению жилых помещений гражданам, проживающим в муниципальном и государственном жилищном фонде, признанном непригодным для проживания;
оптимизация развития территорий, занятых в настоящее время муниципальным и государственным жилищным фондом, признанным непригодным для проживания.
2. В рамках реализации программы необходимо решение следующих блоков вопросов:
1) нормативно-правовой:
разработка механизмов оказания содействия органам местного самоуправления в выполнении обязательств собственника по предоставлению жилых помещений гражданам, проживающим в государственном и муниципальном ветхом и аварийном жилищном фонде;
2) финансовое обеспечение:
обеспечение установления платы за наем жилых помещений в муниципальном жилищном фонде на уровне экономически обоснованной величины, использование платы за наем через аккумулирование средств в целевом бюджетном фонде на строительство (приобретение) жилых помещений для переселения граждан, проживающих в государственном и муниципальном ветхом и аварийном жилищном фонде;
выделение средств областного бюджета, в первую очередь, муниципальным образованиям, в которых имеется утвержденная представительными органами местного самоуправления муниципальная программа по переселению граждан из государственного и муниципального ветхого и аварийного жилищного фонда.
3. Программа включает в себя два уровня решения проблемы переселения граждан из государственного и муниципального ветхого и аварийного жилищного фонда:
1) областной уровень.
Областная программа определяет масштаб проблемы, сроки ее решения, потребность в финансовых ресурсах в разрезе муниципальных образований, меры и пути предоставления финансовой поддержки из областного бюджета для переселения граждан из государственного и муниципального ветхого и аварийного жилищного фонда на условиях софинансирования;
2) уровень муниципальных образований.
Рекомендуемое содержание муниципальных программ:
конкретные планы действий, осуществляемые органами местного самоуправления;
создание целевых бюджетных фондов, расходование средств из которых может осуществляться на строительство (приобретение) жилых помещений для граждан, проживающих в государственном и муниципальном ветхом и аварийном жилищном фонде;
по-объектные реестры государственных и муниципальных ветхих и аварийных жилых помещений (жилых домов);
организационную схему эффективного управления бюджетными средствами, поступающими на программные цели;
информацию об объектах строительства, реконструкции и вторичного рынка жилья, планируемых для использования в целях реализации программы переселения.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Областная целевая программа предусматривает комплекс мероприятий, который должен быть реализован в течение 2006 - 2020 годов.
На первом этапе (2006-2010 годы) необходимо создание методических, организационных и правовых условий:
1) разработка методических основ технической экспертизы и инвентаризации государственного и муниципального ветхого и аварийного жилищного фонда;
2) проведение технической экспертизы и инвентаризации государственного и муниципального ветхого и аварийного жилищного фонда с классификацией этих зданий по категориям:
здания, восстановление которых невозможно;
здания, восстановление которых технически возможно, но экономически нецелесообразно;
здания, восстановление которых технически возможно и экономически целесообразно;
3) создание в муниципальных образованиях целевых бюджетных фондов, расходование средств из которых может осуществляться на строительство (приобретение) жилых помещений для граждан, проживающих в государственном и муниципальном ветхом и аварийном жилищном фонде;
4) установление очередности сноса и/или реконструкции жилищного фонда (по районам, микрорайонам, участкам, зданиям) и, соответственно, очередности переселения граждан;
5) обеспечение выполнения обязательств собственника (собственников) жилищного фонда по предоставлению жилых помещений гражданам, проживающим в государственном и муниципальном ветхом и аварийном жилищном фонде;
6) разработка и конкурсный отбор инвестиционных проектов для финансирования комплексной застройки территорий, освобождающихся в результате сноса расселенных ветхих и аварийных жилых помещений (жилых домов), в первую очередь, территорий, имеющих высокую градостроительную ценность.
Решение проблемы переселения граждан из государственного и муниципального ветхого и аварийного жилищного фонда на первом этапе будет осуществляться путем финансирования достройки жилья высокой степени готовности и покупки вторичного жилья, благоустроенного применительно к условиям конкретного населенного пункта и отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям.
Второй этап программы (2011-2020 годы) нацелен на реализацию следующих задач:
формирование жилищного фонда для переселения граждан из жилых помещений (жилых домов), признанных непригодными для проживания и подлежащих сносу;
поэтапное переселение жильцов и снос (реконструкция) государственного и муниципального ветхого и аварийного жилищного фонда;
проведение аукционов освобожденных земельных участков для новой застройки.
4. Система программных мероприятий
В соответствии с поставленными целями и задачами система программных мероприятий включает в себя работу по следующим направлениям:
1. Правовое и методологическое обеспечение:
1) подготовка реестра ветхих и аварийных жилых помещений (жилых домов) (Приложение 5).
Критерии и технические условия отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории непригодных для проживания установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47.
При разработке муниципальных программ переселения граждан из государственного и муниципального ветхого и аварийного жилищного фонда предусматривается составление реестров государственных и муниципальных ветхих и аварийных жилых помещений (жилых домов). В данные реестры подлежат включению жилые помещения, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, признанные в установленном законодательством порядке непригодными для проживания.
На основании реестров муниципальных программ составляется реестр государственных и муниципальных ветхих и аварийных жилых помещений (жилых домов) в целом по области. Данный областной реестр подлежит уточнению один раз в два года на основании информации, предоставляемой органами местного самоуправления. При этом уточняется объем данного жилищного фонда, численность проживающего в нем населения, и, соответственно, уточняются объемы финансирования из федерального, областного и местных бюджетов;
2) формирование нормативной правовой базы для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.
Правовое обеспечение переселения граждан из государственного и муниципального ветхого и аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.
В рамках реализации программы планируется разработка и принятие на областном уровне нормативных правовых актов:
о внесении изменений и признании утратившими силу отдельных действующих нормативных правовых актов;
о внесении изменений в настоящую программу.
В случае необходимости в рамках реализации программы на областном уровне будут разработаны и приняты иные нормативные правовые акты.
На уровне муниципальных образований планируется разработка и принятие муниципальных программ переселения граждан, проживающих в государственном и муниципальном ветхом и аварийном жилищном фонде, а также иных муниципальных правовых актов, регулирующих жилищные правоотношения.
2. Финансово-инвестиционное обеспечение:
1) использование бюджетных ресурсов для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.
Бюджетными ресурсами являются целевые средства федерального, областного и местных бюджетов, выделяемые на финансирование программы, которые могут быть образованы за счет следующих источников:
средства областного бюджета, распределяемые муниципальным образованиям;
средства, образуемые в результате эффективного использования муниципальных земель. Платежи от конкурсной продажи в собственность (или долгосрочную аренду) под коммерческое строительство ценных в градостроительном отношении земельных участков, находящихся в центре города (района), где расположен государственный и муниципальный ветхий и аварийный жилищный фонд;
средства, образуемые в результате эффективного использования муниципальной жилой недвижимости. В качестве финансового источника в этом случае рассматривается плата граждан за наем муниципального жилищного фонда, которая должна отражать качественные отличия в потребительских свойствах нанимаемого жилья, а дифференциация ее значения - в максимальной степени ориентироваться на рыночную ситуацию (Приложение 2);
поступления по другим целевым программам, направленным на улучшение жилищных условий граждан;
средства местных бюджетов, выделяемых на реализацию программы;
2) консолидация финансовых ресурсов для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.
Для эффективного использования бюджетных средств, выделяемых на реализацию областной и муниципальных программ по переселению граждан из государственного и муниципального ветхого и аварийного жилищного фонда, муниципальным образованиям рекомендуется создавать целевые бюджетные фонды. Источниками для пополнения фондов могут служить: плата за наем жилых помещений в муниципальном и государственном жилищном фонде (Приложения 2, 3, 4), средства областного бюджета, выделяемые в рамках программы, средства местных бюджетов. Цель создания данных фондов - консолидация финансовых ресурсов для реализации указанной программы, в т.ч. для расходования средств:
на переселение граждан, проживающих в государственном и муниципальном ветхом и аварийном жилищном фонде, которое осуществляется через строительство (приобретение) жилых помещений;
на привлечение заемных средств и обслуживание долга (заемщиком выступает муниципальное образование в лице уполномоченного органа местного самоуправления).
5. Ресурсное обеспечение Программы
1. Расходы на реализацию программы составят 8856,1 млн. руб. (в ценах 2005 года). Прогнозное распределение финансовых ресурсов на реализацию программы приведено в Приложении 3.
Объемы финансирования на 2006-2020 годы подлежат ежегодному уточнению при формировании проекта областного бюджета на соответствующий год, исходя из его возможностей. Кроме того, финансирование мероприятий по переселению граждан из государственного и муниципального ветхого и аварийного жилищного фонда будет осуществляться и в рамках других целевых программ, предусматривающих строительство (приобретение) жилых помещений для граждан.
2. Основными критериями распределения ресурсов, полученных на реализацию программы из федерального и областного бюджетов, между муниципальными образованиями являются:
наличие разработанной и утвержденной представительным органом местного самоуправления муниципальной программы переселения граждан из государственного и муниципального ветхого и аварийного жилищного фонда;
наличие целевых бюджетных фондов, по расходованию средств на строительство (приобретение) жилых помещений;
наличие реестра государственных и муниципальных ветхих и аварийных жилых помещений (жилых домов);
площадь государственного и муниципального ветхого и аварийного жилищного фонда в муниципальном образовании;
доля государственного и муниципального ветхого и аварийного жилищного фонда в жилищном фонде муниципального образования;
количество человек (семей), проживающих в данном жилищном фонде;
объем средств местного бюджета, направленных (планируемых) на реализацию мероприятий программы;
обеспечение софинансирования мероприятий программы из средств местных бюджетов (без учета средств, собираемых за счет платы за наем муниципального и государственного жилищного фонда) 30% от потребности в 2006 году и 50% от потребности в последующие годы.
6. Механизм реализации Программы
Реализация программы включает в себя областной уровень и уровень муниципального образования.
1. Задачи органов государственной власти Томской области:
Формирование областной целевой программы переселения граждан из государственного и муниципального ветхого и аварийного жилищного фонда на основе обобщения представляемых органами местного самоуправления аналогичных муниципальных программ.
Формирование графика финансирования программы.
Мониторинг целевого и рационального использования бюджетных средств.
Создание необходимой нормативной правовой базы.
Взаимодействие с государственным заказчиком соответствующей федеральной целевой подпрограммы.
Корректировка программы в соответствии с данными реестра государственных и муниципальных ветхих и аварийных жилых помещений (жилых домов).
2. Задачи органов местного самоуправления:
1) формирование муниципальных программ переселения граждан из государственного и муниципального ветхого и аварийного жилищного фонда, включающей следующие рекомендуемые показатели:
объем требуемых инвестиций;
софинансирование программ из средств местных бюджетов;
объем привлекаемых внебюджетных ресурсов;
распределение средств, выделяемых на реализацию мероприятий программы, по направлениям: объекты строительства (предпочтение отдается объектам с высокой степенью готовности), реконструкция, приобретение жилья на вторичном рынке;
создание необходимой нормативной правовой базы (в т.ч. регламентирующей процедуру выбора подрядчиков по выполнению работ по сносу расселенного государственного и муниципального ветхого и аварийного жилищного фонда и оборудованию участков инженерной инфраструктурой);
составление и предоставление отчета о расходовании средств, полученных из областного и федерального бюджетов на реализацию мероприятий муниципальной программы;
ежегодная корректировка реестра государственных и муниципальных ветхих и аварийных жилых помещений (жилых домов) по состоянию на первое апреля;
2) определение размера денежных средств, необходимых на строительство (приобретение) жилых помещений для граждан, переселяемых из государственного и муниципального ветхого и аварийного жилищного фонда. Размер денежных средств определяется исходя из общей площади ранее занимаемого гражданином жилого помещения, признанного в установленном законодательством порядке непригодным для проживания. При строительстве (приобретении) жилых помещений большей площадью, разница, превышающая установленную норму, за счет средств областного и федерального бюджетов не оплачивается;
3) переселение граждан, проживающих в государственном и муниципальном ветхом и аварийном жилищном фонде;
4) ликвидация расселенного государственного и муниципального ветхого и аварийного жилищного фонда.
7. Управления программой, формы и методы контроля за реализацией Программы
Управление областной целевой программой "Строительство жилья социального назначения и ликвидация ветхого и аварийного жилищного фонда в 2006-2010 годах с прогнозом до 2020 года" осуществляется заказчиком в лице Департамента строительства, архитектуры и дорожного комплекса Администрации Томской области.
Администрация Томской области осуществляет координацию реализации мероприятий программы, осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, осуществляет мониторинг выполнения программных мероприятий, организует проведение конкурсов инвестиционных проектов и принимает участие в выборе на конкурсной основе участников программы (проектные и строительные организации, банки, страховые компании и др.).
Органы местного самоуправления формируют реестр государственных и муниципальных ветхих и аварийных жилых помещений в муниципальном образовании, разрабатывают и утверждают муниципальные программы, осуществляют контроль за выполнением программы на местном уровне, участвуют в подготовке предложений по порядку переселения граждан.
Контроль за реализацией программы осуществляют Государственная Дума Томской области и Администрация Томской области.
Администрация Томской области ежегодно представляет отчет о ходе выполнения мероприятий программы в Государственную Думу Томской области
8. Оценка эффективности, социально-экономических и экологических
последствий от реализации Программы
В результате реализации программы достигается ликвидация государственного и муниципального ветхого и аварийного жилищного фонда. При соблюдении графика финансирования, за период реализации программы должно быть расселено не менее 928 тыс. кв. м. ветхого и аварийного жилья (Приложение 4).
Реализация программы позволит обеспечить переселение граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, улучшение архитектурного облика населенных пунктов, а также снижение социальной напряженности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.