Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Думы ЗАТО Северск
от 30 августа 2007 г. N 37/12
О ходе исполнения настоящей целевой программы см. Решение Думы городского округа ЗАТО Северск от 18 сентября 2008 г. N 58/15
Целевая программа
"Развитие особо охраняемой природной территории местного
значения "Озерный комплекс пос.Самусь ЗАТО Северск"
на 2008-2010 годы
Паспорт программы
Наименование программы |
Развитие особо охраняемой природной территории местного значения "Озерный комплекс пос.Самусь ЗАТО Северск" на 2008-2010 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"; Закон Томской области от 12.08.2005 N 134-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях в Томской области"; Решение Думы ЗАТО Северск от 21.12.2006 N 26/7 "О создании особо охраняемой природной территории местного значения "Озерный комплекс пос.Самусь ЗАТО Северск"; Распоряжение Главы Администрации ЗАТО Северск от 13.04.2007 N 435 "О разработке целевой программы "Развитие особо охраняемой природной территории местного значения "Озерный комплекс пос.Самусь ЗАТО Северск" на 2008 - 2010 годы" |
Заказчик Программы |
Администрация ЗАТО Северск |
Основные разработчики Программы |
Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов Администрации ЗАТО Северск (далее - КООСиПР) |
Цель Программы |
Сохранение уникальной водной экосистемы, имеющей природоохранное, научное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение |
Задачи Программы |
Сохранение и восстановление лесных озер, отнесенных к уникальным природным ландшафтам; организация экологически целесообразного использова-ния водосборного бассейна озер; создание условий для отдыха населения и сохранение рекреационных ресурсов; разработка и внедрение методов охраны природы в условиях рекреационного использования территории |
Сроки |
2008 - 2010 гг. |
Перечень основных направлений |
1. Инвентаризация и мониторинг состояния особо охраняемой природной территории (далее - ООПТ). 2. Мероприятия по организации рекреационной зоны ООПТ. 3. Организация охраны ООПТ. 4. Эколого-просветительская деятельность |
Исполнители основных мероприятий |
Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов Администрации ЗАТО Северск; Управление по делам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Администрации ЗАТО Северск; Управление капитального строительства, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации ЗАТО Северск; Управление внутренних дел МВД России в городе Северск Томской области; Управление образования Администрации ЗАТО Северск; отдел по управлению внегородскими территориями Администрации ЗАТО Северск |
Объемы и источники финансирования |
Бюджет ЗАТО Северск: 2008 г. - 2962,0 тыс. руб.; 2009 г. - 1572,0 тыс. руб.; 2010 г. - 1364,0 тыс. руб.; Всего: 5898,0 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные |
Сохранение и восстановление лесных озер и создание условий для отдыха населения
|
Система организации контроля за исполнением Программы |
Контроль за реализацией Программы осуществляется в соответствии с Положением о порядке разработки и реализации целевых программ ЗАТО Северск, утвержденным Постановлением Главы Администрации ЗАТО Северск от 08.09.2006 N 2474 |
I. Характеристика проблемы
1. Решением Думы ЗАТО Северск от 21.12.2006 N 26/7 "О создании особо охраняемой природной территории местного значения "Озерный комплекс пос.Самусь ЗАТО Северск" впервые на территории ЗАТО Северск создана особо охраняемая природная территория местного значения "Озерный комплекс пос.Самусь ЗАТО Северск".
2. Согласно преамбуле Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
Созданная в ЗАТО Северск особо охраняемая природная территория местного значения (далее - ООПТ) - уникальный природный комплекс малых лесных озер в окрестностях пос.Самусь, имеющий эстетическое, рекреационное, оздоровительное, эколого-просветительское и воспитательное значение для населения ЗАТО Северск и г.Томска. Комплекс озер, включающий озера Мальцево, Окуневое (Круглое), Яково, является живописным местом, нуждается в охране, сохранении и частичном восстановлении.
За последние годы территория, на которой расположена система озер в районе пос.Самусь (дер.Семиозерки), подвергается интенсивному антропогенному воздействию. Часть территории занята мичуринскими участками, прибрежные полосы озер захламляются и замусориваются, т.к. в теплый период года регулярно посещаются людьми с целью отдыха. Согласно данным жителей дер.Семиозерки в выходные дни на берегу озера Мальцево паркуется около 300 автомобилей, которые ставятся в 1,5-2 м от кромки воды, зачастую тут же и осуществляется мойка машин. В последние два года на озерах появились водные мотоциклы и моторные лодки, которые загрязняют озера нефтепродуктами. На самих озерах проводится нерегулируемая ловля рыбы и т.д. В результате этого отмечается обмеление и заиление озер, резкое уменьшение их рыбопродуктивности, ухудшение рекреационного потенциала всей территории.
Требуются неотложные меры по улучшению состояния территории озерного комплекса пос. Самусь, ее рекреационных функций.
II. Основная цель, задачи и сроки реализации Программы
3. Целью Программы является сохранение уникальной водной экосистемы, имеющей природоохранное, научное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.
4. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) сохранение и восстановление озерного комплекса;
2) организация экологически целесообразного использования водосборного бассейна озер;
3) поддержание благоприятного экологического баланса в гидрологической системе озерного комплекса;
4) создание условий для отдыха населения и сохранение рекреационных ресурсов;
5) сохранение оптимальной структуры местного ландшафта и разнообразия природных комплексов и их модификаций, сформировавшихся в процессе длительного освоения и традиционного использования территории ландшафтов;
6) разработка и внедрение методов охраны природы в условиях рекреационного использования территории.
Срок реализации Программы - 2008-2010 годы.
III. Система программных мероприятий
5. Цель Программы предполагается достичь на основе реализации мероприятий по следующим направлениям:
инвентаризация и мониторинг состояния природных объектов на территории ООПТ.
Для получения объективной информации, необходимой для принятия оперативных решений и долгосрочных программ по предупреждению и ликвидации негативных последствий различных видов пользования природными ресурсами, нужно осуществлять периодическую инвентаризацию и вести систематические наблюдения за состоянием природных комплексов и объектов или их мониторинг.
Процесс планирования деятельности состоит из разработки программы исследовательской деятельности, включающей последовательную реализацию следующих задач:
инвентаризация ценных природных объектов и оценка их состояния;
разработка программы мониторинга антропогенных воздействий;
разработка системы комплексного мониторинга природной среды и историко-культурного наследия;
выявление существующих и потенциальных угроз особо охраняемой природной территории и сохранению ее ценных объектов;
постановка приоритетных задач прикладных исследований, в частности по устойчивому использованию природных ресурсов;
выявление приоритетных объектов изучения;
разработка и внедрение функциональной системы управления данными исследований и мониторинга на основе геоинформационных технологий;
Программа мониторинга на ООПТ включает наблюдение и оценку текущего состояния природных ресурсов:
водной экосистемы ООПТ;
лесных массивов на территории ООПТ;
биоразнообразия и качественного состава биоты (флоры и фауны);
мероприятия по организации рекреационной зоны ООПТ.
Разработка программы управления лесами на ООПТ, которая включает лесохозяйственные мероприятия по выполнению лесохозяйственных и лесокультурных работ и мероприятия по охране лесов от пожаров:
предупредительные мероприятия;
ограничительные мероприятия;
строительство объектов противопожарного назначения.
Одной из важнейших общественных задач особо охраняемой природной территории является создание благоприятных условий для удовлетворения потребностей граждан в непосредственном общении с природой и культурном отдыхе при сохранности уникальных природных объектов.
Формирование и развитие материально-технической базы туризма ООПТ включает:
строительство и оборудование визит-центров;
организация и оборудование экологических троп, туристических маршрутов;
оборудование мест стоянок и отдыха, лесных кордонов, строительство кемпингов и гостевых домов;
снабжение объектов инфраструктуры туризма техническими средствами для эффективной утилизации мусора, бытовых отходов.
Научное обеспечение туризма включает:
определение предельно допустимых рекреационных нагрузок на туристские маршруты и объекты ООПТ;
разработку правил поведения посетителей на территории;
мониторинг соблюдения природоохранных и других ограничений;
организация охраны ООПТ.
Организация охраны имеющихся на ООПТ природных объектов обеспечивается путем соблюдения собственниками и пользователями земельных участков установленных органами местного самоуправления ЗАТО Северск запретов и ограничений.
Совершенствование службы охраны может осуществляться по трем основным направлениям:
организационные мероприятия;
улучшение материально-технического оснащения;
профилактика правонарушений.
Итогом мероприятий по координации деятельности должно быть привлечение к охране ООПТ специализированных государственных природоохранных структур (органы рыбоохраны и охотнадзора, государственной лесной охраны и др.), работников милиции, общественных объединений (общественных инспекторов по охране природы, студенческих природоохранных дружин, специализированных добровольных народных дружин и др.) и обеспечение поддержки местного населения.
Создание мобильной патрульной группы предполагает ее оснащение современными средствами фиксации правонарушений.
Установленные аншлаги, обозначенные границы территории, ее отдельных зон и участков особой охраны, оборудованные стоянки и места отдыха являются наиболее действенным методом профилактики правонарушений.
Основными методами являются публикации в средствах массовой информации (далее - СМИ), выступления на сельских сходах, выпуск буклетов и проспектов, установка стендов. Действенной профилактической мерой может быть придание огласке информации о нарушениях и нарушителях, в том числе через СМИ.
Эффективность можно существенно повысить путем интенсификации информационной, разъяснительной и иной профилактической работы: беседами с местными жителями, оповещением посетителей ООПТ о правилах поведения на ее территории, установкой аншлагов, привлечением общественности к охране территории и ее туристическим благоустройством;
4) эколого-просветительская деятельность.
Работа по экологическому просвещению населения способствует укреплению авторитета ООПТ, помогает любителям природы и работникам в сфере охраны окружающей среды находить единомышленников, друзей и партнеров среди людей, представляющих все группы нашего общества: детей и взрослых, представителей бизнеса и власти, религиозных конфессий и творческой интеллигенции и т.д.
Формирование экологического сознания людей осуществляется через решение ряда задач:
- разъяснение задач ООПТ;
пропаганда экологических знаний;
ведение рекламно-информационной деятельности;
координация работы просветительских организаций;
создание и развитие материально-технической базы;
вовлечение населения в природоохранную деятельность.
Перечень мероприятий по направлениям реализации Программы, финансирование, исполнители и сроки реализации указаны в приложении к Программе.
IV. Организация Управления программой и контроль за ходом ее реализации
6. Контроль за реализацией Программы осуществляет Дума ЗАТО Северск Томской области.
7. Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов Администрации ЗАТО Северск (куратор Программы) осуществляет оперативное управление за исполнением мероприятий и финансированием.
8. При необходимости нормативным правовым актом Главы Администрации ЗАТО Северск создается орган управления, осуществляющий текущее управление и координацию работ по выполнению Программы.
9. Исполнители Программы осуществляют реализацию мероприятий по данной Программе и ежеквартально представляют отчет в Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов Администрации ЗАТО Северск по установленной форме.
10. Два раза в год (до 1 марта и до 1 сентября), а также по запросу, куратор Программы представляет в Планово-экономическое управление Администрации ЗАТО Северск отчет о реализации Программы (за год и полугодие соответственно) с приложением всех необходимых материалов.
11. Ответственность за нецелевое расходование средств, выделенных на реализацию Программы, несут исполнители Программы.
V. Финансовое обеспечение программы
12. Финансирование Программы осуществляется за счет средств бюджета ЗАТО Северск.
Объем финансирования:
- в 2008 г. - 2962,0 тыс. руб.;
- в 2009 г. - 1572,0 тыс. руб.;
- в 2010 г. - 1364,0 тыс. руб.;
Итого: 5898,0 тыс. руб.
Финансирование по годам и мероприятиям приведено в приложении к Программе.
VI. Ожидаемые конечные результаты
13. Реализация Программы позволит:
снизить антропогенную нагрузку на ООПТ;
поддерживать охраняемые объекты ООПТ в состоянии, не ухудшающем их современное состояние;
организовать цивилизованный отдых в рекреационной зоне ООПТ с минимальным ущербом для окружающей природной среды;
восстановить гидрологический баланс водной экосистемы ООПТ;
стабилизировать состояние озера Круглого.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.