Решение Думы городского округа ЗАТО Северск от 28 февраля 2006 г. N 10/4
"Об утверждении Комплексной программы развития образования городского
округа ЗАТО Северск на 2006-2010 годы"
18 октября 2007 г.
Рассмотрев представленный Администрацией ЗАТО Северск проект Комплексной программы развития образования городского округа ЗАТО Северск на 2006-2010 годы, на основании Концепции модернизации российского образования, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001г. N1756-р, в соответствии со статьей 27 Устава городского округа ЗАТО Северск Томской области
Дума ЗАТО Северск решила:
1. Утвердить Комплексную программу развития образования городского округа ЗАТО Северск на 2006-2010 годы. Реализацию мероприятий программы, требующих финансирования, начать после поступления в бюджет дополнительных доходов.
2. Опубликовать решение и основные положения Комплексной программы развития образования городского округа ЗАТО Северск на 2006-2010 годы в СМИ МУ газета "Диалог".
3. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на постоянный депутатский комитет по социальной политике (Николаев А.Г.).
Мэр ЗАТО Северск |
Н.И. Кузьменко |
Комплексная программа развития образования городского округа Закрытого
административно-территориального образования Северск на 2006-2010 годы
(утв. решением Думы городского округа ЗАТО Северск от 28 февраля 2006 г. N 10/4)
18 октября 2007 г.
Программа развития образования городского округа закрытого административно-территориального образования Северск разработана в период активного реформирования социальной сферы нашего государства. Основополагающим документом, определяющим основные принципы реформирования в области образования, является Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 1756-р. Предлагаемая программа развития направлена на реализацию основных идей, содержащихся в данной Концепции, на муниципальном уровне. Комплекс мероприятий, предусмотренных программой, должен способствовать созданию условий для дальнейшего развития системы образования на территории ЗАТО Северск.
Решением Думы городского округа ЗАТО Северск от 18 октября 2007 г. N 40/4 в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт программы
Наименование программы |
Комплексная программа развития образования городского округа ЗАТО Северск на 2006-2010 годы (далее - программа) |
Основания для разработки программы |
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 1756- р) |
Заказчик |
Дума ЗАТО Северск |
Разработчик и куратор программы |
Управление образования Администрации ЗАТО Северск |
Цель программы |
Создание механизмов устойчивого развития муниципальной системы образования как основы формирования всесторонне развитой личности и фактора экономического и социального прогресса ЗАТО Северск
|
Сроки реализации программы |
2006 - 2010 годы |
Задачи программы |
Обеспечение доступности и равных возможностей получения образования; |
|
достижение современного качества дошкольного, общего и дополнительного образования; |
|
создание механизмов стабильной ресурсной поддержки деятельности образовательных учреждений, участвующих в значимых инновационных проектах и педагогических экспериментах федерального, областного, муниципального уровней; |
|
разработка и введение в действие организационно-педагогических и экономических механизмов поддержки талантливых детей; |
|
создание и внедрение системы здоровьесбережения детей в образовательных учреждениях; |
|
совершенствование системы повышения квалификации педагогических и управленческих кадров, вовлечение педагогов в проектно-инновационную деятельность, развитие форм дистанционного обучения работников образования; |
|
совершенствование и развитие методов и средств профилактики социального сиротства детей, расширение практики усыновления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; |
|
приведение материально-технической базы образовательных учреждений в соответствие с требованиями Государственных стандартов; |
|
разработка условий эффективного использования имеющихся бюджетных ресурсов, формирование организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных средств |
Перечень основных подпрограмм |
|
Исполнители основных мероприятий |
Управление образования Администрации ЗАТО Северск, муниципальные образовательные учреждения ЗАТО Северск, ФГУЗ ЦМСЧ-81 ФМБА, УВД ЗАТО Северск (см. приложение N 6 и далее по тексту) |
Объемы и источники финансирования |
Финансовые затраты на реализацию программы составят всего 111,2 млн. рублей за счет бюджета ЗАТО Северск соответственно: 2006 год - 0 млн. рублей; 2007 год - 19,11 млн. рублей; 2008 год - 22,54 млн. рублей; 2009 год - 33,99 млн. рублей; 2010 год - 35,55 млн. рублей |
Ожидаемые результаты |
- соответствие реализуемого на территории ЗАТО Северск перечня и качества образовательных услуг потребностям населения; - высокий уровень квалификации педагогических работников образовательных учреждений, соответствующий современным требованиям; - наличие в образовательных учреждениях системы здоровьесбережения детей и подростков; - повышение уровня гражданско-патриотического сознания, культуры социальных отношений у выпускников образовательных учреждений; - соответствие материально-технической базы образовательных учреждений современным требованиям; - функционирование единой муниципальной информационно-образовательной сети; - повышение уровня социальной защищенности детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей под опекой, а также детей, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации; - доступность и гарантия качественного образования (дошкольного, дополнительного, общего) для всех слоев населения; - обеспечение роста социального статуса педагогического корпуса; - повышение эффективности управления образованием; - устойчивое финансовое обеспечение образовательных учреждений на основе нормативного финансирования; - высокая активность внебюджетной деятельности образовательных учреждений |
Система контроля за исполнением программы |
Контроль за реализацией программы осуществляет Управление образования Администрации ЗАТО Северск |
1. Краткий анализ состояния и проблем системы образования ЗАТО Северск
В настоящее время в ЗАТО Северск функционирует система образования, обеспечивающая гарантии его жителям в получении доступного образования. Все образовательные учреждения лицензированы, 43% учреждений аттестовано, 28, 9 % - аккредитовано.
По данным на 01.01.2005 в ЗАТО Северск:
- 40 учреждений дошкольного образования (из них 10 детских садов компенсирующего вида), которые посещали 5200 детей в возрасте от 1 года до 7 лет, что составляет 85,6% от общего числа детей этого возраста, численность детей в ДОУ за последние три года увеличилась:
2002год - 5 032 человек;
2003год - 5 079 человек;
2004год - 5 168 человек;
2005год -- 5 200 человек.
Спрос населения на детские места в ДОУ растет, при этом плановая вместимость городских ДОУ составляет 5325 мест. Дошкольное образование является первой ступенью в системе образования. Посещение детьми детского сада следует рассматривать как одно из условий целенаправленной и систематической подготовки дошкольников к обучению в школе. Однако в последние годы наметился ряд тенденций, которые заставляют говорить о возможности снижения охвата детей дошкольными учреждениями:
2001год - 85,7%;
2002год - 86,8%;
2003год - 86,4%;
2004год - 85,6%.
Произошел рост родительской платы за содержание ребенка в детском саду, что неизбежно будет способствовать оттоку детей из ДОУ.
- 24 учреждения общего образования, где обучалось 12 005 учащихся, в том числе: одна гимназия (832 чел.), 3 лицея (1 434 чел.), одна основная школа-интернат (150чел.), вечерняя (сменная) школа (304чел.); одна специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида (138 чел.). В школах города открыто 132 класса коррекционно-развивающего направления.
Количество учащихся в ОУ в последние годы снижается:
2001/2002 учебный год - 14806 человек;
2002/2003 учебный год - 13833 человек;
2003/2004 учебный год - 12858 человек;
2004/2005 учебный год - 12005 человек.
- 13 учреждений дополнительного образования, в которых занималось 8450 детей. Из них 7 спортивных школ (ДЮСШ, СДЮСШОР), 2 центра дополнительного образования детей, спортивно-техническая школа (СТШ), художественная школа и 2 музыкальные школы (из них 1- в пос.Самусь).
В МОУ ЗАТО Северск ДОД реализуются образовательные программы физкультурно-спортивной, художественно-эстетической, научно-технической, спортивно-технической, военно-патриотической, эколого-биологической и социально-педагогической направленности.
Охват детей дополнительным образованием
Таблица 1
Направление образовательных программ |
Контингент учащихся |
|||
2003/2004 учебный год |
2004/2005 учебныйгод |
|||
чел. |
% * |
чел. |
% * |
|
Физкультурно-спортивное |
4462 |
50,5% |
4368 |
51,7% |
Художественно-эстетическое |
3201 |
36,2% |
2828 |
33,5% |
Научно-техническое |
497 |
5,6% |
529 |
6,3% |
Спортивно-техническое |
252 |
2,9% |
208 |
2,5% |
Эколого-биологическое |
81 |
0,9% |
112 |
1,3% |
Социально-педагогическое |
218 |
2,5% |
263 |
3,1% |
Военно-патриотическое |
129 |
1,5% |
142 |
1,7% |
Итого: |
8840 |
8450 |
Примечание.
* % - % от общего количества учащихся, занимающихся в МОУ ЗАТО Северск ДОД по утвержденному плану на учебный год.
По-прежнему одними из самых массовых и популярных среди детей и подростков остаются такие направления, как физкультурно-спортивное и художественно-эстетическое направления). Важным направлением работы учреждений дополнительного образования является военно-патриотическое воспитание детей и подростков. Следует отметить, что в данном направлении занимается 142 человека. Недостаточное бюджетное финансирование организации массовых мероприятии, слабое сотрудничество с военно-патриотическими клубами города и области, воинскими формированиями, слабая материально-техническая база для проведения учебных занятий и сборов являются основными причинами слабого развития этого направления.
- 84 ребенка воспитываются в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что составляет 20% от числа детей, выявленных в неблагополучных семьях. 80% таких детей находятся под опекой. Одним из приоритетов сферы образования является социальная поддержка детей и подростков. Обозначился комплексный подход в решении социальных задач и адресной социальной помощи через специалистов опеки и попечительства, службы семейного воспитания. Вместе с тем не снижается количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уровень неблагополучных семей остается стабильно высоким.
Численность детей, нуждающихся в социальной помощи
Таблица 2
Показатели |
2002 год |
2003 год |
2004 год |
Количество детей, оставшихся без попечения родителей |
74 |
78 |
73 |
Количество детей, находящихся под опекой |
359 |
364 |
351 |
Количество родителей, лишенных родительских прав |
54 |
39 |
42 |
Количество детей, в отношении которых произведено лишение родительских прав |
60 |
44 |
61 |
Воспитанники детского дома (по данным отдела опеки на 1 января) |
94 |
89 |
84 |
Показатели работы образовательных учреждений
Показатели работы дошкольных образовательных учреждений:
уровень заболеваемости (количество случаев заболеваний на 1000 детей):
2002 год - 2200,4 промилли;
2003 год - 1850,4 промилли;
2004 год - 1634,6 промилли;
уровень детского травматизма:
2002/2003 учебный год составил 5 случаев;
2003/2004 учебный год составил 5 случаев;
2004/2005 учебный год составил 4 случаев;
уровень успеваемости выпускников дошкольных учреждений:
2002/2003 учебного года составил 95,6 %;
2003/2004 учебного года составил 95,7 %;
2004/2005 учебного года составил 96,3 %.
Образовательный процесс в учреждениях дошкольного образования осуществляют 973 педагога, из них около 15,2% - пенсионного возраста, примерно 16,4% - до 30 лет. Отмечается слабый приток молодых педагогов в ДОУ, старение кадров. Число медсестер старше 50 лет составляет 46%. За последние два года на 2,2% снизилось количество работников МДОУ до 30 лет. Обращает на себя внимание уровень квалификации педагогов. Около 40% имеют высшее образование, 31,2% - первую и высшую квалификационные категории. Число педагогов, имеющих вторую квалификационную категорию, составляет 46,1%, по-прежнему низок уровень педагогов с высшей категорией - 4,7%. Серьезного внимания требует проблема текучести младшего обслуживающего персонала. Частая смена этой категории работников негативно сказывается на качестве обслуживания детей в ДОУ. Причиной частой смены персонала является, прежде всего, низкий уровень оплаты труда.
Показатели работы общеобразовательных учреждений
Важными показателями, характеризующими качество общего образования за 2004-2005 учебный год, являются:
- успешное усвоение программного материала - 99,5% выпускников получили документ государственного образца;
- количество выпускников, окончивших школу с медалью - 89 человек;
- призовые места на областных, региональных и всероссийских олимпиадах заняли 28 учащихся школ города;
- результаты ЕГЭ: средний тестовый балл по математике (этот предмет наиболее показательный, так как экзамен в форме ЕГЭ сдают все выпускники) составляет 50,8 балла, по Томской области - 41,3;
открыты 2 федеральные экспериментальные площадки, 2 городские, апробируются многие авторские программы и проекты;
- обоснованно и успешно реализуются развивающие коррекционные и компенсирующие программы обучения, осуществляется психологическое и логопедическое сопровождение образовательного процесса, развивается психолого-медико-педагогическая служба.
В общеобразовательных учреждениях на 01.01.2005 трудится 1394 педагога, из них 18,4% - пенсионного возраста, 10,3% - в возрасте до 30 лет. Свыше 80% имеют высшее образование, 15,7% аттестованы на высшую и первую квалификационные категории.
Показатели работы учреждений дополнительного образования:
- проведение городских мероприятий: ежегодно проводится более 300 мероприятий с охватом детей и подростков около 10 тысяч человек;
- участие в областных спортивных играх среди школьников: команда северских учащихся в течение 2003-2005гг. занимает I место;
- участие в мероприятиях областного, регионального, всероссийского, международного и мирового ранга (в 2004/2005 уч. году - 2280 победителей и призеров), за последние два года наиболее значимые достижения:
по художественному направлению - 14 лауреатов и призеров по итогам конференции среди городов ЗАТО в г.Снежинске, 3 победителя международного художественного конкурса в Варшаве, 4 победителя всероссийского конкурса "Новые имена России", 2 лауреата международного конкурса " Повседневная жизнь" в Финляндии, 3 стипендиата Министерства культуры в рамках федеральной программы "Юные дарования";
по музыкальному направлению - 30 победителей международного конкурса "Роза ветров", 17 лауреатов регионального конкурса "Подснежник" среди исполнителей на музыкальных инструментах, 1 лауреат международного конкурса юных пианистов, 76 лауреатов областных конкурсов среди исполнителей на музыкальных инструментах, вокальных хоровых и оркестровых исполнителей;
по декоративно-прикладному, техническому направлениям - 8 победителей и призеров чемпионата среди городов ЗАТО по судомодельному спорту, 2 призера региональной конференции "юные исследователи Российской науки и техники", 1 призер всероссийского конкурса компьютерной графики, 3 дипломанта областной выставки "Томск 400";
- подготовка разрядников и мастеров спорта: в 2004/2005 учебном году подготовлено 1263 воспитанника, выполнивших 1112 массовых разрядов, 94 - I разрядов, 44 - норматив кандидата в мастера спорта , 12 - норматив мастера спорта , 1 - норматив мастер спорта международного класса;
- посещаемость учащимися учебных групп и объединений учреждений дополнительного образования в среднем по городу составила около 80%.
В учреждениях дополнительного образования работают 440 педагогов, из них 29,5% - пенсионного возраста, 16,1% - до 30 лет. Высшее образование имеют 69,5%, первую и высшую категории - 18,6%. Численность совместителей ежегодно сокращается в среднем на 4%.
Важным направлением деятельности образовательных учреждений является сохранение здоровья детей.
Показатели заболеваемости детей дошкольного возраста (данные приведены на стр.8), посещающих ДОУ, за последние годы существенно снизились, при этом состояние здоровья детей школьного возраста вызывает тревогу, о чем свидетельствуют следующие данные.
Распределение школьников 1-11 классов по группам здоровья
Таблица 3
Группа здоровья |
2001 год |
2002 год |
2003 год |
2004 год |
I |
13,5% |
14,9% |
13,5% |
13% |
II |
52,5% |
46,4% |
45,5% |
44% |
III |
34% |
38,7% |
40,5% |
42,4% |
IV |
- |
- |
0,5% |
0,6% |
Распределение по группам здоровья учащихся 1 и 11 классов
(начало и конец обучения в школе)
Таблица 4
Группа здоровья |
2001 год |
2002 год |
2003 год |
2004 год |
||||
1 кл. |
11 кл |
1 кл. |
11 кл. |
1 кл. |
11 кл. |
1 кл. |
11 кл. |
|
I |
17,5% |
9,8% |
17,5% |
14,8% |
14,2% |
14% |
18,8% |
12,5% |
II |
49,9% |
42,5% |
52,9% |
37,9% |
53,4% |
35,3% |
43,5% |
35,4% |
III |
32,6% |
47,7% |
29,6% |
47,3% |
32,4% |
50,7% |
37,7% |
52,1% |
Эти цифры показывают сохранение устойчивой тенденции к увеличению количества детей школьного возраста с хронической патологией (III-IV группы здоровья).
Воспитательная работа в образовательных учреждениях является одним из важнейших направлений, в последние годы особую актуальность
приобрела проблема безнадзорности и правонарушений среди детей и подростков. Количество уроков, пропущенных учащимися без уважительной причины, остается высоким.
Информация о пропущенных уроках без уважительной причины
Таблица 5
2002-2003 уч.год |
2003-2004 уч.год |
2004-2005уч.год |
|||
Количество |
% |
Количество |
% |
Количество |
% |
35610 |
3,7 |
49560 |
6,2 |
29374 |
3,4 |
Количество преступлений и правонарушений, совершенных школьниками города
Таблица 6
|
2002-2003уч.год |
2003-2004уч.год |
2004-2005уч.год |
Количество преступлений |
49 |
38 |
80 |
Случаи распития спиртных напитков |
94 |
46 |
43 |
Количество правонарушений |
87 |
95 |
99 |
Случаи наркомании |
3 |
0 |
11 |
Всего правонарушений |
218 |
149 |
162 |
Финансирование учреждений системы образования ЗАТО Северск происходит в основном за счет муниципального бюджета. Фактическое бюджетное финансирование не позволяет выполнять в полном объеме положения законодательства в области образования по обеспечению соответствия образовательного процесса уровню современных требований, по реализации социальных норм и нормативов, по предоставлению государственных гарантий педагогическим и другим работникам системы образования, обучающимся.
По остаточному принципу финансируются приобретение учебного, спортивного и другого инвентаря, повышение квалификации сотрудников, организация массовых мероприятий на городском уровне и т.д.
Приоритетные направления расходов (по данным 2004 года):
- расходы по оплате труда с начислениями - 71,3% от общих расходов на образование;
- расходы на продукты питания - 7,9% от общих расходов на образование;
- расходы на оплату коммунальных услуг - 8%.
Структура расходов бюджета ЗАТО Северск по разделу "Образование"
Таблица 7
Показатели |
2002 год |
2003 год |
2004 год |
Расходы по разделу 1400 "Образование", тыс.рублей |
619 088 |
609 519 |
620 579 |
Доля расходов на образование от общих расходов бюджета, % |
31,7% |
28,2% |
29,2% |
Расходы на капитальный ремонт, тыс. рублей |
33 143 |
26 699 |
19 946 |
Расходы на приобретение оборудования, тыс. рублей |
11 894 |
6 481 |
5 002 |
Доля капитальных вложений от общих расходов бюджета по разделу "Образование", % |
7,3% |
5,4% |
4,0% |
При этом учебно-материальная база образовательных учреждений приходит в негодность, устаревает. Сократились капитальные вложения, темпы износа зданий существенно опережают темпы их реконструкции и нового строительства. Более одной трети зданий и сооружений системы образования требуют капитального ремонта или реконструкции.
Муниципальные дошкольные образовательные учреждения расположены в 45 зданиях. В целом в зданиях имеется необходимый набор помещений в соответствии с санитарными правилами и нормами. Однако спальни отсутствуют в 6 учреждениях, буфетные - в 9. Автоматизированной противопожарной сигнализацией оснащены все дошкольные учреждения, кроме одного. В ЗАТО Северск свыше 70% дошкольных образовательных учреждений функционируют более 30 лет. Многие здания, коммуникации требуют ремонта, замены, приведения их в соответствие с требованиями санитарных правил и норм, пожарной безопасности. Требуется капитальный ремонт зданий в 2 учреждениях (ДОУ N 31, 48), ремонт фасадов зданий - в 2 учреждениях (ДОУ N 4, 17), ремонт цоколя зданий - в 5 учреждениях (ДОУ N 17, 31, 44, 54, 56). Необходим ремонт инженерных сетей в 3 учреждениях (ДОУ N 34, 55, 57). Снижение темпов приобретения оборудования привело к тому, что степень износа технологического оборудования в отдельных учреждениях составляет 100% (электр. котлы в д\с N 4, 27, 48, 50, 53; электр. кипятильники в д\с N 6, 7, 55; стиральные машины в д\с N 34, 37, 40; холодильные шкафы в д\с N 1, 57).
Общеобразовательные муниципальные учреждения города размещены в 28 зданиях капитального исполнения и в 22 временных строениях. Более 60% зданий имеют срок эксплуатации 40 лет и более. Несмотря на это, средств на проведение плановых капитальных ремонтов выделяется недостаточно: с 2001 по 2005 год из требуемых ассигнований выделено лишь 30%. Более того, начиная с 2002 года эта сумма ежегодно уменьшается. В результате проблемы с обеспечением нормального функционирования внутренних систем и сетей усугубляются. Из-за недостаточного финансирования предписания надзорных органов руководителями образовательных учреждений не выполняются. Выполнение требований принятых в 2003 году Санитарных норм и правил, Правил пожарной безопасности предполагает проведение перепланировок внутри зданий, перенос отдельных помещений с одного этажа на другой, модернизацию АПС и многое другое. Медленными темпами пополняется и обновляется материальная база учебного процесса. Из требующихся на эти цели средств выделяется не более 15-20%. С 2002 года финансовые средства на приобретение оборудования уменьшились в 2 раза, что видно из вышеприведенной таблицы. С 1991 года в школьные мастерские не приобретаются станки. Проблемным стал вопрос оснащения учебных классов общеобразовательных школ мебелью. По заключению ФГУЗ ЦГСЭН N81 ФМБА в ЗАТО Северск не более 30% школьной мебели соответствует требованиям Санитарных норм и правил.
Доля расходов на учреждения дополнительного образования от общих расходов на образование в ЗАТО Северск составила в 2003 году 12,6% (78058 тыс.рублей); в 2004 году - 12,7% (84 488 тыс.рублей). Учреждения дополнительного образования расположены в 9 зданиях, имеющих специально оборудованные классы и помещения.
Автоматизированной противопожарной сигнализацией оснащено 80% зданий и помещений.
На текущий момент требуется переоборудование и ремонт электрических сетей в с/к "Дельфин", "Молодость", концертном зале Центра детского творчества, установка необходимого оборудования и сооружений в соответствии с требованиями ОТ и ТБ в прибрежной зоне водно-моторной станции, ремонт спортивного зала тяжелой атлетики с/к "Молодость", завершение строительства и реконструкции зданий художественной школы, МОУ ЗАТО Северск ДОД ДЮСШ НВС "Русь", МОУ ЗАТО Северск ДОД СДЮСШОР "Лидер", гаражных боксов МУ ДО СТШ "Меридиан".
Укрепление и развитие материально-технической базы системы образования выступает одним из системообразующих направлений, без которого невозможно обеспечить доступность, качество и эффективность современного образования.
Таким образом, в целом система образования Северска характеризуется стабильностью и устойчивостью, типовым и видовым разнообразием образовательных учреждений, внедрением процессов гуманизации образования, поддержкой инновационных процессов. Вместе с тем представленные данные свидетельствуют о наличии некоторых негативных тенденций.
Социально-экономическая ситуация, которая складывается в последнее время, показала, что масштабы и темпы развития системы образования Северска не в полной мере отвечают современным требованиям. Существенно изменилась концептуальная основа российского образования. Всё это происходит на фоне реформирования социальной сферы и изменения основных принципов местного самоуправления.
При этом существенно обострился целый ряд противоречий.
Противоречие между путями реализации задач, которые предлагаются в концепции модернизации российского образования, и подходами к развитию образования, сложившимися на муниципальном уровне.
Концепцией модернизации российского образования декларируется опережающий рост затрат на образование, что должно являться гарантией высокой динамики процессов развития. Бюджет образования ЗАТО Северск на протяжении последних лет не соответствует данному положению, что частично обосновывается уменьшением числа учащихся. В то же время Концепцией четко предписывается использовать ситуационный резерв материальных средств, вызванный демографической ситуацией, на развитие образования. Отсутствие местных нормативов финансирования образовательных учреждений не позволяет четко разграничить бюджет функционирования и развития, что в свою очередь ведет к отсутствию объективных подходов при формировании бюджета. Во многом по этой же причине на муниципальном уровне не работает и положение Концепции о существенном расширении финансовой базы образовательных учреждений за счет активизации внебюджетной деятельности и повышении инвестиционной привлекательности образовательных проектов.
Противоречие между финансовыми возможностями и задачей обеспечения доступности образования.
В условиях ограниченности финансовых средств на муниципальном уровне проблематично обеспечить оснащение образовательных учреждений современным учебно-лабораторным оборудованием; сохранять и развивать сеть учреждений дошкольного и дополнительного образования; организовать медико-психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями и психолого-педагогическое сопровождение детей с проблемами асоциального характера; осуществлять целевую поддержку детей из малообеспеченных семей, а также детей, оставшихся без попечения родителей; активизировать работу по профилактике наркозависимости, алкоголизма и асоциального поведения среди подрастающего поколения.
Противоречие между содержанием, качеством образования и требованиями к ним личности обучающихся, а также общества и рынка труда.
В образовательном процессе многих образовательных учреждений Северска всё еще преобладают репродуктивные технологии обучения, зачастую учащиеся находятся в позиции "объекта", что не позволяет им, в конечном итоге, осуществлять выбор поведения, содержания образования.
Устранить перегрузку школьников призван переход к профильному обучению в старшей школе, который Министерство образования планирует провести в 2005/ 2006 учебном году. Введение профильного обучения приведет к созданию дополнительного напряжения на муниципальном уровне в связи с возникновением ряда организационных, правовых и материальных трудностей. Большое значение на этом этапе приобретает тесное взаимодействие общего и профессионального образования. На сегодняшний день формы и масштабы этого взаимодействия явно не отвечают современным требованиям. Вызывает озабоченность и неразвитость в Северске системы профессиональной ориентации учащихся.
Противоречие между требованиями государства к качеству профессиональной деятельности педагога и его низким социальным статусом.
Обозначенные противоречия привели к возникновению ряда проблем, касающихся муниципального образования:
- отсутствие муниципальной системы нормативного финансирования образовательных учреждений;
- сложная регламентация и отсутствие стимулов внебюджетной деятельности образовательных учреждений;
- развитие МТБ не отвечает требованиям современного уровня образования;
- несовершенство системы психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями;
- несовершенство механизма выявления и поддержки детей из малообеспеченных семей;
- стабильно высокие показатели количества детей, оставшихся без попечения родителей;
- широкое распространение среди подрастающего поколения наркомании, алкоголизма и асоциального поведения;
- использование в образовательном процессе устаревших образовательных технологий, вялое внедрение современных форм и методов обучения в большинстве образовательных учреждений Северска;
- физическая и психологическая перегрузка учащихся в ходе образовательного процесса;
- отсутствие существенных структурных изменений для организации профильного обучения;
- отсутствие системы профориентационной работы в образовательных учреждениях;
- отсутствие системы поддержки одаренных детей;
- отсутствие механизма изучения общественного мнения по основным вопросам образовательной политики;
- низкий уровень заработной платы педагогических работников;
- отсутствие действенной социальной поддержки работников образовательных учреждений;
- малая эффективность системы моральных и материальных стимулов работников образования;
- отсутствие притока молодых специалистов в образовательные учреждения и, как следствие, старение педагогических кадров.
Для дальнейшего развития образования требуются активные действия муниципальной власти ЗАТО Северск по решению перечисленных проблем. Очевидно, что эти шаги необходимо предпринять в условиях дефицита финансовых средств в образовании. Это вызывает необходимость концентрации целевых средств для поддержки наиболее значимых направлений развития образования. Определить приоритеты, сбалансировать усилия по достижению поставленной цели призвана предлагаемая программа развития образования ЗАТО Северск.
2. Цели и задачи программы
Главная цель программы:
Создание механизмов устойчивого развития муниципальной системы образования как основы формирования всесторонне развитой личности и фактора экономического и социального прогресса ЗАТО Северск.
Задачи программы:
- обеспечение доступности и равных возможностей получения полноценного образования;
- достижение современного качества дошкольного, общего и дополнительного образования;
- создание механизмов стабильной ресурсной поддержки деятельности образовательных учреждений, участвующих в значимых инновационных проектах и педагогических экспериментах федерального, областного, муниципального уровней;
- разработка и введение в действие организационно-педагогических и финансовых механизмов поддержки талантливых детей;
- создание и внедрение системы здоровьесбережения детей в образовательных учреждениях;
- совершенствование системы повышения квалификации педагогических и управленческих кадров, вовлечение педагогов в проектно-инновационную деятельность, развитие форм дистанционного обучения работников образования;
- совершенствование и развитие методов и средств профилактики социального сиротства детей, расширение практики усыновления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- приведение материально-технической базы образовательных учреждений в соответствие с требованиями государственных стандартов;
- разработка условий эффективного использования имеющихся бюджетных ресурсов, формирование организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных средств.
3. Показатели выполнения программы
Таблица 8
N п/п |
Наименование показателя |
Факт 2004 г. |
Ожидаемое 2005 г. |
Выполнение |
||||
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
||||
|
Доля бюджета ЗАТО Северск по разделу "Образование" |
29,2% |
31,8% |
32% |
32,5% |
33% |
33,5% |
34% |
|
Доля внебюджетных средств, поступивших в образовательные учреждения, по отношению к бюджетным средствам |
5,7% |
5,7% |
6% |
6,8% |
8% |
8,5% |
10% |
|
Результаты ЕГЭ по ЗАТО Северск (отношение качества ЕГЭ Северска к ЕГЭ России) |
1,03 |
1,13 |
1,2 |
1,21 |
1,21 |
1,21 |
1,22 |
|
Доля педагогов, повысивших свою квалификационную категорию (в % от общего числа педагогов) |
25% |
25% |
30% |
30% |
30% |
30% |
30% |
|
Число федеральных экспериментальных педагогических площадок на территории ЗАТО Северск |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
% детей, совершивших преступление и правонарушение от общего числа учащихся 5 - 11 классов |
1,1% |
0,7% |
0,7% |
0,6% |
0,6% |
0,6% |
0,5% |
|
Доля детей от 1 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием |
85,6% |
85,6% |
86% |
86% |
86% |
86% |
86% |
|
Число победителей и призеров всероссийских и областных олимпиад |
28 |
28 |
30 |
30 |
35 |
35 |
35 |
4. Ожидаемые результаты программы
Реализация программы позволит вывести систему образования Северска на новый уровень, который можно охарактеризовать следующими основными параметрами:
- соответствие реализуемого на территории ЗАТО Северск перечня и качества образовательных услуг потребностям населения;
- высокий уровень квалификации педагогических работников образовательных учреждений, соответствующий современным требованиям;
- наличие в образовательных учреждениях системы здоровьесбережения детей и подростков;
- повышение уровня гражданско-патриотического сознания, культуры социальных отношений у выпускников образовательных учреждений;
- соответствие материально-технической базы образовательных учреждений современным требованиям;
- функционирование единой муниципальной информационно-образовательной сети;
- повышение уровня социальной защищенности детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей под опекой, а также детей, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации;
- доступность и гарантия качественного образования (дошкольного, дополнительного, общего, среднего профессионального) для всех слоев населения;
- повышение эффективности работы с одаренными детьми;
- улучшение социального статуса работников образовательных учреждений;
- устойчивое финансовое обеспечение образовательных учреждений на основе нормативного финансирования;
- высокая активность внебюджетной деятельности образовательных учреждений.
5. Механизм реализации программы
Механизм реализации программы основывается на Положении о порядке разработки, утверждения и реализации целевых программ в ЗАТО Северск (постановление Главы Администрации ЗАТО Северск от 02.07.2003 N 2525).
Управление образования Администрации ЗАТО Северск является куратором программы. Координацию работ по реализации программы в целом осуществляет постоянно действующий Совет программы, созданный при Управлении образования.
Состав Совета программы:
- должностные лица Управления образования (утверждаются приказом начальника Управления);
- Совет директоров образовательных учреждений.
Основные функции Совета программы:
- координация работ по реализации программы;
- составление ежеквартального отчета о ходе работ по реализации программы с приложением всех необходимых материалов и представление его куратору программы в срок не позднее 29 числа месяца, следующего за отчетным;
- ежегодное уточнение целевых показателей и затрат по программным мероприятиям, механизма реализации программы, состава исполнителей;
- подготовка и представление в Администрацию ЗАТО Северск для внесения в Думу ЗАТО Северск предложений о продлении или прекращении действия программы, о включении в нее новых подпрограмм.
По каждой подпрограмме формируется организационно-управленческая группа в составе специалистов Управления образования Администрации ЗАТО Северск и представителей подведомственных Управлению учреждений.
Функции организационно-управленческой группы:
- разработка и уточнение ежегодного плана конкретных мероприятий, реализуемых в рамках подпрограммы;
- разработка и уточнение критериев, показателей и процедуры оценки эффективности по каждому из запланированных мероприятий подпрограммы;
- составление отчета (за полугодие и за год) о ходе работ по подпрограмме с приложением всех необходимых материалов;
- представление ежеквартального отчета в Совет программы в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным;
- осуществление оперативного руководства реализацией намеченных мероприятий.
6. Ресурсное обеспечение программы
Финансовое обеспечение программных мероприятий осуществляется в рамках установленного порядка финансирования социальных программ в соответствии со сметами доходов и расходов учреждений образования.
Решением Думы городского округа ЗАТО Северск от 18 октября 2007 г. N 40/4 таблица 9 раздела 6 настоящей программы изложена в новой редакции
Таблица 9
N п |
Подпрограммы |
Финансирование, тыс. руб. |
|||||
по годам |
итого |
||||||
|
|
2006 г . |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
|
1. |
Дошкольное образование |
0 |
1555,1 |
2850 |
2750 |
2750 |
9905,1 |
2. |
Общее образование |
0 |
3701,2 |
3905 |
4105 |
3515 |
15226,2 |
3. |
Дополнительное образование |
0 |
300 |
300 |
500 |
500 |
1600 |
4. |
Социальные гарантии участникам образовательного процесса |
0 |
13424,9 |
15280 |
26430 |
28589 |
83723,9 |
5. |
Управление развитием образования |
0 |
125 |
200 |
200 |
200 |
725 |
|
Всего |
0 |
19106,2 |
22535 |
33985 |
35554 |
111180,2 |
Ежегодно по согласованию с Заказчиком уточняются и утверждаются перечень мероприятий и объем их финансирования с учетом хода реализации программы, финансовых возможностей местного бюджета.
Финансирование мероприятий в разрезе подпрограмм приведено в приложениях (N1 - N 5).
7. Организация контроля за исполнением программы
Контроль за исполнением программы возлагается на куратора программы - Управление образования Администрации ЗАТО Северск.
Куратор программы несет ответственность за подготовку и представление отчета о ходе реализации программы в Комитет экономического развития Администрации ЗАТО Северск и Финансовое управление Администрации ЗАТО Северск.
Отчет о ходе работ по программе с приложением всех необходимых материалов куратор программы представляет 2 раза в год в Комитет экономического развития Администрации ЗАТО Северск и ежеквартально в Финансовое управление Администрации ЗАТО Северск.
Ответственность за нецелевое использование финансовых средств несут исполнители программы.
8. Подпрограммы
В целях повышения эффективности управления программой развития образования она разбита на отдельные подпрограммы.
Подпрограмма "Дошкольное образование"
Дошкольное образование является первой ступенью в системе образования.
Приоритетами развития являются обеспечение общедоступности образовательных услуг для всех слоев населения; создание условий для повышения качества дошкольного образования; обеспечение преемственности дошкольного и общего начального образования.
Направления работы, финансовое обеспечение, перечень конкретных мероприятий подпрограммы "Дошкольное образование" представлены в приложении N 1.
Подпрограмма "Общее образование"
Общее образование является базовым звеном всей системы образования. Приоритетами развития являются совершенствование структуры и содержания общего образования, механизмов контроля и оценки качества образования, оптимизация учебной нагрузки, введение профильного обучения.
Направления работы, финансовое обеспечение, перечень конкретных мероприятий подпрограммы "Общее образование" представлены в приложении N 2.
Подпрограмма "Дополнительное образование"
Развитие системы дополнительного образования детей ориентировано на сохранение единого образовательного пространства на основе преемственности и интеграции основных и дополнительных образовательных программ; совершенствование форм, методов и технологий; разработку мер для финансового и ресурсного обеспечения системы дополнительного образования.
Направления работы, финансовое обеспечение, перечень конкретных мероприятий подпрограммы "Дополнительное образование" представлены в приложении N 3.
Подпрограмма "Социальные гарантии участникам образовательного процесса"
Приоритетами подпрограммы являются совершенствование системы поддержки социально незащищенных слоев населения в сфере образования; разработка и реализация системы мер охраны жизни и здоровья обучающихся; создание условий для повышения социального статуса и реальных доходов работников образования.
Направления работы, финансовое обеспечение, перечень конкретных мероприятий подпрограммы "Социальные гарантии участникам образовательного процесса" представлены в приложении N 4.
Подпрограмма "Управление развитием образования"
Управление развитием системы муниципального образования направлено на совершенствование процедуры проведения аттестации как механизма управления качеством образования; обеспечение открытости образования как государственно-общественной системы; проведение анализа и прогнозирования тенденций развития системы образования и ее составляющих; формирование нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов обеспечения финансовыми, материально- техническими и иными ресурсами.
Направления работы, финансовое обеспечение, перечень конкретных мероприятий подпрограммы "Управление развитием образования" представлены в приложении N 5.
Мэр ЗАТО Северск |
Н.И. Кузьменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Думы городского округа ЗАТО Северск от 28 февраля 2006 г. N 10/4 "Об утверждении Комплексной программы развития образования городского округа ЗАТО Северск на 2006-2010 годы"
Текст решения официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Думы городского округа ЗАТО Северск от 21 августа 2008 г. N 56/10
Решение Думы городского округа ЗАТО Северск от 15 мая 2008 г. N 52/13
Решение Думы городского округа ЗАТО Северск от 18 октября 2007 г. N 40/4