Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми
от 29 декабря 2015 г. N 04-05/11543
Заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок (адрес места нахождения: 167982, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, 160а) <_> рассмотрев материалы административного дела N ЗШ 253-12/15, возбужденного постановлением заместителя прокурора города Сыктывкара от 16.12.2015 в отношении <>а, заместителя начальника отдела контроля за содержанием и эксплуатацией инфраструктуры городского хозяйства Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар", по части 11 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) по факту осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (далее - УЖКХ АМО ГО "Сыктывкар") у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, что противоречит части 1 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Коми УФАС России поступило постановление заместителя прокурора города Сыктывкара от 16.12.2015 о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении <>а А.А., заместителя начальника отдела контроля за содержанием и эксплуатацией инфраструктуры городского хозяйства УЖКХ АМО ГО "Сыктывкар" по части 11 статьи 7.30 КоАП РФ, по факту осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд УЖКХ АМО ГО "Сыктывкар" у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Прокуратурой города Сыктывкара в рамках осуществления надзора проведена проверка соблюдения УЖКХ АМО ГО "Сыктывкар" требований Закона о контрактной системе.
В результате проведения проверки установлено следующее.
1. Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Законом о контрактной системе.
Согласно пункту 16 статьи 3 Закона о контрактной системе совокупный годовой объем закупок - утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 статьи 30 Закона о контрактной системе, путем:
1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцати миллионов рублей;
2) осуществления закупок с учетом положений части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1.1 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении объема закупок, предусмотренного частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки:
1) для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
2) услуг по предоставлению кредитов;
3) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе;
4) работ в области использования атомной энергии;
5) при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В силу пункта 4 статьи 30 Закона о контрактной системе в случае признания не состоявшимся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, заказчик вправе отменить указанное в части 3 настоящей статьи ограничение и осуществить закупки на общих основаниях. При этом такие закупки, осуществленные на общих основаниях, не учитываются в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи. По итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе. В такой отчет заказчик включает информацию о заключенных контрактах с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями, а также информацию о несостоявшемся определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с участием субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно части 30 статьи 112 Закона о контрактной системе при определении объема закупок, предусмотренного частью 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки, извещения об осуществлении которых размещены на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно отчету УЖКХ АМО ГО "Сыктывкар" об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций за 2014 год:
- совокупный годовой объем закупок УЖКХ АМО ГО "Сыктывкар" в 2014 году составил 259 041,47 тысяч руб.;
- совокупный годовой объем закупок, осуществленный у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций составил 16 741,78 тыс. руб.
Таким образом, процент закупок, осуществленных заказчиком - УЖКХ АМО ГО "Сыктывкар" в 2014 году у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций составил 6,8 %.
Действие заказчика - в части осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд УЖКХ АМО ГО "Сыктывкар" у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, противоречит части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе.
2. Частью 11 статьи 7.30 КоАП РФ определено, что осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Лица, осуществляющие функции члена лицензионной комиссии и совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.6.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.
Приказом начальника УЖКХ АМО ГО "Сыктывкар" от 24.04.2009 N 10-п <> А.А. с 27.04.2009 переведен на должность заместителя начальника отдела контроля за содержанием и эксплуатацией инфраструктуры городского хозяйства УЖКХ АМО ГО "Сыктывкар".
Согласно пункту 3.4 пункта 3 должностной инструкции заместителя начальника отдела контроля за содержанием и эксплуатацией инфраструктуры городского хозяйства УЖКХ АМО ГО "Сыктывкар", утвержденной начальником УЖКХ АМО ГО "Сыктывкар" в 2013 году, к должностным обязанностям <>а А.А. отнесено, наряду с прочим, обеспечение своевременного формирования заявок на исполнение перечня государственных и муниципальных нужд.
Приказом начальника УЖКХ АМО ГО "Сыктывкар" от 05.03.2014 N 22/1 (далее - приказ от 05.03.2014 N 22/1) создана контрактная служба УЖКХ АМО ГО "Сыктывкар", утвержден её состав, Положение о контрактной службе, распределение обязанностей между работниками контрактной службы.
В соответствии с подпунктом 2.2.6 пункта 2 Положения о контрактной службе УЖКХ АМО ГО "Сыктывкар" (приложение N 1 к приказу от 05.03.2014 N 22/1), контрактная служба при определении поставщиков (исполнителей, подрядчиков) осуществляет, наряду с прочими полномочиями, обеспечение осуществления закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно приложению N 2 к приказу от 05.03.2014 N 22/1 в состав контрактной службы УЖКХ АМО ГО "Сыктывкар" включен <> А.А., заместитель начальника отдела контроля за содержанием и эксплуатацией инфраструктуры городского хозяйства УЖКХ АМО ГО "Сыктывкар".
Согласно распределению обязанностей между работниками контрактной службы (приложение N 3 к приказу от 05.03.2014 N 22/1 ) <> А.А. является ответственным работником контрактной службы, в том числе за обеспечение осуществления закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Таким образом, <> А.А., заместитель начальника отдела контроля за содержанием и эксплуатацией инфраструктуры городского хозяйства УЖКХ АМО ГО "Сыктывкар", осуществил в 2014 году закупки товаров, работ, услуг для обеспечения нужд УЖКХ АМО ГО "Сыктывкар" у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, тем самым совершил административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 11 статьи 7.30 КоАП РФ.
Место совершения правонарушения - Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Бабушкина, д. 22.
Время совершения правонарушения - 31.12.2014.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ давность привлечения к административной ответственности - 1 год со дня совершения административного правонарушения.
Согласно частям 1, 2 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
<> А.А., прокуратура города Сыктывкара надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела N ЗШ 253-12/15 об административном правонарушении извещены.
Дело N ЗШ 253-12/15 об административном правонарушении рассмотрено в присутствии <>а А.А., <>а Д.А., представителя прокуратуры г. Сыктывкара.
Заявленные ходатайства, отводы отсутствуют.
Основания для освобождения <>а А.А. от административной ответственности в силу статьи 2.9 КоАП РФ (при малозначительности административного правонарушения) отсутствуют ввиду следующего.
В силу статьи 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются, в том числе защита собственности, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
По пункту 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
Характер совершенного административного правонарушения не свидетельствует о его малозначительности. <>ым А.А. нарушены императивные требования части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе. Осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд УЖКХ АМО ГО "Сыктывкар" у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в установленном Законом о контрактной системе порядке в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, могло иметь своим результатом ущемление интересов хозяйствующих субъектов - субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 7.30 КоАП РФ, является формальным и не требует материально-правовых последствий содеянного.
Статья 7.30 КоАП РФ включена в главу 7 КоАП РФ, объединяющую административные правонарушения в области охраны собственности.
С учетом целей и задач законодательства об административных правонарушениях, установление административной ответственности за несоблюдение требований законодательства о закупках имеет целью предотвратить наступление существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в сфере охраны государственной собственности, нарушение которых препятствует расширению возможностей для участия физических и юридических лиц в осуществлении закупок, развитию добросовестной конкуренции, эффективному и рациональному, производимому на основе принципов гласности и прозрачности, использованию бюджетных средств, приводит к невозможности достижения целей по предотвращению коррупции и других злоупотреблений в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Объективным отражением степени общественной опасности противоправного деяния и, как следствие, потенциальной угрозы охраняемым правом общественным отношениям служит санкция части 11 статьи 7.30 КоАП РФ, являющаяся по своему характеру абсолютно-определенной и предусматривающая применение к должностным лицам административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей.
Частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ предусмотрено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Из материалов дела об административном правонарушении N ЗШ 253-12/15 обстоятельства, исключающие возможность соблюдения <>ым А.А. требований части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, не усматриваются.
Обстоятельства, отягчающие, смягчающие административную ответственность, в ходе рассмотрения дела не установлены.
Довод <>а А.А. о том, что осуществление закупок для нужд УЖКХ АМО ГО "Сыктывкар" для субъектов малого предпринимательства не представляется возможным в связи с тем, что закупаемые товары, оказываемые услуги не могут быть поставлены (оказаны) субъектами малого предпринимательства, не может быть принят во внимание по следующим основаниям.
Исходя из анализа информации о закупках, сведения о которых представлены <>ым А.А. исх. от 28.12.2015 (вх. от 29.12.2015 N 7372) предметом большинства контрактов, заключенных УЖКХ АМО ГО "Сыктывкар" в 2014, явились товары (работы, услуги), которые могли быть поставлены (выполнены, оказаны) именно субъектами малого предпринимательства и могли быть заключены посредством конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с требованиями части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Таким образом, УЖКХ АМО ГО "Сыктывкар" имело возможность в 2014 году в целях соблюдения части 1 статьи 30 закона о контрактной системе осуществить закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, вместе с тем, все возможные меры для этого не предприняло.
В силу частей 1, 2.2, 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Частью 11 статьи 7.30 КоАП РФ установлено, что осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей, следовательно, при назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ должностному лицу может быть назначено наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей (половина минимального размера административного штрафа, определенного частью 11 статьи 7.30 КоАП РФ).
На основании вышеизложенного, принимая во внимание цели административного наказания, установленные частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ, учитывая характер совершенного <>ым А.А. административного правонарушения, с учетом того, что ранее <> А.А. к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о закупках не привлекался, учитывая личность <>а А.А., имущественное положение, подтвержденное справкой о доходах, отсутствие обстоятельств, смягчающих, отягчающих административную ответственность, руководствуясь частями 2.2, 2.3 статьи 4.1, частью 11 статьи 7.30, статьями 23.66, 29.9, 29.10 КоАП РФ, постановила:
1. Признать <>а А.А., заместителя начальника отдела контроля за содержанием и эксплуатацией инфраструктуры городского хозяйства УЖКХ АМО ГО "Сыктывкар", виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 11 ст. 7.30 КоАП РФ, за осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд УЖКХ АМО ГО "Сыктывкар" у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, что противоречит части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе.
2. Назначить <>у А.А., заместителю начальника отдела контроля за содержанием и эксплуатацией инфраструктуры городского хозяйства УЖКХ АМО ГО "Сыктывкар", административное наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 (двадцати пяти тысяч рублей) 00 копеек за осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд УЖКХ АМО ГО "Сыктывкар" у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, что противоречит части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Реквизиты для уплаты штрафа:
ГРКЦ НБ РЕСП. КОМИ БАНКА РОССИИ Г.СЫКТЫВКАР |
БИК |
048702001 |
|
|||||||||
Сч. N |
|
|
||||||||||
Банк получателя |
|
|||||||||||
ИНН 1101481197 |
КПП 110101001 |
Сч. N |
40101810000000010004 |
|
||||||||
УФК ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ (КОМИ УФАС РОССИИ) |
|
|||||||||||
Вид оп. |
01 |
Срок плат. |
|
|
||||||||
Наз. пл. |
|
Очер. плат. |
3 |
|
||||||||
Получатель |
Код |
|
Рез. поле |
|
|
|||||||
16111633040046000140 |
87701000 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
|||||
ШТРАФ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ О РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ НА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ПО ДЕЛУ N _______СОГЛАСНО ПОСТАНОВЛЕНИЮ N _______ОТ ________ |
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В соответствии с частью 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток (а в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, в течение одних суток) судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. В случае изготовления второго экземпляра постановления о наложении административного штрафа в форме электронного документа, юридическая сила которого подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, указанный второй экземпляр направляется судебному приставу-исполнителю в электронном виде по информационно-телекоммуникационным сетям. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.
В силу статей 30.2, 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно статье 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:
1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении (десять суток со дня вручения или получения), если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;
2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;
3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.
Срок предъявления постановления к исполнению составляет 2 года.
Заместитель руководителя управления -
начальник отдела контроля закупок
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 29 декабря 2015 г. N 04-05/11543
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016