Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Чувашия
N 06-04/11272 (опубликовано 28 декабря 2015 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 18 декабря 2015 года.
Решение изготовлено в полном объеме 23 декабря 2015 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия), созданная на основании приказов Чувашского УФАС России от 02.03.2015 N 43, от 12.10.2015 N 205 в составе:
Председателя Комиссии:
"_"
Членов Комиссии:
"_"
в присутствии представителей заявителя - ООО "Земля" - "_"
от заказчика - филиала публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" - "Чувашэнерго" - "_"
рассмотрев жалобу ООО "Земля" на действия Филиала Открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" - "Чувашэнерго" при проведении открытого запроса предложений в электронной форме N изв. 31502887269 на выполнение кадастровых работ ПТК ВЛ-10 кВ и внесение изменений в государственный кадастровый учет сведений о границах охранных зон Шумерлинского района Чувашской Республики для нужд филиала ПАО "МРСК Волги" - "Чувашэнерго", в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Чувашское УФАС России 11.12.2015 обратилось ООО "Земля" с жалобой на действия Филиала Открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" - "Чувашэнерго" при проведении открытого запроса предложений в электронной форме N изв. 31502887269 на выполнение кадастровых работ ПТК ВЛ-10 кВ и внесение изменений в государственный кадастровый учет сведений о границах охранных зон Шумерлинского района Чувашской Республики для нужд филиала ПАО "МРСК Волги" - "Чувашэнерго" (далее - Запрос предложений).
Из жалобы следует, что обществом подана заявка на участие в Запросе предложений. По итогам рассмотрения заявок закупочной комиссией принято решение отклонить заявку ООО "Земля" в связи с несоответствием заявки требованиям документации о Запросе предложений, в частности в справке об опыте выполнения аналогичных по характеру и объему работ не отражена информация о наличии не менее одного завершенного проекта по выполнению аналогичных работ (на объектах электросетевого хозяйства), а также представленные участником сметы стоимости работ не содержат расчета стоимости по каждому виду работ, указанных в пунктах 14 и 15 Технического задания.
ООО "Земля" не согласно с таким отказом. Указывает, что требование опыта выполнения кадастровых работ именно электросетевых комплексов не обусловлено объективными причинами, поскольку выполнение таких работ не требуют специальной квалификации. По мнению заявителя, установление такого требования нарушает положения статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Кроме того, участником закупки в составе заявки представлена смета стоимости работ в соответствии с требованиями документации, техническим заданием и проектом контракта, такая смета стоимости работ содержит расчет стоимости по каждому виду работ, указанному в техническом задании.
В заседании Комиссии представители ООО "Земля" поддержали жалобу по изложенным в ней доводам, просили обязать заказчика внести изменения в документацию и провести процедуру запроса предложений повторно.
Представители филиала публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" - "Чувашэнерго" нарушения требований законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц не признали.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к следующему.
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Часть 10 статьи 3 Закона о закупках устанавливает право участников закупки на обжалование в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.
Частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Закупочная деятельность заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд Открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги", утвержденным решением Совета директоров ОАО "МРСК Волги" 05.06.2013 (далее - Положение).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
Согласно подпункту "а" пункта 7.4.4 Положения в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные настоящим Положением, в том числе:
требования к участнику закупки и перечень документов, подлежащих представлению участником закупки и подтверждающих его соответствие, а также соответствие соисполнителей (субподрядчиков, субпоставщиков) в том случае, если в документации о закупке предусмотрена возможность привлечения участником закупки соисполнителей (субподрядчиков, субпоставщиков) для исполнения договора, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, и являющихся предметом закупки.
Согласно части 12 статьи 4 Закона о закупках протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.
Пунктом 5.1.1 Положения предусмотрены следующие способы закупок:
конкурс;
аукцион;
запрос предложений;
запрос цен;
конкурентные переговоры;
простая закупка;
мелкая закупка;
закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);
закупка путем участия в процедурах, организованных продавцами продукции;
иные способы закупок.
Особенности проведения запроса предложений установлены пунктом 8.6 Положения.
Пунктом 8.6.7 Положения установлено, что организатор закупки устанавливает критерии для оценки предложений и определяет порядок (в том числе иерархию) их применения при оценке предложений с указанием величины относительной значимости каждого такого критерия (веса при балльной оценке).
Пунктом 4.5.9 Положения установлено, что претендовать на заключение договора с Заказчиком (Организатором закупки), либо на реализацию иного права, предусмотренного документацией о закупке, могут только квалифицированные участники (прошедшие в соответствии с решением закупочной комиссии отборочную стадию оценки заявок).
Пунктом 7.4.6 Положения установлено, что квалификационные отборочные критерии не должны накладывать на конкурентную борьбу участников излишних ограничений.
23.10.2015 Филиал публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" - "Чувашэнерго" на официальном сайте http://zakupki.gov.ru разместил извещение N 31502887269 и документацию о проведении открытого запроса предложений в электронной форме на выполнение кадастровых работ ПТК ВЛ-10 кВ и внесение изменений в государственный кадастровый учет сведений о границах охранных зон Шумерлинского района Чувашской Республики для нужд филиала ПАО "МРСК Волги" - "Чувашэнерго", с начальной (максимальной) ценой контракта 2 204 360,00 руб.
Документация о Запросе предложений утверждена 23.10.2015 заместителем генерального директора ПАО "МРСК Волги" - директор филиала "Чу-вашэнерго" (далее - Документация).
Согласно извещению о проведении Запроса предложений дата и время окончания подачи заявок установлены 09.11.2015 в 10:20, дата и время рассмотрения заявок - 07.12.2015 в 10:20, дата и время подведения итогов - 07.12.2015 в 10:20.
В соответствии с протоколом очного заседания комиссии по фиксированию цен заявок, представленных участниками на ЭТП и вскрытию конвертов, представленных в бумажном виде от 09.11.2015, на момент окончания срока подачи заявок поступили 7 (семь) заявок от следующих участников:
Федеральное государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации";
ООО "Пенза ГПС";
ООО "Кадастровый центр";
МП "БТИ Канашского района";
ООО "Земля";
ООО "Техинвестсервис";
ООО "Эксперт кадастра и оценки".
В соответствии с протоколом заседания закупочной комиссии по подведению итогов открытого запроса предложений от 07.12.2015 закупочной комиссией принято решение отклонить следующие заявки: Федеральное государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации", ООО "Пенза ГПС", ООО "Эксперт кадастра и оценки", ООО "Земля".
Победителем Запроса предложений признано ООО "Техинвестсервис".
Основаниями для отклонения заявки ООО "Земля" послужили следующие обстоятельства:
- п.п. 4.3.8.2 d) документации по запросу предложений, т.к. в соответствии с предоставленной участником справкой об опыте выполнения аналогичных работ по характеру и объему работ (приложение N 5 к письму о подаче оферты от 05.11.2015 N 1060/ОД), не отражена информация о наличии не менее одного завершенного проекта по выполнению аналогичных работ (на объектах электросетевого хозяйства), указанных в Техническом задании за последние 3 года (в представленной справке в основном указан опыт выполнения работ по изготовлению документов для кадастрового и технического учета на автомобильные дороги).
- п.п. 5.3.2.5; п.п. 5.3.2.6; п.п. 16.2 раздел 2 "Техническое задание" документации по запросу предложений, так как предоставленные участником сметы стоимости работ (приложение N 2 к письму о подаче оферты от 05.11.2015 N 1060/ОД) не содержит расчета стоимости по каждому виду работ, указанных в п. 14 и 15 Технического задания заказчика, а именно:
п.п. 14.1.2. Инвентаризационно-технические работы, выполняемые в натуре.
п.п. 14.1.3. Камеральные работы.
п.п. 15.2:
- Изготовление карты (плана) объекта землеустройства (охранной зоны), на графической части которой красными сплошными линиями должны быть нанесены границы охранной зоны (с нанесением на плане линий электропередачи с привязкой характерных точек границ охранных зон к опорам ВЛ/к ограждению объекта).
- Подготовка информации о технических характеристиках демонтированного (реконструированного) объекта электросетевого хозяйства, в отношении которого вносятся изменения в охранную зону, по форме согласно приложения N 3 к Порядку утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17.01.2013 N 9.
- Согласование границ охранной зоны объекта электросетевого хозяйства с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
- Предоставление в орган кадастрового учета документов, необходимых для внесения изменений в сведения о границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства, в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
- Отслеживание сроков внесения изменений в сведения о границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства.
В соответствии с подпунктами "с" и "е" пункта 4.5.2.3 Документации по результатам проведения отборочной стадии закупочная комиссия имеет право отклонить Заявки, которые:
поданы участниками, которые не соответствуют требованиям настоящей Документации;
не соответствуют требованиям настоящей Документации: по содержанию (в том числе, если виды, объемы, условия производства работ (услуг), а также сметы стоимости видов работ, указанных в техническом задании не соответствуют Документации).
Подпунктом "d" пункта 4.3.8.2 Документации установлено требование к участникам закупки об обладании опытом выполнения кадастровых работ не менее 3-х лет в отношении формирования технических планов и постановки на государственный кадастровый учет электросетевых комплексов, а так же работ по установлению охранных зон объектов электросетевого хозяйства, и иметь не менее одного завершенного проекта по выполнению аналогичных работ, указанных в техническом задании за последние 3 года.
Из изложенного следует, что заказчиком установлено требование о наличии опыта по выполнению работ по государственному кадастровому учету именно электросетевых комплексов.
Согласно части 5 статьи 41 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке устанавливается посредством определения координат характерных точек контура такого здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке.
Аналогичное требование к проведению работ по установлению местоположения электросетевых комплексов на земельных участках посредством определения координат характерных точек контуров данных объектов на земельном участке включено в Техническое задание Документации.
Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 утверждены Порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, а также Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (далее - Правила).
Согласно пункту 6 Правил границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании (далее - сетевая организация).
Сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, с заявлением о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства, которое должно быть рассмотрено в течение 15 дней с даты его поступления в соответствующий орган.
После согласования границ охранной зоны сетевая организация в течение 3 месяцев обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета), с заявлением о внесении сведений о границах охранной зоны в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества, на основании которого указанный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о внесении в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведений о границах охранной зоны.
Таким образом, Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 не устанавливает каких-либо особенностей по осуществлению кадастровых работ для установления границ охранной зоны объектов электросетевого хозяйства. Постановление содержит особенности установления границ охранной зоны объектов электросетевого хозяйства.
Кроме того, Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст введен в действие Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности выделяет группировку 70.32.3 "Деятельность по учету и технической инвентаризации недвижимого имущества", которая включает:
- учет и техническую инвентаризацию жилого фонда;
- учет и техническую инвентаризацию нежилого фонда;
- составление и ведение земельных кадастров и балансов земель.
Таким образом, деятельность по проведению кадастровых работ в целях определения охранных зон объектов электросетевого хозяйства не требует специальной квалификации, в связи с чем, Комиссия Чувашского УФАС России признает установление требования о наличии у участника закупки опыта по выполнению работ по государственному кадастровому учету именно электросетевых комплексов излишним, необоснованно ограничивающим конкуренцию при проведении Запроса предложений.
Такое условие документации нарушает требование пункта 7.4.6 Положения и пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках. Следовательно, отклонение заявки ООО "Земля" в связи с отсутствием подтверждения опыта по выполнению аналогичных работ (на объектах электросетевого хозяйства) противоречит положениям пункта 4.5.2.3 Документации.
Наряду с изложенным пунктом 5.3 Документации установлена форма сводной таблицы стоимости работ (услуг).
Пунктом 5.3.2 Документации заказчик установил инструкцию по заполнению заявки.
К сводной таблице стоимости работ в обязательном порядке необходимо приложить сметы на оказание услуг (выполнение работ) рассчитанные в соответствии с требованиями отраженными в техническом задании и проекте договора (разделы 2 и 3 Закупочной документации) (пункт 5.3.2.5 Документации).
Смета стоимости работ должна быть составлена с указанием и в соответствии с действующими справочниками, сборниками цен и нормативными документами, необходимыми для определения стоимости работ, указанных в техническом задании. Смета стоимости работ должна быть составлена с указанием применяемых коэффициентов, перечня работ, их объемов и стоимости. При расчете стоимости работ подлежит применению коэффициент природно-экономической зоны (территории) выполнения работ. Предоставляемая Подрядчиком в составе заявки смета стоимости работ должна содержать расчет стоимости по каждому виду работ, указанному в технического задании Заказчика (пункт 5.3.2.6 Документации).
В соответствии с пунктом 16.2 Технического задания Документации предоставляемая подрядчиком в составе конкурсной заявки смета стоимости работ должна содержать расчет стоимости по каждому виду работ, указанному в п. 14 и 15 настоящего Технического задания.
Пункты 14 и 15 Технического задания Документации содержат конкретные перечни кадастровых работ по электросетевым объектам и кадастровых работ по внесению изменений в государственный кадастровый учет сведений о границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства.
Вместе с тем, Комиссией Чувашского УФАС России установлено, что из сметы, представленной в составе заявки ООО "Земля", отсутствует расчет стоимости по таким видам работ, как:
п.п. 14.1.2. Инвентаризационно-технические работы, выполняемые в натуре.
п.п. 14.1.3. Камеральные работы.
п.п. 15.2:
- Изготовление карты (плана) объекта землеустройства (охранной зоны), на графической части которой красными сплошными линиями должны быть нанесены границы охранной зоны (с нанесением на плане линий электропередачи с привязкой характерных точек границ охранных зон к опорам ВЛ/к ограждению объекта).
- Подготовка информации о технических характеристиках демонтированного (реконструированного) объекта электросетевого хозяйства, в отношении которого вносятся изменения в охранную зону, по форме согласно приложения N 3 к Порядку утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17.01.2013 N 9.
- Согласование границ охранной зоны объекта электросетевого хозяйства с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
- Предоставление в орган кадастрового учета документов, необходимых для внесения изменений в сведения о границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства, в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
- Отслеживание сроков внесения изменений в сведения о границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства.
Таким образом, содержание заявки ООО "Земля" не соответствует требованиям, установленным Документацией, в связи с чем, заявка ООО "Земля" обоснованно отклонена закупочной комиссией заказчика по данному основанию.
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
В соответствии с установленными фактическими обстоятельствами по делу Комиссия принимает решение о признании жалобы ООО "Земля" обоснованной в части неправомерного установления требования о наличии у участника закупки опыта по выполнению работ по государственному кадастровому учету именно электросетевых комплексов. В остальной части жалоба ООО "Земля" является необоснованной.
Учитывая, что заявка ООО "Земля" и заявки других участников Запроса предложений отклонены также и по иным основаниям, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи заказчику предписания об устранении выявленного нарушения.
На основании вышеизложенного и, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия решила:
Признать жалобу ООО "Земля" обоснованной в части.
Признать Филиал публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" - "Чувашэнерго" нарушившим пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Передать материалы по жалобе ООО "Земля" в соответствующее структурное подразделение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии для рассмотрения в порядке главы 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
Примечание: решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Чувашия N 06-04/11272 (опубликовано 28 декабря 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016