Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области
от 27 октября 2008 г.
Комиссия управления ФАС России по Мурманской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии - руководителя управления Назаркиной Н.И.; членов Комиссии: заместителя руководителя управления, начальника отдела за соблюдением антимонопольного законодательства Поповой И.Н., начальника отдела контроля органов власти Полищук М.С., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти Яшиной О.Е., рассмотрев дело N 26 по признакам нарушения Отделом образования администрации Ковдорского района части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
Отделом образования администрации Ковдорского района заключены следующие договора:
- ОСАГО N31 от 31.01.2006 г. с филиалом ОСАО "Рессо-Гарантия" г. Мурманск,
- ОСАГО N103 от 03.05.2006 г. с филиалом ОСАО "Рессо-Гарантия" г. Мурманск,
- ОСАГО N153 от 08.08.2006 г. с филиалом ОСАО "Рессо-Гарантия" г. Мурманск,
- ОСАГО N258 от 26.10.2006 г. с филиалом ОСАО "Рессо-Гарантия" г. Мурманск,
- ОСАГО N322 от 22.12.2006 г. с филиалом ОСАО "Рессо-Гарантия" г. Мурманск,
- ОСАГО N15 от 18.01.2007 г. с филиалом ОСАО "Рессо-Гарантия" г. Мурманск,
- ОСАГО N73 от 08.05.2007 г. с филиалом ОСАО "Рессо-Гарантия" г. Мурманск,
- ОСАГО N118 от 14.08.2007 г. с филиалом ОСАО "Рессо-Гарантия" г. Мурманск,
- ОСАГО N157 от 01.11.2007 г. с филиалом ОСАО "Рессо-Гарантия" г. Мурманск,
- Обязательного медицинского страхования работающих граждан N81-8629 от 15.09.2005 г. с ЗАО "КапиталЪ Медицинское страхование" и дополнительное соглашение к нему от 05.09.2006 г.
Часть 1 статьи 18 Федерального закона N135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции" предусматривает, что органы местного самоуправления осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона для оказания ряда финансовых услуг, в том числе по медицинскому страхованию, страхованию ответственности.
Представитель от Отдела образования администрации Ковдорского района на рассмотрение дела не явился. В адрес управления представлены пояснения по делу N26, все запрошенные дополнительные материалы и ходатайство о рассмотрении дела N26 без участия представителя от Отдела образования администрации Ковдорского района.
В соответствии с п.2 ст.45 Закона "О защите конкуренции", комиссия приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствии представителя Отдела образования администрации Ковдорского района, т.к. лица, участвующие в деле были должным образом извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Договора ОСАГО N31 от 31.01.2006 г., N103 от 03.05.2006 г., N153 от 08.08.2006 г., N258 от 26.10.2006 г. с филиалом ОСАО "Рессо-Гарантия" г. Мурманск в настоящее время не действуют, т.к. исполнены обязательства по каждому индивидуальному полюсу обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключенных на основании указанных договоров.
Договора ОСАГО N322 от 22.12.2006 г., N15 от 18.01.2007 г., N73 от 08.05.2007 г., N118 от 14.08.2007 г., N157 от 01.11.2007 г. с филиалом ОСАО "Рессо-Гарантия" г. Мурманск заключены после вступления в силу Закона "О защите конкуренции" без предварительного отбора страховых организаций путем проведения открытого конкурса или аукциона.
Договор обязательного медицинского страхования работающих граждан N81-8629 от 15.09.2005 г. с ЗАО "КапиталЪ Медицинское страхование" и дополнительное соглашение к нему от 05.09.2006 г. заключены до вступления в силу Закона "О защите конкуренции", а следовательно, без нарушения требований части 1 статьи 18 Закона "О защите конкуренции" Однако, срок действия договора определен 1 год с последующей пролонгацией, дополнительное соглашение продлевает срок действия данного договора на 2 года, т.е. до 05 сентября 2008 г. В настоящее время срок действия данного договора истек. Условие пролонгации договора на следующий срок не является основание для органов местного самоуправления не исполнять свою обязанность проводить отбор страховой организации на основании конкурса.
В представленных Отделом образования администрации Ковдорского района пояснениях по делу N26 изложена следующая позиция. При заключении договоров ОСАГО с филиалом ОСАО "Рессо-Гарантия" г. Мурманск Отдел образования администрации Ковдорского района руководствовался положениями Бюджетного кодекса РФ и законодательства РФ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. В частности, заключение договоров ОСАГО осуществлялось на основании пункта 14 части 2 статьи 55 Федерального закона N94-ФЗ от 21.07.2005 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", согласно которому, размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд осуществляется на сумму, не превышающую установленного Центральным банком РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке. Договор обязательного медицинского страхования работающих граждан N81-8629 от 15.09.2005 г. заключен до вступления в силу Закона "О защите конкуренции" на 1 год и предусматривает условие пролонгации, если ни одна из сторон не заявит требование о его прекращении. С момента заключения данного договора ни одна из сторон не заявила требование о его прекращении.
Рассмотрев дело, комиссия приходит к выводам что:
Отношения, связанные с отбором финансовых организаций на оказание страховых услуг, регулируются в соответствии с частью 1 статьи 18 Закона "О защите конкуренции". Названная статья не содержит условий, соблюдение которых будет являться основанием для заключения таких договоров без проведения открытых конкурсов или аукционов.
Порядок проведения конкурса определен Федеральным законом N94-ФЗ от 21.07.2005 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", а именно, статьями 20 - 31 указанного закона.
Субъекты, указанные в статье 18 Закона "О защите конкуренции", должны осуществлять отбор страховых организаций путем проведения открытого конкурса (аукциона). Отдел образования администрации Ковдорского района подпадает под действие данной статьи, т.к. является структурным подразделением органа местного самоуправления.
Согласно пункту 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства. По истечении срока действия договора субъекты, указанные в статье 18 Закона "О защите конкуренции", должны осуществлять отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса (аукциона). Таким образом, по истечении срока действия договора обязательного медицинского страхования работающих граждан N81-8629 от 15.09.2005 г. у Отдела образования администрации Ковдорского района возникает обязанность провести отбор страховой организации в соответствии с требованиями статьи 18 Закона "О защите конкуренции".
С момента вступления в силу Закона "О защите конкуренции" продление ранее заключенных договоров, заключение дополнительных соглашений, расширяющих предмет договора (определяющих новый предмет договора), а также заключение новых договоров на оказание страховых услуг без предшествующего этому отбору финансовых организаций в соответствии с требованиями статьи 18 Закона "О защите конкуренции" является нарушением антимонопольного законодательства. решила:
1. Признать нарушение части 1 статьи 18 ФЗ N135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции" Отделом образования администрации Ковдорского района выразившееся в том, что при заключении договоров ОСАГО N322 от 22.12.2006 г., N15 от 18.01.2007 г., N73 от 08.05.2007 г., N118 от 14.08.2007 г., N157 от 01.11.2007 г. с филиалом ОСАО "Рессо-Гарантия" г. Мурманск и пролонгации Договора обязательного медицинского страхования работающих граждан N81-8629 от 15.09.2005 г. с ЗАО "КапиталЪ Медицинское страхование" не проведены открытые конкурсы по отбору страховых организаций.
2. Выдать Отделу образования администрации Ковдорского района предписание об устранении нарушения, в частности, обязать Отдел образования администрации Ковдорского района провести открытые конкурсы по отбору страховых организаций для целей обязательного медицинского страхования работающих граждан и обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Председатель комиссии: Назаркина Н.И.
Члены комиссии: Попова И.Н.,Полищук М.С.,Яшина О.Е.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 27 октября 2008 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016