Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай <_> рассмотрев протокол от 17.12.2015 г. и материалы дела об административном правонарушении N24/а от 07.12.2015 г., возбужденного в отношении должностного лица, заместителя директора по реализации и развитию услуг филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Горно-Алтайские электрические сети" <_> установил:
Дело рассматривается в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай (Республика Алтай, г.Горно-Алтайск, ул. Улагашева, 13), в отсутствии <_>
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ в отсутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
17.12.2015 г. на адрес филиала ПАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" (место работы должностного лица, заместителя директора по реализации и развитию услуг филиала ПАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети"" <_>) была нарочно доставлена корреспонденция с определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении N24/а от 07.12.2015 г.
Данная корреспонденция получена филиалом ПАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" 17.12.2015 г. и присвоен вх.N1.11/549-вх-нов.
Следовательно, <_> надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения дела N24/а от 07.12.2015 г. об административном правонарушении. Ходатайств об отложении рассматриваемого дела в адрес УФАС по РА не поступало.
В ходе рассмотрения дела установлено следующее.
При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства N40-А/15 от 27.10.2015 г. Комиссией УФАС по РА выявлено в действиях ПАО "МРСК Сибири" в лице филиала "Горно-Алтайские электрические сети" нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", в связи с необоснованным признанием в качестве расчетного прибор учета типа "Рим" - 189.02 номер 368516, установленный по адресу: с.Майма, ул. Зональная, 22 кв. 2, на котором отсутствуют контрольная пломба или знаки визуального контроля, что противоречит требованиям пунктов 137, 154 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. N442.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
На основании части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" ПАО "МРСК Сибири" в лице филиала "Горно-Алтайские электрические сети" занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии на территории Республики Алтай в границах балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации, к сетям которой присоединены потребители, за исключением зон деятельности других сетевых организаций, и на его деятельность распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
01.11.2013 г. на основании акта допуска прибора учета в эксплуатацию в жилом доме Мелишенко И.В., расположенном по адресу: с. Майма, ул. Зональная, 22 кв. 2, сетевой компанией был установлен прибор учета электроэнергии типа "Рим" - 189.02 номер 368516 и акт передан гарантирующему поставщику для коммерческого расчета, т.е. признан в качестве расчетного. Указанный акт допуска был составлен сотрудником сетевой компании в отсутствии представителей гарантирующего поставщика и потребителя.
Согласно пункту 137 Основных положений приборы учета, показания которых в соответствии с настоящим документом используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном настоящим разделом порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля (далее - расчетные приборы учета).
Согласно абзацам 2, 3 пункта 154 Основных положений, по окончании проверки в местах и способом, которые определены в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании, подлежит установке контрольная одноразовая номерная пломба и (или) знаки визуального контроля. Контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля устанавливаются сетевой организацией, а в случае если сетевая организация не явилась в согласованные дату и время проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию, контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля устанавливаются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), участвующим в процедуре допуска. Установленную гарантирующим поставщиком контрольную пломбу и (или) знаки визуального контроля сетевая организация вправе заменить при проведении первой инструментальной проверки.
Комиссией УФАС по РА установлено, что контрольная пломба или знаки визуального контроля на введенном в эксплуатацию приборе учета типа "Рим" - 189.02 номер 368516 филиалом ПАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" не установлены. В акте допуска прибора учета в эксплуатацию от 01.11.2013 г. отсутствуют сведения об установке контрольных пломб или знаков визуального контроля.
Признание филиалом ПАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" прибора учета типа "Рим" - 189.02 номер 368516 в качестве расчетного при отсутствии пломб или знаков визуального контроля является неправомерным, противоречащим пунктам 137, 154 Основных положений.
В связи с чем решением Комиссии УФАС по РА от 23.11.2015 г. N 40-А/15 филиал ПАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" признан нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в связи с необоснованным признанием в качестве расчетного прибора учета типа "Рим"-189.02 N368516, установленного по адресу: с.Майма, ул. Зональная, 22 кв. 2, на котором отсутствуют контрольная пломба или знаки визуального контроля, что противоречит требованиям пунктов 137, 154 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. N 442.
Пунктом 4 решения Комиссии УФАС по РА N 40-А/15 от 23.11.2015 г. было принято решение о возбуждении административного производства, предусмотренного статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении лица, виновного в нарушении антимонопольного законодательства.
Вышеуказанное действие филиала ПАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ - совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 - 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица.
Филиалом ПАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" представлены пояснения и копии документов (вх.N3440 от 03.12.2015 г.), согласно которым ответственность за совершенное правонарушение несет заместитель директора по реализации и развитию услуг филиала ПАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" <_> в полномочия которого входит организация деятельности по выявлению неучтенной электроэнергии, организация работ по технологическому присоединению к электрическим сетям Филиала в части заключения и контроля исполнения договоров технологического присоединения, организация и контроль выполнения требований постановления Правительства РФ от 27.12.2004 г. N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" (п. 3.3.1 приказа филиала ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" от 29.01.2015 г. N19 "О распределении функциональных обязанностей между заместителями директора филиала, заместителями главного инженера").
Приказом филиала ПАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" от 03.02.2014 г. N22-к "О приеме на работу" <_> назначен на должность заместителя директора по реализации и развитию услуг филиала.
05.05.2015 г. филиалом ПАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" за подписью <_> в адрес Управления было представлено письмо (вх.N1252) о сформированном плане-графике проверок введенных в эксплуатацию приборов учета электроэнергии, совместимых с системой АИИС КУЭ. В случае выявления отсутствия на приборе учета пломб сетевая организация обязывалась произвести их установку. Исходя из плана-графика по адресу: с.Майма, ул. Зональная, 22 кв. 2 установлен прибор учета с заводским номером 368516 и указан срок опломбировки с 05.05.2015 г. по 08.05.2015 г.
Однако, на дату возбуждения дела N40-А/15 от 27.10.2015 г. и вынесения решения по делу N40-А/15 от 23.11.2015 г. прибор учета типа "Рим" - 189.02 номер 368516, установленный по адресу: с.Майма, ул. Зональная, 22 кв. 2, не был введен в эксплуатацию в установленном законом порядке.
С учетом изложенного, заместитель директора по реализации и развитию услуг филиала ПАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" <_> является должностным лицом, бездействие которого образует состав нарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.
Вина должностного лица, заместителя директора по реализации и развитию услуг филиала ПАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" <_> состоит в неприятии мер по вводу в эксплуатацию и признанию в качестве расчетного ранее установленного прибора учета типа "Рим" - 189.02 номер 368516 по адресу: с.Майма, ул. Зональная, 22 кв. 2 в соответствии с требованиями пунктов 137, 154 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. N442.
По результатам проведенного административного расследования 17.12.2015 г. составлен протокол об административном правонарушении N 24/а в отношении заместителя директора по реализации и развитию услуг филиала ПАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" <_>
Факт совершения заместителем директора по реализации и развитию услуг филиала ПАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" <_> административного правонарушения подтверждается протоколом N24/а от 17.12.2015 г. и другими материалами дела.
Срок давности привлечения директора по реализации и развитию услуг филиала ПАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" <_> к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.
Обстоятельствами, смягчающих административную ответственность в соответствии со статьей 4.2 КоАП РФ являются добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор). Во исполнение предписания N40-А/15 от 23.11.2015 г. филиалом ПАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" 03.12.2015 г. проведена повторная процедура допуска прибора учета электроэнергии типа "Рим" - 189.02 номер 368516 по адресу: с.Майма, ул. Зональная, 22.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.3 КоАП РФ не выявлено.
Согласно статье 2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 21 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Неприятии мер по вводу в эксплуатацию и признанию в качестве расчетного ранее установленного прибора учета типа "Рим" - 189.02 номер 368516 по адресу: с.Майма, ул. Зональная, 22 кв. 2 в соответствии с требованиями пунктов 137, 154 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. N442, свидетельствует о пренебрежительном отношении лица к исполнению своих обязанностей и ущемляет интересы потребителя, в связи с чем применение малозначительности невозможно.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 2.1, 2.4, ч.2 ст.14.31, 23.48, 29.7, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
Признать виновным заместителя директора по реализации и развитию услуг филиала ПАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" <_> в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации (неприятии мер по вводу в эксплуатацию и признанию в качестве расчетного ранее установленного прибора учета типа "Рим" - 189.02 номер 368516 по адресу: с.Майма, ул. Зональная, 22 кв. 2 в соответствии с требованиями пунктов 137, 154 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. N442), и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере двадцати тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Согласно Федерального закона от 01.12.2014 N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", приказа ФАС России от 24.04.2015 N 304/15 "О наделении и порядке осуществления территориальными органами ФАС России полномочий главного администратора доходов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов" штраф должен быть перечислен по платежным реквизитам: ОКТМО 84615430, ИНН/КПП 0411073679/041101001 УФК по Республике Алтай (Управление федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай), банк получателя: Отделение - НБ Республики Алтай г. Горно-Алтайск, р/с 40101810500000010000, код платежа 16111602010016000140, БИК 048405001, л/с 04771212170. Вид платежа: "Денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти".
Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу 8 (38822) 4-71-39.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Согласно статье 32.2 КоАП РФ при невозможности взыскания штрафа, постановление о наложении административного штрафа направляется должностным лицом, вынесшим постановление, судебному приставу-исполнителю для обращения административного взыскания на имущество, принадлежащее лицу, привлекаемому к ответственности, в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1, а также частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, либо в районный суд по месту рассмотрения административного дела (Майминский районный суд) в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно статье 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 25 декабря 2015 г. N 24/А
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016