Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
от 21 декабря 2015 г. N 02/33431
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия);
с участием представителей:
от ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь" (далее - Организатор закупки),
от ООО "ДМ-Консалтинг" (далее - Заявитель);
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (вх.N26557 от 11.12.2015) ООО "ДМ-Консалтинг" на действия организатора торгов ОАО СЗ "Северная верфь" при организации и проведении запроса цен в электронной форме на заключение договора аренды автомобиля бизнес класса с экипажем (извещение N31503043699), заслушав пояснения представителей сторон, установила:
04 декабря 2015 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - Официальный сайт) было опубликовано извещение
N 31503043699 о проведении запроса цен в электронной форме на заключение договора аренды автомобиля бизнес класса с экипажем (Далее - Закупка), включая документацию о запросе цен (далее - Закупочная документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг, одобренным решением Совета директоров ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь" с изменениями от 15.09.2015 г. (далее - Положение о закупках) на момент размещения закупки размещенным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Закупочной документацией.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
7 000 000,00 руб. |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
04.12.2015 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
14.12.2015 в 10:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и оценки заявок (по местному времени заказчика) |
21.12.2015 в 17:00 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
По адресу в сети интернет www.fabrikant.ru |
2. Доводы жалобы:
1) Заявитель сообщает, что опубликованные Организатором закупки сведения о коде ОКДП предмета Закупки не соответствуют предмету Закупки, указанному в Закупочной документации;
2) Заявитель полагает, что условие о необходимости заключения Исполнителем трудового договора с водителем, согласно п. 2.1.4. Закупочной документации, приводит к необоснованному ограничению конкуренции;
3) Заявитель считает, что требование п. 2.1.5 Закупочной документации об обязанности Исполнителя обеспечить соответствие системы мониторинга и безопасности (в случае ее установки) требованиям федеральной программы ЭРА-ГЛОНАСС, а также об обязанности Исполнителя производить замену изнашиваемых в процессе нормальной эксплуатации шин (зима-лето), но не более чем через 50 000 км (на основании "Временных норм эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств"- РД 3112199-1085-02 согласно Распоряжения Министерства транспорта РФ N АК-1-р от 05.01.2004 г.), неправомерно сужают круг участников процедуры Закупки;
4) Заявитель указывает, что в п.п. 3.5, 3.6 Закупочной документации установлены неконкретные требования к транспортным средствам согласно предмету Закупки;
5) Заявитель полагает, что пп. ж) п. 3.2 Закупочной документации, согласно которому к участникам Закупки установлено требование не иметь претензий со стороны Заказчика по исполнению договоров, не содержит конкретных условий соответствия данному требованию.
Представитель Организатора закупки с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу.
Оригиналы документов, истребованные уведомлением N02/Т-1468 от 16.12.2015 года, представлены в заседание Комиссии для обозрения.
3. Проанализировав Закупочную документацию, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора закупки, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь" относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона
N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который в соответствии с
ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона N223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
По первому доводу жалобы Заявителя:
В соответствии с ч. 8 ст. 4 Закона N 223-ФЗ сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке.
Согласно Закупочной документации предметом Закупки является аренда автомобиля бизнес класса с экипажем.
Вместе с тем, следуя информации, размещенной Организатором закупки в извещении о Закупке на Официальном сайте в разделе "Закупка N31503043699", вкладка "Список лотов", классификация услуг по ОКДП -7111010 - Услуги по лизингу или аренде легковых автомобилей без водителя.
Исходя из изложенного Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Организатора закупки по указанию в извещении о Закупке на Официальном сайте сведений о предмете Закупки, не соответствующих указанным в Закупочной документации, нарушения принципа информационной открытости закупки, установленного п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, а также нарушения требования нормы ч. 8 ст. 4 Закона N223-ФЗ.
По второму доводу жалобы:
Согласно п. 2.1.4. Закупочной документации одним из особых условий выполнения работ согласно предмету Закупки установлено, что Исполнитель должен заключить необходимый трудовой договор с водителем, нести расходы по оплате услуг водителя, а также расходы на его содержание, при этом у водителя устанавливается ненормированный рабочий день, с плавающим графиком выходных дней не менее 8 дней в месяц.
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России, основываясь на нормах трудового и гражданского права, позволяющих потенциальному участнику Закупки в отсутствие непосредственно трудового договора иметь законные трудовые или гражданско-правовые отношения с лицом, занимающим должность в штате или выполняющим обязанности водителя, которое будет привлечено Исполнителем в качестве водителя по договору по итогам Закупки, усматривает в действиях Организатора закупки по указанию в п. 2.1.4. Закупочной документации требований о необходимости заключить трудовой договор нарушение принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленного п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ.
По третьему доводу жалобы:
В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика
Согласно п. 2.1.5. Закупочной документации Исполнитель обязуется в течение всего срока действия Договора за счёт средств (Арендной платы), уплачиваемых Заказчиком по Договору, в числе прочего:
- в случае установки на Автомобиле системы мониторинга и безопасности, оплачивать её абонентское обслуживание, в т.ч.:
- обеспечить конфиденциальный режим мониторинга;
- подключить функцию дистанционной технической диагностики;
- обеспечить соответствие требованиям федеральной программы ЭРА-ГЛОНАСС с момента начала её действия;
- осуществлять любое техническое обслуживание и ремонт автомобиля, а именно, замену изнашиваемых в процессе нормальной эксплуатации шин (зима-лето), но не более чем через 50 000 км (на основании "Временных норм эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств"- РД 3112199-1085-02 согласно Распоряжения Министерства транспорта РФ N АК-1-р от 05.01.2004 г.).
"ЭРА-ГЛОНАСС" - российская государственная система экстренного реагирования при авариях. Система использует современные информационные, навигационные (ГЛОНАСС, GPS) и телекоммуникационные технологии для сокращения времени доставки информации о ДТП и других нештатных ситуациях на дорогах до экстренных оперативных служб.
Согласно приказу N 285 Минтранса РФ от 31.06.2012 года абонентские терминалы должны соответствовать следующим требованиям: работа в сетях сотовой связи GSM900/1800 и UMTS, определение местоположения транспортного средства с точностью 15 м с вероятностью 95 %, возможность установления двусторонней голосовой связи с диспетчером, возможность автономной работы от аккумулятора в течение часа, рабочий диапазон температур от 40 до +85 С°
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о том, что требование п. 2.1.5 Закупочной документации об обязанности Исполнителя обеспечить соответствие системы мониторинга и безопасности (в случае ее установки) требованиям федеральной программы ЭРА-ГЛОНАСС, а также об обязанности Исполнителя производить замену изнашиваемых в процессе нормальной эксплуатации шин (зима-лето), но не более чем через 50 000 км, не могут выступать ограничивающими конкуренцию условиями ввиду того, что соблюдение упомянутых требований может быть осуществлено со стороны неограниченного круга юридических или физических лиц, не требует наличия у участника Закупки каких-либо предварительно заключенных соглашений и не предоставляют преимущественной позиции какой-либо организации или группе юридических лиц, которые могут являться потенциальными участниками Закупки.
По третьему доводу жалобы Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит довод Заявителя неподтвержденным и по данному доводу не усматривает в действиях Организатора закупки нарушений порядка организации и проведения Закупки.
По четвертому доводу жалобы:
В соответствии с п. 3.5 Закупочной документации Участник процедуры (Исполнитель) должен передать во временное пользование транспортное средство бизнес класса 2015 года выпуска со штатным водителем не позднее 5 (пяти) рабочих дней с момента подписания договора для обеспечения автотранспортного обслуживания в г. Москве и Московской области, в количестве:
а) Audi A6 не менее 1.8 TFSI s-tronic или Mercedes-Benz не менее E200 или BMW не менее 335i - 1 единица.
Согласно п. 3.6 Закупочной документации предоставляемый автомобиль должен иметь комплектацию по уровню не ниже следующего:
Кузов: черный;
Салон: кожа черная;
Солнцезащитные шторки на окнах задних дверей;
Пакет курильщика;
Автоматическая коробка передач;
Усиленная подвеска с увеличенным дорожным просветом;
Солнцезащитная шторка на заднем стекле;
Тонировка задних боковых стекол и стекла заднего вида;
Электрообогрев задних сидений.
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России полагает, что установленная Организатором закупки система оценки соответствия моделей автомобилей и уровня комплектации самого автомобиля с применением понятий "не менее" и "не ниже" на примере конкретных моделей автомобилей и технических характеристик не может быть применена практически, т.к. предъявляемые требования не имеют установленных шкал или таблиц градации, а также по существу не являются измеряемыми.
Таким образом по четвертому доводу жалобы Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Организатора закупки по указанию в п.п. 3.5, 3.6 Закупочной документации требований о соответствии моделям и параметрам комплектации нарушение принципа информационной открытости закупки, а также принципа отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки, установленных п.п. 1, 4 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ.
По пятому доводу жалобы Заявителя:
Согласно пп. ж) п. 3.2 Закупочной документации Участник процедуры открытого запроса цен должен соответствовать требованиям, предъявляемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки, в том числе, не иметь претензий со стороны Заказчика по исполнению договоров.
При этом Организатором закупки в Закупочной документации не поясняется характер указанных претензий, предмет договора или область договорных отношений, по которым или в рамках которой будут учитываться возможные имеющиеся претензии, а также не установлен порядок декларирования соответствия указанному требованию для участников процедуры Закупки.
Исходя из изложенного по пятому доводу жалобы Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Организатора закупки по указанию в пп. ж) п. 3.2 Закупочной документации требования к участникам Закупки не иметь претензий со стороны Заказчика по исполнению договоров нарушение принципа информационной открытости закупки, а также принципа отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки, установленных п.п. 1, 4 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ.
4. Рассмотрев жалобу (вх.N26557 от 11.12.2015) ООО "ДМ-Консалтинг" на действия организатора торгов ОАО СЗ "Северная верфь" при организации и проведении запроса цен в электронной форме на заключение договора аренды автомобиля бизнес класса с экипажем (извещение N31503043699), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора закупки, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях организатора закупки ОАО "СЗ "Северная верфь" нарушения п.п. 1, 2, 4 ст. 3, ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", допущенные при организации и проведении Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать жалобу (вх.N26557 от 11.12.2015) ООО "ДМ-Консалтинг" на действия организатора торгов ОАО СЗ "Северная верфь" при организации и проведении запроса цен в электронной форме на заключение договора аренды автомобиля бизнес класса с экипажем (извещение N31503043699) обоснованной.
2. Признать в действиях организатора торгов ОАО "СЗ "Северная верфь" при организации и проведении запроса цен в электронной форме на заключение договора аренды автомобиля бизнес класса с экипажем (извещение N31503043699) нарушения:
- п. 1 ч. 1 ст. 3, ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", выразившиеся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также в нарушении требований нормы статьи, допущенное путем указания в извещении о Закупке на Официальном сайте сведений о предмете Закупки, не соответствующих указанным в Закупочной документации;
- п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, допущенное вследствие указания в п. 2.1.4. Закупочной документации требований к участникам Закупки о необходимости заключить трудовой договор с водителем;
- п.п. 1, 4 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", выразившиеся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также принципа отсутствия ограничения допуска к участию в закупке, допущенные путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки, допущенные путем указания в п.п. 3.5, 3.6 Закупочной документации неизмеряемых требований о соответствии предлагаемых автомобилей моделям и параметрам комплектации
- п.п. 1, 4 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", выразившиеся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также принципа отсутствия ограничения допуска к участию в закупке, допущенные путем указания в пп. ж) п. 3.2 Закупочной документации требования к участникам Закупки не иметь претензий со стороны Заказчика по исполнению договоров.
3. Организатору торгов ОАО "СЗ "Северная верфь" выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений организации и проведения запроса цен в электронной форме на заключение договора аренды автомобиля бизнес класса с экипажем (извещение N31503043699) путем аннулирования запроса цен в электронной форме на заключение договора аренды автомобиля бизнес класса с экипажем (извещение N31503043699) с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе организации и проведения Закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
21 декабря 2015 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) на основании решения Комиссии от 21.12.2015 по жалобе N Т02-645/15 на действия организатора торгов ОАО СЗ "Северная верфь" при организации и проведении запроса цен в электронной форме на заключение договора аренды автомобиля бизнес класса с экипажем (извещение N31503043699), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предписывает:
Организатору торгов ОАО СЗ "Северная верфь" совершить действия, направленные на устранение нарушений организации и проведения процедуры торгов путем аннулирования запроса цен в электронной форме на заключение договора аренды автомобиля бизнес класса с экипажем (извещение N31503043699) с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе организации и проведения закупки (извещение N31503043699).
Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 18 января 2016 года с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 21 декабря 2015 г. N 02/33431
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016