Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 15 января 2009 г. N 08-01-6
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере размещения заказов (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Швалов А.Г. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Ланцев Е.С. - ведущий специалист-эксперт отдела государственного заказа, член Комиссии;
Растворцев С.Н. - специалист-эксперт отдела государственного заказа, член Комиссии,
в присутствии представителей Департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города Новосибирска: <_> (по доверенности), <_> (по доверенности);
в присутствии представителей подателя жалобы ООО "Сибирь-Лифт": <_> (директор), <_> (по доверенности), <_> (по доверенности);
в присутствии представителей участников размещения заказа: ООО "Сибирская лифтовая компания" <_> (по доверенности), <_> (по доверенности);
ООО "Лифтстрой" <_> (директор), <_> (по доверенности),
Представителя Департамента финансов и налоговой политики Новосибирской области: <_> (удостоверение N 469),
рассмотрев жалобу ООО "Сибирь-Лифт" на действия Департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города Новосибирска (далее по тексту - Департамент) при проведении открытого аукциона на выполнение работ по замене и модернизации лифтов жилищного фонда г. Новосибирска в 2009 году, установила
В Новосибирское УФАС России обратилось ООО "Сибирь-Лифт" с жалобой на действия Департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города Новосибирска при проведении открытого аукциона на выполнение работ по замене и модернизации лифтов жилищного фонда г. Новосибирска в 2009 году. Извещение о проведении открытого аукциона размещено на официальном сайте мэрии г. Новосибирска www.zakaz.novo-sibirsk.ru, начальная (максимальная) цена муниципального контракта составила 126 060 000 (сто двадцать шесть миллионов шестьдесят тысяч) рублей.
По мнению подателя жалобы, Заказчик неправомерно включил весь объем работ в один лот, так как в городе Новосибирске нет строительно-монтажных организаций, имеющих технические и физические ресурсы для выполнения работ по замене и модернизации 383 лифтов за один год, при том, что проектом муниципального контракта запрещено привлекать третьих лиц (субподряд). Сформированные условия аукциона привели к тому, что из 28 Новосибирских организаций, действующих на рынке, заявки подали только три организации.
Таким образом, Департамент сформировал такие условия аукциона, которые в нарушение п.1 ст.15 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" полностью ограничили конкуренцию.
Так же ООО "Сибирь-Лифт" установил требования к участникам размещения заказа, не предусмотренные законодательством о размещении заказов, а именно:
- о наличии лицензии на осуществление деятельности по строительству зданий и сооружений 1 и 2 уровней ответственности;
- о наличии лаборатории, зарегистрированной в органах Ростехнадзора;
- о наличии специализированной площадки для приема и хранения лифтового оборудования.
Следовательно, аукционная комиссия неправомерно отказала в допуске к участию в аукционе ООО "Лифтстрой", по причине отсутствия лицензии и лаборатории.
На жалобу ООО "Сибирь-Лифт" поступило возражение от Департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города Новосибирска, в котором сообщается следующее.
ООО "Сибирь-Лифт" не направляло заявку на участие в открытом аукционе на выполнение работ по замене и модернизации лифтов жилищного фонда г.Новосибирска. Следовательно, ООО "Сибирь-Лифт" не является участником размещения данного заказа и в соответствии с действующим законодательством не вправе подавать жалобу на действия муниципального заказчика, т.е. рассмотрение жалобы по существу не предусмотрено действующим законодательством.
В соответствии с положениями действующего законодательства РФ, в аукционе могут участвовать не только компании, находящиеся в г. Новосибирске, а компании из любого региона России, а также иностранные компании, что не нарушает Федеральный закон N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции".
Постановлением Правительства РФ N 642 от 04.11.2006 г. предусмотрен перечень товаров, работ, услуг, для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого и среднего предпринимательства. В указанном перечне отсутствуют работы по замене и модернизации лифтов. Таким образом, Департамент не допустил нарушения прав субъектов малого предпринимательства.
Согласно п.101.2 ст.17 Федерального закона N 128-ФЗ от 08.08.2001 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит "Строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения". Работы по замене и монтажу лифтов (предмет аукциона) в обязательном порядке включают в себя ремонт машинного помещения (в том числе пробивку отверстий, штроб, устройство цементных стяжек, ремонт штукатурки стен, окраску стен, потолка, пола, ремонт окон, дверей), ремонт шахты лифта и т.д. Таким образом, требование о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по строительству зданий и сооружений 1 и 2 уровней ответственности является правомерным.
На жалобу ООО "Сибирь-Лифт" поступило возражение от участника размещения заказа ООО "Сибирская лифтовая компания", в котором сообщается следующее.
ООО "Сибирская лифтовая компания" в 2007 году выиграла конкурс на заключение муниципального контракта на проведение в г. Новосибирске модернизации 250 лифтов, в среднем в месяц выполнялась модернизация 34 лифтов. Таким образом, ООО "Сибирская лифтовая компания" располагает достаточными физическими и техническими ресурсами для своевременного и качественного выполнения работ по модернизации лифтов в 2009 году.
Действующее законодательство РФ не содержит норм, указывающих на необходимость устанавливать ограничения на количество поставляемых товаров или оказываемых услуг при проведении торгов.
Деятельность по строительству зданий и сооружений 1 и 2 уровней ответственности является лицензируемой согласно пп.101.2 ст.17 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Следовательно, требование Заказчика о предоставлении в составе аукционной заявки лицензии на выполняемые виды работ является правомерным.
Так как ООО "Сибирь-Лифт" не является участником размещения заказа, то оно не имело право подавать жалобу.
На жалобу ООО "Сибирь-Лифт" поступили возражение от участника размещения заказа ОАО "Карачаровский механический завод", в котором сообщается следующее.
Требование о наличии лицензии на строительство зданий и сооружений 1 и 2 уровней ответственности является правомерным, так как наличие лицензии предусмотрено Федеральным законом N 128-ФЗ от 08.08.2001 года "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Требование, указанное в документации об аукционе, о 5% размере обеспечения заявки на участие в аукционе от начальной (максимальной) цены контракта, также правомерно, так как предусмотрено положениями Федерального закона N 94-ФЗ.
ООО "Лифтстрой" представило пояснения, в котором сообщило, что доводы, изложенные в жалобе ООО "Сибирь-Лифт" являются обоснованными.
Изучив представленные материалы и выслушав доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч.2 ст.57 Федерального закона N 94-ФЗ в случае если, обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала соответственно вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, рассмотрения заявок на участие в аукционе, рассмотрения котировочных заявок, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником размещения заказа, подавшим соответственно заявку на участие в конкурсе, заявку на участие в аукционе, котировочную заявку. Следовательно, обжалование ООО "Сибирь-Лифт" действий аукционной комиссии, связанные с необоснованным отклонением аукционной заявки ООО "Лифтсрой" является неправомерным. Однако, остальные доводы жалобы подлежат рассмотрению по существу, так как ООО "Сибирь-Лифт" в соответствии со ст.8 Федерального закона N 94-ФЗ является участником размещения заказа.
Комиссией Новосибирского УФАС России не установлено ограничений, предусмотренных действующим законодательством, препятствующих включению всего объема работ в один лот, так как они являются функционально и технически взаимосвязанными.
При анализе извещения о проведении открытого аукциона и документации об аукционе не установлено, что к участникам размещения заказа были установлены требования, не предусмотренные законодательством о размещении заказов, а именно:
- о наличии лаборатории, зарегистрированной в органах Ростехнадзора;
- о наличии специализированной площадки для приема и хранения лифтового оборудования
В соответствии с п.1 Положения о лицензировании деятельности по строительству зданий и сооружений 1 и 2 уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2002 г. N 174 лицензированию подлежит деятельность по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, а именно деятельность по выполнению строительно-монтажных работ, в том числе общестроительных, отделочных, санитарно-технических, специальных и монтажных работ, а также выполнение работ по ремонту зданий и сооружений, пусконаладочных работ и функций заказчика-застройщика.
Согласно характеристик выполняемых работ, указанных в извещении о размещении муниципального заказа, работы включают в себя замену и модернизацию лифтового оборудования, а именно демонтажные, монтажные работы, общестроительные работы, монтаж диспетчерской связи вместе со стоимостью оборудования, пусконаладочные работы.
Таким образом, ряд работ, которые являются предметом муниципального контракта, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации и требование Департамента о наличии лицензии на осуществление строительства зданий и сооружений 1 и 2 уровней ответственности и включении ее в состав документов, обязательных для включения в заявку на участие в аукционе не противоречит ст.11 Федерального закона N 94-ФЗ.
Учитывая вышеизложенное Комиссия Новосибирского УФАС России решила признать жалобу ООО "Сибирь-Лифт" на действия Департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города Новосибирска при проведении открытого аукциона на выполнение работ по замене и модернизации лифтов жилищного фонда г. Новосибирска в 2009 году необоснованной.
При проведении внеплановой проверки на основании ч.5 ст. 17 Федерального закона N 94-ФЗ данного открытого аукциона, были выявлены следующие нарушения.
Частью 2 статьи 35 Федерального закона N 94-ФЗ предусмотрен перечень документов, подлежащих включению в состав заявки на участие в аукционе.
Согласно ч.3 ст. 35 Федерального закона N 94-ФЗ требовать от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных частью 2 данной статьи документов и сведений, не допускается.
В нарушение ч.3 ст. 35 Федерального закона N 94-ФЗ Департамент указал в ч.16 Информационной карты документации об аукционе перечень документов, обязательных для включения в заявку на участие в аукционе, не предусмотренных законодательством о размещении заказов, а именно:
- документы, подтверждающие наличие специализированной площадки для приема и хранения лифтового оборудования;
- документы в соответствии со СНиП 3.05.06-85;
- свидетельство о государственной регистрации;
- информационное письмо об учете в ЕГРПО;
- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.12 Федерального закона N 94-ФЗ при рассмотрении заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается аукционной комиссией к участию в аукционе в случае не предоставления документов, определенных частью 2 статьи 35 настоящего Федерального закона.
Заявки на участие в аукционе ООО "Лифтстрой" и ОАО "КМЗ" были отклонены по причине непредставления документов определенных ч.2 ст.35 Федерального закона N 94-ФЗ.
Согласно, протокола рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе N 26А от 25.12.2008 г. одной из причин отклонения заявки на участие в аукционе ООО "Лифтстрой" указано непредставление в составе заявки Свидетельства о регистрации лаборатории, выданного МТУ Ростехнадзора по СФО. Аналогично одной из причин отклонения заявки ОАО "КМЗ" указано непредставление документа, подтверждающего наличие специализированной площадки для приема и хранения лифтового оборудования.
Представление указанных выше документов не предусмотрено ч.2 ст.35 Федерального закона N 94-ФЗ. Таким образом, отклонение аукционной комиссией заявок на участие в аукционе по данным причинам является неправомерным.
В соответствии с ч.4 ст.34 и п.4 ч.4 ст.21 Федерального закона N 94-ФЗ извещение о проведении открытого аукциона должно содержать предмет муниципального контракта с указанием объема выполняемых работ.
Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что Департамент имел в наличии проектно-сметную документацию, в соответствии с которой можно определить объем выполняемых работ. Однако в нарушение п.4 ч.4 ст.21 Федерального закона N 94-ФЗ Департамент не указал в извещении объем выполняемых работ и не разместил на официальном сайте проектно-сметную документацию. Таким образом, Заказчик не определил объем выполняемых работ, а именно, работ по замене и модернизации, демонтажных и монтажных работ, общестроительных работ, работ по монтажу диспетчерской связи, пусконаладочных работ, что не позволяет участникам размещения заказа определить предложение о цене контракта.
Руководствуясь ч.5, ч.9 ст.17, ч.6 ст.60 Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Новосибирского УФАС России решила
Выдать Департаменту энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города Новосибирска и аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов с требованием об аннулировании результатов торгов.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии А.Г. Швалов
Члены Комиссии Е.С. Ланцев
С.Н. Растворцев
ПРЕДПИСАНИЕ N 08-02-7
об устранении нарушения законодательства о размещении заказов
"15" января 2009 года г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Швалов А.Г. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Ланцев Е.С. - ведущий специалист-эксперт отдела государственного заказа, член Комиссии;
Растворцев С.Н. - специалист-эксперт отдела государственного заказа, член Комиссии,
на основании своего решения N 08-01-6 от 15.01.2009 г. по жалобе ООО "Сибирь-Лифт" на действия Департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города Новосибирска при проведении открытого аукциона на выполнение работ по замене и модернизации лифтов жилищного фонда г. Новосибирска в 2009 году, предписывает
Департаменту энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города Новосибирска устранить нарушения Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее Федеральный Закон N94-ФЗ), а именно:
1. Прекратить нарушение ч.3 ст. 35 Федерального закона N 94-ФЗ, а именно, не требовать от участника размещения заказа предоставления в составе заявки на участие в аукционе документов, не предусмотренных законодательством о размещении заказов.
2. Прекратить нарушение п.4 ч.4 ст.21 Федерального закона N 94-ФЗ, а именно, указывать в извещении объем выполняемых работ.
3. Прекратить проведение данного открытого аукциона.
Аукционной комиссии Департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города Новосибирска устранить нарушение Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", а именно:
1. Отклонять аукционные заявки только по основаниям, предусмотренным ч.1 ст.12 Федерального закона N 94-ФЗ;
2. Аннулировать результаты торгов путем отмены решения аукционной комиссии, зафиксированного в протоколе рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе N 26А от 25.12.2008 г.;
Об исполнении настоящего предписания сообщить до 29.01.2009 г. с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего предписания в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридические лица и должностные лица несут административную ответственность.
Председатель Комиссии А.Г. Швалов
Члены Комиссии Е.С. Ланцев
С.Н. Растворцев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 15 января 2009 г. N 08-01-6
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016