Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области
от 22 января 2009 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее - Тверское УФАС России) по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в следующем составе:
председатель: Демина И.С. - руководитель Тверского УФАС России,
члены Комиссии:
Посохова Л.В. - заместитель руководителя,
Фомин В.М. - заместитель руководителя - начальник отдела контроля размещения государственного заказа,
Петрова Е.И. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа,
Бутылина Н.К. - специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа,
Бровкин В.Ю. - специалист 1 разряда отдела контроля размещения государственного заказа,
в присутствии представителей:
- ЗАО "Страховая группа "Спасские Ворота" филиал в г. Твери - Богачевой Н.В. (по доверенности от 23.10.2008 N 2008/901-П),
- Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области: Богдановой А.Н. (по доверенности от 22.01.2009 N 09-09/254), Горлова О.В. (по доверенности от 22.01.2009 N 09-09/252), Заикиной С.В. (по доверенности от 22.01.2009 N 09-09/256), Соколова С.Д. (по доверенности от 22.01.2009 N 09-09/255), Фоменко В.Н. (по доверенности от 22.01.2009 N 09-09/253),
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы от 14.11.2007 N 379, п.п. 5.4-5.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 15.12.2006 N 324, жалобу ЗАО "Страховая группа "Спасские Ворота" филиал в г. Твери и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона внеплановую проверку,
установила:
В Тверское УФАС России поступила жалоба ЗАО "Страховая группа "Спасские Ворота" филиал в г. Твери (далее - Общество) от 16.01.2009 с последующим дополнением от 19.01.2009, полагающего, что конкурсной комиссией при проведении открытого конкурса на право заключения государственных контрактов на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для нужд Отделения ПФР по Тверской области, управлений ПФР в городах и районах Тверской области (далее - конкурсная комиссия, конкурс) нарушены требования Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) в части проведения оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе участников размещения заказа.
В качестве обоснования своих требований Общество привело следующие доводы.
Государственным заказчиком - Государственным учреждением - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области (далее - заказчик) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru была размещена информация о проведении названного конкурса. Конкурсная документация содержала все необходимые сведения, позволяющие произвести правильный расчет страховой премии по каждому заявленному транспортному средству. Вместе с тем, в конкурсе приняли участие 4 страховые компании с различными предложениями по цене государственного контракта:
- ЗАО "Страховая группа "Спасские ворота" филиал в г. Твери - 91870,43 рубля;
- ОСАО "Россия" - 90659,44 рубля;
- ОСАО "Ингосстрах" - 97632,35 рублей;
- ЗАО "Страховая группа "УралСиб" - 91906,72 рубля.
В соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО) и постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 N 739 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии" (далее - постановление Правительства РФ N 739) страховая премия, рассчитанная по представленной заказчиком информации, должна быть одинаковой у всех страховых компаний.
По результатам оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе ОСАО "Россия", предложившее наименьшую цену контракта, признано победителем конкурса.
При этом Общество, являясь страховщиком заказчика в 2008 году, предложило цену контракта, рассчитанную согласно информации, размещенной в конкурсной документации, и в соответствии с действующим законодательством по ОСАГО.
Исходя из вышеизложенного, Общество полагает, что порядок исчисления страховой премии у победителя конкурса ОСАО "Россия" не соответствует требованиям действующего законодательства, а также исходным данным конкурсной документации.
Заказчик по существу жалобы Общества пояснил, что конкурсной комиссией по итогам оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе ОСАО "Россия", предложившее лучшие условия исполнения государственного контракта, признано победителем конкурса. Заявки участников размещения заказа оценивались в соответствии с критериями, установленными в конкурсной документации: по "цене контракта" и по "качеству услуг" с учетом их значимости - 80% и 20% соответственно. Из 4 участников размещения заказа ОСАО "Россия" предложило самую низкую цену, поэтому ему было присвоено максимальное количество баллов по критерию "цена контракта". По критерию "качество услуг" все участники конкурса получили одинаковое количество баллов. При суммировании баллов по обоим критериям ОСАО "Россия" признано победителем конкурса.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Пунктом 24 Информационных карт конкурса конкурсной документации установлен следующий Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе:
"Оценка и сопоставления заявок на участие в конкурсе осуществляется Комиссией в соответствии с критериями, указанными в конкурсной документации в порядке, установленным Заказчиком.
Критерии оценки заявок:
1) Цена контракта (значения критерия (баллы))
Ко1 = (от 1 до n)*0,8, где n - количество заявок, поданных на конкурс, 0,8 - коэффициент весомости данного критерия.
Участнику конкурса, предложившему максимально низкую цену контракта, присваивается максимальный балл и т.д. по мере увеличения цены контракта уменьшается присваиваемый номер.
2) Качество услуг: сроки выплаты страхового возмещения при наступлении страхового случая
Ко2 = (от 1 до n)*0,2, где n - количество заявок, поданных на конкурс, 0,2 - коэффициент весомости данного критерия.
Победителем признается участник, набравший максимальное количество баллов по критериям оценки заявок: Ко1+ Ко2.
Комиссия отмечает, что в соответствии с пунктом 2 статьи 8, пунктами 1 и 6 статьи 9 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" страховые тарифы по обязательному страхованию (их предельные уровни), структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с данным законом. Страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда. Установленные в соответствии с этим законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 N 739 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии" установлены базовые страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев каждого вида транспортных средств, а также ряд фиксированных коэффициентов, в том числе в зависимости от возраста и стажа водителя, допущенного к управлению транспортным средством, в зависимости от территории и преимущественного использования транспортного средства, в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Следовательно, для конкретного парка транспортных средств сумма страховой премии, определенная в порядке, утвержденном указанным выше постановлением Правительства РФ, является фиксированной; цена государственного контракта по ОСАГО, равная сумме такой страховой премии, у участников размещения заказа - страховщиков, должна быть одинаковой.
В связи с тем, что частью 4 статьи 28 Закона предусмотрено установление в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе "цены контракта" во всех случаях без исключения, Заказчику надлежит указывать в конкурсной документации, что всем участникам размещения заказа, допущенным к участию в конкурсе, и, соответственно, предложившим цену контракта, рассчитанную в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 N 739 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии", по критерию - "цена контракта" присваивается одинаковое количество баллов. Участникам размещения заказа, предложившим цену контракта, рассчитанную с нарушением требований указанного постановления Правительства РФ, конкурсной комиссией должно быть отказано в допуске к участию в конкурсе.
Таким образом, установленный заказчиком в конкурсной документации порядок оценки заявок на участие в конкурсе не соответствует положениям статьи 28 Закона и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно извещению о проведении конкурса и конкурсной документации Заказчиком установлена начальная (максимальная) цена контракта - 97 685, 23 рубля.
Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе от 26.12.2008 N 1 для участия в конкурсе подано 4 заявки на участие в конкурсе от участников размещения заказа со следующими предложениями по цене контракта: ЗАО "Страховая группа "Спасские ворота" филиал в г. Твери - 91870,43 рубля, ОСАО "Россия" - 90659,44 рубля, ОСАО "Ингосстрах" - 97632,35 рублей и ЗАО "Страховая группа "УралСиб" - 91906,72 рубля.
По результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе все участники размещения заказа допущены к участию в конкурсе, что подтверждено протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 30.12.2008 N 2.
Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе от 11.01.2009 N 3 конкурсная комиссия приняла решение о признании ОСАО "Россия" победителем конкурса.
Конкурсной комиссией при рассмотрении заявок на участие в конкурсе нарушен установленный пунктом 4 части 1 статьи 12 порядок отбора участников конкурса, в действиях членов конкурсной комиссии имеются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия
решила:
1. Признать жалобу ЗАО "Страховая группа "Спасские Ворота" филиал в г.Твери обоснованной.
2. Признать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области нарушившим статью 28 Закона в части утверждения в конкурсной документации порядка оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, противоречащего нормам действующего законодательства.
3. Признать конкурсную комиссию нарушившей пункт 4 части 1 статьи 12 Закона в части необоснованного допуска участников размещения заказа и выбора ОСАО "Россия" победителем конкурса.
4. Выдать Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области и конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.С. Демина
Члены Комиссии Л.В. Посохова
В.М. Фомин
Е.И. Петрова
Н.К. Бутылина
В.Ю. Бровкин
ПРЕДПИСАНИЕ N 05-6-04-2009
о прекращении нарушения в сфере размещения заказов
22 января 2009 г. г. Тверь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее - Тверское УФАС России) по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в следующем составе:
председатель: Демина И.С. - руководитель Тверского УФАС России,
члены Комиссии:
Посохова Л.В. - заместитель руководителя,
Фомин В.М. - заместитель руководителя - начальник отдела контроля размещения государственного заказа,
Петрова Е.И. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа,
Бутылина Н.К. - специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа,
Бровкин В.Ю. - специалист 1 разряда отдела контроля размещения государственного заказа,
в присутствии представителей:
- ЗАО "Страховая группа "Спасские Ворота" филиал в г. Твери - Богачевой Н.В. (по доверенности от 23.10.2008 N 2008/901-П),
- Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области: Богдановой А.Н. (по доверенности от 22.01.2009 N 09-09/254), Горлова О.В. (по доверенности от 22.01.2009 N 09-09/252), Заикиной С.В. (по доверенности от 22.01.2009 N 09-09/256), Соколова С.Д. (по доверенности от 22.01.2009 N 09-09/255), Фоменко В.Н. (по доверенности от 22.01.2009 N 09-09/253),
на основании решения от 22.01.2009 по делу N 05-6-04-2009 и в соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 17 и частью 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон)
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области и конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса на право заключения государственных контрактов на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для нужд Отделения ПФР по Тверской области, управлений ПФР в городах и районах Тверской области" прекратить нарушения Закона, а именно:
1. Отменить все протоколы, составленные в ходе проведения названного конкурса.
2. Привести конкурсную документацию в соответствие требованиям Закона в части определения порядка оценки заявок с учетом положений постановления Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 N 739 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии".
3. Продлить срок подачи заявок на участие в конкурсе на двадцать дней со дня размещения на официальном сайте изменений, внесенных в конкурсную документацию. При этом поданные ранее заявки возвращаются участникам размещения заказа с уведомлением о прекращении действия данных заявок и о возможности подать новые заявки.
4. В срок до 10.02.2009 представить в Тверское УФАС России информацию об исполнении пунктов 1, 2, 3 настоящего предписания с приложением заверенных надлежащим образом документов.
Примечание: Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. В случае неисполнения предписания Тверское УФАС России вправе обратиться в суд, арбитражный суд с требованием о понуждении совершения действий, соответствующих законодательству Российской Федерации, с заявлением в защиту прав и законных интересов участников размещения заказа.
Председатель Комиссии И.С. Демина
Члены Комиссии Л.В. Посохова
В.М. Фомин
Е.И. Петрова
Н.К. Бутылина
В.Ю. Бровкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 22 января 2009 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016