Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 22 декабря 2015 г. N 08-01-516
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Швалов А.Г. |
- зам. руководителя управления, председатель Комиссии; |
Заргаров А.М. |
- ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Соловьёв А.О. |
- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
в отсутствие представителей подателя жалобы - ООО "Агета", уведомлено надлежащим образом,
в присутствии представителей Муниципального казенного учреждения города Новосибирска "Координационный центр "Активный город" "_"(по доверенности), "_" (по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "Агета" на действия заказчика - Муниципального казенного учреждения города Новосибирска "Координационный центр "Активный город" при проведении электронного аукциона на закупку многофункционального устройства (извещение N 0351300017815000038), начальная (максимальная) цена контракта 322 111,50 рублей, установила:
В Новосибирское УФАС России обратилось ООО "Агета" с жалобой на действия заказчика - Муниципального казенного учреждения города Новосибирска "Координационный центр "Активный город" при проведении электронного аукциона на закупку многофункционального устройства (извещение N 0351300017815000038).
Суть жалобы заключается в следующем. Податель жалобы ООО "Агета" как победитель аукциона в соответствии с ч.4 ст.66 ФЗ N44-ФЗ разместило на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" протокол разногласий от 09.12.2015 г. касательно части 2.1 контракта, а именно указание цены контракта без НДС, тогда как проект контракта в изначальной редакции предусматривал указание цены контракта включая НДС.
Одновременно с изменением в части 2.1 контракта, заказчиком были внесены изменения в наименование объекта закупки, кардинально меняющие его суть: так в проекте контракта от 07.12.2015 г. объект закупки назывался МФУ лазерное Kyocera M2530DN, а в проекте контракта от 14.12.2015 г. заказчик изменил название на МФУ лазерное Kyocera, цветное что противоречит ч.2 ст.70 ФЗ N44-ФЗ так как в первой части заявки электронного аукциона было указано наименование объекта закупки МФУ лазерное Kyocera M2530DN.
На жалобу от заказчика поступили возражения, в которых указано следующее.
При проведении электронного аукциона были рассмотрены первые и вторые части заявок на участие в электронном аукционе. Заказчиком был выбран победитель электронного аукциона ООО "Агета". При направлении проекта контракта была обнаружена ошибка, допущенная заказчиком. При рассмотрении первых частей заявок электронного аукциона необходимо было отказать в допуске участнику под N1, победителю, ООО "Агета", данного аукциона за несоответствие заявки требованиям технической документации на основании пп.1 п.3 ст.66 ФЗ N44-ФЗ.
В соответствии с обнаруженными нарушениями заказчик отправил в Новосибирское УФАС России письмо от 02.12.2015 г. N174, с просьбой разрешить отказаться от заключения контракта с данным участником по решению контролирующего или судебного органа.
До момента приостановления процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик в соответствии со ст.70 ФЗ N44-ФЗ отправил проект контракта участнику и проводил действия, затягивающие подписание контракта на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" при помощи протокола разногласий. В регламентированный срок на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" (16.12.2015 г.) заказчик не подписал усиленной электронной подписью контракт.
Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
Контракт должен был заключаться на условиях, которые были представлены участником в заявке. В соответствии со ст.95 ФЗ N44-ФЗ, заказчик не имел права вносить изменения в проект контракта. Однако сама по себе заявка не соответствовала требованиям аукционной документации, а именно, участник в заявке представил МФУ лазерное Kyocera M2530DN, тип печати черно-белая, тогда же как в аукционной документации заказчиком был установлен тип печати цветная. Таким образом, участник представил заявку, не соответствующую требованиям документации о закупке, и не должен был быть допущен по результатам рассмотрения первых частей заявок.
На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России решила признать жалобу частично обоснованной.
При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 ФЗ N44-ФЗ внеплановой проверки данной закупки выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Заказчик в извещении указал, что предоставляет преимущества субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям (по ст.30 ФЗ N 44-ФЗ).
Осуществление закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций является ограничением при проведении закупки в соответствии со ст.30 ФЗ N 44-ФЗ. Однако заказчик в печатной форме извещения, формируемом на официальном сайте закупок, а также в информационной карте аукционной документации указал ограничение в соответствии со ст.30 ФЗ N 44-ФЗ, как в графе "ограничения в определении поставщика", так и в графе "преимущества".
Согласно ч.4 ст.27 Федерального закона N 44-ФЗ преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 ФЗ N 44-ФЗ предоставляются при осуществлении закупок:
1) учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы;
2) организациям инвалидов;
3) субъектам малого предпринимательства;
4) социально ориентированным некоммерческим организациям.
Согласно п.4 ч.3 ст. 49, п.5 ч.5 ст.63 и п.6 ч.1 ст.73 ФЗ N 44-ФЗ в извещениях о проведении аукциона, открытого конкурса и запроса котировок указываются преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 ФЗ N 44-ФЗ.
Нормы указанных статей корреспондируют со статьями 28, 29 и 30 ФЗ N 44-ФЗ. Статьи 28, 29 и 30 являются специальными нормами ФЗ N 44-ФЗ, предусматривающими порядок предоставления преимуществ и установления ограничений в закупках.
Статьи 28 и 29 ФЗ N 44-ФЗ прямо предусматривают предоставление преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов.
В свою очередь, статья 30 ФЗ N 44-ФЗ прямо предусматривает установление в извещениях об осуществлении закупок ограничений в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации (ч.3 и ч.8 ст.30 ФЗ N 44-ФЗ). Положения статьи 30 ФЗ N 44-ФЗ не содержат норм о предоставлении каких-либо преимуществ субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям. Данное обстоятельство связано с тем, что в случае установления ограничения участия в закупке по статье 30 ФЗ N 44-ФЗ, ее участниками могут быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации. В связи с этим, предоставление преимуществ субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям перед этими же участниками закупки является абсурдным. Таким образом, предоставление преимуществ, не предусмотренных статьей 30 ФЗ N 44-ФЗ, является деянием, противоречащим нормам ФЗ N 44-ФЗ.
Более того, статьи ФЗ N 44-ФЗ, регламентирующие порядок подачи заявок на участие в открытом конкурсе, электронном аукционе, запросе котировок (ст.51, ст.66, ст.73), предусматривают представление в заявках документов, подтверждающих получение преимуществ только по статьям 28, 29 ФЗ N 44-ФЗ. При этом, в данных статьях установлено требование о предоставлении в заявке участника закупки декларации о принадлежности участника закупки к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 ФЗ N 44-ФЗ.
Совокупность указанных норм свидетельствует о невозможности предоставления преимуществ в соответствии со ст.30 ФЗ N 44-ФЗ и указание о возможности предоставления преимуществ вводит участников закупок в заблуждение, не соответствует вышеуказанным положениям законодательства.
Части 5 и 6 ст.30 ФЗ N 44-ФЗ устанавливают требование к поставщику, не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций с указанием в контракте объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Данные положения не предусматривают каких - либо преимуществ субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям перед другими участниками закупки, а трактуют условие исполнения заключенного контракта в части привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций.
Кроме того, в соответствии с ч.1 ст.21 ФЗ N 44-ФЗ планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок.
Согласно ч.2 ст.21 ФЗ N 44-ФЗ планы-графики формируются заказчиками в соответствии с планами закупок.
Согласно ч.11 ст.21 ФЗ N 44-ФЗ заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.
В соответствии с ч.2 ст.112 ФЗ N 44-ФЗ заказчики размещают в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планы-графики размещения заказов на 2014 - 2016 годы по правилам, действовавшим до дня вступления в силу ФЗ N 44-ФЗ, с учетом особенностей, которые могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно п.2 Приказа Минэкономразвития России N 182, Казначейства России N 7н от 31.03.2015 г. "Об особенностях размещения в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2015 - 2016 годы" планы-графики подлежат размещению на официальном сайте не позднее одного календарного месяца после принятия закона (решения) о бюджете.
Согласно п.5 указанного Приказа размещение плана-графика на официальном сайте по форме планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, утвержденной приказом N 761/20н, осуществляется с учетом следующих положений:
2) в соответствующих столбцах, предусмотренных формой планов-графиков, указываются:
е) в столбце 6:
предоставляемые участникам закупки преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 Федерального закона N 44-ФЗ (при наличии таких преимуществ);
информация об ограничениях, связанных с участием в закупке только субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, либо об установлении требований к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии со статьей 30 Федерального закона N 44-ФЗ (при наличии таких ограничений или требований).
Таким образом, с учетом совокупности вышеуказанных норм действующего законодательства о контрактной системе заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики. С учетом вышеуказанных обязательных особенностей размещения планов-графиков на официальном сайте заказчики при осуществлении закупок у субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций указывают информацию об ограничениях, связанных с участием в закупке только субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии со статьей 30 ФЗ N 44-ФЗ. А при наличии преимуществ указывают преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 ФЗ N 44-ФЗ. Таким образом, заказчик нарушил ст.30 ФЗ N 44-ФЗ.
Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N 1063 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила), в п.6 которых установлена формула расчета пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства. Однако в проекте контракта отсутствует формула расчета пени, предусмотренная данными Правилами, а установлен размер пени в виде не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных Подрядчиком. Таким образом, заказчиком нарушены указанные Правила, утвержденные Постановлением Правительства от 25 ноября 2013 г. N 1063.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок, заявка N6 соответствовала требованиям аукционной документации и была допущена. Однако аукционная комиссия в протоколе указала, что заявка N 6 не соответствовала требованиям аукционной документации. Таким образом, протокол содержит противоречивую информацию и аукционной комиссией была размещена на официальном сайте недостоверная информация.
В соответствии с п.2 ч.4 ст.67 и п.1 ч.3 ст.66 ФЗ N44-ФЗ по основаниям, указанным ранее, аукционная комиссия Муниципального казенного учреждения города Новосибирска "Координационный центр "Активный город" неправомерно допустила к аукциону заявку N1, так как она не соответствовала описанию объекта закупки.
Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 ФЗ N44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России решила:
Признать жалобу ООО "Агета" на действия заказчика - Муниципального казенного учреждения города Новосибирска "Координационный центр "Активный город" при проведении электронного аукциона на закупку многофункционального устройства (извещение N 0351300017815000038) частично обоснованной.
Признать аукционную комиссию нарушившей требования ст.67 ФЗ N44-ФЗ.
Признать заказчика нарушившим требования ст.30, ч.4 ст.34 ФЗ N44-ФЗ,
Выдать заказчику и аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок с требованием об аннулировании определения поставщика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
ПРЕДПИСАНИЕ N 08-02-516
об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок
22 декабря 2015 года г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Швалов А.Г. |
- зам. руководителя управления, председатель Комиссии; |
|
Заргаров А.М. |
- ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
|
Соловьёв А.О. |
- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии, |
|
на основании своего решения N 08-01-516 от 22.12.2015 г. по жалобе ООО "Агета" на действия заказчика - Муниципального казенного учреждения города Новосибирска "Координационный центр "Активный город" при проведении электронного аукциона на закупку многофункционального устройства (извещение N 0351300017815000038), предписывает:
Для устранения нарушения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок заказчику - Муниципальному казенному учреждению города Новосибирска "Координационный центр "Активный город" необходимо:
Прекратить нарушение ст.30 Федерального закона N44-ФЗ, а именно, прекратить устанавливать в извещении преимущества участникам закупки, не предусмотренные указанной статьей ФЗ N44-ФЗ;
Прекратить нарушать ч.4 ст.34 Федерального закона N44-ФЗ, а именно, прекратить не указывать в проекте контракта формулу расчета пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, в соответствии с Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N 1063;
Прекратить вносить изменения в проект контракта при его заключении, изменяющие положения заявки победителя, подлежащие включению в контракт;
Прекратить нарушать ч.4 ст.67 Федерального закона N44-ФЗ, а именно, прекратить допускать к участию в аукционе заявки участников, которые не соответствуют требованиям аукционной документации;
Аннулировать данное определение поставщика;
Для устранения нарушения законодательства в сфере закупок аукционной комиссии заказчика необходимо:
Отменить решения аукционной комиссии, зафиксированные во всех протоколах по данному электронному аукциону.
О принятых мерах в соответствии с требованиями настоящего предписания Муниципальному казенному учреждению города Новосибирска "Координационный центр "Активный город"необходимо сообщить в адрес Новосибирского УФАС России до 30.12.2015 г. с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание:
За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего предписания в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридические лица и должностные лица несут административную ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 22 декабря 2015 г. N 08-01-516
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016