Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области
(опубликовано 26 февраля 2009 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в следующем составе:
Председатель Комиссии:
- Демина И.С. - руководитель управления;
Члены Комиссии:
- Посохова Л.В. - заместитель руководителя управления;
- Иванов С.Е.- начальник отдела антимонопольного контроля;
- Пестова А.С. - главный специалист- эксперт отдела антимонопольного контроля,
рассмотрев дело N 03-6/1-124-2008 по признакам нарушения ОАО "Тверская энергосбытовая компания" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
УСТАНОВИЛА:
Настоящее дело возбуждено 18.12.2008 на основании материалов, полученных Тверским УФАС России в ходе рассмотрения дела N 03-6/1-75-2008 о нарушении ОАО "Тверская энергосбытовая компания" статьи 14 Федерального закона "О защите конкуренции" (далее Закон), свидетельствующих о наличии в действиях ОАО "Тверская энергосбытовая компания" признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона, выразившегося в ущемлении интересов граждан - потребителей электрической энергии посредством навязывания им оплаты работ по дополнительному опломбированию индивидуального прибора учета электроэнергии.
Приказом Тверского УФАС России от 23.05.2006 г. N 57 ОАО "Тверская энергосбытовая компания" включено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, по позиции: продажа электрической энергии на розничных рынках (ОКВЭД 40.10.3) с долей на рынке указанного товара более 65 процентов в географических границах Тверской области.
В соответствии с пунктом 3.6.5. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией (утв. приказом ФАС России от 17.01.2007 г. N 5, зарегистрирован в Минюсте России 23.05.2007 г. N 9541) определение признаков наличия доминирующего положения не требуется для хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более тридцати пяти процентов, с долей более пятидесяти процентов и доминирующее положение хозяйствующего субъекта определяется на товарном рынке, в продуктовых границах которого они были включены в Реестр.
Как следует из материалов дела, в целях установки и (или) замены индивидуальных приборов учета электрической энергии гражданами - потребителями в соответствии с поданными заявками привлекаются на платной основе ООО "ГорЭнергоСервис" и иные организации.
Действующее законодательство не устанавливает требования наличия специальных разрешений на выполнение работ по замене и обслуживанию индивидуальных приборов учета электрической энергии. Рынок работ по замене и обслуживанию индивидуальных приборов учета электрической энергии услуг является конкурентным и представлен в г. Твери: ООО "ГорЭнергоСервис", ООО "ТверьЭнергоУчёт" и рядом иных организаций.
Один из участников рынка услуг установки и замены средств учёта электрической энергии - ООО "ГорЭнергоСервис", по результатам установки или замены с последующим опломбированием электрических счётчиков граждан - потребителей в целях введения указанных средств учета в базу данных ОАО "Тверская энергосбытовая компания", неоднократно, начиная с июня 2008 г. направляло в адрес указанного хозяйствующего субъекта многочисленные обращения о принятии на учет и введения в базу данных ОАО "Тверская энергосбытовая компания" установленных (замененных) персоналом ООО "ГорЭнергоСервис" средств учета у бытовых потребителей (от 11.03.2008 N 1/69-А; от 20.03.2008 N 1/84-А; от 01.04.2008 N 1/94-А; от 11.04.2008 N 1/109-А; от 18.04.2008 N 1/117-А; от 25.04.2008 N 1/120-А; от 25.04.2008 N 1/122-А; от 04.05.2008 N 1/124-А; от 19.05.2008 N 132; от 20.05.2008 N 133; от 27.05.2008 N 151; от 03.06.2008 N 161; от 03.06.2008 N 162; от 07.06.2008 N 168; от 24.06.2008 N 183; от 02.07.2008 N 193; от 04.07.2008 N 195; от 09.07.2008 N 200; от 14.07.2008 N211; от 21.07.2008 N 223; от 04.08.2008 N 236; от 05.08.2008 N 238; от 11.08.2008 N 248; от 19.08.2008 N 249; от 25.08.2008 N 261; от 04.09.2008 N 273; от 17.09.2008 N 288; от 17.09.2008 N 289; от 06.10.2008 N 308; от 06.10.2008 N 309; от 17.10.2008 N 328; от 20.10.2008 N 333; от 10.11.2008 N 351; от 10.11.2008 N 352; от 24.11.2008 N 371; от 26.11.2008 N 374; от 01.12.2008 N 379; от 08.12.2008 N 389; от 30.12.2008 N 413; от 11.01.2009 N 416; от 19.01.2009 N 06).
Однако, ОАО "Тверская энергосбытовая компания" указанные обращения ООО "ГорЭнергоСервис" оставляло без ответа, сведения по обозначенным приборам учета в базу данных не вносило, в результате чего, граждане - потребители, по заявкам которых ООО "ГорЭнергоСервис" устанавливало и (или) заменяло приборы учёта электрической энергии, не имели возможности осуществлять оплату за потребляемую электрическую энергию в соответствии с показаниями установленных приборов учета, о чём в материалах настоящего дела имеются копии их заявлений (от 19.08.2008 гр.Удальцов Ф.Г.; от 21.07.2008 Бычкова А.В.; от 18.09.2008 Клочкова В.М.; от 18.09.2008 Жапарханов В.А.; от 23.07.2008 Юрлова В.С.; от 16.07.2008 Макарова В.М.).
Распоряжением первого заместителя генерального директора ОАО "Тверская энергосбытовая компания" Полякова А.Э. от 01.09.2008 N 022-02/2876/а установлен следующий порядок приема учета у граждан - потребителей электрической энергии:
- в случае обнаружения при проведении проверок наличия пломбы на приборах учёта иной организации, проводившей ремонт, замену или установку этих приборов, не нарушая целостность этой пломбы, проверить по учётам абонентского отдела наличие у этой организации договора на установку и (или) обслуживание приборов учёта с данным конкретным гражданином, а также документов, подтверждающих согласование на проведение подобных работ с ОАО "Тверская энергосбытовая компания";
- после проведения проверки, замены или обслуживания приборов учета потребителя электроэнергии, независимо от наличия пломбы иной организации, провести дополнительное опломбирование пломбой ОАО "Тверская энергосбытовая компания".
Согласно письменным пояснениям представителя ОАО "Тверская энергосбытовая компания" от 23.01.2009 г. дополнительное опломбирование приборов учета электрической энергии осуществляется ОАО "Тверская энергосбытовая компания" за дополнительную плату в размере 223 руб. и в соответствии с приказом ОАО "Тверская энергосбытовая компания" от 27.08.2008 N 132, по цене, установленной соответствующей калькуляцией.
В соответствии с представленной ОАО "Тверская энергосбытовая компания" информацией по опломбированным счетчикам, в результате совершения указанных действий, ОАО "Тверская энергосбытовая компания" с граждан - потребителей, которым установка и (или) замена приборов учёта электрической энергии была произведена ООО "ГорЭнергоСервис" и иными организациями, была востребована и получена в период с мая по декабрь 2008 года плата за дополнительное опломбирование таких счётчиков в размере 132 652, 35 руб.
Отказ внести сведения о новых приборах учета электрической энергии в базу данных ОАО "Тверская энергосбытовая компания" мотивировало ссылкой на пункт 139 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006. N530, далее - Правила функционирования розничных рынков), согласно которому проведение работ по замене приборов учета электрической энергии осуществляется по согласованию с гарантирующим поставщиком, что ООО "ГорЭнергоСервис" не было выполнено.
Комиссия Тверского УФАС России, рассмотрев имеющиеся в деле материалы и пояснения представителей сторон, проанализировав нормативные правовые акты, пришла к выводу о наличии в действиях ОАО "Тверская энергосбытовая компания" нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" исходя из следующего.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 N 35-ФЗ полномочиями по утверждению основных положений функционирования розничных рынков обладает Правительство Российской Федерации.
ОАО "Тверская энергосбытовая компания" является гарантирующим поставщиком электрической энергии и в силу пунктов 61 и 64 Правил функционирования розничных рынков обязано заключить договор энергоснабжения с любым обратившимся к нему лицом в границах зоны его деятельности, а также принять на обслуживание граждан в случаях невозможности снабжения электрической энергией иной энергоснабжающей организацией. При этом действие договора энергоснабжения с гражданином-потребителем не может ставиться в зависимость от заключения или не заключения договора в письменной форме. Наличие заключенного с гражданином-потребителем договора подтверждается документом об оплате гражданином потребленной им электрической энергии.
В соответствии с пунктом 71 Правил функционирования розничных рынков в целях надлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения (договору купли-продажи (поставки) электрической энергии) покупателем должен быть обеспечен учет электрической энергии в соответствии с разделом XII указанных Правил.
Согласно пункту 139 раздела XII Правил функционирования, гарантирующий поставщик и потребители определяют порядок монтажа, приемки в эксплуатацию, технического обслуживания и эксплуатации приборов учета, перечень имеющихся приборов учета, а также порядок снятия показаний и расчета на их основании объемов принятой (отпущенной) электрической энергии в соответствующих договорах об осуществлении технологического присоединения, оказания услуг по передаче электрической энергии, энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии. По согласованию сторон для выполнения указанных работ допускается привлечение 3-й стороны.
Если иное не установлено договором, прибор учета следует судьбе энергопринимающих устройств, энергетических установок или объектов электросетевого хозяйства, для обслуживания которых он используется.
Владелец объекта, на котором установлен данный прибор учета, обеспечивает его сохранность, целостность и обслуживание. В случае установки прибора учета в жилом помещении его сохранность, целостность и обслуживание обеспечивает собственник (наниматель) жилого помещения, если иное не установлено соответствующим договором.
В соответствии с пунктом 140 Правил функционирования розничных рынков, гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация или сетевая организация (в случае заключения с потребителем договора оказания услуг по передаче электрической энергии) на основании соответствующих договоров с гражданами-потребителями обеспечивает за их счет установку, замену в случае выхода из строя, утраты или истечения срока эксплуатации, а также обслуживание (поверку, калибровку, замену) приборов учета, находящихся в собственности граждан-потребителей, если гражданин-потребитель не заключит договор на установку и (или) обслуживание его приборов учета с иным лицом.
Таким образом, при отсутствии письменного договора энергоснабжения, в котором определен порядок технического обслуживания приборов учета электрической энергии в соответствии с пунктом 140 Правил функционирования розничных рынков гражданин - потребителеь вправе самостоятельно определять организацию, которая на возмездной основе будет устанавливать и (или) обслуживать его приборы учета электрической энергии.
Письменные договоры между ОАО "Тверская энергосбытовая компания" и гражданами - потребителями, в т.ч. в отношении которых выставлялись счета на оплату услуг по дополнительному опломбированию приборов учета электрической энергии, установленных иными (помимо ОАО "Тверская энергосбытовая компания") организациями отсутствуют, что свидетельствует о праве граждан - потребителей электрической энергии самостоятельно определять организацию, которая на возмездной основе будет устанавливать и (или) обслуживать приборы учета.
Граждане - потребители в ОАО "Тверская энергосбытовая компания" с заявками о повторном опломбировании на возмездной основе приборов учёта электрической энергии, установленных иными организациями, не обращались. Такое опломбирование осуществляется в интересах и по инициативе ОАО "Тверская энергосбытовая компания".
Кроме того, Комиссией принимается во внимание, что ОАО "Тверская энергосбытовая компания" не представлено нормативного правового обоснования наличия права опломбирования устанавливаемых или заменяемых гражданами - потребителями приборов учёта электрической энергии исключительно гарантирующим поставщиком или энергосбытовой компанией, а также доказательства того, что потребители заинтересованы в услуге по дополнительному опломбированию индивидуального прибора учета электрической энергии и обращались в ОАО "Тверская энергосбытовая компания" с просьбой на возмездной основе выполнить работы по дополнительному опломбированию.
В соответствии со ст.10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. В частности, запрещается навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, и другие требования).
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.06 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:
1. Признать нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" действия ОАО "Тверская энергосбытовая компания", выразившиеся в ущемлении интересов граждан-потребителей посредством навязывания им без надлежащих правовых оснований, дополнительной платной услуги по опломбированию индивидуального прибора учета электроэнергии.
2. Выдать ОАО "Тверская энергосбытовая компания" предписание по делу N 03-6/1-124-2008:
прекратить в течение 3-х дней с даты получения настоящего предписания навязывать гражданам-потребителям дополнительную платную услугу по опломбированию индивидуальных приборов учета электроэнергии, при отсутствии заявок граждан-потребителей (обращений, договоров) об оказании такой услуги силами ОАО "Тверская энергосбытовая компания" или привлекаемых ею иных организаций.
3. Должностным лицам Тверского УФАС России рассмотреть вопрос о возбуждении в отношении ОАО "Тверская энергосбытовая компания" административного производства по статье 14.31. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии И.С. Демина
Члены комиссии: Л.В. Посохова
С.Е. Иванов
А.С.Пестова
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу 03-6/1-124-2008
13 марта 2009 г. г.Тверь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в следующем составе:
Председатель Комиссии:
- Демина И.С. - руководитель управления;
Члены Комиссии:
- Посохова Л.В. - заместитель руководителя управления;
- Иванов С.Е.- начальник отдела антимонопольного контроля;
- Пестова А.С. - главный специалист- эксперт отдела антимонопольного контроля,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 12 марта 2009 г. по делу N 03-6/1-124-2008 о нарушении ОАО "Тверская энергосбытовая компания" (170003, г.Тверь, ул.Софии Перовской, д.3) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ОАО "Тверская энергосбытовая компания" прекратить в течение 3-х дней с даты получения настоящего предписания навязывать гражданам-потребителям дополнительную платную услугу по опломбированию индивидуальных приборов учета электроэнергии, при отсутствии заявок граждан-потребителей (обращений, договоров) об оказании такой услуги силами ОАО "Тверская энергосбытовая компания" или привлекаемых ею иных организаций.
2. ОАО "Тверская энергосбытовая компания" о выполнении настоящего предписания сообщить в Тверское УФАС России в срок до 27 марта 2009 г.
Председатель Комиссии И.С. Демина
Члены комиссии: Л.В. Посохова
С.Е. Иванов
А.С.Пестова
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (опубликовано 26 февраля 2009 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016