Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
(опубликовано 5 марта 2009 г.)
(решение изготовлено в полном объеме 05.03.2009 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
<_>, с участием:
- от заявителей: гр. <_>
- от ОАО "Стройдеталь" <_>
рассмотрев дело N 03-03/73-08 о нарушении ОАО "Стройдеталь" (Далее также - Предприятие) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области поступило заявление от граждан, проживающих на улицах Шпальная, Колодезном пер-ке, Суворовском пер-ке г. Ярославля и являющихся абонентами ОАО "Стройдеталь" (вх. N5254 от 23.10.2008 г), о нарушении антимонопольного законодательства, выразившемся, по мнению заявителей, в необоснованной сумме платы за потери в сетях, находящихся на балансе граждан.
Представитель заявителя пояснил следующее: Теплоснабжение индивидуальных домов, в которых проживают жители, осуществляется через присоединенную сеть от котельной ОАО "Стройдеталь". Часть этой сети жители строили самостоятельно, эти участки находятся на их балансе. С начала 2008 года ОАО "Стройдеталь" начало необоснованно завышать плату за поставляемую теплоэнергию. Из расчетов, представленных жителям, следовало, что в счета включается сумма платы за потери в сетях, находящихся на балансе граждан. Данная сумма, по мнению заявителей, является необоснованной. Жители обращались к независимому специалисту, который указал, что ошибка в расчетах платы за потери произошла ввиду неправильного учета длин и диаметров сетей, находящихся на балансе граждан. Граждане обратились с претензией к заводу, на которую был получен ответ о том, что проект, имеющийся у граждан, учитываться не будет, так как не согласован с ОАО "Стройдеталь". В дальнейшем ОАО "Стройдеталь" организовало кампанию по проведению фактических замеров длин и диаметров сетей граждан. Выяснилось, что прежние данные не соответствуют фактическим. Были подписаны новые акты разграничений балансовой принадлежности, в настоящий момент вопрос о длинах и диаметрах просили считать урегулированным.
Ответчик в заседании пояснил следующее.
23.05.2007 Департамент городского хозяйства Мэрии г. Ярославля указал ОАО "Стройдеталь" на недостатки в имеющихся договорах теплоснабжения. Ранее ОАО "Стройдеталь" не включало в счета на оплату сумму потерь в сетях граждан, хотя фактически эти потери имелись и оплачивались Предприятием. В счета за февраль 2008 года платы за потери были включены в платежные документы граждан. Расчет платы производился исходя из имеющегося у ОАО "Стройдеталь" проекта сетей "Принципиальной схемы тепловых сетей от котельной Стройдеталь в г. Ярославле", которая была составлена <_> по трудовому соглашению с заводом "Стройдеталь" от 09.10.2006 г. С гражданами данные не согласовывались. Когда со стороны граждан поступили претензии ОАО "Стройдеталь" начало своими силами производить фактические измерения труб, этот процесс затянулся ввиду затрудненного доступа к сетям. В настоящий момент все сети измерены, составлены акты разграничения балансовой принадлежности, эксплуатационной ответственности. Сделан перерасчет за предыдущие периоды.
Принимая решение о нарушении предприятием антимонопольного законодательства, Ярославское УФАС России исходит из следующего.
Между Предприятием и гражданами заключены договоры с гр-ми <_> на отпуск и потребление тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде (договоры, кроме специально обозначенных датированы 15.10.2007 г). Согласно пунктам 2.1 данных договоров, а также Приложению 1 к данным договорам (О плановом потреблении тепловой энергии) общий объем поставляемого теплоносителя складывается из объемов, поставляемых на отопление и объемов на компенсацию потерь в тепловых сетях граждан. Согласно заключению Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов ЯО по уровню тарифа на тепловую энергию, отпускаемую котельной ОАО "Стройдеталь" (г. Ярославль) на 2008 г. потери в сетях, находящихся на балансе потребителя, не включаются в тариф на теплоснабжение и должны учитываться отдельно. Для расчета потерь в сетях, находящихся на балансе граждан, ОАО "Стройдеталь" использовала проект "Принципиальная схема тепловых сетей от котельной Стройдеталь в г. Ярославле", который был составлен Харитоновым П.Н. по трудовому соглашения с заводом "Стройдеталь" от 09.10.2006 г. Как следует из заявления граждан до 2008 г. потери в сетях, находящихся на балансе граждан не учитывались ОАО "Стройдеталь". Впервые потери были учтены при выставлении счета за февраль 2008 г. Как следует из документов, представленных ОАО "Стройдеталь", а именно "Потерь тепловой энергии сетями частного сектора за февраль 2008 г.", потери рассчитывались исходя из имеющегося проекта. Дополнительных запросов о данных длинах и диаметров гражданам не направлялись, проект с владельцами сетей не согласовывался.
Отношения по определению потерь в сетях, находящихся на балансе потребителя, регулируются "Правилами учета отпуска тепловой энергии. ПР 34-70-010-85" (утв. Главным техническим управлением по эксплуатации энергосистем Минэнерго СССР 22.07.1985, Главгосэнергонадзором 31.07.1985), а так же "Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя" (утв. Минтопэнерго РФ 12.09.1995 N Вк-4936). Согласно указанным нормативным документам (п. 6.2.2 Правил 1985 г. и п. 3.2.1, 4.2.1 Правил 1995 г.) ответственность за тепловые потери определяется балансовой принадлежностью сетей. В условиях, когда ответственность возлагается на потребителей, данные, на основании которых будет производиться расчет (длины, диаметры участков теплотрассы), должны быть представлены потребителями. ОАО "Стройдеталь" перед производством расчетов не обращались к гражданам с просьбой о предоставлении данных о длинах и диаметрах сетей, находящихся на их балансе. Кроме того, проект, использованный ОАО "Стройдеталь не согласовывался с гражданами. В этих условиях антимонопольный орган приходит к выводу, что ОАО "Стройдеталь" использовало для расчета потерь данные полученные с нарушением требований, предъявляемых законодательством.
В силу части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):
1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;
2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.
В порядке, установленном Приказом ФАС России от 25.04.2006 N 108 "Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке" (зарегистрирован в Минюсте России 27.07.2006 N 8121) было рассмотрено положение ОАО "Стройдеталь" на рынке услуг теплоснабжения в границах присоединенной сети. ОАО "Стройдеталь" занимает доминирующее положение с долей 100% на рынке теплоснабжения в географических границах присоединенной сети.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут явиться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Использование для расчетов потерь в сетях, находящихся на балансе граждан, данных, полученных с нарушением законодательства, могло привести к нарушению прав заявителей.
ОАО "Стройдеталь" заявило ходатайство о прекращении дела, в связи с добровольным устранением. Заявило ходатайство о прекращении дела в связи с устранением нарушения и его неблагоприятных последствий. В доказательство представило акты разграничения балансовой принадлежности, подписанные жителями, уточненные длины и диаметры сетей, согласованные с жителями. Кроме того, представило материалы, свидетельствующие о перерасчете сумм, внесенных жителями, именно "Потери тепловой энергии сетями частного сектора за февраль 2008 г (уточненный)".
р е ш и л а:
1. Прекратить рассмотрение дела N70-08 в связи с добровольным устранением допущенного нарушения и его последствий.
2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о привлечении ОАО "Стройдеталь" к административной ответственности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (опубликовано 5 марта 2009 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016