Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области
от 3 апреля 2009 г.
Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: В.И. Шевченко, руководитель Томского УФАС России,
члены Комиссии:
Е.П. Фоминых - начальник отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования;
Н.В. Базарова, специалист - эксперт отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования;
рассмотрев дело N 06-11/09-09 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы медицинских услуг, оказываемых обществом с ограниченной ответственностью "Научно-практический центр "Стоматология" (далее ООО "НПЦ "Стоматология"), в журнале "Приходный ордер" январь-февраль N1-2 (27-28) (издатель - общество с ограниченной ответственностью "Издательский дом "Тема"), в присутствии лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
- от ООО "Издательский дом "Тема" Долженкова Вера Константиновна, действующая на основании Устава;
- от ООО "НПЦ "Стоматология" Тернов Сергей Федорович, действующий на основании Устава, установила:
При осуществлении контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о рекламе сотрудниками Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области установлено следующее.
В журнале "Приходный ордер" январь-февраль N1-2 (27-28) на странице 82 размещена на правах рекламы статья "Дентальная имплантация" научно-практического центра "Стоматология".
В указанной рекламной статье идет речь о медицинских услугах (протезирование, имплантация), оказываемых ООО "НПЦ "Стоматология" в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 N163 код 081400. Согласно приложению к Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденному Постановлением Правительства N30 от 22.01.2007 г., медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг), в том числе, по стоматологии терапевтической, ортопедической, хирургической. Указанные в рекламе медицинские услуги, ООО "НПЦ "Стоматология" предоставляет на основании лицензии NЛО-70-01-000034 от 24.04.2008 г., выданной Комитетом по лицензированию Томской области.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе (далее - ФЗ "О рекламе", Закон) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Указанная выше информация обладает перечисленными признаками, следовательно, является рекламой.
Реклама медицинских услуг и методов лечения, предоставляемых ООО "НПЦ "Стоматология", размещена без предупреждения о наличии противопоказаний к их применению, также в рекламе отсутствует указание о необходимости получения консультации специалистов.
На рассмотрении дела законный представитель ООО "Издательский дом "Тема" В.К. Долженкова признала допущенное нарушение Закона, отметила, что в редакции был ужесточен контроль за каждым рекламным материалом, предназначенным для выхода в печать.
Представитель ООО "НПЦ "Стоматология" С.Ф. Тернов довел до сведения Комиссии, что рекламный макет статьи был согласован при условии внесения в него необходимых предупреждений, предусмотренных ст.24 Федерального закона "О рекламе". Редакции журнала была выставлена претензия, поводом к которой послужило отсутствие необходимых надписей в рекламной статье "Дентальная имплантация" после издания журнала "Приходный ордер" январь-февраль N1-2 (27-28). Также С.Ф. Тернов отметил, что рекламные материалы, размещенные у других рекламораспространителей, соответствуют законодательству о рекламе.
Рассмотрев материалы дела и заслушав доводы представителей, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно ч.7 ст.24 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе" реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
В рассматриваемой рекламе медицинских услуг, методов лечения, предоставляемых научно-практическим центром "Стоматология" не содержится предупреждения о наличии противопоказаний к применению и использованию медицинских услуг, а также отсутствует указание о необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Частями 6, 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе", возложена как на рекламодателя, так и на рекламораспространителя.
Анализ материалов дела позволил Комиссии определить в качестве рекламодателя, т.е. изготовителя или продавца товара либо иного определившего объект рекламирования и (или) содержание рекламы лица (п.5 ст.3 ФЗ "О рекламе")- ООО "НПЦ "Стоматология"; в качестве рекламораспространителя, т.е. лица, осуществляющего распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (п.7 ст.3 ФЗ "О рекламе") - ООО "Издательский дом "Тема" на основании договора на оказание информационных услуг N8ПИ-14 от 15.02.2009 г.
Таким образом, в журнале "Приходный ордер" январь-февраль N1-2 (27-28) на странице 82 размещена реклама медицинских услуг без предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, что является нарушением части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе".
В соответствии пунктом 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Комиссия Томского УФАС России, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", п.37- п.42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную ООО "Издательский дом "Тема", рекламодателя ООО "НПЦ "Стоматология" в журнале "Приходный ордер" январь-февраль N1-2 (27-28) на странице 82, поскольку в ней нарушены ч.7 ст.24 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО "Издательский дом "Тема" обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Выдать ООО "НПЦ "Стоматология" обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Томского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 8 апреля 2009 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии В.И. Шевченко
Члены Комиссии Е.П. Фоминых
Н.В. Базаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 3 апреля 2009 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016