Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
от 2 декабря 2015 г. N 06-03/77-15
(решение изготовлено в полном объеме 16.12.2015)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Ярославского УФАС Паутов И.Г., члены Комиссии: начальник отдела контроля органов власти Гудкевич Е.В., главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Гаврилов С.В., при участии:
от муниципального унитарного предприятия Тутаевского муниципального района "Тутаевские коммунальные системы" Баланцева А.С., директора;
ООО "Агреман", ООО "Тутаевпромстрой" явку своих представителей не обеспечили, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев на заседании Комиссии 02.12.2015 дело N 06-03/77-15 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное в отношении муниципального унитарного предприятия Тутаевского муниципального района "Тутаевские коммунальные системы" по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
настоящее дело возбуждено в результате рассмотрения заявления ООО "Агреман" в отношении муниципального унитарного предприятия Тутаевского муниципального района "Тутаевские коммунальные системы" (далее - МУП "Тутаевские коммунальные системы", Заказчик) о нарушении Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в действиях МУП "Тутаевские коммунальные системы" по заключению договора на поставку мазута топочного малозольного для нужд МУП "Тутаевские коммунальные системы" с ООО "Тутаевпромстрой" в нарушение требований, предъявляемых к участию в открытом конкурсе при осуществлении соответствующей закупки на право заключения договора на поставку мазута.
Представитель МУП "Тутаевские коммунальные системы" признал нарушение антимонопольного законодательства, пояснил, что закупочная документация, составленная в целях проведения данных торгов, не в полной мере отвечала потребностям заказчика и его требованиям к потенциальному поставщику мазута. При проведении торгов участники оценивались на соответствие тем требованиям, которые действительно были важны для Заказчика, хоть они и не были отражены в документации о закупке.
Принимая решение по делу, Комиссия исходит из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) МУП "Тутаевские коммунальные системы" обязано производить закупки товаров, работ, услуг в соответствии с требованиями указанного закона. Документом, регламентирующим закупочную деятельность Заказчика, является Положение о закупке товаров, работ, услуг муниципальным унитарным предприятием Тутаевского муниципального района "Тутаевские коммунальные системы", утвержденное приказом руководителя предприятия от 24.09.2015 N 52 (далее - Положение о закупке). Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлены основные принципы закупки товаров, работ, услуг, одним из которых является принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Пунктом 1 Положения о закупке заказчика установлено, что закупочная деятельность заказчика осуществляется в целях развития добросовестной конкуренции; обеспечения гласности и прозрачности закупок организации; предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок организации.
07.10.2015 на сайте http://zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение о проведении открытого конкурса на право заключения договора на поставку мазута топочного малозольного для нужд МУП "Тутаевские коммунальные системы" (извещение N 31502830562).
Согласно протоколу (N 14 от 28.10.2015) вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе на право заключения договора на поставку мазута топочного смазочного для нужд МУП ТМР "Тутаевские коммунальные системы" поступило 2 заявки от участников ООО "Агреман", ООО "Тутаевпромстрой". Оба участника были допущены к участию в закупке.
Исходя из протоколов N 15 от 28.10.2015 и N 16 от 28.10.2015 заседаний единой комиссии по проведению закупок, товаров, работ, услуг для нужд МУП ТМР "Тутаевские коммунальные системы" заявке ООО "Тутаевпромстрой" присвоено первое место, ООО "Агреман" - второе место. Победителем открытого конкурса признано ООО "Тутаевпромстрой".
В соответствии с пунктом 4.5.2 конкурсной документации участник конкурса должен был включить в состав Предложения документы, подтверждающие его соответствие определённым требованиям, а именно: анкету по установленной в настоящей Конкурсной документации форме (форма N 4); оригинал справки о выполнении аналогичных по характеру и объему поставок товара договоров по установленной в настоящей Конкурсной документации форме (форма N 5); оригинал справки о материально-технических ресурсах, которые будут использованы в рамках выполнения Договора по установленной в настоящей Конкурсной документации форме (форма N 6); оригинал информационного письма о наличии/отсутствии у Участника конкурса связей, носящих характер аффилированности с сотрудниками Заказчика или Организатора конкурса по установленной в настоящей конкурсной документации форме; заверенную Участником конкурса копию свидетельства о внесении записи об Участнике конкурса в Единый государственный реестр юридических лиц или в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей; заверенную Участником копию свидетельства о постановке на налоговый учет; заверенную Участником копию паспорта (для физических лиц и индивидуальных предпринимателей) и иные документы.
Заявки ООО "Тутаевпромстрой" и ООО "Агреман" содержали все требуемые конкурсной документацией документы, которые было необходимо представить участникам закупки, таким образом, обе заявки были обосновано допущены к участию в открытом конкурсе.
Исходя из пункта 4.8.3.3. конкурсной документации оценка предложений членами Комиссии по каждому из подкритериев критерия "Итоговый рейтинг Предложения" осуществляется на основании сведений, приведенных в таблице, и математических операций, осуществляемых на основе вычислительных формул, приведенных после таблицы.
Вместе с тем согласно отчетам об оценке предложений участников в приложениях NN 1 к протоколам NN 15, 16 от 28.10.2015 к участникам закупки были применены критерии, не указанные в пункте 4.8.3.3 конкурсной документации, а именно критерий "отсрочка оплаты по договору", "период гарантийных обязательств". Количество баллов участникам закупки по критериям "отсрочка оплаты по договору", "период гарантийных обязательств" было выставлено Комиссией МУП "Тутаевские коммунальные системы" произвольно. Заявкам ООО "Агреман" и ООО "Тутаевпромстрой" по критерию "период гарантийных обязательств" выставлено по 20 баллов. По критерию "отсрочка оплаты по договору" ООО "Агреман" выставлено 10 баллов, ООО "Тутаевпромстрой" - 20 баллов. При этом такие критерии, как "место нахождения участника" и "количество транспорта, необходимого для перевозки мазута", установленные в таблице, приведенной в пункте 4.8.3.3 конкурсной документации, при оценке заявок участников не применялись.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Положения о закупке МУП "Тутаевские коммунальные системы" для определения лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках на участие в конкурсе, Комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по критериям, указанным в конкурсной документации.
Согласно части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Таким образом, применив иной порядок оценки и сопоставления заявок, не соответствующий установленному в конкурсной документации, МУП "Тутаевские коммунальные системы" нарушило требования пункта 1 статьи 20 Положения о закупке, части 6 статьи 3 Закона о закупках.
02 ноября 2015 года по результатам открытого конкурса между МУП ТМР "Тутаевские коммунальные системы" и ООО "Тутаевпромстрой", признанным в качестве победителя конкурса, был заключен договор поставки N 66.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушение порядка определения победителя или победителей торгов (пункт 3 части 1 статьи 17). Согласно части 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции положения части 1 настоящей статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Исходя из вышеизложенного, действия МУП "Тутаевские коммунальные системы" по определению победителя торгов на право заключения договора на поставку мазута топочного малозольного для нужд МУП "Тутаевские коммунальные системы" вне установленного документацией о закупке порядка и критериев оценки заявок участников нарушают положения пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать действия МУП "Тутаевские коммунальные системы" нарушающими пункт 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать МУП "Тутаевские коммунальные системы" обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Г.Паутов
Члены Комиссии Е.В. Гудкевич
С.В. Гаврилов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 2 декабря 2015 г. N 06-03/77-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016