Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан
от 7 апреля 2009 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - УФАС по РБ) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в составе:
Председателя комиссии: З.Х. Акбашевой - Руководителя УФАС по РБ; членов комиссии: Р.А. Ишбулатова - заместителя руководителя УФАС по РБ, Н.Н. Борисова - начальника отдела естественных монополий и финансовых рынков УФАС по РБ, О.А. Юртаевой - главного государственного инспектора отдела естественных монополий и финансовых рынков УФАС по РБ, М.С. Шайхутдинова - ведущего специалиста-эксперта отдела естественных монополий и финансовых рынков УФАС по РБ
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 07 апреля 2009 г. по делу N А-09/10-09 о нарушении ООО КХ "Магнолия" (452750, Россия, Республика Башкортостан, Туймазинский район, с. Гафур, ул. Коммунистическая, д. 130) пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
1. ООО КХ "Магнолия" (452750, Россия, Республика Башкортостан, Туймазинский район, с. Гафур, ул. Коммунистическая, д. 130) с момента (дня) получения данного Предписания прекратить нарушение антимонопольного законодательства и не допускать впоследствии нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно:
- экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
1.1. В срок, в течении 20 дней с момента (дня) получения данного Предписания привести отношения, при заключении договора электроснабжения между Гарантирующим поставщиком и абонентом (потребителем), в части прав и обязанностей возложенных на сетевую организацию (ООО "КХ "Магнолия") в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Постановления Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N530 "Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики", Постановления Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям".
О выполнении настоящего Предписания сообщить в срок 30 дней с момента (дня) его получения.
РЕШЕНИЕ
07 апреля 2009 г. г. Уфа, ул. Пушкина, 95
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - УФАС по РБ) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в составе:
Председателя комиссии: З.Х. Акбашевой - Руководителя УФАС по РБ; членов комиссии: Р.А. Ишбулатова - заместителя руководителя УФАС по РБ, Н.Н. Борисова - начальника отдела естественных монополий и финансовых рынков УФАС по РБ, О.А. Юртаевой - главного государственного инспектора отдела естественных монополий и финансовых рынков УФАС по РБ, М.С. Шайхутдинова - ведущего специалиста-эксперта отдела естественных монополий и финансовых рынков УФАС по РБ, рассмотрев дело N А-09/10-09 по признакам нарушения Общество с ограниченной ответственностью Крестьянское хозяйство "Магнолия" (452750, Россия, Республика Башкортостан, Туймазинский район, с. Гафур, ул. Коммунистическая, д. 130) пунктов 5, 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установила:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан получено заявление директора ООО "КФХ "Орлана", г. Туймазы, (далее также - Заявитель), на действия ООО КХ "Магнолия" (далее также - Ответчик) при заключении договора электроснабжения на новый срок.
По мнению Заявителя изложенном в заявлении, Ответчик препятствовал перетоку электрической энергии до объектов электросетевого хозяйства своего предприятия и препятствовал в заключении договора электроснабжения на новый срок.
Отделом естественных монополий и финансовых рынков, при рассмотрении данного заявления направлены запросы в адрес Заявителя и Ответчика (а позднее, Определением о назначении рассмотрения данного дела и ООО "ЭСКБ"). Всеми субъектами (Заявителем, Ответчиком ООО "ЭСКБ" информация представлена.
В результате анализа поступившей запрошенной информации факт отключения ООО "КХ "Орлана" не подтвердился (ООО "КХ "Орлана" не представлен соответствующий акт об отключении, документ свидетельствующий о вызове представителя Ответчика для составления такого акта). По информации представленной ООО "ЭСКБ" (вх. N2875 от 02.04.2009 г.) "Сведений об отключении электроэнергии на объектах ООО "КФХ "Орлана" персоналом ООО КХ "Магнолия" у нас не имеется".
Таким образом, факт отключения электроснабжения ООО "КХ "Орлана" не подтвердился. Следовательно, не подтвердились и признаки нарушения Ответчиком пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно "создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам".
По информации представленной ООО "ЭСКБ" (письмо 007/1085 от 01.04.2009 г.) между Заявителем и Ответчиком не согласованы приложения NN3, 7, 10 к договору электроснабжения, содержащие существенные условия договора, а именно:
Приложение N3: "Акт регистрации источников энергоснабжения, энергопринимающего оборудования и средств измерения электроэнергии и мощности";
Приложение N7: "Акт разграничения балансовой принадлежности электроустановок и сооружений и эксплуатационной ответственности сторон";
Приложение N10: "Однолинейная схема электроснабжения".
Также из информации представленной ООО "ЭСКБ" следует, что Заявитель подключен к электроснабжению опосредовано, через объекты электросетевого хозяйства Ответчика.
В соответствии с положениями п. 1 Закона об электроэнергетике "Технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Поскольку Заявитель уже получает электроэнергию посредством подключения к объектам электросетевого хозяйства Ответчика, то технологическое присоединение состоялось.
В соответствии с п. 7 Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям (утв. постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861) (с изменениями от 31 августа 2006 г., 21 марта 2007 г., 14 февраля 2009 г.) Заявителю и Ответчику необходимо составить акт о технологическом присоединении и акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности. Однако, как следует из информации содержащейся в заявлении, косвенно подтверждаемой информацией представленной ООО "ЭСКБ" Ответчик препятсвует Заявителю в составлении данного акта.
В заседании Комиссии УФАС по РБ при рассмотрении дела представитель Ответчика утверждал, что нарушения не признает так как, Заявитель не обращался к нему с просьбой (ни письменно, ни устно) о составлении акта разграничения балансовой принадлежности электроустановок и сооружений и эксплуатационной ответственности сторон или каких либо других документов.
В заседании Комиссии УФАС по РБ представитель ООО "ЭСКБ" утверждал со ссылкой на документы, о том, что электроустановки Ответчика надлежащим образом были введены в эксплуатацию, имелся договор N815 с Заявителем (письмо вх. N.2875 от 02.04.2009 г.).
Далее представитель ООО "ЭСКБ" пояснил (письмо вх. N3128/1 от 07.04.2009 г.): "Поскольку ООО КХ "Магнолия" отказало ООО КФХ "Орлана" в согласовании приложений, регламентирующих существенные условия договора, мною в конце октября 2008 г. был приглашен для урегулирования вопроса директор ООО КХ "Магнолия". На мои предложения подписать приложения к договору с ООО КФХ Орлана" он ответил отказом, не взяв их даже для ознакомления".
Комиссия УФАС по РБ выслушав доводы лиц участвующих в деле и рассмотрев имеющиеся в деле и представленные в заседание Комиссии документы, пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона N147-ФЗ от 17.08.1995 г. "О естественных монополиях" (далее - Закон N147) услуги по передаче электрической энергии являются сферой деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно статье 5 Закона N135, доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Таким образом, ООО КХ "Магнолия" является субъектом естественной монополии в сфере услуг по передаче электрической энергии и единственным субъектом через сети которого Заявитель имеет возможность получить электрическую энергию. Указанное позволяет сделать вывод, что Ответчик имеет доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии по кругу потребителей и соответственно является субъектом правонарушения. На субъекты естественных монополий распространяются запреты, установленные антимонопольным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июня 2008 г. N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства"
"Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции)".
Далее по тексту названного Постановления изложено: "Арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц". В соответствии с положениями пункта 13 названного Постановления ВАС РФ: "Доминирующим признается и положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии (часть 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции)".
В соответствии с положениями части 4 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N35-ФЗ "Об электроэнергетике":
"В случае нарушения сетевой организацией или иным владельцем объектов электросетевого хозяйства обязанности по предоставлению документов, подтверждающих технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, гарантирующий поставщик не вправе отказать собственнику или иному законному владельцу указанных устройств или объектов в заключении договора купли-продажи, договора энергоснабжения по причине отсутствия технологического присоединения и вправе самостоятельно осуществить сбор документов, подтверждающих наличие технологического присоединения и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики".
Как было изложено выше по тексту данного решения ООО "ЭСКБ" обращался к ООО КХ "Магнолия" с просьбой о подписании Приложений к договору, однако данные приложения согласованы (подписаны) не были.
Таким образом, на основании вышеизложенного Комиссией УФАС по РБ установлено:
в действиях ООО КХ "Магнолия" содержится нарушение пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N135), а именно:
5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
С учетом вышеизложенного, Комиссией УФАС по РБ сделан вывод, что оснований для прекращения рассмотрения дела исходя из сложившихся правоотношений не имеется.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" решила:
1. Признать ООО КХ "Магнолия" (452750, Россия, Республика Башкортостан, Туймазинский район, с. Гафур, ул. Коммунистическая, д. 130) пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать ООО КХ "Магнолия" Предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства Российской Федерации.
3. ООО КХ "Магнолия" в срок указанный в Предписании устранить нарушения требований пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции" совершив следующие действия:
- привести отношения, при заключении договора электроснабжения между Гарантирующим поставщиком и абонентом (потребителем), в части прав и обязанностей возложенных на сетевую организацию (ООО "КХ "Магнолия") в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Постановления Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N530 "Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики", Постановления Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям".
4. Передать материалы дела должностному лицу УФАС по РБ для привлечения ООО КХ "Магнолия" к административной ответственности в соответствии со статьей 14.31 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 7 апреля 2009 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016