Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея
от 29 июня 2009 г.
Резолютивная часть оглашена 24.06.2009
Решение в полном объеме изготовлено 29.06.2009
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия УФАС) в составе:
<> - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии,
Членов комиссии: <> - начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти, <> - главного специалиста - эксперта управления, <> - ведущих специалистов - экспертов управления, в присутствии представителей:
от Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования "Профессиональный лицей N6 г. Майкопа (далее - Заказчик) - <> (приказ N3 от 06.01.1994), <> (доверенность от 23.06.2009 N258), <> (доверенность от 23.06.2009 N259), рассмотрела жалобу ООО "ВолСпецСМУ N10" (далее - Заявитель) от 18.06.2009 о нарушении Заказчиком Федерального закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" ( далее - Закон о размещении заказов) при проведении запроса котировок на право подписания государственного контракта на проведение капитального ремонта детской стороны общежития 5 этажа (далее запрос котировок).
Рассмотрение жалобы осуществлено без участия представителей Заявителя, который извещен о сроке, месте и времени рассмотрения жалобы надлежащим образом.
По мнению Заявителя в пункте 6.3 инструкции участникам запроса котировок и пункте 4.1 информационной карты запроса котировок государственным заказчиком неправомерно установлены следующие обязательные требования к участникам размещения заказа:
"Чтобы претендовать на получение государственного контракта, участники запроса котировок должны удовлетворять следующим обязательным квалификационным требованиям общего характера, не подлежащим изменению:
-наличие регистрации на территории Российской Федерации;
-наличие действующих лицензий на осуществление функций генерального подрядчика на виды работ, предусмотренные предметом котировок, а в случае участия в котировках объединений юридических лиц - представление лицензий на виды работ, предусмотренные предметом котировок; в случае привлечения Участником котировок субподрядных организаций - наличие списка предполагаемых субподрядчиков с приложением действующих лицензий на поручаемые им виды работ;
-наличие квалифицированных трудовых ресурсов, в том числе аттестованных специалистов и рабочих с предоставлением копий аттестатов или сертификатов (но не менее количества, указанного в "Ведомости потребности рабочих кадров по объекту" - см. Техническую часть настоящей котировочной документации);
-наличие необходимой собственной или арендованной материально - технической базы (но не менее количества, указанного в "Ведомости потребности в основных строительных машинах и транспортных средствах" - см. Техническую часть настоящей котировочной документации),
-наличие справки из налогового органа по месту регистрации Участника об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты всех уровней за последний отчетный период, либо зарегистрированный в установленном порядке запрос в налоговый орган на получение указанной справки, направленный не позднее 10-ти дней до даты окончания приема заявок.
-наличие устойчивого финансового положения, подтвержденного бухгалтерскими балансами за два полных года и отчетный период (общая платежеспособность, обеспеченность собственными оборотными средствами, возможность покрытия краткосрочных долговых обязательств за счет имеющихся денежных средств и краткосрочных финансовых вложений, способность покрыть свои краткосрочные обязательства без продажи запасов,
-отсутствие в Реестре деловой репутации сведений о недобросовестности Участника;
-не иметь неисполненных в срок договорных обязательств (задолженностей) перед городом, в том числе по ранее заключенным государственным контрактам.
Квалификационные требования, установленные государственным заказчиком:
-наличие опыта работы по аналогичным предмету котировки работам не менее 3 лет, подтвержденного отзывами государственных, технических заказчиков, участвующих в размещении городского заказа (не менее 1 отзыва)".
Кроме того, Заявитель в жалобе указал, что требования, установленные пунктом 7.1 информационной карты котировок: также противоречат Закону о размещении заказов:
В состав котировочной заявки должны входить все документы, указанные в описи (см. п. I.4.1 раздела I.4). На конверте с котировочным предложением необходимо указать наименование организации-Участника котировки, наименование объекта котировки и в обязательном порядке на нем должна стоять печать организации-Участника. Исходя из этого пункта в составе заявки участник размещения заказа обязан помимо предусмотренных законом документов предоставить:
1. Копию свидетельства о государственной регистрации.
2. Копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.
3. Копия устава организации.
4. Копия информационного письма об учете в ЕГРПО.
5. Копия свидетельства о внесении в реестр субъектов малого предпринимательства (если имеется).
6. Копии действующих аттестатов специалистов организации, копии сертификатов сертифицированных специалистов (по предмету котировок).
7. Копия балансового отчета ФN2 за предыдущий год и за последний отчетный период.
8. Копии заключений аудиторских проверок за два года (проведение аудиторской проверки для данной организации обязательно).
9. Справка из ИМНС по месту учета организации об отсутствии просроченной задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты всех уровней на отчетный период.
10. Копии отзывов по предмету запроса котировок.
11. Акты сдачи-приемки выполненных работ по аналогичным сооружениям (видам работ), обозначенным в проекте.
12. Буклеты, статьи о производственной деятельности (если имеется).
В квалификационной анкете участника запроса котировок государственный заказчик требует заполнить такие данные как:
1. Средесписочная численность работающих.
2. Количество сертифицированных специалистов.
3. Наличие производственных мощностей.
4. Финансовое положение и результаты хозяйственной деятельности организации на 3 года.
5. Сведения о производственной деятельности организации за 3 года.
6. Мероприятия по технике безопасности, охране окружающей среды.
7. Репутация организации.
Заявитель отметил в жалобе, что вышеуказанные требования к участникам размещения заказа, содержащиеся в документации по запросу котировок противоречат Закону о размещении заказов и просит Адыгейское УФАС России провести проверку по фактам, изложенным в жалобе, обязать директора лицея внести изменения в документацию по запросу котировок в соответствии с действующим законодательством, а также применить к нему меры административной ответственности в соответствии Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, в жалобе содержится просьба о рассмотрении жалобы без участия Заявителя.
В ходе рассмотрения жалобы представитель Заказчика <> проинформировала членов комиссии о том, что после размещения документации о запросе котировок на официальном сайте Российской Федерации не поступило ни одной котировочной заявки, повторно запрос котировок не объявлялся в связи с получением уведомления Адыгейского УФАС России.
Проведя внеплановую проверку документации о запросе котировок в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов, исследовав представленные Заявителем и Заказчиком документы, Комиссия УФАС установила:
В соответствии с приказом Федерального агентства по образованию от 10.02.2006 N68 "Об уполномочивании подведомственных Рособразованию учреждений и организаций на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств" подведомственные Рособразованию учреждения и организации (в т.ч. и Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования "Профессиональный лицей N6 г. Майкопа), являющиеся распорядителями и (или) получателями средств федерального бюджета, уполномочены на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств.
В соответствии с приказом директора Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования "Профессиональный лицей N6 г. Майкопа от 09.06.2009 N 113-ОД "О проведении запроса котировок" для проведения запроса котировок на капитальный ремонт детской стороны общежития 5 этажа создана котировочная комиссия в составе 5 человек.
Документация о проведении запроса котировок утверждена директором государственного образовательного учреждения начального профессионального образования "Профессиональный лицей N6 г. Майкопа" <> 09.06.2009.
Извещение о проведении запроса котировок на право заключения государственного контракта на проведение капитального ремонта детской стороны общежития 5 этажа опубликовано на официальном сайте Российской Федерации (далее - сайт) Заказчиком 10.06.2009. В извещении указана дата и время окончания срока подачи котировочных заявок - 23.06.2009, источник финансирования - федеральный бюджет, начальная (максимальная) цена контракта - 487 364 рубля
В соответствии со статьей 43 Закона о размещении заказов: "Запрос котировок должен содержать следующие сведения:
"1) наименование заказчика, его почтовый адрес, адрес электронной почты заказчика (при его наличии);
2) источник финансирования заказа;
3) форма котировочной заявки, в том числе подаваемой в форме электронного документа;
4) наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, наименование, характеристики и объем выполняемых работ, оказываемых услуг. При этом должны быть указаны требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика;
5) место доставки поставляемых товаров, место выполнения работ, место оказания услуг;
6) сроки поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг;
7) сведения о включенных (не включенных) в цену товаров, работ, услуг расходах, в том числе расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей;
8) максимальная цена контракта, определяемая заказчиком, уполномоченным органом в результате изучения рынка необходимых товаров, работ, услуг;
9) место подачи котировочных заявок, срок их подачи, в том числе дата и время окончания срока подачи котировочных заявок;
10) срок и условия оплаты поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг;
11) срок подписания победителем в проведении запроса котировок государственного или муниципального контракта со дня подписания протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок;
12) требование, предусмотренное пунктом 2 части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено такое требование" ( отсутствие в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков сведений об участниках размещения заказа).
.
Вместе с тем, в извещении о запросе котировок не указаны сроки выполнения работ, а указано: "по требованию заказчика", в графе о сведениях, включенных (не включенных) в цену работ, в том числе расходов на перевозку, страхование, уплату обязательных платежей указаны другие сведения, а именно, характеристики и объем работ (не в полном объеме), не указаны срок и условия оплаты выполненных работ.
Согласно статье 44 Закона о размещении заказов котировочная заявка должна содержать следующие сведения:
"1) наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника размещения заказа;
2) идентификационный номер налогоплательщика;
3) наименование и характеристики поставляемых товаров в случае проведения запроса котировок цен товаров, на поставку которых размещается заказ;
4) согласие участника размещения заказа исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок;
5) цена товара, работы, услуги с указанием сведений о включенных или не включенных в нее расходах (расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и другие обязательные платежи)".
Вместе с тем, к извещению приложена котировочная заявка которая не соответствует по содержанию требованиям статьи 44 Закона о размещении заказов, в ней не содержатся банковские реквизиты, цена работ с указанием сведений о включенных или не включенных в нее расходах (расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и другие обязательные платежи). Кроме формы котировочной заявки для участия в запросе котировок согласно требованиям Заказчика необходимо предоставить котировочное предложение, в котором надо указать в том числе цену предложения - стоимость затрат генподрядчика в текущих ценах с учетом НДС с учетом процента снижения, а также процент снижения стоимости затрат генподрядчиком от начальной (стартовой) цены и т.п., что не предусмотрено Законом о размещении заказов.
Анализ инструкции участникам запроса котировок показывает, что в ней содержатся требования к участникам размещения заказа, не предусмотренные Законом о размещении заказов.
Согласно разделу 4.1.1.информацмонной карты документации о проведении запроса котировок участник котировок чтобы претендовать на заключение государственного контракта должен удовлетворять следующим обязательным квалификационным требованиям общего характера, не подлежащим изменению:
-наличие регистрации на территории Российской Федерации;
-наличие действующих лицензий на осуществление функций генерального подрядчика и на виды работ, предусмотренные предметом котировок а; в случае участия в котировках объединений юридических лиц - представление лицензий на виды работ, предусмотренные предметом котировок и указанные в Части III настоящей котировочной документации; в случае привлечения Участником котировок субподрядных организаций - наличие списка предполагаемых субподрядчиков с приложением действующих лицензий на поручаемые им виды работ;
-наличие квалифицированных трудовых ресурсов, в том числе аттестованных специалистов и рабочих с предоставлением копий аттестатов или сертификатов (но не менее количества, указанного в "Ведомости потребности рабочих кадров по объекту" - см. Техническую часть настоящей котировочной документации);
-наличие необходимой собственной или арендованной материально-технической базы (но не менее количества, указанного в "Ведомости потребности в основных строительных машинах и транспортных средствах" - см. Техническую часть настоящей котировочной документации);
-наличие действующего сертификата системы управления качеством по ГОСТ Р ИСО 9000, либо зарегистрированная в установленном порядке заявка на оформление указанного сертификата;
-наличие опыта выполнения работ по аналогичным видам работ обозначенным в проекте с подтверждением путем предоставления актов сдачи-приемки выполненных работ;
-наличие справки из налогового органа по месту регистрации Участника об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты всех уровней за последний отчетный период, либо зарегистрированный в установленном порядке запрос в налоговый орган на получение указанной справки, направленный не позднее 10-ти дней до даты окончания приема заявок.
-наличие устойчивого финансового положения, подтвержденного бух. балансом за отчетный период;
-полное выполнение требований, указанных в настоящей котировочной документации;
-не иметь неисполненных в срок договорных обязательств (задолженностей), в том числе по ранее заключенным государственным контрактам.
Кроме того, Заказчиком установлены квалификационные требования, что также противоречит требованиям Закона о размещении заказов, а именно:
-наличие опыта работ по аналогичным предмету котировки работам не менее 3 лет, подтвержденного отзывами государственных, технических заказчиков, участвующих в размещении городского заказа (не менее 1 отзыва)
Согласно разделу 5.1 информационной карты котировочная заявка должна содержать полный перечень документов, представляемых Участником котировок в составе своей котировочной заявки и предложения, представленный в подразделе I.4.1. части I настоящей котировочной документации (Опись документов, представляемых для участия в котировках).
Все документы, указанные в описи документов (раздел 1.4.1), обязательные для представления участниками размещения заказа согласно документации о запросе котировок, кроме котировочной заявки не должны представляться участниками размещения заказа в соответствии с Законом о размещении заказов при проведении запроса котировок, а именно: квалификационная анкета, копия свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, зарегистрированные до 01.07.2002 г., копия свидетельства о государственной регистрации, копия устава, копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, копия информационного письма об учете в ЕГРПО, копия свидетельства о внесении в реестр субъектов малого предпринимательства, копии действующих аттестатов специалистов организации, копии сертификатов сертифицированных специалистов (по предмету котировок), копия балансового отчета Ф N1 и Ф N2 за предыдущий год и за последний отчетный период, копии заключений аудиторских проверок за два года (если проведение аудиторской проверки для данной организации обязательно), справка из ИМНС по месту учета организации об отсутствии просроченной задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты всех уровней на отчетный период, копии отзывов по предмету котировок, акты сдачи-приемки выполненных работ по аналогичным сооружениям (видам работ), обозначенным в проекте, буклеты, статьи о производственной деятельности (если имеются) и.т.п.
В разделе 7.1 информационной карты "Порядок подачи заявок и конкурсных предложений" указано, что: "Котировочная заявка с приложением подается в запечатанном конверте с котировочным предложением с обоснованием в 1-м экземпляре. В состав котировочной заявки должны входить все документы, указанные в описи (см. п.I.4.1 раздела I.4). На конверте с котировочным предложением необходимо указать наименование организации - Участника котировки, наименование объекта котировки и в обязательном порядке на нем должна стоять печать организации - Участника", что не соответствует требованиям статьи 46 Закона о размещении заказов, регламентирующей порядок подачи котировочных заявок, согласно которой котировочная заявка подается участником размещения заказа в письменной форме или в форме электронного документа в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, а поданная в срок заявка регистрируется заказчиком, при этом по требованию участника размещения заказа, подавшего котировочную заявку, заказчик (уполномоченный орган) выдает расписку в получении котировочной заявки с указанием даты и времени ее получения.
В разделе 11.1 информационной карты указаны "Факторы оценки (критерии оценки) заявки (предложения), которые не соответствует требованиям статьи 47 Закона о размещении заказов. Так в качестве основных критериев оценки заявок в информационной карте указаны: цена предложения - стоимость затрат генподрядчика в текущих ценах с учетом НДС с учетом процента снижения, продолжительность выполнения работ (в мес.), в качестве справочных критериев -процент снижения стоимости затрат генподрядчика в %, техническая часть предложения -график производства работ и финансирования работ, дополнительные предложения - квалификация, минимальный среднегодовой объем работ по установке и капитальному ремонту, продолжительность деятельности организации (лет), среднесписочная численность работающих (чел.), квалификационный состав сертифицированных специалистов, техническая оснащенность, собственное и арендованное оборудование и механизмы (ед.), участие в аналогичных работах всего (шт.), финансовое положение, наличие оборотных активов за последние 3 года (в тек. ценах), дебиторская задолженность на конец отчетного периода, кредиторская задолженность на конец отчетного периода, наличие основных средств на начало текущего года, общий объем СМР за полный последний год, отчетный период (по форме 2-КС), прибыль (убыток) на конец отчетного периода, задолженность перед бюджетом, среднемесячная зарплата по организации (на момент проведения котировок).
Согласно статье 47 Закона о размещении заказов котировочная комиссия в течение одного рабочего дня, следующего за днем окончания срока подачи котировочных заявок, рассматривает котировочные заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и оценивает котировочные заявки, при этом победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, подавший котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товаров, работ, услуг. При предложении наиболее низкой цены товаров, работ, услуг несколькими участниками размещения заказа победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, котировочная заявка которого поступила ранее котировочных заявок других участников размещения заказа.
Таким образом, Заказчиком в документации о проведении запроса котировок установлен порядок оценки и сопоставления заявок, который не соответствует требованиям статьи 47 Закона о размещении заказов.
Исходя из вышеизложенного, Заказчиком допущены нарушения положений статей 43 и 44 Закона о размещении заказов, а в действиях должностного лица - директора Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования "Профессиональный лицей N6 г. Майкопа <> утвердившего документацию о проведении запроса котировок имеются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ, согласно которой: "Установление должностным лицом государственного или муниципального заказчика, должностным лицом уполномоченного органа не предусмотренных законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд критериев оценки заявок на участие в конкурсе и (или) их значимости, требований к участникам размещения заказов, к размеру обеспечения заявок на участие в конкурсе или аукционе, размеру и способам обеспечения исполнения контракта, представлению участниками размещения заказа в составе котировочной заявки, заявки на участие в конкурсе, заявки на участие в аукционе не предусмотренных законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд документов и сведений, а также включение в состав одного лота товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой, -
влечет наложение административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей".
На основании изложенного, и руководствуясь частями 1,2,4 статьи 57, части 5 статьи 17 Закона о размещении заказов, Комиссия УФАС решила:
1. Признать жалобу ООО "ВолСпецСМУ N10" обоснованной
2. Признать в действиях Заказчика нарушения статей 43 и 44 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Заказчику Предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов
4. Передать материалы для решения вопроса о возбуждении административного производства руководителю Адыгейского УФАС России
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Подписи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея от 29 июня 2009 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016