Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия
N 03-16/51-2015 (опубликовано 30 ноября 2015 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 18 ноября 2015 года
В полном объеме решение изготовлено 26 ноября 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (сокращенное наименование - Карельское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
<_> |
- руководитель Карельского УФАС России, председатель комиссии; |
<_> |
-начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России, член комиссии; |
<_>
|
-ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России, член комиссии,
|
рассмотрев дело N03-16/51-2015, возбужденное по признакам нарушения ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" в лице ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-запада" "Карелэнерго" (ул. Кирова, 45, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185035; далее - ПАО "МРСК Северо-Запада", сетевая организация, ответчик) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"), в присутствии "_", представителя ПАО "МРСК Северо-Запада" по доверенности - "_" установила:
В адрес Карельского УФАС России 06 октября 2015 года (вх. от 06 октября 2015 года N5191) поступило заявление "_" (далее - заявитель) с жалобой на действия ПАО "МРСК Северо-Запада", выразившиеся в неправомерном уклонении от выполнения обязательств об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 03 февраля 2015 года N34-00204П/15 (далее - договор).
По результатам рассмотрения поступившего заявления в соответствии с частью 12 статьи 44 ФЗ "О защите конкуренции" приказом руководителя Карельского УФАС России от 30 октября 2015 года N239 было возбуждено настоящее дело по признакам нарушения ПАО "МРСК Северо-Запада" части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции".
Согласно определению от 30 октября 2015 года, рассмотрение настоящего дела было назначено на 11 часов 00 минут 18 ноября 2015 года.
Рассмотрение состоялось в назначенное время, представители сторон озвучили свои позиции, при этом представитель ответчика пояснила, что закупочные процедуры не проводились, осуществление фактического технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя планируется во 2 квартале 2016 года.
Исследовав и оценив все имеющиеся в деле документы, проанализировав нормативную правовую базу в сфере электроэнергетики, заслушав пояснения представителя ответчика, комиссия Карельского УФАС России приходит к следующему.
Согласно статье 1 ФЗ "О защите конкуренции", целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Для квалификации действий по статье 10 ФЗ "О защите конкуренции" должны быть доказаны как совершение хозяйствующим субъектом запрещенных действий, влекущих негативные последствия для конкуренции либо ущемление прав иных лиц, так и доминирующее положение указанного субъекта на соответствующем рынке.
Как следует из абзаца 3 пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июня 2008 года N30, также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции", поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 ФЗ "О защите конкуренции", и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии (часть 5 статьи 5 ФЗ "О защите конкуренции").
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17 августа 1995 года N147ФЗ "О естественных монополиях" (далее - ФЗ "О естественных монополиях") субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Положениями части 1 статьи 4 ФЗ "О естественных монополиях" установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии.
Таким образом, оказание услуг по передаче электрической энергии к энергопринимающим устройствам потребителей является сферой деятельности естественной монополии, в связи с чем субъект, оказывающий такие услуги относится к субъектам естественной монополии и, соответственно, обязан соблюдать ограничения, установленные законодательством о защите конкуренции для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке соответствующего товара.
На основании приказа ФСТ России от 03 июня 2008 года N191-э "О включении (исключении) организации в (из) реестр (а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль" ПАО "МРСК Северо-Запада", осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии включено в Реестр субъектов естественных монополий.
Постановлением Государственного комитета Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов от 26 марта 2010 года N14 (в редакции постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 06 марта 2012 года N43) "Об утверждении требований к программам по энергосбережению и повышению энергетической эффективности организаций, тарифы на товары и услуги которых подлежат установлению Государственным комитетом Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов" филиал ПАО "МРСК Северо-Запада" "Карелэнерго" включено в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии.
Следовательно, ПАО "МРСК Северо-Запада" в лице филиала "Карелэнерго" является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах присоединенных сетей. Услуги по технологическому присоединению являются неотъемлемой частью услуг по передаче электрической энергии.
Согласно краткому отчету об исследовании рынка услуг по передаче электрической энергии N03-16/51-2015/39 географическими границами вышеуказанного рынка в рамках рассматриваемого дела принята административно-территориальная граница д. Ангенлахта Пряжинского муниципального района.
Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N861 (далее - Правила технологического присоединения), определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.
Нормы, содержащиеся в Правилах технологического присоединения, являются нормами о регулировании доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии, а их применение находится в сфере антимонопольного регулирования и контроля.
Сроки технологического присоединения установлены подпунктом "б" пункта 16 Правил технологического присоединения и являются существенным условием договора об осуществлении технологического присоединения. Исходя из требований указанной нормы срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств физических лиц для заявителей, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности не может превышать 6 месяцев.
Из имеющихся в материалах настоящего дела документов следует, что между ПАО "МРСК Северо-Запада" и "_" 05 марта 2015 года заключен договор об осуществлении технологического присоединения от 03 февраля 2015 года N34-00204П/15, в соответствии с условиями которого ПАО "МРСК Северо-Запада" приняло на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения жилого дома "_", расположенного по адресу: "_".
Согласно пункту 5 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев с даты его заключения. Исходя из того, что датой получения сетевой организацией подписанного "_" экземпляра договора от 03 февраля 2015 года является 05 марта 2015 года, то срок осуществления технологического присоединения истек 05 сентября 2015 года.
В соответствии с пунктом 4 договора срок действия технических условий составляет 2 года со дня заключения договора, плата за технологическое присоединение энергопринимающих условий договора установлена в размере 550 руб. (пункт 10).
"_" внес плату за технологическое присоединение 05 марта 2015 года (приходный кассовый ордер N34-К0000098).
Техническими условиями от 03 февраля 2015 года N34-00204П/15-001 (далее - Технические условия) предусмотрено, что сетевая организация определяет проектом развитие существующей инфраструктуры (пункт 11.1.1), осуществляет строительство объектов электросетевого хозяйства (пункт 11.2): контрольный учет электроэнергии в РУ-0,4 кВ монтируемой ТП-10/0,4 кВ; (подпункт 11.2.1) и линейного ответвления ВЛ-0,4 кВ. Заявитель в свою очередь в соответствии с пунктом 12Технических условий обязан осуществить монтаж 4-проводного ввода расчетного сечения кабелем (подпункт 12.1.1) и щита РУ-0,4 кВ с вводным трехфазным автоматическим выключателем согласно запрашиваемой мощности, счетчиком с приспособлением для пломбирования (подпункт 12.1.2).Заявитель в свою очередь обязан выполнить следующие мероприятия: применить электросчетчик с классом точности не ниже 2.0 со встроенным PLS модемом (тип прибора согласовать с ЮКЭС), установить защитный коммуникационный аппарат расчетных параметров с приспособлением для установки знаков визуального контроля (опломбировка).
Пунктом 8 технических условий указано, что точкой присоединения является ответвительная опора проектируемой ВЛ-0,4 кВ от проектируемой ТП-10/0,4 кВ Л-1.
Из заявления "_" от 06 октября 2015 года, поданного в Карельское УФАС России, следует, что сетевая организация в июне 2015 года была уведомлена о выполнении Заявителем мероприятий по технологическому присоединению (заявление в материалы дела сторонами не представлено).
15 июля 2015 года Заявитель обратился к ответчику с жалобой по факту неосуществления технологического присоединения, в которой также указал на уведомление с его стороны о выполнении мероприятий по технологическому присоединению и непринятии сетевой организацией мер по осмотру его энергопринимающих устройств.
В письме от 17 июля 2015 года N297-3333 ПАО "МРСК Северо-Запада" сообщило Заявителю об ориентировочных сроках выполнения мероприятий по технологическому присоединению (2016 год).
22 октября 2015 года сетевой организацией проведен осмотр энергопринимающих устройств Заявителя, оформлен акт от 22.10.2015 N 34-00204П/15-001, их которого следует, что Технические условия Заявителем выполнены.
Тем самым, материалами дела и Обществом подтвержден факт выполнения Заявителем обязательств по договору.
Отвечая на запрос Карельского УФАС России, ПАО "МРСК Северо-Запада" письмом 22 октября 2015 года N МР2/3/119-07/8062 (вх. от 22.10.2015 N5522) сообщило, что в соответствии с выданными техническими условиями для создания фактической возможности присоединения энергопринимающих устройств Заявителя сетевая организация обязана выполнить строительство линейного ответвления ВЛ-0,4 кВ до границы земельного участка Заявителя (480 м), произвести замену существующей КТП на новую мощностью 250кВА, а также осуществить грозозащиту и заземляющие устройства.
Для выполнения принятых на себя обязательств, в том числе по договору с "_", ПАО "МРСК Северо-Запада" был сформирован инвестиционный проект, реализация которого запланирована на 2016 год.
Кроме того, ПАО "МРСК Северо-Запада" указало, что сооружение новых линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства должно производиться в соответствии с инвестиционной программой, которая формируется органами государственной власти в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N977 "Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики" (далее - Постановление N977).
Данное Постановление N977 принято во исполнение статей 21, 23 ФЗ "Об электроэнергетике", им введены в действие Правила утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, и сетевых организаций.
Министерство строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Карелия в соответствии с Постановлением N977 утверждает инвестиционную программу электросетевой организации с указанием конкретных объектов строительства.
ПАО "МРСК Северо-Запада" был сформирован инвестиционный проект "Реконструкция распределительной сети ВЛ- 0,4 кВ с устройством линейных ответвлений, монтажем ТП-10/0,4 кВ в п. Эссойла, д. Киндасово, д. Ангенлахта Пряжинского района".
С указанным доводом ответчика согласиться нельзя, так как Правилами технологического присоединения установлены предельные сроки осуществления технологического присоединения.
При рассмотренных обстоятельствах, учитывая, вышеизложенное, комиссия Карельского УФАС России приходит к выводу, что "_" предприняты все зависящие от него меры для выполнения своей части технических условий, а действия ПАО "МРСК Северо-Запада" не могут быть признаны как совершенные в допустимых пределах осуществления гражданских прав, так как на заявителя налагаются неразумные и незаконные ограничения, связанные с невозможностью использовать жилой дом, что свидетельствует о наличии в действиях ответчика нарушения части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции".
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 2 статьи 48, частью 1 статьи 49 ФЗ "О защите конкуренции" комиссия Карельского УФАС России решила:
1. Признать в действиях ПАО "МРСК Северо-Запада" в лице филиала ПАО "МРСК Северо-Запада" "Карелэнерго" наличие нарушения части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в ущемлении интересов "_" путем нарушения сроков осуществления технологического присоединения его энергопринимающих устройств.
2. Выдать ПАО "МРСК Северо-Запада" в лице филиала ПАО "МРСК Северо-Запада" "Карелэнерго" предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Направить материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ПРЕДПИСАНИЕ N03-16/51-2015/31
26 ноября 2015 года г. Петрозаводск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
<_> |
- руководитель Карельского УФАС России, председатель Комиссии; |
<_>
<_>
|
-начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член Комиссии; -ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член Комиссии,
|
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"), на основании своего решения от 26 ноября 2015 года по делу N03-16/51-2015 о нарушении ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" в лице ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-запада" "Карелэнерго" (ул. Кирова, 45, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185035; далее - ПАО "МРСК Северо-Запада", сетевая организация, ответчик) части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в ущемлении интересов "_" путем нарушения сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям его энергопринимающих устройств, предписывает:
ПАО "МРСК Северо-Запада" в срок до 01 апреля 2016 года осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств Ложкина Е.Н.
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия N 03-16/51-2015 (опубликовано 30 ноября 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016