Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области
(опубликовано 28 июля 2009 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 14 июля 2009 года.
Решение изготовлено в полном объеме 28 июля 2009 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
- Мокроусова С.В. - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии,
- Бутузовой Т.В. - начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,
- Прокаевой Е.А. - главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,
рассмотрев дело N 2-03/17-2009 по признакам нарушения ООО "Горводоканал" (г. Пенза, ул. Кривозерье, 24) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"),
при участии в заседании:
со стороны ООО "Горводоканал":
- Першина А.В., начальника юридического отдела (доверенность N 99 от 19.12.2008 г.),
- Капешкиной Н.А., старшего юрисконсульта (доверенность N 100 от 19.12.2008 г.);
- Стукаловой И.В., заместителя начальника инспекции водных ресурсов (доверенность N 128 от 07.07.2009 г.).
со стороны Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы N 11 г. Пензы с углубленным изучением предметов гуманитарно-правового профиля (далее - МОУ СОШ N 11 г. Пензы):
- Удаловой Ю.А., заместителя директора по АХР (доверенность б/н от 06.07.2009 г.).
со стороны Управления образования г. Пензы:
- Пшеничникова В.А., главного специалиста (доверенность б/н от 06.07.2009 г.);
- Кузнецовой В.Ю. (доверенность б/н от 07.07.2009 г.);
- Мирошниковой И.А. (доверенность б/н от 06.07.209 г.);
- Касаткина К.Н. (доверенность б/н от 06.07.2009 г.).
от Средне-Волжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору:
- Кирилина Д.Г. (доверенность б/н от 30.06.2009 г.).
от Федерального государственного учреждения "Пензенский центр стандартизации, метрологии и сертификации" (далее - ФГУ "Пензенский ЦСМ"):
- Бакаева М.С., юрисконсульта (доверенность N 10 от 10.03.2009 г.).
УСТАНОВИЛА:
В антимонопольное управление обратилось Управление образования г. Пензы с заявлением на действия ООО "Горводоканал" по направлению в образовательные учебные и дошкольные учреждения г. Пензы предписаний на установку крыльчатых счетчиков для учета расхода горячей воды.
Из заявления следует, что во всех образовательных учреждениях г. Пензы установлены электронные приборы учета марки ТСК4М, ТСК7, которые дают показания по объему воды в куб.м и массе воды в тоннах. Требование ООО "Горводоканал" на установку дополнительных механических счетчиков для учета расхода горячей воды приведет к необоснованному увеличению финансовых затрат.
В ходе рассмотрения заявления Управления образования г. Пензы в Пензенское УФАС России с аналогичным заявлением обратилось МОУ СОШ N 11. Из заявления следует, что в МОУ СОШ N 11 в 2007 г. оборудован узел учета тепловой энергии с вычислителем ВТК-7. После неоднократных обращений в ООО "Горводоканал" о приятии в эксплуатацию указанного прибора учета, получен отказ и рекомендовано установить механический счетчик для учета горячей воды.
Приказом Пензенского УФАС России от 13.01.2009 г. N 3 ООО "Горводоканал" включено в "Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 % или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов" (далее - Реестр) на товарном рынке услуг "сбор, очистка и распределение воды" (ОКВЭД 41.00) и "удаление и обработка сточных вод" (ОКВЭД 90.00.1) в географических границах г. Пензы, с долей более 50 %.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50 %.
Таким образом, ООО "Горводоканал" занимает доминирующее положение на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению на территории г. Пензы и имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара (услуги) на данном товарном рынке.
На заседании Комиссии 07.07.2009 г. представители заявителя поддержали заявленные требования, пояснив, что во всех образовательных учреждениях города Пензы установлены электронные приборы учета тепловой энергии, которые сертифицированы и внесены в государственный реестр средств измерений. Указанные приборы учета ведут учет потребления тепловой энергии по расходу тепла в Гкал, объема воды в куб.м, массы воды в т, температуры и имеют архив 90 суток. Ориентировочная стоимость узла учета ТСК4М, ТСК7 - 90000 руб. Требования ООО "Горводоканал" на установку дополнительных механических счетчиков для учета расхода воды для горячего водоснабжения ведет к увеличению финансовых затрат в учреждениях на их приобретение и установку.
Представители ООО "Горводоканал" пояснили, что использование образовательными учреждениями города Пензы теплосчетчиков, установленных для учета расхода горячей воды, противоречит пункту 34 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 г. N 167 (далее - Правила). Кроме того, представители ООО "Горводоканал" отметили, что вопрос о приеме в эксплуатацию установленных в образовательных учреждениях г. Пензы приборов учета воды для горячего водоснабжения рассматривался на совещании при участии Управления образования г. Пензы в мае 2009 г. По результатам совещания была достигнута устная договоренность о приеме приборов учета в эксплуатацию.
Представитель Средне-Волжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору пояснил, что установка крыльчатых приборов учета последовательно с уже установленными электронными приборами учета может привести к нарушению работы всего узла учета тепловой энергии.
Представитель ФГУ "Пензенский ЦСМ" на заседании Комиссии изложил позицию ФГУ "Пензенский ЦСМ" по рассматриваемому делу и сообщил, что представит в Пензенское УФАС России письменное пояснение.
С целью получения письменного разъяснения ФГУ "Пензенский ЦСМ" по рассматриваемому вопросу объявлен перерыв в заседании до 14.07.2009 г.
Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, заслушав объяснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
11.01.2009 г. между МОУ СОШ N 11 и ООО "Горводоканал" заключен муниципальный контракт N 8013 на отпуск воды и прием сточных вод в городскую канализацию.
Аналогичные контракты заключены со всеми образовательными учреждениями города Пензы, в том числе, с МДОУ детский сад N 79 г. Пензы, МДОУ детский сад комбинированного вида N 130 г. Пензы, МДОУ детский сад комбинированного вида N 103 г. Пензы, МВОУ центр образования N 1 г. Пензы.
В указанных образовательных учреждениях по информации, предоставленной Управлением образования г. Пензы, установлены теплосчетчики марки ТСК7 и ТСК4М.
ООО "Горводоканал" в период с января по март 2009 г. направило в адрес МДОУ детский сад N 79 г. Пензы, МДОУ детский сад комбинированного вида N 130 г. Пензы, МДОУ детский сад комбинированного вида N 103 г. Пензы, МВОУ центр образования N 1 г. Пензы предписания на установку водомеров на горячее водоснабжение. В случае не исполнения предписания ООО "Горводоканал" указывало на применение при учете расхода воды пунктов 57 и 77 Правил.
В соответствии с пунктами 57 и 77 Правил расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды без средств измерений, с неисправными приборами или по истечении их межповерочного срока, с нарушением целостности пломб на средствах измерений и при непредставлении абонентом представителю водопроводно-канализацинного хозяйства доступа к узлу измерений количество израсходованной питьевой воды подлежит исчислению по пропускной способности устройств и сооружений для присоединения к системам водоснабжения и канализации при их круглосуточном действии полным сечением и скоростью движения воды 1,2 м/сек., а объем водоотведения при этом принимается равным объему водопотребления.
10.04.2009 г. МОУ СОШ N 11 обратилось в ООО "Горводоканал" с письмом N 34 о приеме в эксплуатацию узла учета с вычислителем на горячую воду ВТК-7.
В ответ на данное письмо 16.04.2009 г. ООО "Горводоканал" направило МОУ СОШ N 11 запрос N 26-3696 о предоставлении проекта на установленный узел учета воды, паспорта и руководства по эксплуатации на все составные части узла учета воды: ПРЭМ, вычислитель.
20.04.2009 г. МОУ СОШ N 11 повторно направило в адрес ООО "Горводоканал" письмо N 43 с просьбой о приеме в эксплуатацию вычислителя на горячую воду ВТК-7, с приложением требуемых документов.
В письме от 24.04.2009 г. N 26-4034 ООО "Горводоканал" сообщило об отказе в приеме узла учета расхода горячей воды по причине того, что он предназначен для учета, регистрации и мониторинга параметров теплоснабжения, и что ООО "Горводоканал" не имеет возможности ежедневно контролировать показания счетчика, в связи с чем, рекомендовало установить механический счетчик.
При этом, в период с января по июль 2009 г. плата за воду для горячего водоснабжения осуществлялась МОУ СОШ N 11 и другими образовательными учреждениями по максимальной проектной нагрузке, рассчитанной исходя из балансовой таблицы водопотребления и водоотведения.
Порядок учета количества отпущенной (полученной) питьевой воды и принятых (сброшенных) сточных вод регламентирован Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 г. N 167.
Согласно пункту 32 Правил абонент обеспечивает учет полученной питьевой воды и сбрасываемых сточных вод.
Для учета объемов отпущенной абоненту питьевой воды и принятых сточных вод используются средства измерений, внесенные в государственный реестр, по прямому назначению, указанному в их технических паспортах. С этой целью оборудуются узлы учета (пункт 34 Правил).
По информации, предоставленной Средне-Волжским Управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в письме от 02.07.2009 г. N 10 теплосчетчики ТСК4М и ТСК7 зарегистрированы в государственном реестре средств измерений за N 20016-01, N 23194-07, и допущены к применению в РФ.
Согласно руководству по эксплуатации РБЯК.400800.037 РЭ и РБЯК.400880.027 РЭ теплосчетчики ТСК7 и ТСК4М предназначены для измерений и регистрации параметров теплоносителя (горячей, подпиточной и холодной воды) и количества теплоты (тепловой энергии) при контроле и учете, в том числе при учетно-расчетных операциях, в водяных системах теплоснабжения.
Теплосчетчик ТСК7 состоит из средств измерений, зарегистрированных в Госреестре: вычислителя количества теплоты ВКТ-7, счетчиков объема (преобразователей расхода), преобразователей избыточного давления, термопреобразователей сопротивления и их комплектов. В соответствии с руководством по эксплуатации РБЯК.400880.036 РЭ вычислитель количества теплоты ВКТ-7 предназначен для измерений и регистрации параметров потока теплоносителя (горячей и холодной воды) и количества теплоты (тепловой энергии), а также количества других измеряемых сред.
Теплосчетчик ТСК4М состоит из вычислителя количества теплоты ВКТ-4-М, термопреобразователей сопротивления, преобразователей расхода, преобразователей давления.
ФГУ "Пензенский ЦСМ" в письме от 13.07.2009 г. N 41/АД-3-861 пояснило, что в соответствии с техническими характеристиками теплосчетчики ТСК4М и ТСК 7 могут обеспечить достоверный учет как горячей, подпиточной воды, так и холодной воды в составе горячей (расчетным способом), при правильной организации схемы учета, а также при условии своевременного прохождения поверки. Установка крыльчатых счетчиков последовательно с уже установленным теплосчетчиком ТСК7 для целей учета горячей или холодной воды в составе горячей не может быть признана объективно необходимой и правомерной.
Следовательно, средства измерений ТСК7, ТСК4М внесены в государственный реестр и при надлежащей установке обеспечивают учет объемов отпущенной абоненту воды, в том числе для горячего водоснабжения.
Пунктом 41 Правил предусмотрено, что средства измерений должны быть проверены и опломбированы организацией, имеющей лицензию.
Оплата полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод производится в соответствии с данными учета, если иное не предусмотрено Правилами или договором, а фактического количества загрязняющих веществ, сброшенных со сточными водами в систему канализации, - в соответствии с данными учета, полученными на основании лабораторного контроля.
Согласно пункту 4.1. муниципальных контрактов, заключенных ООО "Горводоканал" с МОУ СОШ N 11 и другими образовательными учреждениями города Пензы, количество полученной воды и сброшенных сточных вод определяется в соответствии с данными учета фактического потребления питьевой и сброса сточных вод по показаниям средств измерений, установленных на водопроводных вводах и канализационных выпусках.
В соответствии с пунктом 4.2. указанный муниципальных контрактов, в случае неисполнения абонентом обязательства по установке приборов учета в установленный срок (1 месяц со дня заключения контракта) объем принятой воды рассчитывается в порядке, предусмотренном пунктами 57 и 77 Правил.
Таким образом, ООО "Горводоканал", злоупотребляя своим доминирующим положением на товарном рынке, необоснованно отказывало принять в эксплуатацию приборы учета, пригодные для определения объема полученной воды для горячего водоснабжения, при этом выставляя МОУ СОШ N 11 и другим образовательным учреждениям счета на оплату воды для горячего водоснабжения по максимальной проектной нагрузке.
В соответствии с пунктом 83 Правил неоплата абонентом полученной питьевой воды и (или) сброшенных сточных вод является основанием для прекращения или ограничения организацией водопроводно-канализационного хозяйства отпуска питьевой воды и (или) приема сточных вод.
Следовательно, МОУ СОШ N 11 и другие образовательные учреждения города Пензы, с момента установки узла учета до настоящего времени, оплачивая горячее водоснабжение по максимальной проектной нагрузке, вынуждены были нести дополнительные материальные затраты.
Кроме того, требования ООО "Горводоканал" об установке механических приборов учета в образовательных учреждениях г. Пензы при наличии у них электронных приборов учета, пригодных для учета воды для горячего водоснабжения, приводят к ущемлению интересов образовательных учреждений г. Пензы. Ущемление интересов выражается в необходимости нести дополнительные затраты на приобретение и установку механических приборов учета.
Таким образом, действия ООО "Горводоканал", выразившиеся в необоснованном отказе от приема в эксплуатацию имеющихся приборов учета и направлении предписаний на установку дополнительно механических приборов учета, приводит к ущемлению интересов МОУ СОШ N 11 и других образовательных учреждений г. Пензы.
Пояснение представителей ООО "Горводоканал" о том, что на совещании в мае 2009 г. было достигнуто соглашение о приеме в эксплуатацию приборов учета, установленных в образовательных учреждениях г. Пензы, ничем не подтверждено.
Представители Управления образования г. Пензы указали, что на данном совещании договоренность с ООО "Горводоканал" по вопросу приема в эксплуатацию электронных приборов учета не была достигнута и до настоящего момента указанный вопрос не решен.
Документов, подтверждающих согласие на прием в эксплуатацию электронных приборов учета, установленных в образовательных учреждениях города Пензы, ООО "Горводоканал" не представлено.
Переписка с МОУ СОШ N 11 (письмо от 24.04.2009 г. N 26-4034), свидетельствует об отказе ООО "Горводоканал" принять в эксплуатацию установленный прибор учета. Также ООО "Горводоканал" до настоящего времени не совершил каких-либо действий, свидетельствующих о согласии принять в эксплуатацию имеющиеся приборы учета.
В письменном пояснении по рассматриваемому делу от 12.07.2009 г. N 1325, направленном в адрес Пензенского УФАС России, ООО "Горводоканал" объяснил невозможность принятия приборов учета в эксплуатацию тем, что использование образовательными учреждениями города Пензы вычислителей количества теплоты марки ВКТ-7, устанавливаемых для учета расхода горячей воды, противоречит нормам действующего законодательства, и расценил установление вычислителей количества теплоты ВКТ-7 как отсутствие у абонентов средств измерений.
В связи с тем, что ООО "Горводоканал" занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг "сбор, очистка и распределение воды" и "удаление и обработка сточных вод" в географических границах г. Пензы, необоснованный отказ от приема в эксплуатацию приборов учета и направление предписаний на установку механических приборов учета, приводит к ущемлению интересов МОУ СОШ N 11 и других образовательных учреждений г. Пензы, вынужденных нести дополнительные затраты.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, учитывая вышеизложенное, Комиссия единогласно квалифицировала действия ООО "Горводоканал", выразившиеся в ущемлении интересов МОУ СОШ N 11 и других образовательных учреждений, в результате необоснованного отказа от приема в эксплуатацию электронных приборов учета и предъявления требований об установке механических водомеров для учета воды для горячего водоснабжения, как злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке и нарушение требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать действия ООО "Горводоканал", выразившиеся в ущемлении интересов МОУ СОШ N 11 и других образовательных учреждений г. Пензы, в результате необоснованного отказа от приема в эксплуатацию электронных приборов учета и предъявления требований об установке механических водомеров для учета воды для горячего водоснабжения, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать ООО "Горводоканал" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и устранении его последствий.
3. Передать материалы дела должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Данное решение направить сторонам по делу в десятидневный срок.
Председатель Комиссии С.В. Мокроусов
Члены Комиссии: Т.В. Бутузова
Е.А. Прокаева
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ N2-03/17-2009 О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
28 июля 2009 г. г. Пенза
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
- Мокроусова С.В. - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии,
- Бутузовой Т.В. - начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,
- Прокаевой Е.А. - главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 28 июля 2009 года по делу N 2-03/17-2009 о нарушении ООО "Горводоканал" (г. Пенза, ул. Кривозерье, 24) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО "Горводоканал" в срок до 10.08.2009 г. прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в ущемлении интересов муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы N 11 г. Пензы с углубленным изучением предметов гуманитарно-правового профиля (далее МОУ СОШ N 11) и других образовательных учреждений г. Пензы, в результате необоснованного отказа от приема в эксплуатацию электронных приборов учета и предъявления требований об установке механических водомеров для учета воды для горячего водоснабжения.
2. ООО "Горводоканал" в срок до 10.08.2009 г. отозвать предписания об установке механического прибора учета на горячее водоснабжение, направленные в адрес образовательных учреждений г. Пензы.
3. ООО "Горводоканал" в срок до 10.08.2009 г. довести до сведения МОУ СОШ N 11 и других образовательных учреждений г. Пензы информацию о готовности принять в эксплуатацию приборы учета расхода воды для горячего водоснабжения с соблюдением установленного законом порядка приема.
О выполнении настоящего Предписания письменно сообщить в Пензенское УФАС России в срок до 14.08.2009 г. с приложением подтверждающих документов.
Председатель Комиссии С.В. Мокроусов
Члены Комиссии: Т.В. Бутузова
Е.А. Прокаева
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (опубликовано 28 июля 2009 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016