Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)
от 26 ноября 2015 г. N 03-49/15Р
г. Якутск резолютивная часть оглашена "19" ноября 2015 г.
изготовлено в полном объеме "26" ноября 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в составе:
Кузьмин А.Д. - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председатель Комиссии;
Егорова Л.П. - главный государственный инспектор отдела естественных монополий и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;
Иванова В.А. - ведущий специалист - эксперт отдела естественных монополий и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;
При участии: АО "Телеканал Саха ТВ", представителя по доверенности от 19.11.2015 г. Никифоровой С.В.,
Рассмотрев дело N03-49/15Р, возбужденное по факту распространения 1 ноября 2015 г. в день Всероссийского траура на телеканале "ТНТ-Якутск" рекламы с признаками нарушения части 14 статьи 14 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", по существу, установила:
01.11.2015 г. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в рамках осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства о рекламе на телеканале "ТНТ-Якутск" отслежено распространение ОА "Телеканал Саха ТВ" рекламы, путем влечения эфир телеканала "ТНТ" рекламной телепрограммой "ТНТ-Якутск" с 19.53.00. местного времени (Якутск) "Знаете ли вы", а также путем распространения рекламного блока до 20.00.00 ч. перед телепередачей "Битва экстрасенсов" с признаками нарушения требований части 14 статьи 14 Федерального закона "О рекламе".
Реклама, распространяемая на телеканале "ТНТ-Якутск" во время регионального включения ОА "Телеканал Саха ТВ" в эфир телеканала "ТНТ"телепередачей "Знаете ли вы" рекламного характераи рекламным блоком во время трансляции на телеканале "ТНТ" телепередачи "Битва экстрасенсов" (до 20.00.00 ч.) содержит следующую информацию рекламного характера, привлекает внимание потребителей рекламы к деятельности различных хозяйствующих субъектов, а именно: "Института государственного администрирования" о предоставлении образовательных услуг и получении высшего образования на платной основе", "Салона "Времен года" о реализации меховых изделий со скидкой 40%", "Салона верхней одежды "Восфор" о новом поступлении и реализации скидкой 50%", "Магазина "Президентский клуб" о новом поступлении кожаных курток, пуховиков и обуви", "Салона "Столы и стулья"о реализации мебели со скидкой 20,30%", "Клиника Молодости об оказаниикосметологических услуг по без контактной мезотерапии", "Магазина спецтехники "Данила мастер" о реализации профессиональной строительной техники" и "Реабилитационного центра "Радуга" об оказании медицинских реабилитационных услуг оказываемых для детей" в каждой рекламе указаны контактные телефоны и место нахождения торговых и медицинских учреждений.
В ходе рассмотрения дела по существу представитель АО "Телеканал Саха ТВ" Никифорова С.В.,пояснила, что Общество является вещателем на основании лицензии, в ее должностные обязанности как начальника отдела вещания относятся составлять плей-лист вещания, накануне дня траура она получила распоряжение удалить всю рекламу и развлекательные передачи, в том числе и передачу рекламного характера "Знаете ли вы" с эфира вещания телеканала на 01.11.2015 г. в день траура, она дала распоряжение работникам отдела накануне, которые прочистили (сняли с эфира) все развлекательное программы и рекламу, но по свей оплошности очистила только до обеденное включение регионального окна, вечерний региональный эфир включения не удалили, в связи с чем считает, что нарушение законодательства о реклам произошло по ее вине.
На вопрос Комиссии, какую должность занимаете в АО "Телеканал Саха ТВ", Никифорова С.В., сообщила, что работает начальником отдела программ, в тот день получив указание генерального директора, убрать все развлекательные и рекламные передачи с эфира в день траура, дала устное распоряжение на кануне своим подчиненным, они убрали утренние рекламные блоки и развлекательные передачи, при этом упустили вечерний региональный блок, и не убрали с эфира телеканала "ТНТ"телепередачу "Знаете ли вы" рекламного характера и рекламный блок.
Представитель АО "Телеканал Саха ТВ" Никифорова С.В.,уточнила, что трансляция регионального эфира осуществляется, путем размещения региональных рекламных блоков во время окон регионального вещания и региональный вещатель имеет право размещать внутри программный блок программ и межпрограммном пространстве сетевую рекламу. В день траура был выходной и АО "Телеканал Саха ТВ" не работало.
Никифорова С.В.,сообщила, что нарушение произошло по ее невнимательности, сообщила, что должна была проконтролировать работу отдела.
Заслушав объяснения лица, участвующего в деле, изучив имеющиеся в материалах дела документы, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), пришла к следующим выводам.
Реклама, распространяемая на телеканале "ТНТ-Якутск" во время регионального включения ОА "Телеканал Саха ТВ" в эфир телеканала "ТНТ" телепередача "Знаете ли вы" рекламного характера и рекламным блоком вышли в эфир регионального вещания на телеканале "ТНТ-Якутск" до телепередачи "Битва экстрасенсов" (до 20.00.00 ч.).
Реклама размещена на телеканале "ТНТ-Якутск" в период регионального окна с 19.53.00 ч. местного времени до 20.00.00 ч., рекламном блоке и в телепередаче "Знаете ли вы"содержится информация рекламного характера, привлекающая внимание потребителей рекламы кдеятельности различных хозяйствующих субъектов, а именно о предоставлении услуг: "Институтом государственного администрирования" о предоставлении образовательных услуг по подготовке специалистов с высшим образованием на платной основе", "Салона "Времена года" о реализации меховых изделий со скидкой 40%", "Салона верхней одежды "Восфор" о новом поступлении и реализации скидкой 50%", "Магазина "Президентский клуб" о новом поступлении кожаных курток, пуховиков и обуви", "Салона "Столы и стулья"о реализации мебели со скидкой 20,30%", "Клиника Молодостиоб оказаниикосметологических услуг по без контактной мезотерапии", "Магазина спецтехники "Данила мастер" о реализации профессиональной строительной техники" и "Реабилитационного центра "Радуга" об оказании медицинских реабилитационных услуг оказываемых для детей" в каждой рекламе указаны контактные телефоны и место нахождения торговых и медицинских учреждений.
Согласно статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" рекламой считается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке. Ненадлежащей рекламой признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Совокупное восприятие информации содержащейся в рассматриваемой рекламе различных хозяйствующих субъектов, распространенной в передаче "Знаете ли вы" на телеканале "ТНТ-Якутск" дает основание полагать, что речь идет об услуге предоставляемой ими на рынке товаров и услуг в различных сферах предпринимательской деятельности г. Якутска, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования.
Рассматриваемые рекламные ролики, а также телепередача "Знаете ли вы" направлены на привлечение внимания к деятельности хозяйствующих субъектов, формированию и поддержанию интереса к их деятельности и продвижению их на рынке, следовательно, отвечают всем признакам рекламы, данные факты распространения рекламы в день Всероссийского траура в России, подтверждаются видеозаписью эфира трансляции телеканала "ТНТ" от 01.11.2015 г. с 19.53.00 ч. до 20.00.00 ч.
Согласно части 14 статьи 14 Федерального закона "О рекламе" в телепрограммах не допускается распространение рекламы в дни траура, объявленные в Российской Федерации.
Самолет А-321 компании "Когалымавиа", который летел из Шарм-эль-Шейха в Петербург, потерпел крушение в Египте в субботу 31.10.2015 г., на борту находились 224 человека. Все погибли.
Президентом Российской Федерации 31.10 2015 г. Владимиром Владимировичем Путиным подписал Указ "Об объявлении траура в связи с авиационной катастрофой, происшедшей в Арабской Республике Египет", согласно данному Указу, 1 ноября 2015 года объявлен днем траура в Российской Федерации. Распространение рекламы в дни траура, объявленные в Российской Федерациив телепрограммах не допускается.
Таким образом, реклама распространенная ОА "Телеканал Саха ТВ" на телеканале "ТНТ" во время регионального включения в эфир трансляции передачи "Знаете ли вы" рекламного характера и рекламным блоком до телепередачи "Битва экстрасенсов" (с 19.53.00 до 20.00.06 ч.) в день траурав Российской Федерации 01.11.2015 г.,объявленного Указом Президентом Российской Федерации 31.10 2015 г. "Об объявлении траура в связи с авиационной катастрофой, происшедшей в Арабской Республике Египет", является ненадлежащей, поскольку нарушает требований части 14 статьи 14 Федерального закона "О рекламе".
Согласно статьи 3 Федерального закона "О рекламе" ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Материалами дела установлено, что между" ОАО "ТНТ-Телесеть" и ОА "Телеканал Саха ТВ"заключен лицензионный договор NРС/285/ПР от 29.12.2007 г., согласно которому ОА "Телеканал Саха ТВ" дано право на прямое (в режиме рольного времени) одноразовое сообщение в эфир (ретрансляцию) сообщения телепередач Телесети на территории вещания, указанной в лицензии ОА "Телеканал Саха ТВ". Согласно программной сетке Телесети с 01.01.2008 г. к лицензионному договору NРС/285/ПР от 29.12.2007 г., региональное окно вещание выделено для включения в эфир телеканала "ТНТ" региональным вещателем ОА "Телеканал Саха ТВ" с 07.30.00. по 08.30.00 ч.; с 14.00.00 по 14.30.00 ч.; с 19.30.00 по 20.00.00 ч.; 00.30.00 по 01.00.00 ч.; в рабочие дни и с 07.00.00 по 10.00.00 ч.; с 19.30.00 по 20.00.00 ч. в выходные дни. Данные обстоятельства подтверждаются также плей-листом на 01.11.2015 г., лицензией на осуществление телевизионного вещания серия ТВ N17694 от 14.02.2011 г. ОАО "Телеканал Саха ТВ", записью эфира вещания от 01.11.2015 г.
Согласно письменным пояснениям ОА "Телеканал Саха ТВ" вещателем было издано распоряжение о снятии с эфира телепрограмм развлекательного и рекламного характера в день траура, сотрудник Никифорова С.В. при формировании регионального эфира (окна0 допустила грубейшую ошибку, что повлекло за собой неправомерный выход в эфир телепрограммы "Знаете ли Вы".
Материалами дела установлено, что между ОА "Телеканал Саха ТВ" и ООО "Фабрика идей" заключен договор от 01.10.2015 г. на размещение на телевизионном канале вещателя (ТНТ) рекламно-развлекательного продукта в виде телевизионной программы "Знаете ли Вы", при этом, в п. 2.1.3 настоящего договора вещатель взял на себя право отказать в предоставлении эфирного времени в случае несоответствия информационного продукта требованиям действующего законодательства.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О рекламе" рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
На основании части 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных часть 14 статьей 14 настоящего Федерального закона.
Материалами делаустановлено, что распространение рассматриваемой рекламной передачи осуществлялось вещателем ОА "Телеканал Саха ТВ" на основании лицензии на осуществление телевизионного вещания серия ТВ N17694 от 14.02.2011 г. и лицензионного договора NРС/285/ПР от 29.12.2007 г., договор от 01.10.2015 г.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 14статьи 14, пункта 2 части 1 статьи 33, части 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктов 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, Комиссия решила:
Признатьрекламу, распространенную на телеканале "ТНТ-Якутск"во время регионального вещания путем включения в эфир телеканала "ТНТ" рекламной телепрограммы "Знаете ли вы", с 19.53.00. местного времени (Якутска), а также путем распространения рекламного блока до 20.00.00 ч. перед телепередачей "Битва экстрасенсов" 1 ноября 2015 года в день траура, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 14 статьи 14 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
В связи прекращением распространения ненадлежащей рекламы в день траура, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.
Материалы настоящего дела передать уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) для решения вопроса о наличии оснований для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3 месяцев со дня вынесения настоящего решения.
Председатель Комиссии А.Д. Кузьмин
Члены Комиссии Л.П. Егорова
В.А. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 26 ноября 2015 г. N 03-49/15Р
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016