Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области
N 577 (опубликовано 24 ноября 2015 г.)
Резолютивная часть решения оглашена "10" ноября 2014 г.
В полном объеме решение изготовлено "23" ноября 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: (_),
при участии представителей ответчика - Думы города Иркутска (_) по доверенности, (_) по доверенности;
рассмотрев дело N 368 от 25.09.2015 г. по признакам нарушения Думой города Иркутска (Ленина ул., д. 14, г. Иркутск, 664025) п. 7 ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" N 135-ФЗ, установила:
Приказом N 368 от 25.09.2015 г. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по результатам плановой документарной проверки возбуждено дело в отношении Думы города Иркутска по признакам нарушения п. 7 ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" N 135-ФЗ в связи с принятием решения "Об утверждении Порядка передачи объектов муниципального нежилого фонда г. Иркутска в безвозмездное пользование" от 17.09.2009 N 004-20-641106/9, в части пункта 1.5. Порядка передачи объектов муниципального нежилого фонда г. Иркутска в безвозмездное пользование, предусматривающего право Ссудополучателя на передачу части объекта в безвозмездное пользование третьим лицам с согласия КУМИ администрации г. Иркутска без проведения торгов, в отсутствие указания на то, что такая передача части объекта в безвозмездное пользование третьим лицам с согласия КУМИ администрации г. Иркутска без проведения торгов может быть осуществлена только кругу лиц, указанному в пункте 1.3 Порядка передачи объектов муниципального нежилого фонда г. Иркутска в безвозмездное пользование или в федеральном законодательстве, в качестве лиц, которым передача прав пользования муниципальным имуществом может быть осуществлена без проведения торгов, что приводит и (или) может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции между хозяйствующими субъектами - потенциальными пользователями, желающими получить муниципальное имущество для осуществления предпринимательской деятельности в связи с несоблюдением установленного порядка предоставления муниципального имущества в безвозмездное пользование и предоставлением преимущества отдельным хозяйствующим субъектам путем передачи имущества, которое обеспечивает ему более выгодные условия деятельности на соответствующих товарных рынках по сравнению с другими хозяйствующими субъектами в нарушение требований, установленных главой 5 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ.
Из пояснений и документов, представленных ответчиком следует, что председателем Думы города Иркутска направлено предложение в адрес Мэра города Иркутска о внесении изменений в пункт 1.5 Порядка передачи объектов муниципального нежилого фонда г. Иркутска в безвозмездное пользование, утв. решением Думы г. Иркутска от 17.09.2009 N 004-20-641106/9, в части уточнения круга лиц, на которых распространяется действие данного пункта. Администрацией города Иркутска в настоящее время подготовлен проект решения, предусматривающего исключения пункта 1.5 из указанного порядка. Проект решения проходит правовую экспертизу и будет рассмотрен на заседании Думы города Иркутска 26.11.2015 г.
Рассмотрев представленные материалы, доводы и возражения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства N 368 установила следующее.
Пунктом 1 Порядка передачи объектов муниципального нежилого фонда г. Иркутска в безвозмездное пользование, утв. решением Думы г. Иркутска от 17.09.2009 N 004-20-641106/9 (далее - Порядок передачи в безвозмездное пользование) предусмотрено, что передача муниципального имущества в безвозмездное пользование осуществляется по результатам торгов, в порядке, установленном законодательством, за исключением предоставления прав на муниципальное имущество в соответствии с ч. 1 ст. 17 1 ФЗ "О защите конкуренции".
Порядок передачи объектов в безвозмездное пользование определяет процедуру предоставления объектов муниципального нежилого фонда города Иркутска в безвозмездное пользование без проведения торгов.
Пунктом 1.5. Порядка передачи объектов в безвозмездное пользование предусмотрено, что Ссудополучатель может передать часть (части) объекта в безвозмездное пользование третьим лицам с согласия КУМИ администрации г. Иркутска без проведения конкурса или аукциона, при этом общая площадь передаваемых в безвозмездное пользование третьим лицам части (частей) объекта не может превышать десять процентов площади объекта и составлять более чем двадцать квадратных метров.
Особенности порядка заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества предусмотрены ст. 17.1 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ.
Часть 1 ст. 17.1 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ, устанавливает, что заключение договоров аренды, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, как закрепленного, так и не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, за исключениями, установленными законом.
Пункт 16 части 1 статьи 17.1 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ устанавливает, что лицом, которому права владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества предоставлены по результатам проведения торгов или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися, либо в случае, если указанные права предоставлены на основании государственного или муниципального контракта или на основании пункта 1 указанной части, передача указанного имущества в субаренду может осуществляться без проведения торгов.
Федеральным законодательством не предусмотрено безусловное право ссудополучателей, получивших имущество в пользование без торгов, на передачу прав на часть (части) объекта в безвозмездное пользование третьим лицам с согласия собственника без проведения конкурса или аукциона, независимо от размера части имущества, предполагаемой к передаче.
Передача муниципального имущества в пользование, в том числе, безвозмездное, субъектам, перечень которых установлен ч. 1 ст. 17.1 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ, может быть осуществлено любыми правообладателями такого имущества с согласия собственника (в данном случае - муниципалитета) без проведения торгов.
Вместе с тем из Порядка передачи объектов муниципального нежилого фонда г. Иркутска в безвозмездное пользование, утвержденного решением Городской Думы от 17.09.2009 N 004-20-641106/9, прямо не следует, что предусмотренное п. 1.5. Порядка право Ссудополучателя на передачу части объекта в безвозмездное пользование третьим лицам с согласия КУМИ администрации г. Иркутска без проведения торгов, установлено исключительно для круга лиц, предусмотренного ФЗ "О защите конкуренции" или п. 1.3 самого Порядка.
Передача прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества без проведения торгов, приводит и или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции между хозяйствующими субъектами - потенциальными пользователями, желающими получить муниципальное имущество для осуществления предпринимательской деятельности в связи с несоблюдением установленного порядка предоставления муниципального имущества в аренду и предоставлением преимущества отдельным хозяйствующим субъектам путем передачи имущества, которое обеспечивает ему более выгодные условия деятельности на соответствующих товарных рынках по сравнению с другими хозяйствующими субъектами в нарушение требований, установленных главой 5 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ.
Пункт 7 части 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ определяет, что органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается, предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона.
Таким образом, решение Думы г. Иркутска "Об утверждении Порядка передачи объектов муниципального нежилого фонда г. Иркутска в безвозмездное пользование" от 17.09.2009 N 004-20-641106/9, в части пункта 1.5. Порядка передачи объектов муниципального нежилого фонда г. Иркутска в безвозмездное пользование, утв. решением Думы г. Иркутска от 17.09.2009 N 004-20-641106/9, предусматривающего право Ссудополучателя на передачу части объекта в безвозмездное пользование третьим лицам с согласия КУМИ администрации г. Иркутска без проведения торгов, в отсутствие указания на то, что такая передача части объекта в безвозмездное пользование третьим лицам с согласия КУМИ администрации г. Иркутска без проведения торгов может быть осуществлена только кругу лиц, указанному в пункте 1.3 Порядка передачи объектов муниципального нежилого фонда г. Иркутска в безвозмездное пользование или в федеральном законодательстве, в качестве лиц, которым передача прав пользования муниципальным имуществом может быть осуществлена без проведения торгов, имеет признаки нарушения п. 7 ч.1, ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции", поскольку может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции между хозяйствующими субъектами - потенциальными пользователями, желающими получить муниципальное имущество для осуществления предпринимательской деятельности в связи с несоблюдением установленного порядка предоставления муниципального имущества в безвозмездное пользование и предоставлением преимущества отдельным хозяйствующим субъектам путем передачи имущества, которое обеспечивает ему более выгодные условия деятельности на соответствующих товарных рынках по сравнению с другими хозяйствующими субъектами в нарушение требований, установленных главой 5 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ.
На основании выше изложенного, Комиссия приходит к выводу, что решение Думы города Иркутска (664025, г. Иркутск, ул. Ленина, д. 14) "Об утверждении Порядка передачи объектов муниципального нежилого фонда г. Иркутска в безвозмездное пользование" от 17.09.2009 N 004-20-641106/9, в части пункта 1.5. Порядка передачи объектов муниципального нежилого фонда г. Иркутска в безвозмездное пользование, утв. решением Думы г. Иркутска от 17.09.2009 N 004-20-641106/9, предусматривающего право Ссудополучателя на передачу части объекта в безвозмездное пользование третьим лицам с согласия КУМИ администрации г. Иркутска без проведения торгов, в отсутствие указания на то, что такая передача части объекта в безвозмездное пользование третьим лицам с согласия КУМИ администрации г. Иркутска без проведения торгов может быть осуществлена только кругу лиц, указанному в пункте 1.3 Порядка передачи объектов муниципального нежилого фонда г. Иркутска в безвозмездное пользование или в федеральном законодательстве, в качестве лиц, которым передача прав пользования муниципальным имуществом может быть осуществлена без проведения торгов, может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции между хозяйствующими субъектами - потенциальными пользователями, желающими получить муниципальное имущество для осуществления предпринимательской деятельности в связи с несоблюдением установленного порядка предоставления муниципального имущества в безвозмездное пользование и предоставлением преимущества отдельным хозяйствующим субъектам путем передачи имущества, которое обеспечивает ему более выгодные условия деятельности на соответствующих товарных рынках по сравнению с другими хозяйствующими субъектами в нарушение требований, установленных главой 5 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ и является нарушением п. 7 ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ.
Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи ответчику предписания о прекращении нарушения, путем внесения изменений в пункт 1.5. Порядка передачи объектов муниципального нежилого фонда г. Иркутска в безвозмездное пользование, утв. решением Думы г. Иркутска от 17.09.2009 N 004-20-641106/9 или его отмены.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ч. 1-4 ст.41, ст. 41.1, ст. 48, ч.1 ст. 49 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ Комиссия, решила
1. Признать Думу города Иркутска (664025, г. Иркутск, ул. Ленина, д. 14), нарушившей п. 7 ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ в связи с принятием решения "Об утверждении Порядка передачи объектов муниципального нежилого фонда г. Иркутска в безвозмездное пользование" от 17.09.2009 N 004-20-641106/9, в части пункта 1.5. Порядка передачи объектов муниципального нежилого фонда г. Иркутска в безвозмездное пользование, утв. решением Думы г. Иркутска от 17.09.2009 N 004-20-641106/9, предусматривающего право Ссудополучателя на передачу части объекта в безвозмездное пользование третьим лицам с согласия КУМИ администрации г. Иркутска без проведения торгов, в отсутствие указания на то, что такая передача части объекта в безвозмездное пользование третьим лицам с согласия КУМИ администрации г. Иркутска без проведения торгов может быть осуществлена только кругу лиц, указанному в пункте 1.3 Порядка передачи объектов муниципального нежилого фонда г. Иркутска в безвозмездное пользование или в федеральном законодательстве, в качестве лиц, которым передача прав пользования муниципальным имуществом может быть осуществлена без проведения торгов, может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции между хозяйствующими субъектами - потенциальными пользователями, желающими получить муниципальное имущество для осуществления предпринимательской деятельности в связи с несоблюдением установленного порядка предоставления муниципального имущества в безвозмездное пользование и предоставлением преимущества отдельным хозяйствующим субъектам путем передачи имущества, которое обеспечивает ему более выгодные условия деятельности на соответствующих товарных рынках по сравнению с другими хозяйствующими субъектами в нарушение требований, установленных главой 5 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ.
2. Выдать Думе города Иркутска (664025, г. Иркутск, ул. Ленина, д. 14) предписание о прекращении в срок до "15" декабря 2015 г. нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ выразившегося в принятии решения "Об утверждении Порядка передачи объектов муниципального нежилого фонда г. Иркутска в безвозмездное пользование" от 17.09.2009 N 004-20-641106/9, в части пункта 1.5. Порядка передачи объектов муниципального нежилого фонда г. Иркутска в безвозмездное пользование, утв. решением Думы г. Иркутска от 17.09.2009 N 004-20-641106/9, предусматривающего право Ссудополучателя на передачу части объекта в безвозмездное пользование третьим лицам с согласия КУМИ администрации г. Иркутска без проведения торгов, в отсутствие указания на то, что такая передача части объекта в безвозмездное пользование третьим лицам с согласия КУМИ администрации г. Иркутска без проведения торгов может быть осуществлена только кругу лиц, указанному в пункте 1.3 Порядка передачи объектов муниципального нежилого фонда г. Иркутска в безвозмездное пользование или в федеральном законодательстве, в качестве лиц, которым передача прав пользования муниципальным имуществом может быть осуществлена без проведения торгов, может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции между хозяйствующими субъектами - потенциальными пользователями, желающими получить муниципальное имущество для осуществления предпринимательской деятельности в связи с несоблюдением установленного порядка предоставления муниципального имущества в безвозмездное пользование и предоставлением преимущества отдельным хозяйствующим субъектам путем передачи имущества, которое обеспечивает ему более выгодные условия деятельности на соответствующих товарных рынках по сравнению с другими хозяйствующими субъектами в нарушение требований, установленных главой 5 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ, путем внесения изменений в пункт 1.5. Порядка передачи объектов муниципального нежилого фонда г. Иркутска в безвозмездное пользование, утв. решением Думы г. Иркутска от 17.09.2009 N 004-20-641106/9, а именно: определить круг лиц, на которых распространяется действие данного пункта Порядка или его отмены
3. Копию решения и предписания направить в адрес ответчика - Думы города Иркутска.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ N 302
"23" ноября 2015 г. г. Иркутск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: (_),
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения N 577 от "23" ноября 2015 г. по делу N 368 от 25.09.2015 г. о признании Думы города Иркутска (664025, г. Иркутск, ул. Ленина, д. 14), нарушившей п. 7 ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ, предписывает:
1. Думе города Иркутска (664025, г. Иркутск, ул. Ленина, д. 14) прекратить в срок до "15" декабря 2015 г. нарушение пункта 7 части 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ, выразившегося в принятии решения "Об утверждении Порядка передачи объектов муниципального нежилого фонда г. Иркутска в безвозмездное пользование" от 17.09.2009 N 004-20-641106/9, в части пункта 1.5. Порядка передачи объектов муниципального нежилого фонда г. Иркутска в безвозмездное пользование, утв. решением Думы г. Иркутска от 17.09.2009 N 004-20-641106/9, предусматривающего право Ссудополучателя на передачу части объекта в безвозмездное пользование третьим лицам с согласия КУМИ администрации г. Иркутска без проведения торгов, в отсутствие указания на то, что такая передача части объекта в безвозмездное пользование третьим лицам с согласия КУМИ администрации г. Иркутска без проведения торгов может быть осуществлена только кругу лиц, указанному в пункте 1.3 Порядка передачи объектов муниципального нежилого фонда г. Иркутска в безвозмездное пользование или в федеральном законодательстве, в качестве лиц, которым передача прав пользования муниципальным имуществом может быть осуществлена без проведения торгов, может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции между хозяйствующими субъектами - потенциальными пользователями, желающими получить муниципальное имущество для осуществления предпринимательской деятельности в связи с несоблюдением установленного порядка предоставления муниципального имущества в безвозмездное пользование и предоставлением преимущества отдельным хозяйствующим субъектам путем передачи имущества, которое обеспечивает ему более выгодные условия деятельности на соответствующих товарных рынках по сравнению с другими хозяйствующими субъектами в нарушение требований, установленных главой 5 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ, путем внесения изменений в пункт 1.5. Порядка передачи объектов муниципального нежилого фонда г. Иркутска в безвозмездное пользование, утв. решением Думы г. Иркутска от 17.09.2009 N 004-20-641106/9, а именно: определить круг лиц, на которых распространяется действие данного пункта Порядка или его отмены
2. Информацию об исполнении настоящего предписания (с приложением подтверждающих документов) предоставить в УФАС по Иркутской области в срок до "15" декабря 2015 г.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области N 577 (опубликовано 24 ноября 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016