Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю
N 76-ФАС22-0В/09-15 (опубликовано 24 ноября 2015 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 10 ноября 2015 г.
В полном объеме решение изготовлено 23 ноября 2015 г.
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
<_>
рассмотрев дело N 76-ФАС22-ОВ/09-15 по признакам нарушения муниципальным казенным учреждением "Управление муниципальным имуществом администрации г. Бийска" абзаца 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В ходе рассмотрения заявлений депутата Егорьевского районного Совета депутатов Г<_> (вх. N 158415 от 08.07.2015 и вх. N 158422 от 09.07.2015) было установлено, что между ООО "Лесное промышленно-экспортное предприятие" и муниципальным казенным учреждением "Управление муниципальным имуществом администрации г. Бийска" заключены договоры купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины (договоры: N 1-Л/2013 от 01.04.2013; N 2-Л/2013 от 07.06.2013; N 3-Л/2013 от 21.08.2013; N 4-Л/2013 от 24.09.2013; N 5-Л/2013 от 04.10.2013; N 6-Л/2013 от 04.10.2013; N 7-Л/2013 от 10.10.2013; N 8-Л/2013 от 21.11.2013; N 9-Л/2013 от 09.12.2013) без проведения торгов.
В связи с установленными признаками нарушения абзаца 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" управлением ФАС по Алтайскому краю на основании приказа N 245 от 30.09.2015 в отношении муниципального казенного учреждения "Управление муниципальным имуществом администрации г. Бийска" возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства N 76-ФАС22-ОВ/09-15.
На заседании Комиссии представители муниципального казенного учреждения "Управление муниципальным имуществом администрации г. Бийска" нарушение не признали и пояснили, что заключение договоров купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины (N 1-Л/2013 от 01.04.2013; N 2-Л/2013 от 07.06.2013; N 3-Л/2013 от 21.08.2013; N 4-Л/2013 от 24.09.2013; N 5-Л/2013 от 04.10.2013; N 6-Л/2013 от 04.10.2013; N 7-Л/2013 от 10.10.2013; N 8-Л/2013 от 21.11.2013; N 9-Л/2013 от 09.12.2013) на основании наличия договора N 1Л/2013 от 10.01.2013 на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству и благоустройству городских лесов на территории муниципального образования город Бийск на 2013 год с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины и на основании пункта 14 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" не противоречит федеральному законодательству, так как указанный закон не запрещает размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, включенных в особые перечни, путем проведения запроса котировок или у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), а заказчик вправе выбрать любой из способов размещения заказа, предусмотренных частью 1 статьи 10 данного закона.
Представитель ООО "Лесное промышленно-экспортное предприятие" считает, что указанные договоры были заключены в соответствии с действующим законодательством и непроведение торгов на право заключения указанных договоров не противоречит антимонопольному законодательству.
Изучив обстоятельства дела, доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к следующим выводам.
Между ООО "Лесное промышленно-экспортное предприятие" и муниципальным казенным учреждением "Управление муниципальным имуществом администрации г. Бийска" заключены договоры купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины (договоры: N 1-Л/2013 от 01.04.2013; N 2-Л/2013 от 07.06.2013; N 3-Л/2013 от 21.08.2013; N 4-Л/2013 от 24.09.2013; N 5-Л/2013 от 04.10.2013; N 6-Л/2013 от 04.10.2013; N 7-Л/2013 от 10.10.2013; N 8-Л/2013 от 21.11.2013; N 9-Л/2013 от 09.12.2013) без проведения торгов.
Указанные договоры заключены с нарушением действующего законодательства ввиду следующего.
Частью 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.
Согласно частям 2, 3 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации, в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).
При размещении заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины. В этих целях заключается договор, в котором содержатся элементы государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и договора купли-продажи лесных насаждений.
В соответствии с частью 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации особенности размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития от 05 июля 2010 года N 270 (действовавшим на момент заключения договоров) утверждены особенности размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров (далее - Приказ N 270), которыми предусмотрено, что размещение заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов, одновременно с продажей лесных насаждений для заготовки древесины, должно осуществляться органами государственной власти, органами местного самоуправления (далее - заказчики) на весь комплекс работ по охране, защите и воспроизводству лесов в пределах лесничества (лесопарка) или лесного участка (за исключением авиационных работ по охране и защите лесов, работ по тушению пожаров).
Согласно пункту 2 Приказа N 270 в извещении о проведении конкурса или аукциона, а также в конкурсной документации или документации об аукционе указывается предельный объем заготовки древесины при выполнении указанных работ.
Также в конкурсной документации или документации об аукционе, помимо условий государственного или муниципального контракта, предусмотренных Законом N94-ФЗ должны быть указаны положения, определяющие:
а) местоположение лесных насаждений (лесничество, лесопарк, лесной квартал, лесотаксационный выдел), где планируется вырубка лесных насаждений;
б) стоимость (цена) подлежащих выполнению работ по охране, защите и воспроизводству лесов, установленная по результатам проведенного конкурса или аукциона, а также плата за заготовку древесины, размер которой определяется в соответствии со статьей 76 Лесного кодекса Российской Федерации на основании предельного объема заготовки древесины и ставок платы за заготовленную древесину.
Из системного толкования приведенных норм следует, что заготовка древесины неразрывно связана с выполнением работ по охране, защите, воспроизводству лесов, входит в состав данных работ, сведения об условиях продажи лесных насаждений для заготовки древесины включаются в извещение о проведении конкурса или аукциона, а также в конкурсную документацию или документацию об аукционе. Само по себе требование о включении в извещение о проведении конкурса или аукциона, а также в конкурсную документацию или документацию об аукционе сведений о размере платы за заготовку древесины означает, что такая плата должна учитываться при определении характеристик проводимых торгов.
Согласно пункту 3 Порядка подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности (утв. Приказом Рослесхоза от 26.07.2011 N 318 (в ред. от 23.04.2012) договор купли-продажи лесных насаждений заключается:
а) по результатам аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в случаях: заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд в исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации (часть 8.2 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации (в ред. от 21.07.2014)); заготовки гражданами, юридическими лицами елей и (или) деревьев других хвойных пород для новогодних праздников в исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации (часть 4.1 статьи 32 Лесного кодекса Российской Федерации).
б) без проведения аукциона в случаях, предусмотренных статьями 19 и 30 Лесного кодекса Российской Федерации (статья 77 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 77 Лесного кодекса Российской Федерации договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, предусмотренных статьями 19 (мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов) и 30 (заготовка гражданами древесины для собственных нужд) настоящего Кодекса.
Статья 15 Закона Алтайского края от 10.09.2007 N 87-ЗС (ред. от 07.06.2012) "О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края" предусматривает, что к исключительным случаям заготовки древесины для обеспечения государственных или муниципальных нужд на основании договора купли-продажи лесных насаждений относится осуществление рубок лесных насаждений в случае, если они не учтены при размещении государственного или муниципального заказа на охрану, защиту и воспроизводство лесов с одновременной продажей лесных насаждений.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Непроведение торгов, в случае, когда необходимость их проведения предусмотрена законодательством, непосредственно оказывает влияние на конкуренцию, поскольку не позволяет установить всех потенциальных участников рынка, желающих получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.
Исходя из правил, изложенных в названых нормах, заключение органом государственной власти или местного самоуправления договоров (контрактов) на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов, а в его рамках и договоров купли-продажи лесных насаждений допустимо только по результатам торгов.
Таким образом, бездействие муниципального казенного учреждения "Управление муниципальным имуществом администрации г. Бийска", выразившееся в непроведении аукциона по заключению договоров: N 1-Л/2013 от 01.04.2013; N 2-Л/2013 от 07.06.2013; N 3-Л/2013 от 21.08.2013; N 4-Л/2013 от 24.09.2013; N 5-Л/2013 от 04.10.2013; N 6-Л/2013 от 04.10.2013; N 7-Л/2013 от 10.10.2013; N 8-Л/2013 от 21.11.2013; N 9-Л/2013 от 09.12.2013 купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины содержит нарушение абзаца 1 части 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Вместе с тем срок действия договоров, установленный до 31 декабря 2013 года, истёк, в связи с чем, выдача предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства нецелесообразна.
Руководствуясь частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства решила:
1. Признать бездействие муниципального казенного учреждения "Управление муниципальным имуществом администрации г. Бийска", выразившееся в непроведении аукциона по заключению договоров: N 1-Л/2013 от 01.04.2013; N 2-Л/2013 от 07.06.2013; N 3-Л/2013 от 21.08.2013; N 4-Л/2013 от 24.09.2013; N 5-Л/2013 от 04.10.2013; N 6-Л/2013 от 04.10.2013; N 7-Л/2013 от 10.10.2013; N 8-Л/2013 от 21.11.2013; N 9-Л/2013 от 09.12.2013 купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины, - противоречащими абзацу 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Предписание не выдавать.
<_>
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю N 76-ФАС22-0В/09-15 (опубликовано 24 ноября 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016