Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области
от 16 ноября 2015 г. N 134
Резолютивная часть решения оглашена "05" ноября 2015 г.
В полном объеме решение изготовлено "16" ноября 2015 г.
г. Липецк
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председатель комиссии: Черкашина Л. А, - заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Липецкого УФАС России
Члены комиссии:
Смольянинова И.Ю. главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Липецкого УФАС России.
Ширкова О.А. - государственный инспектор отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Липецкого УФАС России.
При участии:
от заявителя: в материалах дела имеется ходатайство ООО "Владимирский региональный юридический центр" о рассмотрения дела N134 в отсутствие представителей.
от ответчика: <_> - представитель по доверенности N96-01-16 от 22.10.2015, Администрация города Липецка;
от заинтересованного лица: <_> - представитель по доверенности N5 от 07.02.2015, Департамент транспорта, дорог и благоустройства администрации города Липецка.
рассмотрев на заседании Комиссии 05 ноября 2015 года дело N 134, возбужденное по признакам нарушения администрацией города Липецка (адрес: 398001, г. Липецк, ул. Советская, д.5) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
Настоящее дело возбуждено по результатам рассмотрения заявления ООО "Владимирский региональный юридический центр", в ходе рассмотрения которого был установлен факт принятия акта - Постановления N538 от 20.03.2015, "О Положении о порядке и условиях допуска транспортных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к выполнению регулярных перевозок" (далее Постановление N538) администрацией города Липецка, который приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке по оказанию услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом в границах города Липецка.
На заседании Комиссии представитель администрации города Липецка пояснил, что на основании Закона Липецкой области от 22 декабря 2004 г. N 149-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения транспортом общего пользования в Липецкой области " было принято Постановление N538.
Допуск транспортных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к выполнению регулярных перевозок на маршрутах, обеспечивающих иные перевозки транспортом общего пользования осуществляется на основании заявления. Рассмотрение заявлений осуществляется комиссией по допуску транспортных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к выполнению регулярных перевозок на маршрутах, обеспечивающих иные перевозки транспортом общего пользования.
Принимая решение по делу, Комиссия исходит из следующего.
В соответствии с Законом Липецкой области от 22 декабря 2004 г. N 149-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения транспортом общего пользования в Липецкой области " (далее - Закон N 149-ОЗ) к полномочиям органов местного самоуправления в управлении пассажирским транспортом общего пользования относятся:
организация внутримуниципальных перевозок;
выполнение функций заказчика и организатора перевозок автомобильным и городским электрическим пассажирским транспортом общего пользования в соответствии с компетенцией;
ведение реестра перевозчиков в соответствии с компетенцией;
установление в соответствии с действующим законодательством предельного количества транспортных средств, осуществляющих перевозки на маршрутах;
определение и обеспечение потребности населения в перевозках автомобильным и городским электрическим пассажирским транспортом;
определение и обеспечение потребности населения в перевозках автомобильным и городским электрическим пассажирским транспортом общего пользования, установление порядка и условий допуска перевозчиков к выполнению перевозок пассажирским транспортом общего пользования.
Полномочия администрации города Липецка определены в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Уставом города Липецка.
Уставом предусмотрено, что глава города Липецка является высшим должностным лицом города Липецка наделяется Уставом собственными полномочиями издает постановления администрации города по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами области. К вопросам местного значения города Липецка относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах города.
Департамент транспорта, дорог и благоустройства администрации города Липецка (далее - Департамент) является структурным подразделением администрации города Липецка, обеспечивающим реализацию полномочий по организации транспортного обслуживания населения города Липецка. Основной задачей Департамента является формирование и реализация единой политики в области создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения. К функциям Департамента относится выполнение функций заказчика и организатора перевозок городским пассажирским транспортом в границах городского округа город Липецк (далее - городских пассажирских перевозок), ведение реестра перевозчиков, осуществляющих городские пассажирские перевозки, в соответствии с компетенцией Департамента.
В соответствии с пунктом 3 Постановления N538 Департаменту необходимо сформировать и утвердить состав комиссии по допуску транспортных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к выполнению регулярных перевозок на маршрутах, обеспечивающих иные перевозки транспортом общего пользования и утвердить Положение о комиссии по допуску транспортных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к выполнению регулярных перевозок на маршрутах, обеспечивающих иные перевозки транспортом общего пользования.
Распоряжением департамента транспорта, дорог и благоустройства администрации города Липецка от 11.11.2014 N263-Р создана комиссия по допуску транспортных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к выполнению регулярных перевозок.
Комиссия рассматривает заявление с учетом целесообразности открытия (изменения) маршрута или изменения количества транспортных средств на маршруте определяет потребность населения в перевозках по данному направлению на основании результатов обследования пассажиропотоков, социологических исследований, обращений граждан и иными способами; определяет соответствие дорожных условий, обустройства остановочных пунктов маршрута предъявляемым требованиям; рассматривает пропускную способность улиц города и остановочных пунктов, наличие мест разворота транспортных средств; определяет соответствие заявителя предъявляемым к нему требованиям в соответствии с пунктом 5 Положения.
Согласно Положения о комиссии по допуску транспортных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к выполнению регулярных перевозок (Приложение 2 к Распоряжению департамента транспорта, дорог и благоустройства администрации города Липецка от 11.11.2014 N263-Р) комиссия образована для решения вопросов связанных с допуском транспортных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к выполнению регулярных перевозок, совершенствованием пассажирских перевозок и оптимизацией маршрутов, обеспечивающих иные перевозки транспортом. Заседание комиссии проводятся по мере поступления заявлений. Срок рассмотрения заявлений 30 дней. При принятии решения о допуске транспортных средств того или иного юридического лица и индивидуального предпринимателя к выполнению регулярных перевозок с предоставлением преимущественного права, комиссия учитывает следующие факторы:
очередность поступления заявления на допуск транспортных средств к выполнению регулярных перевозок, в том числе на определенном маршруте;
наличие необходимого количества транспортных средств соответствующей вместимости и более позднего года выпуска;
наличие опыта работы на данном маршруте или сопряженных маршрутах;
количество нарушений ПДД, лицензионных требований, условий договора на выполнение регулярных перевозок, линейной и финансовой дисциплины водителей.
В соответствии с ч. 1 и 4 ст. 7 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Таким образом, издаваемый органом местного самоуправления ненормативный правовой акт, затрагивающий права и законные интересы граждан и юридических лиц, должен быть мотивирован, содержать ссылки на законы. При этом реализация органами местного самоуправления названного полномочия не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов.
Довод Департамента о том, что Постановление N538 не нарушат антимонопольное законодательство так как любой и каждый в соответствии основными требованиями, предъявляемые к заявителю и в любое время может подать заявление на любой маршрут и что в течении ряда лет сформировался определенный круг лиц, которые хотели бы работать с Департаментом Комиссией не принимается, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить доступ к соответствующему товарному рынку.
Рынок услуг по оказанию услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом в границах города Липецка относится к конкурентному рынку, характеризуется достаточным количеством перевозчиков, среди которых преобладают организации частной формы собственности и частные предприниматели. Данный рынок открыт.
Материалами дела установлено 30.06.2015 между Департаментом и ИП <_> и ООО "Автолидер - Липецк" подписаны соглашения о расторжении договоров N15 и N16 от 30.12.2010 г. на выполнение регулярных перевозок по маршрутам в г. Липецке N306 и N352 с 01.07.2015 г.
30.06.2015 заключен договор с ООО "Автолидер Липецк" (ИНН 4824004032), генеральный директор <_> на выполнение регулярных перевозок в городе Липецке по маршруту N306 и N352, подвижным составом 33 единицы. Срок действия договора с 01.07.2015 по 31.12.2015 г.
Руководителем в ООО "Автолидер-Липецк (ИНН 4824032255) и ООО "Автолидер Липецк" (ИНН 4824004032) является одно и тоже лицо, что и ИП <_>
Более того, договор N 42 от 30.06.2015 на выполнение регулярных перевозок был заключен с ООО "Автолидер Липецк" (ИНН 4824004032) в день расторжения договоров N15 и N16 с ИП <_> и ООО "Автолидер - Липецк".
Договор N 42 от 30.06.2015 на выполнение регулярных перевозок между Департаментом и ООО "Автолидер Липецк" (ИНН 4824004032) был заключен без проведения торгов на право заключения данного договора на основании положения о порядке и условиях допуска транспортных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к выполнению регулярных перевозок утвержденного Постановлением N538.
Согласно статьи 4 Закона N 149-ОЗ организация транспортного обслуживания населения автомобильным и городским электрическим пассажирским транспортом общего пользования осуществляется исполнительным органом государственной власти области в сфере транспорта, органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией. Перевозки пассажиров автомобильным и городским электрическим пассажирским транспортом общего пользования осуществляются на основе договоров (контрактов), заключаемых между заказчиком (организатором) перевозок и перевозчиком в соответствии с действующим законодательством.
Согласно Постановления N538, допуск транспортных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к выполнению перевозок осуществляется на основании заявления. Рассмотрения заявления осуществляется в срок до одного месяца.
Информация о сроке действия договора на выполнение регулярных перевозок доступна только хозяйствующему субъекту, с которым заключен изначально договор. Таким образом, хозяйствующий субъект с которым заключен договор на выполнение регулярных перевозок имеет преимущественное право при подаче заявления в установленный Постановлением N538 срок. Так как срок рассмотрения заявления составляет до одного месяца.
Согласно части 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Как следует из ст.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), этот закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренцией.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещено принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их не проведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем. Данная позиция подтверждена Постановлением Президиума ВАС РФ от 29.11.2011 N 8799/11 по делу N А66-7056/2010.
Система отношений между потенциальными перевозчиками населения на маршрутах пассажирского транспорта и органами местного самоуправления, порядок оформления этих отношений должны устанавливаться нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, не противоречащими Конституции РФ и Федеральным законам (ФЗ от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции").
Осуществление транспортного обслуживания населения связано с вопросами технического обеспечения безопасности движения, соблюдения технических, санитарных, кадровых и иных требований к перевозчикам, которые не охватываются действием гражданского законодательства. Эти отношения не относятся к гражданско-правовым отношениям, так как не могут регулироваться на основе равноправия сторон, а подразумевают отношения на уровне власти-подчинения, характерные для административных отношений, поэтому и проведение торгов на право осуществления перевозок пассажиров производится в рамках административных правоотношений, возникающих между органами местного самоуправления и перевозчиками, по организации и обслуживанию пассажиров наземного пассажирского маршрутного транспорта общего пользования.
Проведение торгов на право осуществлять перевозки пассажиров по установленным маршрутам производится в рамках административных правоотношений, возникающих между органами местного самоуправления и перевозчиками при реализации первыми своих полномочий по организации обслуживания пассажиров наземного пассажирского маршрутного транспорта общего пользования.
Таким образом, предоставление перевозчикам права осуществления перевозок по каждому установленному маршруту регулярных перевозок с посадкой и высадкой пассажиров в любом незапрещенном месте на конкурсной основе (путем организации и проведения торгов) основывается на законодательно определенных полномочиях органов власти и не противоречит требованиям ст. ст. 447 и 448 ГК РФ, с учетом чего публично-правовые образования вправе выявлять перевозчиков, способных выполнять наиболее качественную и безопасную перевозку пассажиров на городских маршрутах, посредством проведения торгов.
В Положении о порядке и условиях допуска транспортных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к выполнению регулярных перевозок", утвержденного Постановлением N538 отсутствует порядок проведения публичных процедур для обеспечения равного доступа всех заинтересованных лиц к обслуживанию маршрутов гор. Липецка.
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 15 Закона Российской Федерации "О защите конкуренции" (от 26.07.07г. N 135-ФЗ) органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь статьей 23, частью 1, 2 статьи 39, части 1 ст.15, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" решила:
Признать в действиях администрации города Липецка нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в принятии акта - Постановления N538 от 20.03.2015, "О Положении о порядке и условиях допуска транспортных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к выполнению регулярных перевозок" который приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке услуг по оказанию услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом в границах города Липецка.
Выдать администрации города Липецка предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
Материалы по делу N134 о нарушении антимонопольного законодательства передать должностному лицу Липецкого УФАС России для привлечения виновных лиц к административной ответственности.
ПРЕДПИСАНИЕ N 134
"16" ноября 2015 года город Липецк
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председатель комиссии: Черкашина Л. А. - заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Липецкого УФАС России.
Члены комиссии:
Смольянинова И.Ю. главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Липецкого УФАС России.
Ширкова О.А. - государственный инспектор отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Липецкого УФАС России.
руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьёй 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от "13" ноября 2015 года по делу N134 о нарушении администрацией города Липецка (адрес: 398001, г. Липецк, ул. Советская, д.5) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предписывает:
Администрации города Липецка (адрес: 398001, г. Липецк, ул. Советская, д.5) в срок до "07" декабря 2015 года прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" выразившееся в принятии акта - Постановления N538 от 20.03.2015, "О Положении о порядке и условиях допуска транспортных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к выполнению регулярных перевозок" который приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке услуг по оказанию услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом в границах города Липецка,
а именно:
Постановление N 538 от 20.03.2015 "О Положении о порядке и условиях допуска транспортных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к выполнению регулярных перевозок" привести в соответствие с Федеральным законом от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
О выполнении настоящего Предписания Администрации города Липецка сообщить в Липецкое УФАС России в трехдневный срок с момента исполнения настоящего Предписания с приложением заверенных копий документов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 16 ноября 2015 г. N 134
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016