Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан
от 3 ноября 2009 г.
Резолютивная часть решения оглашена 20.10.2009 г.
В полом объеме решение изготовлено 03.11.2009 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии
Саляхутдинова Р.Ф. - исполняющий обязанности заместителя руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;
Члены комиссии:
Антонова Н.А. - заместитель начальника отдела антимонопольного контроля товарных рынков;
Ахмадисламова А.Э. - ведущий специалист-экспертотдела антимонопольного контроля товарных рынков;
Камалдинова Ф.А. - ведущий специалист-экспертотдела антимонопольного контроля товарных рынков;
Атнагулов З.Г. - старший специалист 3 разряда общего отдела, секретарь комиссии,
в присутствии представителей МУП "Салаватводоканал" г.Салавата Уманцевой Ирины Павловны по доверенности от 15.10.2009 и Смирновой Ирины Робертовны по доверенности от 15.10.2009, рассмотрев дело N А-243/10-09 по признакам нарушения МУП "Салаватводоканал" г.Салавата, расположенным по адресу: 453260, РБ, г.Салават, ул.Уфимская, 37 (почтовый адрес: 453260, г.Салават, Уфимское шоссе, п/я 66), ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
Башкортостанским УФАС России была проведена камеральная проверка документов, представленных МУП "Салаватводоканал" г.Салавата (далее - МУП "Салаватводоканал"), на предмет соответствия деятельности данного хозяйствующего субъекта требованиям Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и установлено следующее.
Основной деятельностью МУП "Салаватводоканал" является обеспечение снабжения населения, предприятий и организаций г.г.Салават, Стерлитамак, Ишимбай и с.Зирган услугами по водоснабжению, отводу и очистке сточных вод.
Выборочный анализ технических условий, выдаваемых МУП "Салаватводоканал", показал следующее.
При выдаче хозяйствующим субъектам и индивидуальным предпринимателям технических условий на подключение к сетям водоснабжения МУП "Салаватводоканал" в нарушение пункта 10 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83, сроки действия технических условий устанавливались менее двух лет:
так, срок действия технических условий, выданных ООО "Алладин" 28.04.2009 исх.N 36-340/1, установлен до 28.04.2010, т.е. 1 год;
срок действия технических условий, выданных ООО "Домостроитель" 27.04.2009 исх.N 36-421/1, установлен до 27.04.2009, т.е. срок как таковой отсутствует;
срок действия технических условий, выданных МУП "Салаватстройзаказчик" 02.04.2009 исх.N 36-315/2, установлен до конца 2010 года, т.е. срок составляет менее двух лет;
срок действия технических условий, выданных МДОУ N 23 г.Салават 19.11.2008 исх.N 36-1434/2, установлен до декабря 2008 года, т.е. срок составляет менее двух месяцев;
срок действия технических условий, выданных ИП Торгашову Ю.И. 23.09.2008 исх.N 36-901/2, установлен в течение 2009 года, т.е. срок составляет менее 1 года 4 месяцев.
срок действия технических условий, выданных ИП Яхину А.Т. 19.06.2008 исх.N 36-533/1, установлен до декабря 2008 года, т.е. срок составляет менее 7 месяцев;
срок действия технических условий, выданных МУП "СалаватСтройЗаказчик" 11.03.2008 исх.N 36-163/1, установлен в течение 2008 года, т.е. срок составляет менее 10 месяцев.
В технических условиях, выданных МУП "СалаватСтройЗаказчик" 07.02.2008 исх.N 36-89/1, срок действия технических условий отсутствует.
Технические условия на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения МУП "Салаватводоканал" хозяйствующим субъектам и индивидуальным предпринимателям выдавались одновременно с информацией о плате за подключение и условиями подключения к сетям водоснабжения и водоотведения. Данный порядок одновременной выдачи технических условий, информации о плате за подключение и условий подключения применялся МУП "Салаватводоканал" и в те периоды, когда действовала утвержденная Советом городского округа город Салават "Инвестиционная программа по комплексному развитию централизованных систем водоснабжения и водоотведения муниципального унитарного предприятия "Салаватводоканал" городского округа город Салават Республики Башкортостан на 2007-2009 годы" (до 01.05.2008) и после отмены указанной инвестиционной программы (после 01.05.2008).
Так, ООО "Ремонтно-строительная корпорация" были выданы технические условия 13.07.2009 исх.N 36-741/1 и одновременно информация о плате за подключение в размере 474 тыс.руб.
ООО "Телеконтур" выданы технические условия 08.06.2009 исх.N 36-589/1 с информацией о плате за подключение в размере 21600 руб.
МУП "Салаватстройзаказчик" выданы технические условия 05.05.2009 исх.N 36-443/1 с информацией о плате за подключение в размере 989 640 руб.
ООО "Алладин" выданы технические условия 28.04.2009 исх.36-340/1 с информацией о плате за подключение в размере 7680 руб.
ООО "Домостроитель" выданы технические условия 27.04.2009 исх.N 36-421/1 с информацией о плате за подключение в размере 888 тыс. руб.
ИП Рахимову Рустему Расфаровичу выданы технические условия 22.04.2009 исх.N 36-398/1 с информацией о плате за подключение в размере 20 688 руб.
МУП "Салаватстройзаказчик" выданы технические условия 02.04.2009 исх.N 36-315/2 с информацией о плате за подключение в размере 756 000 руб.
Всего выявлен 21 случай выдачи информации о плате за подключение при отсутствии утвержденной инвестиционной программы.
Согласно Приказам Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 03.12.2003 N 104 о/д и от 06.10.2009 N 350 МУП "Салаватводоканал" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, с долей 100 % на рынке по предоставлению услуг водоотведения и водоснабжения в географических границах города Салават.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.5 Закона о защите конкуренции положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, признается доминирующим.
Также в соответствии с п. 3.6.5. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 17.01.2007 N 5, определение признаков наличия доминирующего положения не требуется для хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более тридцати пяти процентов, с долей более пятидесяти процентов и доминирующее положение хозяйствующего субъекта определяется на товарном рынке, в продуктовых границах которого они были включены в Реестр.
В связи с изложенным, положение МУП "Салаватводоканал" на рынке по предоставлению услуг водоотведения и водоснабжения в географических границах города Салават является доминирующим, вследствие чего на деятельность данного хозяйствующего субъекта накладываются ограничения, предусмотренные действующим гражданским и антимонопольным законодательством.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 10 Гражданского Кодекса РФ не допускается злоупотребление участниками гражданско-правовых отношений доминирующим положением на рынке.
Часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещает действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Также часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции предполагает, что действия хозяйствующего субъекта являются нарушением антимонопольного законодательства при наличии совокупности двух обстоятельств, а именно: доминирующего положения субъекта и действий (бездействия) такого субъекта, которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов.
Статья 5 Закона о защите конкуренции определяет доминирующее положение как положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.
Технические условия представляют собой гражданско-правовое обязательство по присоединению к водопроводно-канализационным сетям, предшествующему согласно пункту 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации заключению договора водоснабжения.
В таких случаях обязательства по присоединению не могут рассматриваться в отрыве от намерения сторон заключить в будущем договор ресурсоснабжения через присоединенную сеть.
Следовательно, будущие абоненты МУП "Салаватводоканал" не могут получить услугу по присоединению у другого хозяйствующего субъекта. При таких обстоятельствах МУП "Салаватводоканал" доминируя на рынке оказания услуг централизованного водоснабжения и канализации, также занимает доминирующее положение и на рынке услуг по выдаче технических условий на присоединение, который неразрывно связан с рынком оказания услуг по централизованному водоснабжению и канализации.
Согласно пункта 10 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. N 83 в технических условиях должны содержаться данные о сроке действия технических условий, и такой срок не может составлять менее 2 лет с даты их выдачи.
МУП "Салаватводоканал" действуя вопреки указанным правовым нормам, указывало в технических условиях срок их действия менее 2 лет, что ущемляет интересы хозяйствующих субъектов, так как истечение срока действия технических условий влечет за собой отказ в выдаче условий подключения (пункт 4 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. N 83) и отказ от заключения договора о подключении (подпункт 2 пункта 17 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 N 360).
Решением Совета городского округа город Салават от 30.06.2008 N 2-6/59 "Инвестиционная программа по комплексному развитию централизованных систем водоснабжения и водоотведения муниципального унитарного предприятия "Салаватводоканал" городского округа город Салават Республики Башкортостан" отменена с 01.05.2008.
Согласно пункту 11 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. N 83, если у организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства, отсутствуют утвержденные инвестиционные программы, подключение осуществляется без взимания платы за подключение, а вместо информации о плате за подключение выдаются технические условия.
Однако МУП "Салаватводоканал" продолжало взимать плату за подключение к сетям водоснабжения и водоотведения и после отмены инвестиционной программы.
Следует также отметить, что в соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирований тарифов организаций коммунального комплекса" размер платы за подключение определяется как произведение тарифа на подключение к соответствующей системе коммунальной инфраструктуры и размера заявленной потребляемой нагрузки (увеличения потребляемой нагрузки для реконструируемого объекта), обеспечиваемой системой коммунальной инфраструктуры для строящегося или реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 "Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", утвержденныхпостановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 520, установление надбавок к тарифам и тарифов на подключение осуществляется исходя из необходимости обеспечения финансовых потребностей для реализации инвестиционной программы.
Таким образом, плата за подключение может взиматься только в рамках реализации утвержденной инвестиционной программы.
Следовательно, МУП "Салаватводоканал" не имело права взимать плату за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения после отмены Решением Совета городского округа город Салават от 30.06.2008 N 2-6/59 "Инвестиционной программы по комплексному развитию централизованных систем водоснабжения и водоотведения муниципального унитарного предприятия "Салаватводоканал" городского округа город Салават Республики Башкортостан".
Однако, согласно информации от 15.10.2009 исх.N 36-1409, представленной МУП "Салаватводоканал" по запросу Башкортостанского УФАС России, за период с мая по декабрь 2008 года на расчетный счет МУП "Салаватводоканал" поступила плата за подключение к сетям водоснабжения и водоотведения в сумме 899 436 руб. За 1 полугодие 2009 года поступило в качестве платы за подключение 212 160 руб.
Действия МУП "Салаватводоканал" нарушают положения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, что выразилось в ущемлении интересов хозяйствующих субъектов путем сокращения срока действия технических условий и взимания платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения при отсутствии инвестиционной программы в нарушение Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83.
Согласно п.4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражными судами антимонопольного законодательства" для квалификации действий (бездействий) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого последствия, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемления интересов других лиц.
Таким образом, в действиях МУП "Салаватводоканал" установлены признаки нарушения ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-3 ст. 41, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать МУП "Салаватводоканал" г.Салавата нарушившим положения ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в соответствии с которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
2. Выдать МУП "Салаватводоканал" г.Салавата предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
ПРЕДПИСАНИЕ N 182 А-243/10-09
03 ноября 2009 г. г. Уфа, ул. Пушкина, 95
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии
Р.Ф. Саляхутдинова - исполняющий обязанности заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан, председатель Комиссии;
Н.А. Антонова - заместитель начальника отдела антимонопольного контроля товарных рынков;
А.Э. Ахмадисламова - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля товарных рынков;
Камалдинова Ф.А. - ведущий специалист-экспертотдела антимонопольного контроля товарных рынков;
З.Г. Атнагулов - старший специалист 3 разряда общего отдела, секретарь Комиссии,
руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ч.4 ст.41, ст.50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 03.11.2009 по делу N А-243/10-09 о нарушении МУП "Салаватводоканал" РБ (453260, РБ, г.Салават, ул.Уфимская, 37) ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
предписывает:
МУП "Салаватводоканал" прекратить нарушение ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в ущемлении интересов хозяйствующих субъектов путем сокращения сроков действия технических условий и взимания платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения при отсутствии инвестиционной программы в нарушение Правил определения и предоставления технических условий подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83.Российской Федерации от 13.02.2006 N 83.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 3 ноября 2009 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016