Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
от 22 октября 2008 г.
(решение изготовлено в полном объеме 05.11.2009)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
<_> с участием:
от ОАО "Территориальная генерирующая компания N2" - <_>
от ООО "УК Проспект" <_>
рассмотрев 16 октября 2009 года дело N 03-03/78-09 о нарушении ОАО "ТГК-2" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее также антимонопольный орган) поступило заявление от ООО "УК Проспект" (вх N4628 от 13 августа 2009 г.) о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ОАО "ТГК-2", выразившемся, по мнению заявителя, в неправомерном расторжении договора поставки тепловой энергии и теплоносителя.
В заседании комиссии представитель заявителя пояснил следующее.
ООО "УК Проспект" заключило договор поставки с ОАО "ТГК-2", предметом которого является поставка тепловой энергии и теплоносителя в жилые дома по списку, являющемуся неотъемлемой частью договора. ОАО "ТГК-2" направило в адрес ООО "УК Проспект" уведомлении об одностороннем отказе от исполнения договора и его расторжении. Указанные действия, по мнению Управляющей компании, нарушают действующее законодательство в сфере теплоснабжения, ущемляют её интересы и могут привести к нарушению прав граждан.
Представитель ответчика с вменяемым нарушением не согласился, пояснил следующее.
ОАО "ТГК-2" произвел приостановление поставки коммунального ресурса ООО "УК Проспект" ввиду наличия со стороны последнего задолженности в размере, превышающем 6 месячных периодов оплаты. В соответствии с Гражданским кодексом в данном случае договор следует считать расторгнутым.
Принимая решение о признании ОАО "ТГК-2" нарушившим антимонопольное законодательство, Комиссия исходит из следующего.
Хозяйствующий субъект ОАО "ТГК-2" приказом Ярославского УФАС России от 25.12.2007 г. N131 включен в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов, с долей более 50 процентов на рынке производства и передачи тепловой энергии в границах г. Ярославля в границах присоединенной сети.
В соответствии со статьёй 5 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта:
1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;
Исходя из вышеизложенного ОАО "ТГК-2" занимает доминирующее положение на рынке производства и передачи тепловой энергии в границах г. Ярославля, в границах присоединенной сети.
ООО "УК Проспект" на основании договоров осуществляет деятельность по управлению многоквартирными жилыми домами в г. Ярславле по следующим адресам: ул. Институтская д. 28, ул. Кооперативная д. 19 корп. 2, ул. Собинова д. 27,ул. Кедров ад. 7 корп. 2, ул. Волкова д. 9.
В соответствии с п. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме,) обязуется в том числе предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме.
Оказание коммунальных услуг гражданам производится на основании заключенных типовых договоров управления многоквартирными домами (п. 2.1.7. типового договора управления: Управляющая компания обязуется обеспечить Собственникам и Пользователям помещений предоставление коммунальных услуг, отвечающих параметрам качества, надежности, экологической безопасности в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг).
Между ОАО "ТГК-2" и ООО "УК Проспект" заключен договор N1496 от 25.09.2008 г. "Поставки тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде". В соответствии с указанным договором ОАО "ТГК-2" (Поставщик) обязуется поставлять тепловую энергию и теплоноситель в горячей воде до точек поставки в объеме, необходимом для горячего водоснабжения здания, а ООО "УК Квартал" (Покупатель) принимает и оплачивает потребленную тепловую энергию. Точками поставки по договору являются только многоквартирные дома согласно Приложению N5 к договору.
ООО "УК Проспект", не являющийся производителем (поставщиком) энергии, при заключении договора поставки тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде для нужд жилых домов действует в интересах граждан-жильцов дома.
В материалы дела представлен Акт сверки расчетов (представлен ООО "УК Проспект", со стороны ОАО "ТГК-2" не оформлен, не подписан) задолженность на 20.07.2009 года со стороны ООО "УК Проспект" составляла 695 035,92. Таким образом, обоснованными признаются доводы ОАО "ТГК-2" о наличии у ООО "УК Проспект" задолженности за поставленный коммунальный ресурс.
ОАО "ТГК-2" письмом N1000-10/6439 от 18.06.2009 г. уведомил ООО "УК Проспект" о введении ограничения подачи тепловой энергии с 20.07.2009 г.
20.07.2009 г. на объектах ООО "УК Проспект" по адресу ул. Институтская д.28, ул. Собинова, д. 27 корп. 2 (многоквартирные жилые дома) было введено ограничение подачи коммунального ресурса.
04.08.2009 г. ОАО "ТГК-2" направило в адрес ООО "УК Проспект" уведомление об отказе от исполнения и о расторжении договора теплоснабжения со ссылкой на п. 3 ст. 450, ст. 523, ст. 546 ГК (продублировано 06.08.2009 г письмом N1000-10/8103).
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее также ГК), Постановлением Правительства N307от 23.05.2006 г. "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее также Правила, Правила N307).
В соответствии со ст. 548 ГК РФ нормы Гражданского кодекса об энергоснабжении применяются к теплоснабжению субсидиарно, если иное не установлено законом или иными нормативными актами. Таким образом, специальные нормы законодательства о поставке тепла имеют приоритет перед нормами ГК.
Отношения по оказанию коммунальных услуг гражданам (в том числе по теплоснабжению и снабжению горячей водой) регулируются Правилами поставки коммунальных услуг гражданам (утв. Постановлением Правительства N307).
Согласно пункту 8 данных Правил условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам.
ООО "УК Проспект" заключил договор N1496 с целью обеспечения коммунальными ресурсами граждан, проживающих в домах, находящихся под управлением.
Таким образом, исходя из толкования данных законодательных положений в совокупности, ОАО "ТГК-2" при выстраивании отношений с управляющей компанией ООО "УК Проспект" должно руководствоваться Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам преимущественно перед Гражданским кодексом.
В соответствии с п. 9 Правил N307 при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Правилами N307 в пункте 50, 80 предусмотрен исчерпывающий перечень мер воздействия, которые ресурсоснабжающая организация может применить к недобросовестному потребителю.
Правомочия исполнителя коммунальных услуг в случае неполной оплаты конечным потребителем-гражданином урегулированы подпунктом а пункта 80 Правил N307, из которого следует, что ресурсоснабжающая организация вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.
В соответствии с п. 84 Правил приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) не может считаться расторжением договора.
В данном случае условия обеспечения граждан коммунальным ресурсом не могут быть определены в договоре энергоснабжения иначе, чем в нормативном акте, регулирующем предоставление коммунального ресурса. Законодательные положения п. 50, 80, 84 Правил является императивными, не могут быть изменены соглашением сторон и в силу п. 8 Правил N307 обязательны для ресурсоснабжающих организаций.
Ссылка ресурсоснабжающей организации на п. 1 ст. 546 ГК РФ не обоснована в силу того, что абонентом (конечным потребителем ресурса) выступают граждане, Гражданским законодательством и иными нормативными актами не предусмотрено право ресурсоснабжающей организации в одностороннем порядке расторгнуть договор с гражданином.
В отсутствии договора с ресурсоснабжающей организацией управляющая компания утрачивает возможность выступать в качестве исполнителя коммунальных услуг. Расторжение договора поставки ресурса с исполнителем коммунальных услуг может привести к негативным последствиям для граждан. Кроме того, влечет необходимость заключения нового договора, проведения согласительных процедур по его условиям, затягивание подачи коммунального ресурса, что создает угрозу нарушения прав управляющей компании и граждан.
Действия ОАО "ТГК-2" по одностороннему отказу от исполнения и расторжению договора поставки тепловой энергии и теплоносителя N1496, могущие привести к ущемлению прав управляющей компании "УК Проспект" и граждан, проживающих в домах, находящихся под управлениям компании, образуют состав нарушения части 1 ст. 10 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии с пп. и п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в том числе о заключении договоров, в случае, если при рассмотрении антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства лицами, права которых нарушены или могут быть нарушены, было заявлено соответствующее ходатайство. ООО "УК Проспект" не заявляло ходатайства о понуждении ОАО "ТГК-2" к заключению договора, кроме того, в соответствии с пояснениями, данными в заседании комиссии, поставка тепла и теплоносителя в горячей воде на объекты ООО "УК Проспект" возобновлена с 05.10.2009 г. в связи с началом отопительного сезона.
Исходя из изложенного Ярославское УФАС, констатируя совершение нарушения, не выдает ОАО "ТГК-2" обязательного для исполнения предписания.
Руководствуясь ст. 23, частью 1 ст. 39, частями 1-4 ст. 41,частью 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции".
р е ш и л а:
1. Признать ОАО "ТГК-2" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.31 КоАП.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 22 октября 2008 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016