Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю
N 06/3992 (опубликовано 6 ноября 2015 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 02.11.2015
Решение изготовлено в полном объеме 06.11.2015
На основании пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с изменениями) (далее - Закон о контрактной системе) комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - заместителя руководителя Крымского УФАС России М. С. Муравьёва,
заместителя председателя Комиссии - начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Н. П. Казаковой;
члена Комиссии - специалиста - эксперта отдела контроля закупок Крымского УФАС России А. С. Ребрикова,
при участии представителя интересов государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Крым "Крымская республиканская психиатрическая больница N1" (далее - Заказчик, ГБУЗРК "КРКПБ N1") А. С. Лукьянова (по доверенности), П. В. Полункина (по доверенности), -
рассмотрев обращение Управления экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел по Республике Крым (далее - Заявитель, Управление), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении ГБУЗРК КРКПБ N1 аукциона в электронной форме на текущий ремонт котельной в г. Симферополе, установила:
В Крымское УФАС России поступило обращение Управления от 19.10.2015 N4/4140 (вх. N2048ов от 20.10.2015) о проведении проверки законности действий Заказчика при проведении аукциона в электронной форме "Текущий ремонт котельной ГБУЗРК КРКПБ N1 (г. Симферополь)" (номер извещения 0375200030415000066) (далее - Аукцион) и заключения контракта с единственным поставщиком на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате рассмотрения обращения Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
извещение размещено Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) - 21.08.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 4 744 386,00 российских рублей;
4) дата окончания подачи заявок: 07.09.2015, дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников: 08.09.2015, дата проведения аукциона в электронной форме: 11.09.2015;
5) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
6) к дальнейшему участию в Аукционе допущена 1 заявка;
7) победителем Аукциона признано ООО "РС ГРУПП".
Порядок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе определен статьей 67 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 67 аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 2 статьи 67 Закона о контрактной системе срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать семь дней с даты окончания срока подачи указанных заявок.
Частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе определено, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что аукционная комиссия не имеет права отказать участнику в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок.
В соответствии с Протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N0375200030415000066 от 07.09.2015 на участие в Аукционе подано 2 заявки. Участнику с заявкой под порядковым номером 2 аукционная комиссия отказала в допуске к дальнейшему участию в Аукционе "на основании части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе по причине отсутствия в ряде технических характеристик конкретных показателей, например в п. 12 "Сталь листовая оцинкованная" не указаны конкретные показатели ширины" (цитата протокола).
Вместе с тем, представители Заказчика на заседание Комиссии предоставили в полном объеме основания отклонения заявки участника под N2:
"Основанием отклонения заявки является часть 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ. В ряде технических характеристик используемых материалов отсутствуют конкретные показатели, а именно:
ПУНКТ N2 Не указана конкретная температура применения (от 12500С до 14000С).
Не указана конкретная массовая доля А1203 35%: ".должна быть А1203 35%";
ПУНКТ N3 Не указан конкретный показатель - огнеупорности - от 1530 до 1830 С ПУНКТ N4 Не указан конкретный материал фланца: ".Фланцы могут изготавливаться из углеродистых и легированных сталей, а также из нержавеющих сталей. В настоящее время для изготовления фланцев используют большое количество марок стали. Марки стали подбираются с учетом использования фланцев на данную рабочую температуру, условное давление и транспортируемую среду в трубопроводе."
ПУНКТ N6 Не указан ряд конкретных характеристик:
Наружный диапазон диаметра горячекатаного проката от 28 до 530 мм. Среди прочих, выделяют три основных параметра:
толщина стенок - тонкая (6,0-12,5 мм) или толстая (12,5-40,0 мм).
длина бесшовных труб может быть мерной или немерной. - размеры первой могут быть в диапазоне 4,0-12,5-м.
Максимальное отклонение по длине профиля не в диапазоне -17- 10.0 мм труб до 6,0 м или +/- 15,0 мм при размере свыше 6,0 м.
ПУНКТ N7 Не указан конкретный диаметр: "Сварочные электроды имеют, также различный диаметр от 4 до 6 миллиметров"
ПУНКТ N12 Сталь листовая оцинкованная Не указана конкретная ширина листа: "шириной 500 мм и более"
ПУНКТ N17 Не указан конкретный показатель времени непрерывной работы: от 2-х пальчиковых батарей -АА: "не менее 50 часов".
ПУНКТ N20 Не указан конкретный показатель: ".(мощностью до 100 кВт)".
Также отметим, что в пунктах N1-N25 не указана страна происхождения"
(цитаты из объяснений).
Учитывая изложенное, действия аукционной комиссии Заказчика по отклонению заявки участника под N2 не нарушают требования статей 66, 67 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия, изучив заявку участника под N1 - победителя Аукциона, с которым Заказчиком заключен государственный контракт на текущий ремонт котельной, установила, что аукционная комиссия должна была отказать участнику в допуске к участию в Аукционе, т. к. первая часть заявки, поданной участником под N1 на участие в Аукционе, не соответствует требованиям документации об Аукционе, в части не указания участником конкретных показателей используемых при выполнении работ материалов, например: фланцев, труба горячекатаная, емкость (отстойник), кран фланцевый.
Таким образом, принятие аукционной комиссией Заказчика решения о допуске первой части заявки участника под N1 к дальнейшему участию в Аукционе, не соответствующей требованиям документации об Аукционе, нарушают часть 3 статьи 66, часть 4 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
2. Порядок подачи участниками заявок на участие в электронном аукционе определен статьей 66 Закона о контрактной системе.
Частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе определено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из пунктов части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе информацию, в частности, при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар (пункт 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной):
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара (в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N396-ФЗ, от 31.12.2014 N498-ФЗ);
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Заказчик в документации об Аукционе, Информационной карте установил следующие требования:
"Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
1) при заключении контракта на поставку товара:
а) согласие участника электронного аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в Информационной карте содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации об электронном аукционе, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией об электронном аукционе;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе (Информационной картой), и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации об электронном аукционе указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя;
2) согласие участника электронного аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, при проведении электронного аукциона на выполнение работы или оказание услуги;
3) при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие участника электронного аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (Информационной картой), в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации об электронном аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, либо согласие участника электронного аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара и, если участник электронного аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации об электронном аукционе, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией об электронном аукционе, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в электронном аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара;
б) согласие, участника электронного аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (Информационной картой), а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации об электронном аукционе указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
Первая часть заявки на участие в электронном аукционе может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого заключается контракт.
Более подробные требования к содержанию первой части заявки на участие в данном электронном аукционе указаны в Информационной карте" (цитата).
Таким образом, действия Заказчика, указавшего в документации об Аукционе требования об указании участником "наименования места происхождения товара или наименования производителя" вместо "наименования страны происхождения товара" и требования об указании участником "товарного знака (его словесного обозначения), знака обслуживания, фирменного наименования, патентов, полезных моделей, промышленных образцов" независимо от наличия товарного знака (его словесного обозначения), знака обслуживания, фирменного наименования, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, нарушают требования пункта 1 части 3 статьи 66, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. В части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе, что участник закупки не является офшорной компанией (данной части).
Комиссией установлено, что документация об Аукционе не содержит положений о том, что участник закупки не должен являться офшорной компанией.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе требование к участнику закупки, предусмотренное пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, нарушают часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
4. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Комиссия, проанализировав Техническое задание документации об Аукционе установила, что Заказчиком указаны избыточные требования к материалам, применяемым при выполнении текущего ремонта, а именно к ацетилену, трубе горячекатаной:
N |
Наименование товара |
Технические характеристики |
1 |
Ацетилен |
Баллоны должны быть заполнены пористой массой, пропитанной ацетоном. _Пористая масса выполняет следующие функции: - повышает безопасность при работе с баллоном - за счет пористой массы общий объем ацетилена разделен на отдельные ячейки; таким образом, вероятность распространения общего фронта горения и взрыва значительно уменьшается; - позволяет повысить количество ацетилена в баллоне, ускорить процесс его растворения при заполнении баллона и выделении при отборе газа - поскольку при использовании пористой массы, пропитанной ацетоном, обеспечивается большая поверхность взаимного контакта между газом и ацетоном. В качестве пористых масс могут применяться активированный уголь, пемза, волокнистый асбест. |
6 |
Труба горячекатаная различных диаметров и толщин |
Полная целостность конструкции обеспечивает повышенную надежность и стойкость к механическим нагрузкам, что в итоге гарантирует высокие эксплуатационные характеристики. В качестве исходного материала для труб горячедеформированного типа используются стальные штанги. Заготовки подвергаются термической обработке, пока их структура не достигнет пластичного состояния. Затем они помещаются в специальные гильзы, где подвергаются деформации. Под воздействием вальцов профили вытягиваются и обжимаются до определенного диаметра и толщины стенок. При достижении заданных параметров выполняется калибровка. Этот этап является самым ответственным. В завершение конструкции охлаждают и нарезают на необходимые отрезки. Технологический процесс может включать дополнительные или иные операции, наличие которых определяет тип используемой заготовки. Для различных изделий применяют кованные, катанные или прочие слитки. Гильза может производиться методом экструзии - создание определенной конфигурации под прессом через кольцевую цепь. Каждая категория труб имеет особые технические характеристики, которые максимально точно отвечают конкретной эксплуатационной специфике. Высокие показатели герметичности, повышенная прочность, защита от коррозии и воздействия агрессивных сред выделяют данные изделия металлопроката наряду прочих видов. Использование металлопроката этого вида позволяет решить ряд сложных производственных процессов, связанных с повышенной нагрузкой на транспортировочные сети. Трубы, изготовленные по горячекатаной технологии, способны обеспечить максимальные показатели надежности при обустройстве магистралей повышенной проходимости. Для изготовления металлопроката применяют самые популярные марки стали. Наружный диаметр горячекатаного проката может быть от 28 до 530 мм. Среди прочих, выделяют три основных параметра: - толщина стенок - тонкая (6,0-12,5 мм) или толстая (12,5-40,0 мм). - точность наружного диаметра играет значимую роль при создании деталей и отдельных элементов устройств - длина бесшовных труб может быть мерной или немерной. - размеры первой могут быть в диапазоне 4,0-12,5-м. Мерный прокат имеет установленный предел. Максимальное отклонение по длине профиля не должно выходить за +/- 10,0 мм труб до 6,0 м или +/- 15,0 мм при размере свыше 6,0 м. Горячедеформированные трубы согласно используемым материалам и свойствам готового продукта классифицируют на 5 групп, в каждой из которых определены четкие нормы химического состава сплава или механических параметров, а также максимальной гидравлической нагрузки. |
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации об Аукционе, вышеприведенные примеры подробного изложения в документации об Аукционе требований к описанию участниками закупок химических и физических свойств товаров ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в Аукционе.
Следовательно, действия Заказчика, установившего избыточные требования к описанию участниками закупок в составе заявок товаров, используемых при выполнении работ, нарушают часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частями 1, 2 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения требований части 3 статьи 64, пункта 1 части 3 статьи 66, части 6 статьи 66, части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение требований части 3 статьи 66, части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдать, ввиду заключения контракта.
4. Передать соответствующему должностному лицу Крымского УФАС России материалы дела N06/916-15 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю N 06/3992 (опубликовано 6 ноября 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016