Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю
(опубликовано 11 декабря 2009 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии: Трякин В.В. - руководитель Управления, члены Комиссии: Дегтярев С.А. - начальник аналитического отдела, Яковенко Н.В. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля, Лазаревский Д.А. - специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
рассмотрев в заседании 26.11.2009 дело N 33 от 06.10.2009,
возбужденное в отношении ОАО "Приморнефтепродукт",
о нарушении пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", выразившегося в установлении монопольно высоких цен при реализации автомобильного топлива на территории Владивостокского городского округа, при участии:
от ОАО "Примонефтепродукт": заместитель генерального директора Перехожук А.Н., начальник юридического отдела Коваль А.А., заместитель генерального директора - директор планово-финансового департамента Грязнов О.Н.; установила:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю, в связи с многочисленными обращениями граждан провело проверку обоснованности повышения розничных цен на автомобильное топливо в период с 1 мая 2009 по 30 июля 2009 (период повышения цен с 25 мая 2009 по 25 июля 2009) на территории Владивостокского ГО (розничный и мелкоопотовый сегмент рынка).
На основании информации, представленной основными розничными продавцами автомобильного топлива на территории Приморского края и в частности на территории Владивостокского ГО ОАО "Приморнефтепродукт", ООО "РН-Востокнефтепродукт" в лице филиала N 4, а также данных еженедельного мониторинга цен на автомобильное топливо, который проводит Приморское УФАС России, Управлением было возбуждено дело по признакам нарушения ОАО "Приморнефтепродукт" пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
В ходе рассмотрения дела ОАО "Приморнефтепродукт" представило информацию с обоснование установления цен на бензины автомобильные с мая по сентябрь 2009 года на территории Владивостокского городского округа.
В ходе изучения имеющихся в Управлении документов установлено следующее.
В период с 25.05.09 (4 неделя мая 2009) по 09.08.09 (1 неделя августа 2009) у ОАО "Приморнефтепродукт" произошло значительное повышения розничных цен на автомобильные бензины, в том числе на территории Владивостокского городского округа
Справочно цены ОАО "Приморнефтепродукт" (рублей за литр):
А-80 с 21,59 (1 мая 2009) до 23,09(9 августа 2009) на 7% (+1,5 рубля);
АИ-92 с 23,29 (1 мая 2009) до 25,29 (9 августа 2009) на 8,6% (+ 2 рубля);
АИ-95 с 24,49 (1 мая 2009) до 26,49(9 августа 2009) на 8,17% (+ 2 рубля);
ДТ (Л) - цена снизилась на 5 % (1 рубль) и составила 21,59 рубля за литр.
В ходе проверки установлено, что причиной повышения розничных цен на автомобильное топливо (А-80, АИ-92, АИ-95, АИ-98) на территории Владивостокского городского округа вызвало значительное повышение закупочных цен.
У ОАО "Приморнефтепродукт" (поставщики ЗАО "Альянс Ойл" г. Москва, ООО "Нафтатехресурс" г. Москва, ООО "РН-Востокнефтепродукт" г. Хабаровск). По представленной информации на 16 июля 2009 цена бензины выросла на бензин марки АИ-80 на 19% (с 20300 руб/тн до 24100 руб/тн), на бензин марки АИ-92 на 29% (с 22400 руб/тн до 29000 руб./тн), на бензин марки АИ-95 на 20% (с 25200 руб./тн до 30150 руб./тн).
Аналогичное подорожание закупочных цен наблюдается на независимых АЗС. Поданным еженедельного мониторинга в период с 25.05.09 (4 неделя мая 2009) по 09.08.09 (1 неделя августа 2009) у ОАО "Приморнефтепродукт" произошло значительное повышение оптовых/мелкооптовых цен на автомобильные бензины (основных поставщиков для независимых АЗС на территории города Владивостока).
ОАО "Приморнефтепродукт" (рублей за тонну):
А-80 с 21000 (1 мая 2009) по 27500(9 августа 2009) на 31% (+ 6500 рублей);
АИ-92 с 24150 (1 мая 2009) по 31900 (9 августа 2009) на 32% (+ 7750 рублей);
АИ-95 с 29150 (1 мая 2009) по 33000(9 августа 2009) на 13% (+ 3850 рублей);
ДТ (Л) - цена не увеличивалась 21200.
Вместе с тем следует отметить, что розничная цена на бензины марок АИ-92, АИ-95, А-80 выросла в значительно меньшей пропорции и величине чем закупочные цены на автомобильное топливо, что видно на примере калькуляции розничных цен ОАО "Приморнефтепродукт", за счет снижение снабженческо-сбытовой надбавки (маржи) и снижения прибыли Общества, и калькуляции розничных цен (Приложение 1-6). Аналогичное снижение прибыли наблюдается также и у других участников рынка розничной реализации нефтепродуктов.
На основании изложенного Комиссия считает, что розничные цены на автомобильное топливо во Владивостокском городском округе в период с июня 2009 по сентябрь 2009 не превышали сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли во Владивостокском городском округе.
Согласно статье 6 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" монопольно высокой является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если имеет место хотя бы один из двух признаков:
1. эта цена превышает цену, которая формируется на сопоставимом товарном рынке в условиях конкуренции (при наличии такого рынка);
2. эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.
В целях применения первого квалификационного признака следует учитывать, что на всей территории Приморского края уровень конкуренции на розничных рынках бензина недостаточен, поскольку имеет место единоличное либо коллективное доминирование хозяйствующих субъектов на всей территории Приморского края: в частности ОАО "Приморнефтепродукт" и ООО "РН-Востокнефтепродукт" (на территории 31 муниципальных образований), ООО "Амик" (г. Большой Камень), и независимые компании (ЗАТО г. Фокино, Черниговский и Спасский р-ны.
В силу этого цены, установленные в других районах Приморского края, не могут служить основой для сравнения, поскольку для применения первого признака необходимо помимо близких статистических характеристик районов наличие конкуренции на сопоставимых рынках.
Таким образом, сопоставимый товарный рынок в условиях конкуренции отсутствует.
Однако в связи с тем, что цены ОАО "Приморнефтепродукт" на автомобильное топливо в период май-сентябрь 2009 года не превышали сумму необходимых для производства и реализации товара расходов и прибыли цены ОАО "Приморнефтепродукт" в рассматриваемый период нельзя признать монопольно высокими.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление и поддержание монопольно высокой цены товара.
На основании изложенного Комиссия пришла к выводу, что в действиях ОАО "Приморнефтепродукт" в период с мая 2009 по сентябрь 2009 года по установлению цен на бензины автомобильные, реализуемые через АЗС общества на территории Владивостокского городского округа, не усматривается нарушений пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1- 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Р Е Ш И Л А:
1. Прекратить рассмотрение дела N 33, возбужденное в отношении ОАО "Приморнефтепродукт" по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (опубликовано 11 декабря 2009 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016