Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
N 03/28244 (опубликовано 3 ноября 2015 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, назначенная приказом от 21.09.2015 N 479 (с изменениями от 09.10.2015 N 556),
рассмотрев дело N К03-141/15 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в действиях (бездействии) Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга (Санкт-Петербург, Среднеохтинский пр., д.50, 195027), выразившихся в непроведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург, Муринская дорога, д.80, корп.1, лит.А (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 28.07.2015), что может иметь своим результатом недопущение конкуренции за право управления указанным многоквартирным домом и ограничение конкуренции на товарном рынке услуг по управлению многоквартирными домами в Санкт-Петербурге, установила:
В Санкт-Петербургское УФАС России поступили заявления граждан <_>(вх.N 18287 от 21.08.2015, вх.N 20197 от 17.09.2015), <_>(вх. N 18461 от 24.08.2015), <_>(вх.N20200 от 17.09.2015), <_>(вх.N20194 от 17.09.2015, вх.N 20205 от 17.09.2015), <_>(вх.N20256 от 17.09.2015), <_>(вх.20201 от 17.09.2015) на действия Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга, выразившиеся в не проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург, Муринская дорога, д.80, корп.1, лит.А.
Исходя из данных предоставленных заявителями, разрешение на ввод в эксплуатацию жилого дома, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Муринская дорога, д.80, корп.1, лит.А выдано Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга 28.07.2015 года.
Рассмотрев материалы дела NК03-141/15, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила следующее.
Разрешение на ввод в эксплуатацию жилого дома, расположенного по вышеуказанному адресу, выдано Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга.
Сведения Реестра выданных разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, размещенного на официальном сайте Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга в сети Интернет по адресу: http://www.expertiza.spb.ru/show=resolutioncommissioning подтверждают следующее (выписка из реестра).
NN п/п |
Строительный/милицейский адрес объекта |
Номер разрешения |
Застройщик |
Наименование объекта |
1 |
г. Санкт-Петербург, Красногвардейский район, территория предприятия "Ручьи" участок 11 / милицейский адрес: Санкт-Петербург, Муринская дорога, дом 80, корпус 1, литера А |
78-07-12.4-2015 от 28.07.2015 |
Общество с ограниченной ответственностью "ЛСР. Недвижимость - Северо-Запад" ООО "ЛСР. Недвижимость - Северо-Запад" (бывш. ООО "ГДСК") |
многоквартирные жилые дома со встроенными помещениями, пристроенной автостоянкой и отдельно-стоящими автостоянками закрытого типа. 1, 5, 6 этапы строительства: 1 этап - жилой дом 7.2 |
В соответствии с ч.13 ст.161 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в течение двадцати дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления размещает извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети "Интернет" и не позднее чем в течение сорока дней со дня размещения такого извещения проводит в соответствии с частью 4 настоящей статьи открытый конкурс. В течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса орган местного самоуправления уведомляет всех лиц, принявших от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, о результатах открытого конкурса и об условиях договора управления данным домом. Указанные лица обязаны заключить договор управления данным домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.14 ЖК РФ в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге указанные в части 1 настоящей статьи полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, если иное не предусмотрено законами данных субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.1.1 Положения об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 N 1078 "Об администрациях районов Санкт-Петербурга" (далее - Положение) Администрация района Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории района Санкт-Петербурга.
Согласно п.3.4.19-4 Положения, к полномочиям Администрации относится осуществление в порядке, установленном федеральным законодательством, мероприятий, связанных с отбором управляющей организации для управления многоквартирным домом после выдачи разрешения на ввод его в эксплуатацию, в том числе размещение извещения о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети "Интернет" проведение открытого конкурса.
Пунктом 2 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 15.01.2008 N4 "О проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом в Санкт-Петербурге" (далее - постановление N 4) определено, что организатором такого конкурса выступает администрация района Санкт-Петербурга, на территории которого расположен многоквартирный дом.
Многоквартирный дом по адресу: Санкт-Петербург, Муринская дорога, д.80, корп.1, лит.А., расположен на территории Красногвардейского района Санкт-Петербурга.
Из системного толкования части 2 ст.14 ЖК РФ с частью 1 ст.165 ЖК РФ следует, что Администрация должна обеспечивать равные условия для деятельности управляющих организаций независимо от организационно-правовых форм.
Частью 4 ст. 161 ЖК РФ установлено, что открытый конкурс по отбору управляющей организации проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы Правительство Российской Федерации постановлением от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" (далее - постановление N 75) утвердило Правила проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом. В соответствии с п.32 Правил, утвержденных постановлением N 75, информация о проведении конкурса размещается организатором конкурса или по его поручению специализированной организацией на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов по адресу www.torgi.gov.ru.
Торги являются наиболее конкурентным способом заключения договоров, поскольку осуществляются путем широкого оповещения желающих принять в них участие, и направлены на создание для как можно большего числа потенциальных участников доступа к праву на заключение договора, а, следовательно, к выполнению работ и оказанию услуг по предмету договора. При этом торги, проведение которых обязательно в соответствии с федеральным законодательством, являются гарантией государства по дискриминационному доступу хозяйствующих субъектов на конкурентные товарные рынки.
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК029-2007, деятельность по управлению МКД относится к коду 70.32.1 "деятельность по управлению эксплуатацией жилого фонда".
Согласно части 2 ст.162 ЖК РФ под управлением МКД понимается возмездное оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и лицам пользующимся помещениями в этом доме, осуществление иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности.
Следовательно, управление МКД - коммерческая деятельность хозяйствующих субъектов. В соответствии с п.4 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок определен как рынок услуг по управлению многоквартирными домами в географических границах Санкт-Петербурга (территория Красногвардейского района).
На основании вышеизложенного, органу исполнительной власти субъекта РФ - Администрации вменяется обязанность по проведению открытого конкурса в соответствии с ч.13 ст.161 ЖК РФ. Являясь частью жилищного законодательства, данная норма отвечает признакам обязательности, формальной определенности и системности, следовательно, она обязательна для всех, кому она адресована, закрепляет права и обязанности и не противоречит другим нормам законодательства. Диспозиция данной нормы является обязывающей, тем самым в ней установлена обязательность участников правоотношений совершать действия ею предусмотренные.
Содержание данной нормы в качестве единственного условия возникновения обязанности органа власти по проведению открытого конкурса указывает на момент получения разрешения на ввод МКД в эксплуатацию. Отсутствие в норме иных условий, при которых возникает такая обязанность, означает наличие только одного юридического факта, с которым связано её действие.
В случае, когда требуется проведение конкурса, подразумевающего состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, может влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить доступ к соответствующему товарному рынку либо право ведения деятельности на товарном рынке.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, создание дискриминационных условий - условий доступа на товарный рынок, условий продажи, иной передачи товара (услуг), при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Вместе с тем, материалы дела NК03-141/15 свидетельствуют о том, что Администрация своевременно, в установленные ч.13 ст.161 ЖК РФ сроки, не обеспечила проведение конкурса по отбору управляющей компании для управления дома по адресу: Санкт-Петербург, Муринская дорога, д.80, корп.1, лит.А.
На момент поступления жалоб в Санкт-Петербургское УФАС России, извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей компании на сайте Администрации Красногвардейского района, а также на официальном сайте www.torgi.gov.ru отсутствовало.
В целях управления (содержания и эксплуатации) многоквартирным домом на основании ч.14 ст.161 ООО "ЛСР. Недвижимость-СЗ" (застройщик) заключен договор управления N ДУ-МД-80/1 от 28.07.2015 г. с управляющей организацией - ООО "Строительная корпорация "Возрождение Санкт-Петербурга".
Вместе с тем, в случае назначения застройщиком в соответствии с ч.14 ст.161 ЖК РФ управляющей организации для управления МКД, у органа исполнительной власти субъекта РФ - Администрации остается обязанность по проведению открытого конкурса в соответствии с ч.13 ст.161 ЖК РФ.
Неисполнение Администрацией возложенной ЖК РФ обязанности по соблюдению конкурентного доступа управляющих организаций к управлению многоквартирными домами - новостройками, в частности, непроведение открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления МКД по адресу: Санкт-Петербург, Муринская дорога, д.80, корп.1, лит.А., препятствует доступу управляющих компаний к управлению указанным МКД, что может привести к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами и ограничению конкуренции на товарном рынке услуг по управлению многоквартирными домами в Санкт-Петербурге. Также такие действия (бездействие) создают преимущественные условия деятельности на товарном рынке ООО "Строительная корпорация "Возрождение Санкт-Петербурга", которое получив право управления МКД на основании ч.14 ст.161 ЖК РФ, вследствие непроведения Администрацией в установленные ЖК РФ сроки конкурса (затягивания процедуры проведения конкурса), продолжает управлять МКД вне конкуренции.
Таким образом, в действиях (бездействии) Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга установлено нарушение ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Согласно представленным документам Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга (вх. N 22069 от 14.10.2015 г.) и информации, размещенной на официальном сайте www.torgi.gov.ru, извещение о проведении торгов N151015/6181711/01 от 15.10.2015 (открытый конкурс), лот N2, размещено на официальном сайте www.torgi.gov.ru 15.10.2015, что свидетельствует о добровольном устранении нарушения антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России решила:
1. Признать в действиях (бездействии) Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившихся в непроведении в сроки и порядке ч.4, ч.13 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург, Муринская дорога, д.80, корп.1, лит.А (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 28.07.2015), что может иметь своим результатом недопущение конкуренции за право управления указанным многоквартирным домом и ограничение конкуренции на товарном рынке услуг по управлению многоквартирными домами в Санкт-Петербурге.
2. Рассмотрение дела NК03-141/15 прекратить, предписание Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга не выдавать в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу N 03/28244 (опубликовано 3 ноября 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016