Резолютивная часть решения объявлена 30 декабря 2009 года.
Решение в полном объеме изготовлено 12 января 2010 года.
Комиссия Управления ФАС по Волгоградской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - Чупахина Анна Дмитриевна, заместитель руководителя Управления,
член Комиссии - Хилимов Сергей Анатольевич, старший государственный инспектор отдела защиты конкуренции и контроля за рекламой,
член Комиссии - Огородова Людмила Вадимовна, государственный инспектор отдела защиты конкуренции и контроля за рекламой,
рассмотрев дело N 09-03-5/9-02/485-ВО, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в газете "Все для Вас. Волжский выпуск" N 44 от 10.11.2009 г. на стр. 43 рекламы ООО "Глобус", содержащей признаки нарушения пункта 15 части 3 статьи 5 и статьи 9 ФЗ "О рекламе" N 38-ФЗ от 13.03.2006 г.,
в присутствии представителей лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
- от Общества с ограниченной ответственностью "Глобус" (404120, Волгоградская область, г. Волжский, ул. Королева, 3), - Т.М.В. (доверенность от 21.12.2009 г.),
- от Некоммерческого партнерства "Редакция газет издательства "Все для Вас" (400107, г. Волгоград, ул. Хорошева, 20), - Л.А.М. (доверенность от 28.12.2009 г.), М.М.А. (доверенность от 28.12.2009 г.), установила:
7 декабря 2009 года Председателем Комиссии Управления ФАС по Волгоградской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, А.Д. Чупахиной, по собственной инициативе возбуждено дело N 09-03-5/9-02/485-ВО по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в газете "Все для Вас. Волжский выпуск" N 44 от 10.11.2009 г. на стр. 43 рекламы: "Туристическая компания "Глобус". Познай мир с нами. Ул. Королева, 3, 39 48 77, 8 903 373 88 77, www.globusgroup.me.". Горячая линия 8 909 382 67 07. Розыгрыш автомобиля! До 01.12.09 г. Подробности на сайте www.globusgroup.me", содержащей признаки нарушения пункта 15 части 3 статьи 5 и статьи 9 ФЗ "О рекламе" N 38-ФЗ от 13.03.2006 г.
22 декабря 2009 года рассмотрение дела N 09-03-5/9-02/485-ВО было отложено в связи с заменой лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - ООО "Все для Вас - Волжский" (400131, г. Волгоград, ул. Пушкина, 14) как ненадлежащее надлежащим лицом - Некоммерческое партнерство "Редакция газет издательства "Все для Вас" (400107, г. Волгоград, ул. Хорошева, 20), поскольку именно Некоммерческое партнерство "Редакция газет издательства "Все для Вас" является рекламораспространителем рекламы в газете "Все для Вас. Волжский выпуск".
Согласно объяснениям Общества с ограниченной ответственностью "Глобус" (далее - ООО "Глобус", Общество) по факту возбуждения дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в силу требований пункта 2 статьи 9 ФЗ "О рекламе" в рекламе указан источник информации об организаторе стимулирующего мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения, а именно - адрес сайта www.globusgroup.me, на котором содержится ссылка "скачать подробные условия акции", пройдя по которой любой желающий может ознакомиться с условиями акции. Кроме того, реклама не содержит и признаков нарушений пункта 15 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе", поскольку предлог "до" в одном из своих значений "употребляется при указании временного предела действия"; предлог "по" с винительным падежом в одном из значений "соответствует по значению предлогу "до" (Словарь русского языка в 4 т. / Под ред. Евгеньевой А.П.). Для устранения неоднозначности рекомендуется использовать слово "включительно", когда нужно указать, что называемое число входит в состав промежутка: проводится по 1 декабря включительно (или до 1 декабря включительно). Таким образом, последним днем, когда потребитель рекламы может принять участие в стимулирующем мероприятии является 30 ноября 2009 года.
Представители Некоммерческого партнерства "Редакция газет издательства "Все для Вас" (далее - НП "Редакция газет издательства "Все для Вас", Партнерство, Редакция) пояснили, что Редакция не согласна с фактом нарушения законодательства о рекламе, поскольку в спорной рекламе были указаны все сведения, обязательные для рекламы стимулирующих лотерей, а именно: сроки проведения мероприятия и источник информации - сайт www.globusgroup.me, где можно узнать подробную информацию о стимулирующем мероприятии. ФЗ "О рекламе" требует указывать источник информации, а не полное содержание данного источника, на основании чего Партнерство просит прекратить производство по делу N 09-03-5/9-02/485-ВО в связи с неподтверждением факта нарушения законодательства о рекламе.
Изучив имеющиеся материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, Комиссия пришла к следующим выводам:
Старшим государственным инспектором отдела защиты конкуренции и контроля за рекламой Управления ФАС по Волгоградской области Хилимовым С.А. при осуществлении государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе была проведена проверка рекламы, размещенной в газете "Все для Вас. Волжский выпуск" N 44 от 10.11.2009 г., на соответствие требованиям ФЗ "О рекламе" N 38-ФЗ от 13.03.2006 г.
Согласно статье 3 ФЗ "О рекламе" N 38-ФЗ от 13.03.2006 г. реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;
рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;
рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
По результатам проверки установлено, что на стр. 43 печатного издания размещена следующая информация: "Туристическая компания "Глобус". Познай мир с нами. Ул. Королева, 3, 39 48 77, 8 903 373 88 77, www.globusgroup.me.". Горячая линия 8 909 382 67 07. Розыгрыш автомобиля! До 01.12.09 г. Подробности на сайте www.globusgroup.me".
Положения Федерального закона "О рекламе", относящиеся к изготовителю товара, распространяются также на лиц, выполняющих работы или оказывающих услуги (ч. 3 ст. 2 ФЗ "О рекламе").
Обозначенное информационное сообщение обладает всеми квалифицирующими признаками рекламы, поскольку оно адресовано неопределенному кругу лиц, направлено на привлечение внимания к объектам рекламирования (туристической компании "Глобус", а также стимулирующему мероприятию по розыгрышу автомобиля), формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.
Рекламодателем обозначенной рекламы согласно договору б/н от 1.10.2009 г. с ООО "Все для Вас - Волжский" (400131, г. Волгоград, ул. Пушкина, 14, издателем газеты "Все для Вас. Волжский выпуск") является ООО "Глобус" (404120, Волгоградская область, г. Волжский, ул. Королева, 3), рекламораспространителем - Некоммерческое партнерство "Редакция газет издательства "Все для Вас" (400107, г. Волгоград, ул. Хорошева, 20).
Газета "Все для Вас. Волжский выпуск" зарегистрирована в качестве средства массовой информации (свидетельство о регистрации ПИ N 9-0402 от 5 декабря 2001 года). Примерная тематика и специализация газеты согласно свидетельству - информационная, реклама (не более 40%).
В соответствии с положениями Закона РФ "О средствах массовой информации" от 27.12.1991 г. N 2124-1 (ст.ст. 2, 21) под распространением продукции средства массовой информации понимается продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ, трансляция радио-, телепрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ;
под редакцией средства массовой информации понимается организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации;
под издателем понимается издательство, иное учреждение, предприятие (предприниматель), осуществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации, а также приравненное к издателю юридическое лицо или гражданин, для которого эта деятельность не является основной либо не служит главным источником дохода;
издатель осуществляет свои права и несет обязанности на основе данного Закона. Издатель может выступать в качестве учредителя средства массовой информации, редакции, распространителя, собственника имущества редакции.
Согласно договору между НП "Редакция газет издательства "Все для Вас" и ООО "Все для Вас - Волжский" от 1.01.2009 г. и положениям ФЗ "О средствах массовой информации" Редакция осуществляет сбор, обработку, редактирование информации для размещения в газете "Все для Вас. Волжский выпуск", формирует номер печатного издания, а ООО "Все для Вас - Волжский" осуществляет материально-техническое обеспечение производства и выпуска продукции печатного издания, заключение договоров с рекламодателями на размещение в печатном издании материалов рекламного характера.
В соответствии со ст. 2 ФЗ "О лотереях" N 138-ФЗ от 11.11.2003 г. лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом;
организатор лотереи - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование или созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее место нахождения в Российской Федерации и получившее в соответствии с настоящим Федеральным законом право на проведение лотереи юридическое лицо. Организатор лотереи проводит лотерею непосредственно или через оператора лотереи посредством заключения с ним договора (контракта) и несет ответственность перед участниками лотереи за исполнение своих обязательств по договору (контракту).
В целях расширения рынка туристических и образовательных услуг, а также увеличения числа покупателей туристических путевок и курсантов автошколы "Глобус", приказом генерального директора ООО "Глобус" от 15.03.2009 г. было принято решение провести с 15 марта по 1 декабря 2009 года стимулирующую лотерею "Стань обладателем автомобиля". Порядок и условия стимулирующего мероприятия определены Приложением к приказу от 15.03.2009 г.
Статья 1 ФЗ "О рекламе" N 38-ФЗ от 13.03.2006 г. среди одной из целей настоящего Федерального закона закрепляет реализацию прав потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы.
Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются (ст. 5 ФЗ "О рекламе).
В соответствии со ст. 9 ФЗ "О рекламе" N 38-ФЗ от 13.03.2006 г. в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:
1) сроки проведения такого мероприятия;
2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
В соответствии с пунктом 15 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о правилах и сроках проведения стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии.
В соответствии с письмом ФАС России "О разъяснении некоторых положений Федерального закона "О рекламе" N АК/34209 от 01.10.2009 г. из приведенных норм следует, что реклама стимулирующего мероприятия в любом случае должна содержать указание на сроки проведения такого мероприятия и источник необходимой информации.
Следовательно, такие сведения (об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения) могут быть доведены до потребителя - потенциального участника стимулирующего мероприятия, рекламодателем иным способом (путем размещения в средствах массовой информации, на сайтах сети Интернет либо предоставления информации по конкретному адресу и т.п.). В силу пункта 2 статьи 9 Федерального закона "О рекламе" в рекламе необходимо указывать источник таких сведений, при этом в рекламе должно содержаться указание на то, какие именно сведения можно получить при обращении к такому источнику, а именно, что содержится в указанном месте (по указанному адресу): информация об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
Рассматриваемая реклама в нарушение требований рекламного законодательства не содержит информацию об источнике информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения, по которому потребители рекламы могут ознакомиться об этих условиях, а указаны только номера телефонов, адреса и информация о возможности получения подробностей акции на сайте. При этом, рекламное законодательство не обязывает указывать в рекламе стимулирующего мероприятия информацию об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
Сроки проведения стимулирующего мероприятия и источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения должны доводиться до потребителей рекламы полностью, чтобы потребитель мог ознакомиться со всеми условиями и правилами проведения стимулирующего мероприятия до принятия решения об участии в нём.
Предлог "до" (кого-чего, с родительным падежом) согласно толковому словарю Ожегова С.И. имеет следующие значения: 1. Употребляется для указания на расстояние или время, отделяющее одно место, событие, лицо от другого. От Москвы до Санкт-Петербурга. От Пушкина до Льва Толстого. 2. Употребляется для указания на предел чего-нибудь. Дойти до реки. Отложить до вечера. Промокнуть до костей (перен.). 3. Употребляется для указания степени, которой достигает действие, состояние. Кричать до хрипоты. Начистить до блеска. 4. Раньше кого-чего-нибудь, перед кем-чем-нибудь. До войны. Успели всё сделать до тебя. 5. Около, приблизительно. Зал вмещает до 1000 человек. 6. Указывает на предмет, лицо, на которое направлено действие, в котором есть надобность, которого что-нибудь касается. Дотронуться до руки. У меня до тебя дело. Что (касается) до меня, то я согласен.
Предлог "по" (с винительным падежом) согласно толковому словарю Ожегова С.И. имеет следующие значения: 1. Вплоть до (какого-нибудь места или времени). Стоять по пояс в воде. Занят по горло (переносное: очень занят). Прочитать с первой по десятую главу. Отпуск по воскресенье. По сее время. 2. При обозначении неодушевленных предметов употребляется с числительными 2,3,4,90,100,200,300,400, двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро при тех же условиях, что и с дательным падежом. По два (две) и по два (две) яблока (груши), по три и по три штуки, по четыре, по девяносто, по сто, по двести, по четыреста, по двое и по двое саней, по трое и по трое ножниц.
Таким образом, предлог "по" с винительным падежом в одном из значений соответствует по значению предлогу "до" как указание до какого-нибудь места или времени, однако в отличие от предлога "до" предлог "по" включает данное место или время (вплоть до), вследствие чего, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения пункта 15 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе", поскольку содержит не соответствующие действительности сведения о сроках проведения стимулирующей лотереи, поскольку согласно условиям стимулирующей лотереи "Стань обладателем автомобиля", последним днем, когда потребитель рекламы может принять участие в стимулирующем мероприятии является 1 декабря 2009 года (по 1 декабря 2009 года), тогда как из текста рекламного сообщения следует, что стимулирующее мероприятие проводится в срок до 1 декабря 2009 года, т.е. последним днем, когда потребитель рекламы может принять участие в стимулирующем мероприятии, является 30 ноября 2009 года.
При рассмотрении дела N 09-03-5/9-02/485-ВО по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Комиссией также установлено следующее. В соответствии со ст. 16 ФЗ "О рекламе" N 38-ФЗ от 13.03.2006 г. размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы". Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем сорок процентов объема одного номера периодических печатных изданий. Требование о соблюдении указанного объема не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и на обложке и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации.
Таким образом, как следует из содержания статьи 16 Федерального закона "О рекламе", размещение текста рекламы в периодических печатных издания, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или "на правах рекламы" при размещении каждого рекламного материала.
Газета "Все для Вас. Волжский выпуск" не специализируется на сообщениях и материалах рекламного характера. Согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации ПИ N 9-0402 от 5 декабря 2001 года примерная тематика и специализация газеты "Все для Вас. Волжский выпуск" - информационная, реклама (не более 40%). В выходных данных газеты "Все для Вас. Волжский выпуск" N 44 от 10.11.2009 г. указана информация о специализации печатного издания на информационных сообщениях, а не материалах рекламного характера.
В нарушение требований рекламного законодательства текст рекламы: "Туристическая компания "Глобус". Познай мир с нами. Ул. Королева, 3, 39 48 77, 8 903 373 88 77, www.globusgroup.me.". Горячая линия 8 909 382 67 07. Розыгрыш автомобиля! До 01.12.09 г. Подробности на сайте www.globusgroup.me" не сопровождается пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы".
В соответствии со ст. 38 ФЗ "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 15 части 3 статьи 5 и пунктом 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, рекламораспространитель - пунктом 2 статьи 9 и статьей 16 ФЗ "О рекламе".
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 г. N 508, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу: "Туристическая компания "Глобус". Познай мир с нами. Ул. Королева, 3, 39 48 77, 8 903 373 88 77, www.globusgroup.me.". Горячая линия 8 909 382 67 07. Розыгрыш автомобиля! До 01.12.09 г. Подробности на сайте www.globusgroup.me", размещенную в газете "Все для Вас. Волжский выпуск" N 44 от 10.11.2009 г. на стр. 43, поскольку в ней нарушены требования пункта 15 части 3 статьи 5, пункта 2 статьи 9 и статьи 16 ФЗ "О рекламе" N 38-ФЗ от 13.03.2006 г.
2. Выдать ООО "Глобус" (404120, Волгоградская область, г. Волжский, ул. Королева, 3) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Выдать НП "Редакция газет издательства "Все для Вас" (400107, г. Волгоград, ул. Хорошева, 20) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
по делу N 09-03-5/9-02/485-ВО
30 декабря 2009 года г. Волгоград
Комиссия Управления ФАС по Волгоградской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - Чупахина Анна Дмитриевна, заместитель руководителя Управления,
член Комиссии - Хилимов Сергей Анатольевич, старший государственный инспектор отдела защиты конкуренции и контроля за рекламой,
член Комиссии - Огородова Людмила Вадимовна, государственный инспектор отдела защиты конкуренции и контроля за рекламой,
на основании своего решения от 30 декабря 2009 г. по делу N 09-03-5/9-02/485-ВО о признании ненадлежащей рекламу: "Туристическая компания "Глобус". Познай мир с нами. Ул. Королева, 3, 39 48 77, 8 903 373 88 77, www.globusgroup.me.". Горячая линия 8 909 382 67 07. Розыгрыш автомобиля! До 01.12.09 г. Подробности на сайте www.globusgroup.me", размещенную в газете "Все для Вас. Волжский выпуск" N 44 от 10.11.2009 г. на стр. 43, поскольку в ней нарушены требования пункта 15 части 3 статьи 5, пункта 2 статьи 9 и статьи 16 ФЗ "О рекламе" N 38-ФЗ от 13.03.2006 г.,
и в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 33, частями 1, 6 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 46 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 г. N 508, предписывает:
1. ООО "Глобус" (404120, Волгоградская область, г. Волжский, ул. Королева, 3) в течение 7 (семи) дней с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе - пункта 15 части 3 статьи 5 и статьи 9 ФЗ "О рекламе", а именно: прекратить размещение ненадлежащей рекламы, сообщающей о проведении стимулирующих мероприятий без указания информации о сроках проведения стимулирующего мероприятия и источника информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
2. ООО "Глобус" (404120, Волгоградская область, г. Волжский, ул. Королева, 3) представить в Управление ФАС по Волгоградской области письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 30 января 2010 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания антимонопольного органа ФАС России (территориальный орган ФАС России) вправе в соответствии со статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд Волгоградской области в течение трех месяцев со дня вынесения предписания в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (опубликовано 30 декабря 2009 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016