Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области
от 29 октября 2015 г. N 03-03/40-2015
Резолютивная часть решения оглашена "15" октября 2015 г.
В полном объеме решение изготовлено "29" октября 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:< --- > рассмотрев дело N 03-03/40-2015 по признакам нарушения администрацией муниципального образования Суворовский район (301430, Тульская область, Суворовский район, г. Суворов, пл. Победы, д.1) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
Основанием для возбуждения настоящего дела явились материалы проверки соблюдения администрацией муниципального образования Суворовский район и иными осуществляющими функции указанного органа органами или организациями антимонопольного законодательства.
Инспекцией Тульского УФАС России было выявлено постановление администрации муниципального образования Суворовский район от 01.11.2013 N 1890, утвердившее административный регламент администрации муниципального образования Суворовский район по предоставлению муниципальной услуги "Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности" (далее - Регламент).
В ходе рассмотрения дела установлено следующее.
Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе").
Подпунктами 1, 9, 11 и дефисами 4, 6 дополнительных требований пункта 24.1 Регламента для претендентов на получение вышеуказанной муниципальной услуги устанавливаются требования о предоставлении, в том числе, следующих документов:
-копию документа, удостоверяющего личность заявителя, являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
-заявление об отсутствии решения о ликвидации заявителя - юридического лица, об отсутствии решения арбитражного суда о признании заявителя - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства, об отсутствии решения о приостановлении деятельности заявителя в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации в сфере административных правонарушений;
-копию ОГРН;
-нотариально заверенная копия полного пакета уставных документов, если заявитель юридическое лицо;
-договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с лицом, обладающим правом хозяйственного ведения, правом оперативного управления или иным вещным правом на такое недвижимое имущество, при наличии согласия такого собственника и с соблюдением требований, в случае, если недвижимое имущество, к которому присоединяется рекламная конструкция, закреплено собственником за другим лицом на праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления или ином вещном праве.
Аналогичные требования содержит пункт 24.2 Регламента.
Однако часть 11 статьи 19 Закона "О рекламе" определяет, что претендентами к заявлению прилагаются следующие документы:
1) данные о заявителе - физическом лице. Данные о государственной регистрации юридического лица или о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя запрашиваются уполномоченным на выдачу разрешений органом в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;
2) подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции необходимо использование общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, документом, подтверждающим согласие этих собственников, является протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если соответствующее недвижимое имущество находится в государственной или муниципальной собственности, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа запрашивает сведения о наличии такого согласия в уполномоченном органе, если заявитель не представил документ, подтверждающий получение такого согласия, по собственной инициативе.
Из вышеуказанного следует, что подпункты 1, 9, 11 и дефисы 4, 6 дополнительных требований пункта 24.1 Регламента и пункт 28.1 Регламента, содержащий аналогичные требования, противоречат нормам статьи 19 Закона "О рекламе", что создает условия для ограничения, устранения, недопущения конкуренции неограниченному кругу лиц в сфере доступа к размещению и эксплуатации рекламных конструкций на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, или на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена.
Пунктом 28.1 Регламента установлены основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги, в том числе:
-предоставление заявителем неправильно оформленных документов;
-наличие у заявителя неполного комплекта документов согласно пункту 24 Регламента;
-отсутствие сведений об испрашиваемом земельном участке в государственном кадастре недвижимости;
-если заявитель занимает преимущественное положение в сфере распространения наружной рекламы на момент подачи заявки для участия в аукционе в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о рекламе.
Пунктом 28.2 Регламента установлены основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги, в том числе:
-предоставление заявителем неправильно оформленных документов;
-наличие у заявителя неполного комплекта документов согласно пункту 24 Регламента;
-отсутствие сведений об испрашиваемом земельном участке в государственном кадастре недвижимости.
Однако частью 15 статьи 19 Закона "О рекламе" предусмотрены иные основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги (заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности), а именно, решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа исключительно по следующим основаниям:
1) несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента;
2) несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи определяется схемой размещения рекламных конструкций);
3) нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта;
4) нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа. Органы местного самоуправления муниципальных районов или органы местного самоуправления городских округов вправе определять типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования или части его территории, в том числе требования к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселений или городских округов;
5) нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании;
6) нарушение требований, установленных частями 5.1, 5.6, 5.7 настоящей статьи.
Из вышеприведенного следует, что указанные в Регламенте основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги не предусмотрены частью 15 статьи 19 Закона "О рекламе", что создает условия ограничения, устранения, недопущения конкуренции неограниченному кругу лиц в сфере доступа к размещению и эксплуатации рекламных конструкций на объектах недвижимости, находящихся в муниципальной собственности.
В последнем абзаце пункта 28.3 Регламента указано, что заявитель уведомляется об отказе в предоставлении муниципальной услуги письменно или посредством электронной почты или уведомлением на региональном портале, в то время как согласно части 14 статьи 19 Закона "О рекламе" решение в письменной форме о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче должно быть направлено органом местного самоуправления заявителю в установленный срок. Заявитель, не получивший в указанный срок от органа местного самоуправления решения в письменной форме вправе обратиться в суд/арбитражный суд с заявлением о признании бездействия соответствующего органа местного самоуправления незаконным.
Таким образом, предоставление администрацией муниципального образования Суворовский район муниципальной услуги "Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности" должно осуществляться с соблюдением требований, предусмотренных статьей 19 Закона о рекламе. Иного основания для предоставления вышеуказанной муниципальной услуги Законом о рекламе не предусмотрено.
Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещает органам местного самоуправления принимать акты и (или) осуществлять действие (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
На основании вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу, что нормы подпунктов 1, 9, 11, дефисов 4, 6 дополнительных требований пункта 24.1, пункта 24.2, пункта 28.1, пункта 28.2, пункта 28.3 Регламента противоречат требованиям части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции в сфере доступа хозяйствующих субъектов к муниципальным рекламным местам.
Оценив доказательства и доводы, представленные ответчиком по делу и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия решила:
Признать администрацию муниципального образования Суворовский район нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
Выдать администрации муниципального образования Суворовский район предписание об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство.
Оснований для принятия иных мер в отношении администрации муниципального образования Суворовский район по пресечению и/или устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не имеется.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание: за невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
ПРЕДПИСАНИЕ N 54
29.10.2015 г. г. Тула
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: < ---> руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 29.10.2015 г. по делу N 03-03/40-2015 о нарушении администрацией муниципального образования Суворовский район (301430, Тульская область, Суворовский район, г. Суворов, пл. Победы, д.1) предписывает:
Администрации муниципального образования Суворовский район в срок до 01.12.2015 года прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части установления подпунктами 1, 9, 11, дефисами 4, 6 дополнительных требований пункта 24.1, пунктом 24.2, пунктом 28.1, пунктом 28.2, пунктом 28.3 административного регламента администрации муниципального образования Суворовский район по предоставлению муниципальной услуги "Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности", утвержденного постановлением администрации муниципального образования Суворовский район от 01.11.2013 N 1890, норм об обязательных требованиях для претендентов на получение вышеуказанной муниципальной услуги и норм об основаниях для отказа в предоставлении данной муниципальной услуги, а именно:
-изменить нормы подпунктов 1, 9, 11, дефисов 4, 6 дополнительных требований пункта 24.1, пункта 24.2, пункта 28.1, пункта 28.2, пункта 28.3 административного регламента администрации муниципального образования Суворовский по предоставлению муниципальной услуги "Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности", утвержденного постановлением администрации муниципального образования Суворовский район от 01.11.2013 N 1890, в соответствии с нормами статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и требованиями части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
О выполнении настоящего Предписания сообщить в Тульское УФАС России не позднее пяти дней со дня его исполнения.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 29 октября 2015 г. N 03-03/40-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016