Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области
(опубликовано 18 февраля 2010 г.)
Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе (далее - Комиссия):
председатель Комиссии Михеева Т.А., заместитель руководителя управления,
члены Комиссии:
- Семенов А.А., начальник отдела государственного заказа и рекламы;
- Иванова Н.В., ведущий специалист-эксперт отдела государственного заказа и рекламы;
рассмотрев дело N 07-18/2010-006, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы услуг связи, оказываемых ОАО "ВымпелКом" (<_>),
В присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
- ОАО "ВымпелКом" (<_>),<_> установила:
В ходе проведения проверки в филиале ОАО "ВымпелКом" в г. Иванове была выявлена реклама услуг связи ОАО "ВымпелКом", представляющая собой баннер, левую половину которого занимает полосатая цифра 1, а на правой половине крупным шрифтом указана следующая информация: "коп./сек внутри сети* Что еще нам сделать, чтобы вы заметили нашу маленькую цену (4932) 34 34 34 www.beeline.ru", а ниже мелким, нечитаемым шрифтом указано: "* Тарификация на тарифном плане "Семья 2009" посекундная с 1-секунды разговора. Указана стоимость исходящего звонка на номер "Билайн" г. Иваново и Ивановской области при нахождении абонента на территории области подключения. При нахождении на территории других областей действуют роуминговые тарифы. Суммарное время исходящих вызовов на номера "Билайн" по тарифу 0,6 руб./мин. - 30 минут в сутки; свыше 30 минут - 0,95 руб./мин. Тариф действует для абонентов, подключившихся с 01.06.2009 г. Цены включают НДС. Подробности об условиях тарифа - на сайте www.beeline.ru".
Установлено, что рассматриваемая реклама распространялась с помощью средств стабильного территориального размещения: рекламных щитов 3х6м, расположенных на территории г. Иваново (ул. Бубнова, ул. Велижская, ул. Лежневская, пр. Ленина, пр. Ф. Энгельса и др.), а также в городах Родники, Фурманов, Вичуга, Кинешма Ивановской области.
Из данной рекламы следует, что все абоненты "Билайн" смогут внутри сети общаться по цене 1 копейка за секунду.
Распространение указанной рекламы с помощью средств стабильного территориального размещения, не позволяет потребителям воспринимать сведения о том, что стоимость 1 коп./сек. действует внутри сети лишь на территории г. Иваново и Ивановской области при нахождении абонента на территории области подключения и только для абонентов, подключившихся с 01.06.2009 г., а также то, что максимальное суммарное время исходящих звонков на номера "Билайн" по данному тарифу составляет 30 минут в сутки, так как данные сведения выполнены мелким, нечитаемым шрифтом. Несмотря на формальное наличие в рекламе указанных сведений, данная информация не воспринимается человеческим глазом, следовательно, прочесть и уяснить указанные условия не представляется возможным. В силу изложенных обстоятельств, формальное присутствие в рекламе рассматриваемых условий не позволяет потребителю воспринимать данные сведения, следовательно, не может расцениваться как их наличие.
Данный факт свидетельствует о признаках нарушения ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), согласно которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
23 декабря 2009 г. ФАС России на основании п. 6 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. N 508, наделил Ивановское УФАС России полномочиями на возбуждение и рассмотрение дела по признакам нарушения ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе по факту рекламы услуг связи ОАО "ВымпелКом" со слоганом "Что еще нам сделать, чтобы вы заметили нашу маленькую цену".
Ивановским УФАС России согласно предоставленным полномочиям по данному факту 14 января 2010 года возбуждено дело N 07-18/2010-006 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе.
Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителя ОАО "ВымпелКом", Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии со ст. 3 Закона о рекламе, реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно ч. 1 ст. 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Информация о предложении ОАО "ВымпелКом" со слоганом "Что еще нам сделать, чтобы вы заметили нашу маленькую цену" подпадает под определение рекламы и содержит все её признаки: адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (услуге, предоставляемой ОАО "ВымпелКом") и продвижение его на рынке, распространяется с помощью средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций 3х6м).
Объектом рекламирования в данном случае является услуга, предоставляемая ОАО "ВымпелКом" со слоганом "Что еще нам сделать, чтобы вы заметили нашу маленькую цену".
Комиссией Ивановского УФАС России установлено, что данная рекламная информация размещалась ОАО "ВымпелКом" с помощью различных визуальных приёмов: цифра 1 занимает половину баннера; текст "коп./сек" выполнен крупными буквами и может быть прочитан на значительном расстоянии; текст "Что ещё нам сделать, чтобы вы заметили нашу маленькую цену" выполнен более мелким шрифтом и может быть прочитан с более близкого расстояния. Текст же следующего содержания: "* Тарификация на тарифном плане "Семья 2009" посекундная с 1-секунды разговоров. Указанная стоимость исходящего звонка на номер "Билайн" г. Иваново и Ивановской области при нахождении абонента на территории области подключения. При нахождении на территории других областей действуют роуминговые тарифы. Суммарное время исходящих вызовов на номера "Билайн" по тарифу 0,60 руб./мин. - 30 минут в сутки; свыше 30 минут - 0,95 руб./мин. Тариф действует для абонентов, подключившихся с 01.06.2009 г. Цены включают НДС. Подробности и условия тарифа - на сайте www.beeline.ru" выполнен мелким, нечитаемым шрифтом. При этом только в макете рекламы высота цифры "1" в 109 раз превышает высоту букв мелкого шрифта; высота букв текста "коп./сек" - в 11 раз, высота букв текста "внутри сети" - в 5 раз.
Необходимо принять во внимание, что наружная реклама для того и рассчитана, чтобы ее потребители смогли воспринимать обозначенную в ней информацию с дальнего расстояния, а не приближаться вплотную к конструкции для восприятия указанных в рекламе сведений. Реклама направлена на импульсивное восприятие содержащейся в ней информации, то есть на так называемое восприятие "с первого взгляда", чего явно не происходит в момент обращения внимания потребителями на рассматриваемую рекламу. Данный факт подтверждается и тем, что самое привлекательное условие, а именно: "1 коп./сек внутри сети. Что еще нам сделать, чтобы вы заметили нашу маленькую цену", воспринимается с возможно дальнего расстояния от конструкции, для того, чтобы заинтересовать потребителей "якобы" выгодным предложением ОАО "ВымпелКом". Однако, те сведения, которые способны обмануть ожидания потребителей, и являются не выгодными для них, выполнены мелким, нечитаемым шрифтом.
Кроме того, текст рекламы находится не на уровне глаз человека, а на определенной высоте - свыше пяти метров от земли, что снижает уровень восприятия информации, выполненной мелким шрифтом. Потребители рассматриваемой рекламы могут решить, что стоимость исходящих звонков внутри сети будет составлять 1 копейка за секунду разговора с абонентами "Билайн", включая вызовы в другие регионы, а также то, что разговаривать по указанной в рекламе стоимости возможно неограниченное количество времени, однако данное решение не соответствует условиям тарифного плана "Семья 2009".
Поскольку распространенная обществом реклама услуг связи направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться предлагаемым предложением, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие каких-либо сведений об условиях тарифа может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым ОАО "ВымпелКом" предложением.
Таким образом, потребитель мог быть введен в заблуждение относительно рассматриваемой рекламы, распространяемой с помощью средств стабильного территориального размещения, так как не имел возможности получить всю информацию о предоставляемом обществом предложении.
Информация о возможности уточнения существенных условий о рекламируемом предложении не заменяет необходимого опубликования в рекламе существенных сведений, отсутствие которых способно ввести потребителя в заблуждение относительно рекламируемого продукта.
Вышеизложенные факты свидетельствуют о нарушении ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.
Рассматриваемая реклама распространялась с помощью рекламных конструкций, установленных вдоль оживленных магистралей: по ул. Лежневская, по пр. Ф. Энгельса, пр. Ленина и др. Наружная реклама, как и знаки дорожного движения, рассчитана на её импульсивное восприятие гражданами, в том числе и водителями транспортных средств. Реклама, содержащая информацию, которая требует значительное время для её восприятия, способна отвлечь внимание водителя от управления транспортным средством. Данное обстоятельство может способствовать созданию аварийной ситуации на дорогах.
Данный факт свидетельствует о нарушении п. 3 ч. 4 ст. 5 Закона о рекламе, согласно которой реклама не должна иметь сходство с дорожными знаками или иным способом угрожать безопасности движения автомобильного транспорта.
С учетом названных обстоятельств и положений п. 3 ч. 4 и ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе следует признать, что рассматриваемая реклама общества не отвечает требованиям Закона о рекламе.
В силу п. 4 ст. 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Рекламодателем рассматриваемой рекламы является ОАО "ВымпелКом".
В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе рекламодатель несет ответственность за нарушение требований законодательства Российской Федерации о рекламе, установленных частями 4 и 7 статьи 5 данного закона.
Представитель ОАО "ВымпелКом" факт нарушения законодательства РФ о рекламе признал и пояснил, что в рассматриваемой рекламе часть существенной информации действительно выполнена мелким шрифтом, который не воспринимается потребителями, что подтверждается макетом рекламы. Макет утверждается ОАО "ВымпелКом" и предоставляется в Ивановский филиал для последующего изготовления и размещения рекламы. Представитель также сообщил, что на территории Ивановской области размещение данной рекламы завершено, что подтверждается таблицей о сроках размещения наружной рекламы, представленной в Ивановское УФАС России в ходе проведения проверки. О распространении в настоящее время данной рекламы на территории других субъектов РФ пояснений дать не смог.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать рекламу услуг связи ОАО "ВымпелКом" со слоганом "Что еще нам сделать, чтобы вы заметили нашу маленькую цену", распространяемую с помощью средств стабильного территориального размещения, ненадлежащей, поскольку в данном случае нарушены требования пункта 3 части 4 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ОАО "ВымпелКом" предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 КоАП РФ, в отношении ОАО "ВымпелКом".
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии Т.А. Михеева
Члены Комиссии А.А. Семенов
Н.В. Иванова
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
18 февраля 2010 г. г. Иваново
Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе в составе:
председатель Комиссии Михеева Т.А., заместитель руководителя управления,
члены Комиссии:
- Семенов А.А., начальник отдела государственного заказа и рекламы;
- Иванова Н.В., ведущий специалист-эксперт отдела государственного заказа и рекламы;
на основании своего решения от 18 февраля 2010 г. по делу N 07-18/2010-006 по факту распространения рекламы услуг связи, оказываемых ОАО "ВымпелКом" (<_>), в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ОАО "ВымпелКом" (<_>), устранить выявленные нарушения п. 3 ч. 4 и ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", для чего прекратить распространение на всей территории Российской Федерации ненадлежащей рекламы услуг связи ОАО "ВымпелКом" со слоганом "Что еще нам сделать, чтобы вы заметили нашу маленькую цену", выполненной с помощью средств стабильного территориального размещения в срок до 01 апреля 2010 года.
2. ОАО "ВымпелКом" (<_>) в срок до 12 апреля 2010 года представить в Ивановское УФАС России доказательства, свидетельствующие об исполнении пункта 1 настоящего предписания.
Невыполнение в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе влечет привлечение к административной ответственности в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии Т.А. Михеева
Члены Комиссии: А.А. Семенов
Н.В. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области (опубликовано 18 февраля 2010 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016