Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва
от 12 февраля 2010 г. N 04-04-02/01-10
Резолютивная часть решения объявлена 12.02.2010г.Решение изготовлено в полном объеме 24.02.2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии: Долгих О.М.- руководитель управления.
Члены Комиссии:
Сватиков А.И. - ведущий специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы,
Оюн А.М. - специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы,
рассмотрев дело N 04-04-02/01-10 по факту размещения в газетах "Плюс Информ" N 46 (409) от 18.11.2009 г. и N 49 (412) от 09.12.2009 г. <_> рекламных модулей, с признаками нарушения требований пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38- ФЗ "О рекламе",
в присутствии:
ИП <_> установила:
14.12.2009 г. в адрес Тывинского УФАС России поступило заявление от жителя г. Кызыла, ветерана ВОВ "" о покупке угля в количестве 5 тонн, путем заказа угля по номеру телефона: 8- 905-920-19-87 указанному в рекламном модуле, размещенного в газете "ПлюсИнформ" N 46(409) от 18.11.2009 г.
В заявлении гражданин "" (далее - Заявитель) просил Тывинское УФАС России организовать комиссию для подтверждения факта содержания в угле каменной породы, которая при растопке печи не сгорает, и оказать помощь в возврате некачественного угля продавцам, при этом указал, что уголь привез <_> сведениями о продавце угля не располагает.
Тывинским УФАС России по результатам рассмотрения заявления гражданина "" установлено следующее.
В газете "ПлюсИнформ" N 46(409) от 18.11.2009 г. на странице 14 и N 49 (412) от 09.12.2009 г. на странице 14 размещены рекламные модули следующего содержания:
"НОВИНКА НА РЫНКЕ УГЛЯ!!! Уголь "Красной горки" (Усть - Элегестинский) сгорает с большей теплоотдачей (7000-8000Ккал); сгорает с меньшим количеством золы (менее 10 %); сгорает с меньшим, в 1,5 раза, количеством сажи; Применение современных технологий добычи дает более низкую себестоимость; Приобретая УГОЛЬ "КРАСНОЙ ГОРКИ" (УСТЬ - ЭЛЕГЕСТИНСКИЙ), вы экономите деньги, получаете тепло и уют в свои дома с наименьшим загрязнением сажей своего дома, района и республики в целом. ЦЕНА ОДНОЙ ТОННЫ С ДОСТАВКОЙ по г. Кызылу - 15000р. МИНИМАЬНЫЙ ЗАКАЗ 5 ТОНН- 7500р. По вопросам приобретения звонить по тел. 8-905-920-1987, 8-923-384-3536,8-913-347-3303" (далее - реклама).
В целях установления рекламодателя, Тывинским УФАС России был направлен запрос (N 4-1092 от 11.02.2009 г.) учредителю газеты "Плюс Информ" ООО "ОФФЛАЙН" о предоставлении информации о рекламодателе указанной выше рекламы.
На указанный запрос поступил ответ от рекламно - информационного агентства <_>(вх. N 2810 от 18.02.2009 г.) о размещении ИП "" в газету "Плюс Информ" указанной выше рекламы. В подтверждение приложены счета от 12.12.2009 г., от 17.11.2009 г., кассовые чеки и счет - фактура N 105 от 30.11.2009 г. о приобретении энергетического угля ИП "" у ЗАО "Енисейская промышленная компания".
Таким образом, из представленных документов следует, что рекламодателем рекламных модулей, размещенных в газете "Плюс Информ" N 46 (409) от 18.11.2009 г. и N 49 (412) от 09.12.2009 г. является ИП ""
Из представленной информации ЗАО "Енисейская промышленная компания" (далее - Компания) (исх. N 513 от 24.12.2009 г.) следует, что данная компания поставляет качественный уголь. Договор купли - продажи угля заключен с ИП "" Кроме этого, компания сообщила о том, что в результате проведенного опробования угля, привезенного на анализ ИП "" установлено, что уголь по своим качественным характеристикам не соответствует энергетическому углю, реализуемому компанией. По мнению экспертов компании в данном угле могли присутствовать сторонние добавки, которые могли попасть в уголь при перегрузке на каком-то складе, где отсутствует угольная подушка.
В соответствии с п. 1 и 2 ч. 3. ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами; 2) о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;
В связи с выявлением признаков нарушения требований законодательства Российской Федерации о рекламе, Тывинским УФАС России принято определение от 26.01.2010 г. о возбуждении дела N 04-04-02/01-10 по признакам нарушения ИП ""требований пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе и предложено ИП "" явиться на рассмотрение 12.02.2010 г.
12.02.2010 г. на рассмотрение дела явилась ИП "" в сопровождении мужа "" и предоставила затребованные определением от 26.01.2010 г. документы, а именно: письменное пояснение по факту размещения рекламы указанной выше, копию паспорта, справку регистрации Ф.9, свидетельство ОГРИП, свидетельство ИНН, информационное письмо об учете в ЕГРПО, сертификат соответствия N РОСС RU/NY 03/ H 00366 со сроком действия с 19.03.09г. по 18.03.12г. на каменный уголь марки Ж, копия листа N 13 газеты "Аргументы и Факты" и счет от 17.11.2009 г.
В ходе рассмотрения дела ИП "" поддержала доводы, изложенные в письменном пояснении.
Из письменного пояснения ИП "" следует, что гражданин "" подавший заявление о недостоверной рекламе, явился одним из единичных случаев покупателей выразившим недовольство по качеству угля. И считает, что данный факт является нормальным явлением для любого вида товара тем более для угля, добываемого открытым (карьерным) способом. Также все сведения данные в газете "Плюс Информ" N 46 (409) от 18.11.2009 г. на странице 14 и N 49 (412) от 09.12.2009 г. не нарушают требования Закона о рекламе, поскольку получены из статьи "Какое золото выбрать" (в газете "Аргументы и Факты" на Енисее N 41 от 07.10.09г.), сертификата соответствия, декларации о соответствии угля.
В процессе рассмотрения настоящего дела ИП "" покинула заседание комиссии, в связи с тем, что ее муж <_> присутствовавший без доверенности удалился на предложение Комиссии покинуть заседание в связи с его неуважительным отношением к составу Комиссии.
Комиссия Тывинского УФАС России совещаясь на месте, решила рассмотреть дело N 04-04-02/01-10 в отсутствие надлежащим образом извещенной ИП ""(почтовое уведомление о получении определения от 26.02.2010 г. ИП "" а также начала присутствия ИП "" на заседании Комиссии.
Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела N 04-04-02/01-10 рассмотрев все приложенные к материалам дела доказательства и изучив письменное пояснение ИП "" установила следующие обстоятельства.
В соответствии с основными понятиями, указанными в статье 3 Закона о рекламе следует, что:
1) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
2) объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;
(в ред. Федерального закона от 07.05.2009 N 89-ФЗ)
3) товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;
4) ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Россииийской Федерации;
5) рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;
8) потребители рекламы - лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама;
В данном случае объектом рекламирования является уголь, реализуемый ИП ""
Факт того, что ИП "" является рекламодателем указанной выше рекламы подтверждается имеющимися в материалах дела счетами от 12.12.2009 г., от 17.11.2009 г., кассовых чеков о размещении рекламного модуля в газете "Плюс Информ" N 49 от 18.12.2009 г. и N 46 от 17.11.2009 г. Счет - фактурой N 105 от 30.11.2009 г. о приобретении энергетического угля (объект рекламирования) ИП "" у ЗАО "Енисейская промышленная компания".
В указанной выше рекламе отсутствуют требования статьи 8 Закона о рекламе, а именно сведения о продавце угля: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Заявитель как потребитель рекламы не располагал сведениями о продавце рекламируемого угля, следовательно, не имел возможности возвратить некачественный уголь, не имел кассовый чек либо иной документ, подтверждающий розничную куплю - продажу угля.
Согласно п. 2 Правил продажи товара дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 N 612, продажа товаров дистанционным способом - это продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
В Письме Роспотребнадзора от 08.04.2005 N 0100/2569-05-32 разъяснялось, что п. 2 ст. 26.1 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" возлагает на продавца обязанность до заключения договора предоставить потребителю информацию об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.
Комиссией Тывинского УФАС России отклоняются доводы, изложенные в пояснении ИП "" как необоснованные по следующим основаниям:
- указанная статья в газете "Аргументы и Факты" на Енисее N 41 от 07.10.09г. размещена на правах рекламы, о чем имеется соответствующая отметка.
- сертификат соответствия N РОСС RU/NY 03/ H 00366 со сроком действия с 19.03.09г. по 18.03.12г. дан на каменный уголь марки Ж, в то время как в соответствии счет - фактурой N 105 от 30.11.2009 г. ИП "" у ЗАО "Енисейская промышленная компания" приобретен энергетический уголь, без конкретного указания вида и марки угля.
Из проведенного Тывинским УФАС России анализа состояния конкурентной среды в сфере каменного угля в Республике Тыва следует, что существует два вида угля: каменный и бурый (марки: Б1, Б2,Б3). Каменный уголь отличается от бурого более высоким содержанием углерода и большей плотностью. К каменным углям относятся марки: Г (газовый), ГЖ (газовый жирный), ГЖО (газовый жирный отощенный), Д (длиннопламенный), ДГ (длиннопламенный газовый), Ж (жирный), КСН (коксовый слабоспекающийся низкометаморфизованный), СС (слабоспекающийся), Т (тощий), ТС (тощий спекающийся).
Таким образом, ссылка ИП "" на сертификат соответствия N РОСС RU/NY 03/ H 00366 со сроком действия с 19.03.09г. по 18.03.12г. данный на каменный уголь марки Ж, не может являться подтверждением достоверности качества угля рекламируемого в газете "Плюс Информ", поскольку согласно счет - фактуре N 105 от 30.11.2009 г. ИП "" приобрела у ЗАО "Енисейская промышленная компания" энергетический уголь без указания конкретной марки угля.
В соответствии с ч. 6, 7 ст. 38 Закона о рекламе предусмотрено, что ответственность за нарушение требований, установленных ст. 8 Закона о рекламе, несут как рекламодатели, так и рекламораспространители. Ответственность за нарушение требований пунктов 1 и 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе несет - рекламодатель.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Россииийской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
Признать ненадлежащей рекламу ИП "" размещенную в газете "ПлюсИнформ" N 46(409) от 18.11.2009 г., на странице 14 и N 49 (412) от 09.12.2009 г. на странице 14, поскольку в ней нарушены требования статьи 8 и пунктов 1 и 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38- ФЗ "О рекламе"
2. ИП "" не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе, в связи с добровольным устранением указанных в части 1 настоящего Решения нарушений Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38- ФЗ "О рекламе".
3. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14. 3 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд Республики Тыва в порядке, предусмотренном статьей 198 АПК РФ.
Председатель Комиссии: /Долгих О.М./
Члены Комиссии:
/ Сватиков А.И/.
/Оюн А.М/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 12 февраля 2010 г. N 04-04-02/01-10
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016