Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области
от 23 октября 2015 г. N А3-9/14
Резолютивная часть решения оглашена "9" октября 2015 года.
В полном объеме решение изготовлено "23" октября 2015 года.
г. Тамбов
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель - руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены:
заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Мазаева С.В.,
заместитель руководителя - начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,
главный специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Заботнова Т.В.,
специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Кузнецова К.С.,
в присутствии представителей ОАО "Тамбовская сетевая компания" <_> (доверенность от 12.01.2015), <_> (доверенность от 12.01.2015),
в отсутствие представителей прокуратуры Сампурского района Тамбовской области, Управления по регулированию тарифов Тамбовской области, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев дело N А3-9/14 по признакам нарушения ОАО "Тамбовская сетевая компания" пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Тамбовское УФАС России поступило обращение Прокуратуры Сампурского района Тамбовской области о нарушении антимонопольного законодательства ОАО "Тамбовская сетевая компания", осуществляющего деятельность по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения на территории с. Сампур, п. Сатинка и п. Громок Сампурского района Тамбовской области.
Прокуратура Сампурского района Тамбовской области указала, что ОАО "Тамбовская сетевая компания" осуществляло подключение потребителей к сетям водоснабжения путем заключения двух договоров: договор на подключение к сетям водоснабжения (стоимость услуг - 0 рублей) и договор на проведение работ по присоединению к сетям водоснабжения (стоимость услуг - 2015 руб. 65 коп). Указанная плата была установлена на основании калькуляции на работы по присоединению (врезке) водопроводных труб к существующей сети, утвержденной 07.02.2014 генеральным директором общества <_> Нарушение, отмечает Прокуратура Сампурского района Тамбовской области, выразилось в самостоятельном утверждении и взимании с потребителей платежей за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения в отсутствие утвержденного в установленном законом порядке тарифа.
По данному заявлению возбуждено настоящее дело по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в отношении ОАО "Тамбовская сетевая компания".
К участию в рассмотрении дела привлечены: в качестве заявителя - прокуратура Сампурского района Тамбовской области, в качестве заинтересованного лица - Управление по регулированию тарифов Тамбовской области.
На рассмотрении дела представители ОАО "Тамбовская сетевая компания" пояснили, что общество в устной форме обращалось за консультациями в Управление по регулированию тарифов Тамбовской области по вопросу подготовки материалов для тарифного регулирования, однако, получило разъяснения о том, что тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения (водоотведения) должны быть отрегулированы с момента выхода Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", но так как закон вышел без подзаконных актов, определяющих методику расчета тарифа, регулирование произвести не возможно. Методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения были утверждены приказом ФСТ России от 27.12.2013 N 1746-э и вступили в действие только 16.03.2014. Принимая во внимание данные консультации, а также невозможность предоставления расчета тарифа до 16.03.2014, ОАО "Тамбовская сетевая компания" не могло сформировать и обратиться в Управление по регулированию тарифов Тамбовской области с заявлением об установлении тарифа на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения (водоотведения) в письменной форме.
Управление по регулированию тарифов Тамбовской области письмом от 16.03.2015 пояснило, что отсутствие в 2013 году Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406, и Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утв. Приказом ФСТ России от 27.12.2013 N 1746-э, не позволяло организациям определить экономически обоснованные расходы, необходимые для осуществления деятельности по подключению (технологическому присоединению) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения, а Управлению проверить и установить тарифы на подключение (технологическое присоединение), учитывая интересы организаций и потребителей.
ОАО "Тамбовская сетевая компания" письмом от 09.10.2015 дополнительно сообщило, что подпунктом "б" пункта 13 Постановления Правительства от 13.05.2013 N 406 установлено, что открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов осуществляется не только по предложению регулируемой организации, но и по инициативе органа регулирования тарифов в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения. Однако, Управление по регулированию тарифов Тамбовской области не реализовало свою обязанность по инициированию открытия дела об установлении тарифа, имея информацию об отсутствии тарифа на подключение к системе водоснабжения у ОАО "Тамбовская сетевая компания" и у других ресурсоснабжающих организаций после вступления в действие Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и до вступления в силу Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, то есть Управление по регулированию тарифов Тамбовской области не предприняло никаких действий по проведению государственного контроля и надзора и установления тарифа по собственной инициативе. С учетом изложенного, в действиях ОАО "Тамбовская сетевая компания" по установлению платы за подключение (технологическое присоединение) отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства, поскольку данные действия являются следствием позиции Управления по регулированию тарифов Тамбовской области по вопросу возможности/невозможности установления тарифа на территории Тамбовской области. Кроме того, величина установленного для ОАО "Тамбовская сетевая компания" в 2015 году тарифа значительно выше, рассчитанной в 2013 и в 2014 годах стоимости работ по подключению (технологическому присоединению). Данное обстоятельство подтверждает, что ОАО "Тамбовская сетевая компания" не могло нанести ущерб потребителям, тем более, что все денежные средства, поступившие от потребителей по договорам на подключение (технологическое присоединение), были возвращены.
Комиссия Тамбовского УФАС России, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, и, изучив имеющиеся в деле материалы, приходит к следующим выводам.
Согласно ч.5 ст.5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" установлено, что к естественно-монопольным сферам деятельности относится, в том числе деятельность по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.
ОАО "Тамбовская сетевая компания" осуществляет деятельность по водоснабжению и водоотведению на территории Тамбовской области, то есть является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на данном рынке в географических границах своих сетей.
Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлено, что запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (п.10).
Как разъяснено в п.4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
Комиссия Тамбовского УФАС России изучив имеющиеся в деле доказательства приходит к выводу, что в рассматриваемом случае ОАО "Тамбовская сетевая компания" нарушило указанный выше запрет.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении).
Согласно статье 43 Закона о водоснабжении указанный Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2013 года.
Одним из общих принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения (п.5 ч.2 ст.3 Закона о водоснабжении).
Тарифы устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (на территории Тамбовской области - Управление по регулированию тарифов Тамбовской области) (п.1 ч.1 ст.5 Закона о водоснабжении).
При этом, в силу ч.1 ст.32 Закона о водоснабжении расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки одним из указанных в данной части методов и с учетом порядка, установленного Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406. Этим же постановлением утверждены и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования).
Согласно п.12 Правил регулирования установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, за исключением случаев, когда настоящими Правилами предусмотрено иное.
При этом, в соответствии с п.13 Правил регулирования открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов осуществляется:
а) по предложению регулируемой организации;
б) по инициативе органа регулирования тарифов в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами.
По смыслу подпункта "б" установление регулирующим органом тарифа без заявления лица возможно только в том случае, когда органу известно об оказании лицом регулируемого вида деятельности.
Пунктом 2 статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" определено, что регулированию подлежат следующие тарифы в сфере холодного водоснабжения: тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение); тариф на техническую воду; тариф на транспортировку воды; тариф на подвоз воды; тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения.
Согласно п.п. 13, 14 ст. 18 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения. Точка подключения (технологического присоединения) при наличии технической возможности устанавливается на границе земельного участка, на котором располагается объект капитального строительства заявителя.
Таким образом, порядок ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения установлен законодательно и предусматривает, что регулируемая организация обязана оказывать услуги по тарифам, установленным регулирующим органом. Взимание организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявителя иных платежей, связанных с подключением (технологическим присоединением), не допускается.
Несмотря на изложенное, из материалов дела следует, что ОАО "Тамбовская сетевая компания" самостоятельно утвердило и взимало с потребителей платежи за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения.
Так, 20.02.2013 генеральный директор ОАО "Тамбовская сетевая компания" <_> утвердил калькуляцию на работы по присоединению (врезке) водопроводных труб к существующей сети (объект находится на расстоянии до 15 км) ОАО "Тамбовская сетевая компания", согласно которой плата за техприсоединение составила - 1902,03 рубля. Аналогичная калькуляция была утверждена генеральным директором ОАО "Тамбовская сетевая компания" 07.02.2014, при этом стоимость работ по техприсоединению составила - 2015,65 рублей.
Таким образом, ОАО "Тамбовская сетевая компания" в 2013 и в 2014 годах оказывало услуги по техприсоединению к водопроводным сетям и взимало за них плату в размере самостоятельно установленного тарифа.
При этом, подключение к сетям водоснабжения ОАО "ТСК" осуществляло путем заключения двух договоров: договор на подключение к сетям водоснабжения (стоимость услуг - 0 рублей) и договор на проведение работ по присоединению к сетям водоснабжения (стоимость услуг - 2015 руб. 65 коп). Первым из договоров никаких фактических строительных работ не предусматривалось, предметом являлось всего лишь определение условий и возможности подключения. Второй же договор предусматривал непосредственное выполнение работ по техприсоединению. Кроме того, второй договор (3.1) предусматривал 100% предоплату работ по техприсоединению, в т.ч. п.3.2 устанавливал, что к работам исполнитель приступает в течение 5 рабочих дней после предоплаты, а п.3.3 указывал, что в случае задержки предоплаты сроки выполнения работ переносятся на соответствующее количество дней.
Таким образом, ОАО "ТСК" самостоятельно установило размер оплаты за подключение к водопроводным сетям, поскольку выполнение договора по подключению к сетям водоснабжения без заключения договора на проведение работ по присоединению к сетям водоснабжения не возможно.
В договорах, заключаемых ОАО "Тамбовская сетевая компания" с потребителями в 2013 и в 2014 годах, применяются установленные вышеуказанными калькуляциями тарифы: договор N 152-В от 23.09.2013 на проведение работ по присоединению к сетям водоснабжения и (или) водоотведения и очистки сточных вод - 1902, 03 рубля; договор N 185-В от 09.10.2013 на проведение работ по присоединению к сетям водоснабжения и (или) водоотведения и очистки сточных вод - 1902, 03 рубля; договор N 3714В от 17.07.2014 на проведение работ по присоединению к сетям водоснабжения - 2015, 65 рублей; договор N 3314В от 18.07.2014 на проведение работ по присоединению к сетям водоснабжения - 2015, 65 рублей и т.д.
Всего в 2013 году ОАО "Тамбовская сетевая компания" заключено 144 договора на проведение работ по присоединению к сетям водоснабжения на общую сумму - 369 737,06 рублей.
Так, в 2013 году в Жердевском филиале ОАО "Тамбовская сетевая компания" заключено 6 договоров на общую сумму - 12 655,86 рублей; в Котовском филиале общества - 21 договор на общую сумму - 62 834,23 рубля; в Мичуринском филиале ОАО "ТСК" - 5 договоров на общую сумму - 9 510,15 рублей; в Тамбовском филиале ОАО "ТСК" заключено - 112 договоров на общую сумму - 284 736,82 рублей. В Уваровском и Моршанском филиалах ОАО "Тамбовская сетевая компания" договора на проведение работ по присоединению к сетям водоснабжения не заключались.
26.02.2014 распоряжением N Н-211/р-13-1 заместителя генерального директора <_> применение калькуляции на работы по присоединению (врезке) водопроводных труб к существующей сети, утв. Приказом ОАО "ТСК" N 28 от 07.02.2014 отменено с 01.03.2014 года.
Информация об отмене вышеуказанной калькуляции 27.02.2014 отправлена во все филиалы ОАО "ТСК".
Однако, несмотря на ознакомление с данным распоряжением, Котовский филиал ОАО "ТСК" в 2014 году продолжил заключать договора на проведение работ по присоединению к сетям водоснабжения с установленной калькуляцией стоимостью работ в размере - 2015, 65 рублей, указанные случаи имели место в отношении <_>
Всего Котовским филиалом ОАО "ТСК" в 2014 году заключено 4 договора на общую сумму - 8 062,6 рублей, которые расторгнуты на следующий день, согласно уведомлениям, направленным обществом второй стороне по договору, денежные платежи по данным договорам с потребителей не взыскивались.
В соответствии с ч. 2 ст. 18 Закона о водоснабжении лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - заявители), заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном настоящим законом.
Согласно ч. 14 ст. 18 Закона о водоснабжении взимание организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявителя иных платежей, связанных с подключением (технологическим присоединением), не допускается.
Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 были утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения, в соответствии с которыми определен порядок подключения (технологического присоединения) к системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Указанным постановлением также были внесены изменения в Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям иженерно-технического обеспечения и Правила подключения объекта капитального строительства к сетям иженерно-технического обеспечения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83, исключающие из предмета регулирования данных правил, вопросы, связанные с регулированием платы за подключение (технологическое присоединение) к сетям иженерно-технического обеспечения, используемые в процессе холодного водоснабжения и водоотведения.
Таким образом, с момента вступления в силу Закона о водоснабжении размер платы за подключение (технологическое присоединение) подлежит государственному регулированию в соответствии с положениями указанного федерального закона. Указанный размер платы устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в порядке, установленном Правительством РФ, и в соответствии с методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2015 N 373 "О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования" Федеральная служба по тарифам упразднена, а ее функции переданы Федеральной антимонопольной службе.
Согласно письму ФАС России от 01.09.2015 исх. N АЦ/46648/15 отсутствие методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение не является основанием для отказа в установлении указанного тарифа. В этой связи отказ органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в установлении тарифа на подключение при обращении, в том числе и ОАО "Тамбовская сетевая компания", в связи с отсутствием на момент обращения организации Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утв. приказом ФСТ России от 27.12.2013 N 1746-э, был бы неправомерен.
Однако, ОАО "Тамбовская сетевая компания" не представлены доказательства того, что общество до 30.04.2014 в установленном законом порядке обращалось в регулирующий орган для установление тарифа на технологическое присоединение.
С учетом изложенного, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что ОАО "Тамбовская сетевая компания" без наличия тарифа, установленного в предусмотренном законом порядке, в 2013 и в 2014 годах оказывало услуги по подключению (техническому присоединению) к централизованной системе холодного водоснабжения, применяя самостоятельно установленный тариф. При этом, до 30.04.2014 не предпринимало каких-либо действий, направленных на установление тарифа.
В соответствии с ч. 13 ст. 18 Закона о водоснабжении плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения м (или) водоотведения.
Таким образом, действия ОАО "Тамбовская сетевая компания" по взиманию платы за проведение работ по присоединению к сетям водоснабжения без установленного тарифа нарушают предусмотренный законодательством порядок ценообразования на услуги по водоснабжению и (или) водоотведению, что в силу п.10 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции признается злоупотреблением хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением.
В настоящее время нарушение устранено. Приказом управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 15.12.2014 N 156-ж ОАО "Тамбовская сетевая компания" установлены тарифы на 2015 год, которые состоят из двух тарифных ставок: ставки тарифа за подключаемую нагрузку водопроводной и канализационной сети и ставки тарифа за протяженность водопроводной или канализационной сети определенного диаметра.
Денежные средства, полученные ОАО "Тамбовская сетевая компания" по договорам на проведение работ по присоединению к сетям водоснабжения за 2013 год в размере 369 737,06 рублей, возвращены потребителям в полном объеме. В качестве доказательства представлены ведомости возврата денежных средств Жердевским, Котовским, Мичуринским и Тамбовским филиалами ОАО "Тамбовская сетевая компания" (приложения к исх. письму ОАО "ТСК" N 211/1065 от 05.05.2015, вх. N 4119 от 05.05.2015).
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать ОАО "Тамбовская сетевая компания" нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции - злоупотребление доминирующим положением на рынке оказания услуг по водоснабжению, в части нарушения порядка ценообразования на услуги по технологическому присоединению к централизованной системе холодного водоснабжения путем взимания платы за проведение работ по присоединению к сетям водоснабжения без её утверждения регулирующим органом.
2. Прекратить рассмотрение дела в связи с добровольным устранением ОАО "Тамбовская сетевая компания" нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.
Днем принятия решения считается дата его изготовления в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Тамбовской области, находящийся по адресу: 392000 г.Тамбов, ул.Пензенская, 67/12.
Председатель комиссии |
Е.А. Гречишникова |
|
|
Члены комиссии |
С.В. Мазаева |
|
|
|
Н.Н. Колодина |
|
|
|
Т.В. Заботнова |
|
|
|
К.С. Кузнецова |
Исп. Заботнова Т.В.,
т. (4752) 72-93-54
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 23 октября 2015 г. N А3-9/14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016