Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
от 20 октября 2015 г. N 02/26847
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия);
с участием представителей:
от АО "НИИ командных приборов" (далее - Организатор закупки),
от АО "СОГАЗ" (далее - Заявитель);
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 12.10.2015 N 21833) АО "СОГАЗ" на действия организатора торгов АО "НИИ командных приборов" и его закупочной комиссии при организации и проведении открытого запроса предложений по отбору организации для заключения договора добровольного медицинского страхования (извещение N31502755890, далее - Закупка), заслушав пояснения представителей сторон, установила:
14 сентября 2015 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - Официальный сайт) было опубликовано извещение N31502755890 о проведении открытого запроса предложений по отбору организации для заключения договора добровольного медицинского страхования, включая документацию об открытом запросе предложений (далее - Закупочная документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупке товаров, работ, услуг АО "НИИ командных приборов" (далее - Положение о закупках), утвержденным приказом генерального директора АО "НИИ командных приборов" от 23.03.2015 N Пр/АХВ-16, на момент размещения Закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Закупочной документацией.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
14 000 000,00 рублей |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
14.09.2015 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
24.09.2015 в 17:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и оценки заявок (по местному времени заказчика) |
28.09.2015 в 10:00 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
Российская Федерация, 198216, Санкт-Петербург, Трамвайный проспект, д. 16 |
2. В жалобе Заявитель указывает на нарушения, допущенные со стороны закупочной комиссии Организатора закупки (далее - Закупочная комиссия), выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном присвоении недостаточного количества баллов заявке АО "СОГАЗ" на этапе оценки и сопоставления Закупки.
Заявитель в жалобе собщает, что согласно протоколу N31502755890-2 о результатах и выборе победителя от 02.10.2015 г. Закупочной комиссией заявке АО "СОГАЗ" было безосновательно присвоено недостаточное, по мнению Заявителя, количество баллов по подкритериям критерия "Квалификация участника закупки".
Также Заявитель полагает, что в Закупочной документации отсутствует как таковой порядок ценки и сопоставления заявок участинков Закупки по подкритериям критерия "Квалификация участника закупки".
Представитель Организатора закупки с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу.
Оригиналы документов, истребованные уведомлением N02/Т-1159 от 15 октября 2015 года, представлены в заседание Комиссии для обозрения.
Ранее, 14.10.2015 г. Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России на основании решения Комиссии от 14.10.2015 по жалобе N Т02-505/15 на действия АО "НИИ командных приборов" при организации и проведении обжалуемой Заявителем закупочной процедуры (извещение N31502755890) было выдано предписание (от 14.10.2015 N02/26237-1) об устранении нарушений, допущенных при организации и проведении открытого запроса предложений по отбору организации для заключения договора добровольного медицинского страхования (извещение N31502755890), путем отмены всех юридически значимых документов, составленных при организации и проведении Закупки и аннулировании процедуры Закупки.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора закупки, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
АО "НИИ командных приборов" относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Согласно ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона N223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно ч. 6 ст. 3 Закона N223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с п.п. 12, 13 ч. 10 ст. 4 Закона N223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Согласно п.п. 2.5.2.- 2.5.6. части II Закупочной документации:
Оценка заявок осуществляется с использованием критериев оценки заявок участников закупки, приведенных в следующей таблице:
Таблица N 1
N п/п |
Наименование критерия оценки заявок |
Значимость критерия, % |
1 |
Ценовое предложение участника |
60 |
2 |
Квалификация участника закупки |
40 |
Для осуществления расчетов оценок заявок используются следующие коэффициенты:
Rai - коэффициент значимости i-ой заявки по критерию "Ценовое предложение участника";
Rbi - коэффициент значимости i-ой заявки по критерию "Квалификация участника закупки";
2.5.3.Оценка заявок по критерию "Ценовое предложение участника".
Рейтинг в баллах, присуждаемый заявке по критерию "Ценовое предложение участника" определяется по формуле:
Rai = (Amax - Ai) / Amax * 100,
где:
Rai - рейтинг в баллах, присуждаемый i-ой заявке по указанному критерию;
Amax - максимальная цена одной из заявок на участие в открытом запросе предложений;
Ai- ценовое предложение i-го участника закупки.
Amax - 14 000 000 (Четырнадцать миллионов ) рублей
В случае если ценовое предложение участника закупки ниже установленной в документации о закупке начальной (максимальной) цены договора более чем на 25%, заявке присваивается рейтинг по данному критерию, равный 30 баллам, либо закупочная комиссия отклоняет такую заявку, в случае отсутствия экономического обоснования предложенной цены (п.5.6. Положения о закупке товаров, работ, услуг АО "НИИ командных приборов").
В качестве единого базиса сравнения ценовых предложений (если есть участники, находящиеся на упрощенной схеме налогообложения), обеспечения равной и объективной оценки заявок, а также в целях экономически эффективного расходования денежных средств и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика, сравнение предложений по критерию "Ценовое предложение участника" проводится по цене без НДС. Оценочная стоимость применяется только для целей оценки заявок на участие в процедуре закупки и не оказывает влияние на цену заключаемого договора.
При оценке заявок по критерию "Ценовое предложение участника" лучшим признается предложение участника закупки с наименьшим ценовым предложением.
2.5.4. Оценка заявок по критерию "Квалификация участника закупки"
Для оценки заявок по критерию "Квалификация участника закупки" каждой заявке выставляется значение от 0 до 100 баллов.
Рейтинг в баллах, присуждаемый i-ой заявке по критерию "Квалификация участника закупки", определяется по формуле:
Rbi = D1i + D2i + D3i + _ + Dni,
где:
Rbi - рейтинг в баллах, присуждаемый i-ой заявке по указанному критерию;
Dni - значение в баллах присуждаемое конкурсной комиссией i-ой заявке на участие в конкурсе по n-му подкритерию, где n - количество установленных подкритериев.
Перечень подкритериев возможных для использования приведен в Таблице N3.
Члены конкурсной комиссии выставляют по каждому n-ому подкритерию для каждой i-ой заявки баллы.
Таблица N3
N п/п |
Наименование подкритерия |
Количество баллов |
1 |
Опыт работы на рынке страхования (не менее 20 лет). |
10 |
2 |
Наличие дополнительного обслуживания (дополнительные медицинские и сервисные услуги, предлагаемые участником в рамках заявленной стоимости) |
40 |
3 |
Персонал (наличие круглосуточной диспетчерской службы по приему сообщений о наступлении страхового события и организация медицинской помощи с количеством диспетчеров-операторов не менее 35 человек в смену) |
20 |
4 |
Статус участника (баллы присваиваются в зависимости от наличия рейтинга (А++, ААА, ВВ, RuАА+ и т.д.)
|
20 |
5 |
Лимит выплат по рискам для каждого Застрахованного за весь срок страхования |
10 |
2.5.6. Определение победителя.
Итоговый рейтинг i-ой заявки определяется по формуле:
Ri = Rai x Kai +Rbi x Kbi,
где
Ri - итоговый рейтинг i-ой заявки;
Rai, Rbi - рейтинги по каждому из критериев оценки заявок;
Коэффициент значимости j-ого критерия представляет собой частное от деления значимости j-ого критерия на 100.
На основании рейтинга по каждому из критериев формируется суммарный рейтинг заявок. Заявка, получившая наивысший рейтинг, признается выигравшей.
В случае, если по итогам оценки нескольких Участников закупки получили одинаковый суммарный рейтинг, то выигравшей будет считаться заявка, представленная Участником размещения заказа, поступившая ранее заявок других участников размещения заказа.
Таким образом, ввиду отсутствия в Закупочной документации какой либо градации или иного порядка присвоения членами Закупочной комиссии баллов по подкритериям критерия "Квалификация участника закупки" в зависимости от степени соответствия участника Закупки тем или иным условиям подкритериев, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в Закупочной документации порядка оценки и сопоставления заявок участников Закупки по подкритериям критерия "Квалификация участника закупки", вследствие чего усматривает в действиях Организатора закупки нарушение требований п. 13 ч. 10 ст. 4 Закона N223-ФЗ, а также нарушение принципа информационной открытости закупки, определенного п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона N223-ФЗ.
Согласно протоколу N31502755890-2 о результатах и выборе победителя от 02.10.2015 г. Закупочной комиссией на этапе оценки и сопоставления заявок по критерию "Квалификация участника закупки" были присвоены баллы заявкам участников Закупки, в том числе заявке АО "СОГАЗ".
Вместе с тем, как указано выше, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила отсутствие в Закупочной документации порядка оценки и сопоставления заявок участников Закупки по подкритериям критерия "Квалификация участника закупки", вследствие чего Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о том, что Закупочная комиссия, согласно протоколу N31502755890-2 о результатах и выборе победителя от 02.10.2015 г., начислила баллы заявкам участников Закупки в отсутствие порядка оценки и сопоставления заявок, имеющегося в Закупочной документации.
Исходя из изложенного, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о неправомерности начисления Закупочной комиссией баллов заявкам участников Закупки по подкритериям критерия "Квалификация участника закупки", ввиду чего Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Закупочной комиссии нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, а также ч. 6 ст. 3 Закона N223-ФЗ.
4. Рассмотрев жалобу (от 12.10.2015 N 21833) АО "СОГАЗ" на действия организатора торгов АО "НИИ командных приборов" и его закупочной комиссии при организации и проведении открытого запроса предложений по отбору организации для заключения договора добровольного медицинского страхования (извещение N31502755890), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора закупки, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях закупочной комиссии АО "НИИ командных приборов" нарушения п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона N223-ФЗ; в действиях организатора торгов АО "НИИ командных приборов" - нарушения ч. 1 ст. 2, п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3, п. 13 ч. 10 ст. 4 Закона N223-ФЗ, допущенные при организации и проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России решила:
1. Признать жалобу (от 12.10.2015 N 21833) АО "СОГАЗ" на действия организатора торгов АО "НИИ командных приборов" и его закупочной комиссии при организации и проведении открытого запроса предложений по отбору организации для заключения договора добровольного медицинского страхования (извещение N31502755890) обоснованной.
2. Признать в действиях закупочной комиссии организатора торгов АО "НИИ командных приборов" при проведении открытого запроса предложений по отбору организации для заключения договора добровольного медицинского страхования (извещение N31502755890) нарушения:
- п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", выразившиеся в нарушении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также осуществлении оценки и сопоставления заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке, допущенные путем проведения этапа оценки и сопоставления заявок участников Закупки с начислением баллов по подкритериям критерия "Квалификация участника закупки" в отсутствие размещенного в Закупочной документации порядка оценки и сопоставления заявок.
3. Признать в действиях организатора торгов АО "НИИ командных приборов" при организации и проведении открытого запроса предложений по отбору организации для заключения договора добровольного медицинского страхования (извещение N31502755890) нарушения п. 1 ч. 1 ст. 3, п. 13 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", выразившееся в нарушении принципа информационной открытости закупки, а также требования нормы статьи Закона N223-ФЗ, допущенное путем неустановления в Закупочной документации порядка оценки и сопоставления заявок участников Закупки по подкритериям критерия "Квалификация участника закупки".
4. Не выдавать организатору торгов АО "НИИ командных приборов" и его закупочной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений, допущенных при организации и проведении открытого запроса предложений по отбору организации для заключения договора добровольного медицинского страхования (извещение N31502755890) в связи с наличием предписания (от 14.10.2015 N02/26237-1) по жалобе N Т02-505/15, выданного Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России организатору торгов АО "НИИ командных приборов" ранее.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 октября 2015 г. N 02/26847
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016