Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
от 5 марта 2010 г.
Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (Краснодарского УФАС России) Нина Ярославна Гассий, рассмотрев в отсутствие начальника рекламного отдела общества с ограниченной ответственностью "Народная газета Сочи" (в материалах дела есть доказательства надлежащего уведомления о времени и месте рассмотрения дела N 8Р/2010 - почтовые уведомления N 35002018238716, N 35002018238709), материалы административного дела N 8Р-А/2010, возбужденного в отношении должностного лица - начальника рекламного отдела ООО "Народная газета Сочи" протоколом N 3/2010 об административном правонарушении по ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП) по факту размещения в газете "Народная газета Сочи", выпуск N 42 (247) от 28.10.2009 - 03.11.2009 на страницах 6, 7, 8 ненадлежащей рекламы с признаками нарушения ст. 8, ст. 16, ч. 7 ст. 24, ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
УСТАНОВИЛ:
В газете "Народная газета Сочи", выпуск N 42 (247) от 28.10.2009 - 03.11.2009 на странице 7 размещена реклама содержания:
- "Амулет здоровья Биоактиватор, спасающий жизнь и сохраняющий здоровье.";
- "Бальзам Промед 100% натуральный продукт! Когда исцеляет сама природа."
с нарушением ст. 8 Федерального закона "О рекламе", выразившемся в отсутствии в рекламе при дистанционном способе продажи рекламируемых товаров сведений о продавце данных товаров: основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно ст. 8 Федерального закона "О рекламе" в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В газете "Народная газета Сочи", выпуск N 42 (247) от 28.10.2009 - 03.11.2009 на странице 7 размещена реклама содержания:
- "Любовь нечаянно нагрянет. "Импаза" помогает вернуть радость полноценной жизни1. Спрашивайте в аптеках города.";
- "Амулет здоровья Биоактиватор, спасающий жизнь и сохраняющий здоровье.";
- "Бальзам Промед 100% натуральный продукт! Когда исцеляет сама природа."
без пометки "реклама" или "на правах рекламы";
на странице 8 все рекламные модули не сопровождены пометкой "реклама" или "на правах рекламы".
Из выходных данных газеты "Народная газета Сочи" и свидетельства о регистрации средства массовой информации ПИ N ТУ 23-00003 от 04.06.2008 следует, что примерная тематика и специализация указанного издания - информационно аналитическая, объем рекламы, в котором не должен превышать 40%.
Согласно ст. 16 Федерального закона "О рекламе" размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы". Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем сорок процентов объема одного номера периодических печатных изданий. Требование о соблюдении указанного объема не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и на обложке и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации.
Таким образом, указанная выше реклама распространена с нарушением ст. 16 Федерального закона "О рекламе", выразившемся в отсутствии в перечисленной выше рекламе пометок "реклама" или "на правах рекламы".
В газете "Народная газета Сочи", выпуск N 42 (247) от 28.10.2009 - 03.11.2009 на странице 6 размещена реклама медицинских услуг содержания:
- "Вывод из запоя круглосуточно. 100% метод избавления алкоголизм, ожирение, курение /без выходных/.";
на странице 7 размещена реклама медицинского центра "Гармония" и оказываемых медицинских услуг содержания:
- "Медицинский центр Гармония. Сканирование капли крови. Гирудотерапия.",
с нарушением ч. 7 ст. 24 Федерального закона "О рекламе", выразившемся в отсутствии предупреждения о наличии противопоказаний к данным медицинским услугам и методам лечения, либо необходимости получения консультаций специалистов.
Согласно ч. 7 ст. 24 Федерального закона "О рекламе" реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
В газете "Народная газета Сочи", выпуск N 42 (247) от 28.10.2009 - 03.11.2009 на странице 6 размещена реклама ломбарда, включающая финансовую услугу - кредит, следующего содержания:
- "Ломбардъ на бытхе /за храмом, в новом доме/ гибкие процентные ставки. Кредиты под залог: 1. Драгметаллов и драгкамней (скупка), 2. Кредит под залог мото- и автотехники, 3. Кредит под залог бытовой техники.";
на странице 8 распространена реклама содержания:
- "Окна распашные и раздвижные в кредит ("Альфа - Банк").";
- "Окна вашего дома. Кредит банк "Русский Стандарт". Нас рекомендуют Друзьям!!1. "
с нарушением ч. 1 ст. 28 Федерального закона "О рекламе", выразившемся в отсутствии наименования или имени лица, предоставляющего кредит (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество).
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
Согласно ч. 1 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.
Из содержания п.4 ст.3 Федерального закона "О рекламе" следует, что реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Таким образом, указанная выше реклама, размещенная в газете "Народная газета Сочи", выпуск N 42 (247) от 28.10.2009 - 03.11.2009 на страницах 6, 7, 8 является ненадлежащей.
В соответствии с ч.ч. 6 и 7 ст. 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований ст. 8, ч. 7 ст. 24, ч. 1 ст. 28 Федерального закона "О рекламе" несут рекламодатель и рекламораспространитель. В данном случае нарушение установленных Законом требований к рекламе было очевидным для рекламораспространителя, оказывающего услуги в качестве такового на постоянной основе. Публикация ненадлежащей рекламы произошла по его вине.
Согласно ч. 7 ст. 38 Федерального закона "О рекламе" за нарушение ст. 16 Федерального закона "О рекламе" ответственности подлежит рекламораспространитель.
Рекламораспространителем указанной выше рекламы является ООО "Народная газета Сочи", что подтверждено следующими документами и материалами дела N 180Р/2009:
договором о сотрудничестве по размещению рекламных материалов N 29п-09 от 06.07.2009, заключенным ООО "Народная газета Сочи" с индивидуальным предпринимателем Резяповым Сергеем Науфальевичем;
договором о сотрудничестве по размещению рекламных материалов N 43п-09 от 19.10.2009, заключенным ООО "Народная газета Сочи" с ООО "Ломбард";
договором о сотрудничестве по размещению рекламных материалов N 10п-09 от 19.01.2009, заключенным ООО "Народная газета Сочи" с индивидуальным предпринимателем Комогорцевым Александром Ивановичем;
договором о сотрудничестве по размещению рекламных материалов N 11п-09 от 02.02.2009, заключенным ООО "Народная газета Сочи" с индивидуальным предпринимателем Дуравкиным Алексеем Александровичем;
договором о сотрудничестве по размещению рекламных материалов N 13п-09 от 24.02.2009, заключенным ООО "Народная газета Сочи" с ООО "Гармония";
договором о сотрудничестве по размещению рекламных материалов N 14п-09 от 01.03.2009, заключенным ООО "Народная газета Сочи" с ООО "Перфект консалт".
Из объяснений (вх. N 1305 от 05.03.2010) по делу N 8Р/2010 следует, что выявленные Краснодарским УФАС России нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе были допущены по ее вине, как лица, ответственного за публикацию рекламы в газете "Народная газета Сочи".
Так в соответствии с приказом N 17-лс от 05.05.2006, а также должностной инструкцией начальника рекламного отдела ООО "Народная газета Сочи" (в деле) назначена на должность начальника рекламного отдела ООО "Народная газета Сочи".
Более того, согласно п.п. 2 и 3 главы II должностной инструкции начальника рекламного отдела ООО "Народная газета Сочи" указанное должностное лицо осуществляет свои действия в соответствии с требованиями предусмотренными Федеральным законом "О рекламе", соблюдает законодательство о рекламе; осуществляет контроль за рекламой и материалами рекламно характера, которые печатаются в газете "Народная газета Сочи", реклама, напечатанная и распространенная в газете, должна в обязательном порядке содержать выходные данные, предусмотренные Федеральным законом "О рекламе".
Следовательно, нарушение действующего законодательства при размещении указанных рекламных модулей было допущено в связи с ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей начальника рекламного отдела ООО "Народная газета Сочи".
В соответствии со ст. 2.4 КоАП ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Следовательно, ответственным должностным лицом за распространение ненадлежащей рекламы в газете "Народная газета Сочи", выпуск N 42 (247) от 28.10.2009 - 03.11.2009 на страницах 6, 7, 8 является начальник рекламного отдела ООО "Народная газета Сочи".
Таким образом, в действиях начальника рекламного отдела ООО "Народная газета Сочи" установлены признаки состава административного правонарушения предусмотренного ст. 14.3 КоАП.
В соответствии со ст. 14.3 КоАП нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятисот тысяч рублей.
Установлено, что ранее за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе начальник рекламного отдела ООО "Народная газета Сочи" к ответственности не привлекалась.
В ходе рассмотрения дела N 8Р-А/2010 Краснодарским УФАС России не установлены обстоятельства, в соответствии со ст. 4.2 КоАП смягчающие административную ответственность и в соответствии со ст. 4.3 КоАП отягчающие административную ответственность.
Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, а также статьей 14.3 КоАП,
ПОСТАНОВИЛ:
Наложить на должностное лицо - начальника рекламного отдела ООО "Народная газета Сочи" штраф в размере четырех тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.
Штраф должен быть уплачен по следующим реквизитам:
161 1 16 26000 01 0000 140 - Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о рекламе
ИНН 2309053192 КПП 231001001
Получатель УФК по Краснодарскому краю (Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю)
Банк получателя ГРКЦ ГУ Банка России по Краснодарскому краю г. Краснодар
БИК 040349001
Р/счет 40101810300000010013
Назначение платежа КБК (указать код штрафа)
НДС не предусмотрен
ОКАТО указать по месту своей регистрации
Очередность платежа 4
Тел/факс: 253-62-11
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд (вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела) в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Заместитель руководителя управления Н.Я. Гассий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 5 марта 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016