Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
от 30 сентября 2015 г. N Р/05/1311
Дата оглашения резолютивной части решения - 17.09.2015
Дата изготовления решения в полном объеме - 30.09.2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
|
- заместителя руководителя, Председателя Комиссии; |
|
- начальника отдела естественных монополий, члена Комиссии; |
|
- старшего государственного инспектора отдела естественных монополий, члена Комиссии, |
в присутствии представителей:
ответчика 1 -заместителя главного инженера Открытого акционерного общества "Научно исследовательский институт оптико-электронных приборов" (по доверенности); начальника электротехнического бюро отдела главного энергетика Открытого акционерного общества "Научно исследовательский институт оптико-электронных приборов" (по доверенности);
ответчика 2 - главного юрисконсульта отдела Департамента правового обеспечения Публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго" (по доверенности),
заявителя -представителя Акционерного общества "Ленинградская областная управляющая электросетевая компания" (по доверенности),
рассмотрев материалы дела N 17-05-5924-А/15, возбужденного по признакам нарушения ОАО "НИИ ОЭП" ИНН 4725481940 (188540, Ленинградская область, г. Сосновый Бор, п/я 23) пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
Основанием для возбуждения дела N 17-05-5924-А/15 о нарушении антимонопольного законодательства послужило поступившее в Ленинградское УФАС России заявление Акционерного общества "Ленинградская областная управляющая электросетевая компания" (далее - АО "ЛОЭСК", вх. N 5924 от 15.10.2014) с жалобой на уклонение Открытого акционерного общества "Научно исследовательский институт оптико-электронных приборов" (далее - ОАО "НИИ ОЭП") от заключения договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств по заявке (вх. N 731 от 18.07.2014) к электрическим сетям.
По информации АО "ЛОЭСК", в сетевую организацию поступили заявки ОАО "Концерн Росэнергоатом", ЗАО "Газпромнефть Северо-Запад", ЗАО "Агетство эксплуатации недвижимости" на присоединение энергопринимающих устройств.
В случаях, предусмотренных пунктом 41 Правил технологического присоединения энергопринмающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2001 N 861 (далее - Правила присоединения), сетевая организация (АО "ЛОЭСК") обязана подать заявку на технологическое присоединение к сетям смежной сетевой организации (ОАО "НИИ ОЭП") и заключить с последней договор об осуществлении технологического присоединения.
АО "ЛОЭСК" обратилось с заявкой в ОАО "НИИ ОЭП" (вх. N 731 от 18.07.2014) на технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям.
В нарушение требований пункта 15 Правил присоединения ОАО "НИИ ОЭП" не направило заявителю (АО "ЛОЭСК") для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2-х экземплярах и технические условия, как неотъемлемое приложение к договору, в течение 30 дней со дня получения заявки, что препятствует присоединению энергопринимающих устройств ОАО "Концерн Росэнергоатом", ЗАО "Газпромнефть Северо-Запад", ЗАО "Агентство эксплуатации недвижимости" к электрическим сетям.
Согласно жалобе заявителя, в нарушение пункта 15 Правил присоединения, ОАО "НИИ ОЭП" не уведомило заявителя в течение 6 рабочих дней об отсутствии сведений и документов, указанных в пункте 12 Правил присоединения, необходимых для заключения договора, а направило отказ от подписания.
Действия ОАО "НИИ ОЭП", связанные с не направлением проекта Договора присоединения АО "ЛОЭСК", отказом от заключения Договора присоединения, ущемляют интересы заявителя и являются для него невыгодными, содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства в виде необоснованного отказа от заключения договора (пункт 5 часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).
ОАО "НИИ ОЭП" ИНН 4725481940 (188540, Ленинградская область, г. Сосновый Бор, п/я 23), является субъектом естественной монополии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе (Приказ ФСТ России от 17.12.2003 N 105-7/16) по разделу I - услуги по передаче электрической энергии.
Требования пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции накладывает запрет на злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением путем уклонения от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
В связи с изложенным, на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции Ленинградское УФАС России выдало ОАО "НИИ ОЭП" предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
ОАО "НИИ ОЭП" не исполнило предупреждение Ленинградского УФАС России N Пд/05/4506-49 от 21.11.2014, о чем сообщило в своем ответе на предупреждение (вх. N 7171 от 03.12.2014).
На основании части 8 статьи 39-1 Закона о защите конкуренции, в отношении ОАО "НИИ ОЭП" было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (приказ N 8 от 15.01.2015).
В ходе рассмотрения дела N 17-05-5924-А/15 ответчик 1 сообщил Комиссии и представил документы, свидетельствующие о невозможности исполнить предупреждения Ленинградского УФАС России N Пд/05/4506-49 от 21.11.2014 в связи с неисполнением смежной сетевой организацией (ПАО "Ленэнерго") заявки N 14-15043 от 30.05.2014, которая запросила документы, прилагаемые к заявке, не предусмотренные Правилами присоединения.
Комиссия обязала стороны по делу урегулировать споры, послужившие основанием для возбуждения дела N 17-05-5924-А/15 о нарушении антимонопольного законодательства (определение об отложении рассмотрения дела, исх. N О/05/116 от 02.03.2015).
Во исполнения определения N О/05/116 АО "ЛОЭСК" направило заявку на присоединение электроустановок в ОАО "НИИ ОЭП" - ответчик 1 (вх. N 461 от 03.04.2015) на величину расчетной дополнительной мощности.
ОАО "НИИ ОЭП" обратилось в смежную сетевую организацию ПАО "Ленэнерго" за заключением договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, в соответствии с пунктом 41 Правил присоединения (заявка на технологическое присоединение, вх. N 15-12223 от 07.04.2015).
ПАО "Ленэнерго" направила (исх. N ЛЭ/16-40/181 от 09.04.2015) в Комитет по тарифам и ценовой политике (ЛенРТК) предложения по установлению ставки платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО "Ленэнерго" электроустановок ОАО "НИИ ОЭП" по индивидуальному проекту (заявка N 15-12223).
Предложение по установлению ставки платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО "Ленэнерго" электроустановок ОАО "НИИ ОЭП" по индивидуальному проекту, направленное ПАО "Ленэнерго" в ЛенРТК, не содержало подтверждение расходов неинвестиционного характера.
Кроме того, проект технических условий (приложение к Договору присоединения) направленный в ЛенРТК с предложением не согласован с системным оператором в порядке, предусмотренном пунктом 21 Правил присоединения.
Дополнительная информация ПАО "Ленэнерго" направлена в ЛенРТК (исх. N ЛЭ/16-02/941 от 28.05.2015).
Распоряжением 55-р ЛенРТК 04.06.2015 утверждена плата за технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО "Ленэнерго" энергопринимающих устройств ОАО "НИИ ОЭП" по индивидуальному проекту, по заявке N 15-12223.
ПАО "Ленэнерго" подготовлен проект договора N ОД-11062-15/12233-Э-15 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям по индивидуальному проекту (Договор присоединения) для ОАО "НИИ ОЭП" и технические условия (приложение N 1 к Договору присоединения), которые получены заявителем (ОАО НИИ ОЭП).
ОАО "НИИ ОЭП" подписало проект Договора присоединения, выданный ПАО "Ленэнерго" с протоколом разногласий (исх. N ПД-1224/ОГЭ от 03.07.2015, вх. ЛЭ/1602/1986 от 08.07.2015).
ОАО "НИИ ОЭП" информировало Комиссию (вх. N 6192 от 17.08.2015) о неполучении от ПАО "Ленэнерго" согласованного проекта Договора присоединения.
Комиссия установила в действиях ПАО "Ленэнерго", выразившихся в направлении технических условий в ОАО "НИИ ОЭП" не согласованных с системным оператором, а также содержащих необоснованные требования, без выполнения которых невозможно осуществление технологического присоединения объектов АО "ЛОЭСК" к электрическим сетям, что препятствует заключению договора между заявителем и ОАО "НИИ ОЭП", ущемляет интересы заявителя, содержатся признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
ПАО "Ленэнерго" привлечено к рассмотрению дела N 17-05-5924-А/15 в качестве ответчика 2 (определение N О/05/516 от 20.08.2015).
Комиссия определила (определение об отложении рассмотрения дела N 17-05-5924-А/15, исх. N О/05/515 от 20.08.2015) в срок до 15 сентября 2015 года ПАО "Ленэнерго" заключить Договор присоединения с ОАО "НИИ ОЭП".
По состоянию на 17.09.2015, на заседании Комиссии по рассмотрению дела N 17-05-5924-А/15 ПАО "Ленэнерго" не представлен заключенный с ОАО "НИИ ОЭП" Договор присоединения.
Без заключения Договора присоединения между ОАО "НИИ ОЭП" и ПАО "Ленэнерго" невозможно заключение Договора присоединения между АО "ЛОЭСК" и ОАО "НИИ ОЭП", а так же между ОАО "Концерн Росэнергоатом", ЗАО "Газпромнефть Северо-Запад", ЗАО "Агентство эксплуатации недвижимости" и АО "ЛОЭСК", что ущемляет интересы конечных потребителей.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав доводы и объяснения сторон по делу, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 41 Правил присоединения сетевая организация обязана подать заявку на технологическое присоединение к сетям смежной сетевой организации и заключить с последней договор об осуществлении технологического присоединения.
В нарушение пункта 41 Правил присоединения ОАО "НИ ОЭП" отказала АО "ЛОЭСК" в заключении Договора присоединения по заявке на технологическое присоединение (вх. N 731 от 18.07.2014).
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации N 861 от 27.12.2004 Федеральная антимонопольная служба, в рамках своих полномочий, является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению контроля за соблюдением Правил присоединения.
ОАО "НИ ОЭП" не обращалась в антимонопольный орган с заявлением о нарушении смежной сетевой организацией Правил присоединения при исполнении заявки на технологическое присоединение (вх. N 731 от 18.07.2014).
В нарушение пункта 21 Правила присоединения в целях подготовки технических условий сетевая организация (ПАО "Ленэнерго") в течение 5 рабочих дней с даты получения заявки (ОАО "НИИ ОЭП") не направила ее копию на рассмотрение системному оператору.
Соответственно, системный оператор не получив заявку и проект технических условий от сетевой организации не рассмотрел их в течение 15 дней со дня получения и не осуществил согласование проекта технических условий на технологическое присоединение в отношении присоединяемых объектов по производству электрической энергии, установленная генерирующая мощность которых превышает 5 МВт или увеличивается на 5 МВт и выше, а также присоединяемых объектов электросетевого хозяйства, максимальная мощность которых превышает 5 МВт или увеличивается на 5 МВт и выше, и энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых превышает 5 МВт или увеличивается на 5 МВт и выше.
В соответствии с абз.9 пункта 15 Правил присоединения при необходимости согласования технических условий с системным оператором в случае, предусмотренном абзацем четвертым пункта 21 Правил присоединения, указанный срок по инициативе сетевой организации может быть увеличен на срок согласования технических условий с системным оператором. В этом случае заявитель уведомляется об увеличении срока и дате его завершения. При этом сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору, согласованные с системным оператором, не позднее 3 рабочих дней со дня их согласования с системным оператором.
На момент вынесения решения, ОАО "НИИ ОЭП" и ПАО "Ленэнерго" фактически нарушили требования пункта 15 Правил присоединения.
С учетом изложенного, Комиссия Ленинградского УФАС России по рассмотрению дела N 17-05-5924-А/15, руководствуясь частью 1 статьи 23, частями 1, 2 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, решила:
Признать действия ОАО "НИИ ОЭП" не исполнившее предупреждение Ленинградского УФАС России N Пд/05/4506-49 от 21.11.2014 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, что ущемляет интересы АО "ЛОЭСК" и конечных потребителей услуг: ОАО "Концерн Росэнергоатом", ЗАО "Газпромнефть Северо-Запад", ЗАО "Агентство эксплуатации недвижимости" несоответствующими Правилам присоединения нарушением пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Признать действия ПАО "Ленэнерго", выразившиеся в затягивании сроков заключения договора об осуществлении технологического присоединения с ОАО "НИИ ОЭП", необоснованными несоответствующими Правилам присоединения, что ущемляет интересы АО "ЛОЭСК" и конечных потребителей услуг: ОАО "Концерн Росэнергоатом", ЗАО "Газпромнефть Северо-Запад", ЗАО "Агентство эксплуатации недвижимости", нарушает часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Выдать ОАО "НИИ ОЭП" и ПАО "Ленэнерго" обязательные к исполнению предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела N 17-05-5924-А/15 для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении ОАО "НИИ ОЭП" и ПАО "Ленэнерго" и/или их должностных лиц дел об административных правонарушениях ответственность за которые предусмотрена частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии:
Примечание. Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.
За невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа, частью 2.2. статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 30 сентября 2015 г. N Р/05/1311
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016