Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия
от 16 октября 2015 г. N 11-А-Т-15
Резолютивная часть решения оглашена 02 октября 2015 года
В полном объеме решение изготовлено 16 октября 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии: |
Лебедева К.А. - руководитель управления;
|
Члены комиссии: |
Темерева Т.В. - начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий; |
|
Исакова Е.А. - главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий; Мальцева С.В. - ведущий специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий, |
При участии:
- <_> ОАО "Хакасэнергосбыт"; доверенность;
- представителя ОАО "Хакасэнергосбыт", <_> доверенность;
- представителя ПАО "МРСК Сибири" (далее также - Ответчик, Общество, Сетевая организация), <_>
- <_>
- представителя Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия, <_>
В отсутствие <_> уведомленной о месте и времени рассмотрения настоящего дела надлежащим образом.
В ходе заседания комиссии 29.09.2015 в соответствии с частью 1 статьи 46 Закона о защите конкуренции объявлен перерыв до 14 час.30 мин. 02 октября 2015 года.
После перерыва рассмотрение дела продолжено с дополнительным участием:
- представителя Ответчика, <_> доверенность;
- <_>
в отсутствие <> ОАО "Хакасэнергосбыт".
До рассмотрения настоящего дела по существу заявлений, ходатайств лиц, участвующих в рассмотрении дела, не имеется.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ ПАО "МРСК Сибири" по состоянию на 17.07.2015 в учредительные документы Общества внесены изменения в части наименования юридического лица; согласно Выписке полным наименованием организации является: Публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири", сокращенным: ПАО "МРСК Сибири", о чем 10.07.2015 в ЕГРЮЛ внесена запись, содержащая указанные сведения (ГРН 2152468396463).
Комиссия, рассмотрев дело N 11-А-Т-15, возбужденное по признакам нарушения ПАО "МРСК Сибири" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее также - Хакасское УФАС России, Управление) поступило заявление ОАО "Хакасэнергосбыт" (далее также - Заявитель) (вх. N 732 от 10.02.2015) "О нарушении законодательства" в отношении ОАО "МРСК Сибири" в части не принятия мер по обеспечению передачи электрической энергии надлежащего качества для потребителей, проживающих по адресу: РХ, г. Черногорск, ул. Оросительная, пер. Ташебинский.
По результатам рассмотрения поступившего заявления и дополнительно представленных документов приказом Хакасского УФАС России от 12 мая 2015 года N 180 в отношении ОАО "МРСК Сибири" возбуждено дело N 11-А-Т-15 и создана комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства. Определением от 26 мая 2015 года (исх. N 05-3607/ЕИ) дело назначено к рассмотрению. Определением от 08.07.2015 (исх. N 05-4422/ЕИ) рассмотрение дела отложено. Определением от 11.08.2015 (исх. N 05-5198/ЕИ) срок рассмотрения дела продлен, рассмотрение дела отложено. Согласно Определению от 09.09.2015 (исх. N 05-5759/ЕИ) рассмотрение дела отложено, дело назначено к рассмотрению на 29.09.2015.
Согласно пояснениям Заявителя причиной обращения с заявлением в антимонопольный орган явились неоднократные обращения граждан-потребителей в адрес ОАО "Хакасэнергосбыт", проживающих на ул. Оросительная, пер. Ташебинский г. Черногорска с жалобами на качество электрической энергии (низкий уровень напряжения). Такие обращения в частности поступили в адрес гарантирующего поставщика в январе - феврале 2015 года, в том числе коллективные обращения жителей ул. Оросительная, пер. Ташебинский. При этом жалобы на низкий уровень напряжения от жителей указанных улиц г. Черногорска поступают в течение длительного периода времени - с 2009 г. (в том числе в 2010 г., в 2013 г.). В соответствии с ранее проводимыми обследованиями электрических сетей, по которым осуществляется электроснабжение указанных потребителей, было выявлено их крайне низкое техническое состояние. По результатам проведенных обследований в период 2009-2010 гг. была признана необходимость проведения мероприятий по реконструкции сетей в данном районе, которые согласно решению Сетевой организации, подлежали включению в инвестиционную программу на 2010 год при ее корректировке. Вместе с тем, до настоящего времени мероприятий по реконструкции не проведены, что не позволяет обеспечить передачу электрической энергии надлежащего качества указанным потребителям г. Черногорска, оплачивающим в полном объеме за поставляемую электрическую энергию, включая услуги по ее передаче.
Требования Заявителя заключаются в проведении антимонопольным органом проверки на наличие в действиях Ответчика нарушения антимонопольного законодательства и привлечении его к установленной законодательством ответственности; обязании ПАО "МРСК Сибири" провести мероприятия по обеспечению передачи электрической энергии надлежащего качества потребителям, проживающим в рассматриваемом районе г. Черногорска.
Согласно пояснениям заинтересованных лиц, качество электрической энергии постоянно было низкое. Начиная с 2009 г. стали обращаться с заявлениями (жалобами) на низкий уровень напряжения, потребители вынуждены постоянно проводить самостоятельные замеры уровня напряжения в электрической сети для определения возможности пользования элементарной бытовой техникой. Измерения Сетевой организацией проводились в феврале 2015 г. (проводились на вводе в переулок, опора 7-6), после переключений измерений (обследования сетей) не проводилось. В том числе в настоящее время качество электрической энергии не может быть в полной мере признано соответствующим установленным требованиям, на всем протяжении линии имеются видимые скрутки, каких-либо дополнительных действий Сетевой организацией, в том числе по жалобе от 10.09.2015, не проводилось.
Согласно доводам Ответчика в адрес Сетевой организации в период 2015 года поступили обращения потребителей г. Черногорска (ул. Оросительная, пер. Ташебинский), датированные февралем 2015 г.; срок давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства по обращениям 2009-2010 гг. истек. По поступающим обращениям Сетевой организацией принимаются все необходимые меры по приведению электрической энергии в соответствие с установленными требованиями, что подтверждается отсутствием жалоб потребителей после проведения мероприятий. В период 2015 года Сетевой организацией проведены мероприятия по приведению уровня напряжения в соответствие установленным требованиям, произведено перераспределение нагрузки по фазам (наряд N 203 от 18.02.2015), разработаны технические мероприятия по реконструкции ВЛ-0,4 кВ. Рассматриваемые электрические сети нуждаются в реконструкции, что возможно в рамках инвестиционной программы. Инвестиционная программа скорректирована в апреле-мае 2015 г., капитальные вложения перераспределены на восстановительные работы. В настоящее время объект отсутствует в ИПР 2015 г., строительно-монтажные работы планируются к выполнению на 2016 год. Согласно пояснениям представителей Ответчика нарушений антимонопольного законодательства в действиях Сетевой организации не имеется.
Из полученных в ходе рассмотрения заявления документов и информации, представленных в материалы дела документов и пояснений, комиссией Хакасского УФАС России по рассмотрению дела N 11-А-Т-15 установлены следующие обстоятельства.
Между ОАО "Хакасэнергосбыт" (Заказчик) и ОАО "Хакасэнерго" (Исполнитель, после реорганизации права и обязанности по настоящему договору перешли ОАО "МРСК Сибири") заключен договор от 01.01.2008 N 188/01 оказания услуг по передаче электроэнергии и мощности (далее также - Договор). Предметом договора 188/01 (в редакции соглашения от 29.10.2010) является оказание исполнителем услуг заказчику по передаче электрической энергии путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю и сетям смежных территориальных сетевых организаций на праве собственности или (и) ином установленном федеральным законом основании, и оплата заказчиком услуг исполнителя в порядке, установленном настоящим договором. Согласно договору 188/01 точкой поставки является место в электрической сети, находящееся на границе балансовой принадлежности электросетевого оборудования исполнителя и потребителя, в том числе смежных территориальных сетевых организаций, являющееся местом исполнения обязательства по поставке электрической энергии.
Пунктами 3.3 и 3.5 Договора установлены обязанности исполнителя, согласно которым исполнитель обязуется обеспечивать значения показателей качества электроэнергии согласно ГОСТу 13109-97 на границе балансовой принадлежности потребителя с электрическими сетями исполнителя, территориальных сетевых организаций и бесхозными сетями; направлять заказчику в течение 7 (семи) рабочих дней с момента получения жалоб и заявлений от потребителей мотивированные ответы по вопросам качества передачи электрической энергии и мощности. Обязанностям исполнителя корреспондирует обязанность заказчика по направлению исполнителю в пятидневный срок копии претензий, поступивших от потребителей заказчика, а также запросов государственных и иных уполномоченных органов, касающихся вопросов надежности и качества энергоснабжения потребителей, для их совместного рассмотрения (пункт 5.3 Договора). В пункте 9.2.2 договора 188/01 установлены пределы ответственности исполнителя за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий настоящего договора, в том числе за отклонение показателей качества в точке поставки у потребителей электроэнергии сверх величин, установленных обязательными требованиями, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.4 договора (в редакции соглашения от 29 октября 2010 года) Заказчик заключает договор с Исполнителем в интересах потребителей, подключенных к сетям исполнителя непосредственно либо опосредованно, указанных в приложении N 2 (части 1.1, 1.2, 2.1, 2.3) к настоящему договору.
Приложением N 2 к Договору (часть 1.2) определен перечень граждан-потребителей, энергопринимающие устройства которых подключены непосредственно и опосредованно к сетям ОАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" в интересах которых заключен договор, в том числе потребители по ул. Оросительная, пер. Ташебинский г. Черногорска.
Как следует из материалов дела, пояснений Сетевой организации, электроснабжение рассматриваемых потребителей осуществляется через объекты электросетевого хозяйства, находящегося на балансе филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго": ВЛ-0,4 кВ от КТП 30-08-51, ул. Станционная, 43; ВЛ-0,4 кВ от КТП 30-08-56, ул. Станционная, 1; ТП 30-08-56, "ул. Станционная N 1"; ТП 30-08-56 "ул. Станционная 43".
Согласно заявлению ОАО "Хакасэнергосбыт" от 10.02.2015 (вх. N 732 от 10.02.2015), дополнения к заявлению от 31.03.2015 (вх. N 1856 от 31.03.2015) качество электрической энергии, поставляемой жителям домов, расположенных по ул. Оросительная, пер. Ташебинский г. Черногорска, не соответствует нормативным требованиям, в адрес гарантирующего поставщика неоднократно поступали жалобы жителей указанных улиц г. Черногорска на низкий уровень напряжения в электрической сети.
Такие жалобы поступили в адрес ОАО "Хакасэнергосбыт" 21.01.2015 (<_>), в соответствии с которой потребитель требует принять меры на улучшение качества поставляемой электрической энергии, в настоящее время напряжение в электрической сети составляет 160-180В.
10.02.2015 в адрес ОАО "Хакасэнергосбыт" поступили коллективные обращения граждан с жалобами на низкий уровень напряжения, в том числе по ул. Оросительная (от жителей домов NN <_>) от 08.02.2015; по пер. Ташебинский (от жителей домов NN <_>) от 08.02.2015. Согласно указанным обращениям напряжение составляет 170-180В в дневное время, в вечерние часы 130-160В. Из обращений также следует, что жалобы на низкий уровень напряжения ранее также направлялись указанными жителями, в том числе в период 2009 г.
Согласно материалам дела заявления с жалобами на низкий уровень напряжения направлялись жителями ул. Оросительная, пер. Ташебинский в 2009 г. в адрес ОАО "Хакасэнергосбыт", ПО ЮЭС, администрации г. Черногорска (39 подписей), Управление Роспотребнадзора по РХ. Специалистами ОАО "Хакасэнергосбыт" и филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" в 2009 - начале 2010 г. проведено обследование технического состояния трансформаторной подстанции и воздушных линий электропередачи по указанным улицам. В соответствии с проведенными замерами уровень напряжения не соответствует установленным требованиям. В результате проведенного обследования установлено, что причиной низкого уровня напряжения в жилых домах по ул. Оросительная и пер. Ташебинский является неудовлетворительное техническое состояние воздушных электрических линий, принадлежащих филиалу ОАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" (указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, в том числе перепиской ОАО "Хакасэнергосбыт" (от 21.04.2009 N 2867, 07.10.2009 N 6300, 08.10.2009 N 6320, 21.01.2010 N 379) филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" (от 29.04.2009 N 1.7/05/686, от 22.10.2009 N 1.7/05/1422), администрации г. Черногорска).
В соответствии с актами от 01.10.2009, от 13.01.2010, составленными совместно представителями гарантирующего поставщика и сетевой организации по результатам обследования трансформаторной подстанции и отходящих от нее воздушных линий 0,4 кВ, установлено, что причиной низкого значения уровня напряжения является неудовлетворительное техническое состояние воздушных линий электропередачи (большая протяженность линии, неравномерное распределение нагрузки по фазам, наличие большого количества скруток, недостаточное сечение магистральных проводов и т.д.).
Согласно решению Сетевой организации (письма от 29.04.2009 N 1.7/05/686, от 22.10.2009 N 1.7/05/1422) для приведения качества электрической энергии к нормативному значению ГОСТ необходимо проведение комплексной реконструкции электрических сетей 10/0,4 кВ, мероприятия по проведению реконструкции в данном районе будут учтены при внесении корректировки в инвестиционную программу на 2010 год.
В то же время обращения граждан-потребителей с указанных улиц с жалобами на низкий уровень напряжения в электрической сети не прекратили поступать и по истечении 2010 года.
В 2013 году в адрес ОАО "Хакасэнергосбыт" вновь поступило обращение потребителя с ул. Оросительная, по которому гарантирующий поставщик обратился в адрес сетевой организации с требованием рассмотреть претензию и провести в точке коммерческого контроля проверку соответствия значений показателей качества электрической энергии установленным требованиям, а также представить не позднее 18.04.2013 протокол испытания электрической энергии с заключением о соответствии или несоответствии результатов измерений установленным нормам, а также принять необходимые меры по приведению показателей качества электроэнергии требованиям ГОСТ и информацию по указанным мерам направить гарантирующему поставщику (письмо от 09.04.2013 N 3061).
Письмом от 18.04.2013 филиал сообщил, что для улучшения качества электроснабжения потребителя и поддержания уровня напряжения в соответствии с нормативными требованиями 18.04.2013 персоналом Черногорского РЭС на ТП 30-08-51 были проведены мероприятия по перераспределению нагрузок по фазам.
В период 2015 года в адрес гарантирующего поставщика в очередной раз поступили обращения граждан, в том числе коллективные обращения жителей ул. Оросительная и пер. Ташебинский, с жалобами на низкий уровень напряжения (<_> от 21.01.2015; коллективные обращения жителей ул. Оросительная, пер. Ташебинский от 10.02.2015; <_> от 16.02.2015; от 10.09.2015).
В материалы дела Сетевой организацией представлены протоколы претензионных испытаний электрической энергии по показателям качества, установленным ГОСТ 33073-2014, ГОСТ 32144-2013, проводимых в соответствии с требованиями ГОСТ 33073-2014.
В соответствии с представленными протоколами измерения проводились в следующих пунктах контроля качества электрической энергии: ТП 30-08-56, СШ1, РУ-0,4кВ (протокол N 12 от 16.02.2015); ТП 30-08-56, СШ1, РУ-0,4кВ, ф. 1, опора 7-6 (протокол N 13 от 16.02.2015); ТП 30-08-56, СШ1, РУ-0,4 кВ, ф. 1, опора 7 (N 20 от 27.02.2015); ТП 30-08-56, СШ1, РУ-0,4 кВ, ф. 1, опора 16, Оросительная, 36 (N 21 от 27.02.2015); ТП 30-08-56, СШ1, РУ-0,4кВ, ф. 1, опора 16, пер. Ташебинский, 33 (N 22 от 27.02.2015); ТП 30-08-51, СШ1, РУ-0,4 кВ (N 23 от 27.02.2015); ТП 30-08-51, СШ1, ф. 3, опора 14 (N 24 от 27.02.2015); ТП 30-08-51, СШ1, РУ-0,4 кВ, ф. 3, опора 15 (N 25 от 27.02.2015).
Согласно указанным протоколам качество электрической энергии по установившемуся отклонению напряжения не соответствует установленным требованиям, в том числе по следующим пунктам контроля: ТП 30-08-56, СШ1, РУ-0,4кВ; ТП 30-08-56, СШ1, РУ-0,4кВ, ф. 1, опора 7-6; ТП 30-08-56, СШ1, РУ-0,4кВ, ф. 1, опора 7; ТП 30-08-56, СШ1, РУ-0,4кВ, ф. 1, опора 16 (Оросительная, 36); ТП 30-08-56, СШ1, РУ-0,4кВ, ф. 1, опора 16 (Ташебинский, 33); ТП 30-08-51, СШ1, РУ-0,4кВ; ТП 30-08-51, СШ1, РУ-0,4кВ, ф. 3, опора 14; ТП 30-08-51, СШ1, РУ-0,4кВ, ф. 3, опора 15.
Согласно представленным в материалы дела актам обследования по жалобе на качество электроэнергии, проведенного специалистами Черногорского РЭС 24.02.2015, уровень напряжения на границе балансовой принадлежности сетей с потребителями (в том числе: <_>) не соответствует установленным требованиям. Документального подтверждения проведения замеров у иных потребителей, в том числе подписавших жалобы в 2015 г. Ответчиком в материалы дела не представлено.
Также не представлено документального подтверждения осуществления Сетевой организацией контроля качества электрической энергии в точках передачи электрической энергии потребителям в соответствии с требованиями п. 5 ГОСТ 33073-2014, том числе после перераспределения нагрузки. Протоколы претензионных испытаний электрической энергии по показателям качества от 27.02.2015 подтверждают тот факт, что качество электрической энергии в точках поставки потребителям не может быть признано соответствующим установленным требованиям.
В соответствии с представленными материалами загрузка силового трансформатора составляет: по ТП 30-08-56 55 %; ТП 30-08-51 - 42%.
Из материалов дела и пояснений лиц, участвующих в деле, следует, что причина снижения уровня напряжения связана с техническим состоянием линий электропередачи (ВЛ-0,4кВ), указанные обстоятельства ранее выявлены при проведении совместных с гарантирующим поставщиком обследований объектов электросетевого хозяйства в период 2009-2010 гг.
Согласно пояснениям Сетевой организации (в том числе письмо от 28.09.2015 N 1.7/29/5402-исх) причина снижения уровня напряжения связана с перегруженными линиями электропередач, вызванными увеличением уровня потребляемой электрической энергии, в том числе Сетевой организацией признана необходимость реконструкции сетей (в частности согласно пояснениям в заседании комиссии 08.07.2015, 02.10.2015 сети старые, сечение провода А-35 является недостаточным, пропускной способности сетей недостаточно).
Как следует из ответов Сетевой организации на неоднократные обращения ОАО "Хакасэнергосбыт" (от 06.02.2015 N 1619, от 17.02.2015 N 2238, от 17.02.2015 N 2237, от 25.02.2015 N 2565, от 26.02.2015 N 2637, от 03.03.2015 N 2854, N 2852, от 24.03.2015 N 4039) о приведении уровня напряжения к нормативному значению ГОСТ, Ответчиком начата работа по проверке обоснованности жалоб потребителей, проводятся замеры показателей качества электроэнергии, по окончанию работ и на основании замеров будет проведен анализ качества поставляемой электроэнергии и при необходимости проведены корректирующие мероприятия, проведены мероприятия по перераспределению нагрузок по фазам (в том числе письма филиала "Хакасэнерго" от 11.02.2015 N 1.7/20/520-исх; от 18.02.2015 N 1.7/20/644-исх; от 27.02.2015 N 1.7/20/821-исх; от 06.03.2015 N 1.7/20/1012-исх; от 18.03.2015 N 1.7/20/1158-исх; от 01.04.2015 N 1.7/20/1461-исх; от 16.04.2015 N 1.7/20/1821-исх). Кроме того, из ответов Сетевой организации следует, что Обществом предусмотрена реконструкция электрических сетей в 3 квартале 2015 года.
Из ответов сетевой организации в адрес Хакасского УФАС России (N 1.7/29/1705-исх от 13.04.2015; от 07.07.2015 N 1.7/29/3614-исх; от 28.09.2015 N 1.7/29/5402-исх) для приведения уровня напряжения в соответствие требованиям ГОСТ филиалом проведены следующие мероприятия: произведено перераспределение нагрузки (согласно письму Сетевой организации от 28.09.2015 N 1.7/29/5402-исх по наряду N 203 от 18.02.2015 произведено перераспределение нагрузки на опоре N 7-6 ВЛ-0,4кВ ф. 1 ТП 30-08-56 (переключение отпайки в сторону опоры N 7-6-1), то есть переключение двух домов <_> ул. Оросительная на другую менее загруженную фазу), разработаны технические мероприятия по реконструкции, что подтверждается техническим заданием на проведение проектно-изыскательских работ и разработку проекта (письмо от 13.04.2015 N 1.7/29/1705-исх). Согласно протоколам заседания технического совета филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" (от 06.03.2015, от 30.03.2015) принято решение, в том числе о разработке ПИР "Реконструкция ВЛ-0,4 кВ от ТП 30-08-56 ф. 1 от оп. N 1 до оп. 7-1 с заменой вводов (19 шт.), г. Черногорск ул. Оросительная, пер. Ташебинский", вместо планового ПИР "Реконструкция ВЛ-0,4 кВ от ТП 30-08-51 с заменой вводов (29 шт.), г. Черногорск ул. Оросительная"; при корректировке ИПР 2015 включить в программу "Реконструкция ВЛ-0,4 кВ от ТП 30-08-56 ф. 1 от оп. N 1 до оп. N 7-1 с заменой вводов (19 шт.), г. Черногорск, ул. Оросительная, пер. Ташебинский"; включить в планы работ СМУ выполнение указанных работ по реконструкции.
Согласно пояснениям Ответчика, в том числе в ходе заседания комиссии 08.07.2015, 11.08.2015, в материалы дела представлены исчерпывающие доказательства совершения Сетевой организацией необходимых действий в целях приведения показателей качества электрической энергии установленным требованиям. В качестве основной причины отсутствия реконструкции электрических сетей по ул. Оросительная, пер. Ташебинский г. Черногорска Сетевой организацией названо отсутствие финансовых возможностей у филиала "Хакасэнерго" (письмо от 13.04.2015 N 1.7/29/1705-исх).
Письмом от 13.04.2015 (N 1.7/29/1705-исх) Обществом предоставлена информация, в соответствии с которой инвестиционной программой филиала на 2013-2018 гг. предусмотрены мероприятия по объекту "Реконструкция ВЛ-0,4кВ от ТП 30-08-51 с заменой вводов (29 шт.), г. Черногорск, ул. Оросительная": проектно-изыскательские работы в 2015 г.; строительно-монтажные работы в 2016 году.
По информации, представленной филиалом (от 04.08.2015 N 1.7/29/4193-исх), инвестиционная программа скорректирована в апреле-мае 2015 г., капитальные вложения перераспределены на восстановительные работы. В настоящее время объект отсутствует в ИПР 2015 г., строительно-монтажные работы планируются к выполнению на 2016 год (согласно разработанному техническому заданию).
Согласно информации Госкомтарифэнерго Хакасии (письмо от 03.08.2015 N ГКТЭ-2166/П), а также пояснений представителей в ходе заседания комиссии 11.08.2015 мероприятия по реконструкции и строительству электрических сетей 10/0,4кВ в г. Черногорске по ул. Оросительная предусматривались инвестиционной программой филиала, утвержденной приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 17.05.2013 N 55-п. В настоящее время в проектах инвестиционных программ ПАО "МРСК Сибири" на 2015 год и период 2016-2020 гг. мероприятия по рассматриваемым объектам г. Черногорска отсутствуют, копий материалов в части, касающейся реконструируемых объектов, на согласование в Госкомтарифэнерго Хакасии от Министерства энергетики Российской Федерации не поступало.
Письмом от 19.08.2015 N ГКТЭ-2332/П Госкомтарифэнерго Хакасии сообщил, что представленный дополнительно на согласование проект корректировки мероприятий по реконструкции и строительству электрических сетей мероприятий в отношении рассматриваемых объектов не содержал.
Согласно пояснениям представителя Ответчика, в том числе в ходе заседания Комиссии 09.09.2015, а также письмом от 04.09.2015 (N 1.7/29/4910-исх), в скорректированной инвестиционной программе предусмотрены мероприятия "Реконструкция сетей Черногорского РЭС" (в объеме финансирования на 2015 год 2,968 млн.руб.), в составе которых - реконструкция сетей по ул. Оросительная и пер. Ташебинский в г. Черногорске.
В соответствии с письмом Сетевой организации от 07.07.2015 N 1.7/29/3614-исх мероприятия по реконструкции воздушных линий по рассматриваемым улицам г. Черногорска будут выполнены филиалом при наличии источника финансирования, при формировании ИПР на 2016 год.
Представленные письмом от 04.09.2015 N 1.7/29/4910-исх копии инвестиционных программ мероприятий по рассматриваемым объектам не содержат.
Документального подтверждения проведения Ответчиком в период 2015 г. проектно-изыскательских работ по рассматриваемым объектам в материалы дела не представлено, также не представлено доказательств проведения реконструкции, на которую указано Ответчиком в письмах от 18.03.2015 N 1.7/20/1158-исх; от 01.04.2015 N 1.7/20/1461-исх; от 16.04.2015 N 1.7/20/1821-исх).
Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, исследовав представленную информацию, оценив имеющиеся в материалах дела документы и доказательства, заслушав пояснения сторон, пришла к следующим выводам.
Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, сферой его применения - отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Исходя из позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 4 Постановления от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
В том числе антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Из содержания статьи 3, пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) под услугой по передаче электрической энергии понимается комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 N 179-э ОАО "МРСК Сибири" включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, раздел I Реестра "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии", под регистрационным номером 24.1.58. Приказом от 19.12.1997 N 127/8 ОАО "Хакасэнерго" включено в указанный раздел Реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, регистрационный номер 19.1.1. Постановлением Государственного комитета по тарифам РХ N 18 от 27.03.2008 года филиал ОАО "МРСК-Сибири" - "Хакасэнерго" включено в раздел III "Услуги по передаче и распределению электрической энергии" Реестра энергоснабжающих организаций Республики Хакасия, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль.
В силу статьи 5 Закона о защите конкуренции ПАО "МРСК Сибири" является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на указанном товарном рынке. В соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (приказ ФАС России от 28.04.2010 N 220, ред. от 30.01.2015) Управлением подготовлен Обзор состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии.
Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) установлены правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии.
В соответствии со статьей 2 Закона об электроэнергетике законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.
Положениями части 1 статьи 38 Закона об электроэнергетике предусмотрено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.
В том числе одним из общих принципов организации экономических отношений и основой государственной политики в сфере электроэнергетики является обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики.
Основой системы надежного обеспечения потребителей электрической энергией являются надежная схема энергоснабжения и выполнение всех требований правил технической эксплуатации электростанций и сетей (часть 2 ст. 38 Закона об электроэнергетике).
В силу пункта 7 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения), субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности) в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии. Требования к надежности энергоснабжения и качеству электрической энергии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании подпунктов "а", "г" пункта 15 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа) при исполнении договора сетевая организация обязана обеспечить передачу электрической энергии в точке присоединения энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) к электрической сети, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам; в порядке и сроки, установленные договором, информировать потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) об аварийных ситуациях в электрических сетях, ремонтных и профилактических работах, влияющих на исполнение обязательств по договору.
В силу п. 3 Правил недискриминационного доступа сетевая организация при оказании услуг по передаче электрической энергии обязана соблюдать единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 15.04.2014 N 186 утверждены Единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций (далее - Единые стандарты), которые устанавливают требования к обслуживанию сетевыми организациями лиц, являющихся потребителями услуг сетевых организаций по передаче электрической энергии, в том числе обслуживаемых гарантирующим поставщиком.
В целях оказания услуг по передаче электрической энергии сетевая организация при обслуживании потребителей осуществляет, в том числе контроль показателей качества электрической энергии в точках присоединения энергопринимающих установок потребителя электрической энергии к электрическим сетям сетевой организации; проведение контрольных, внеочередных и иных замеров потокораспределения, нагрузок и уровней напряжения на объектах потребителя и объектах электросетевого хозяйства сетевой организации (пп. "м", "о" п. 3 Единых стандартов).
В части 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что качество подаваемой электроэнергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
Приказом Росстандарта от 22.07.2013 N 400-ст введен в действие Межгосударственный стандарт ГОСТ 32144-2013 Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения, которым установлены обязательные к применению требования к качеству поставляемой электроэнергии.
До 1 июля 2014 г. показатели и нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения устанавливались в соответствии с ГОСТом 13109-97.
Стандартом установлены показатели и нормы качества электрической энергии в точках передачи электрической энергии (точка электрической сети, находящаяся на линии раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном законами основании, определенная в процессе технологического присоединения), в том числе положительные и отрицательные отклонения напряжения.
В соответствии с требованиями к качеству коммунальных услуг (согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354) одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю является качество предоставляемых коммунальных услуг, соответствующее установленным требованиям, в частности в отношении электроснабжения обязательным является постоянное соответствие напряжения и частоты электрического тока требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается.
По смыслу приведенных норм законодателем предусмотрено право потребителей получать электрическую энергию, качество которой соответствует действующим федеральным стандартам. Указанное право потребителя порождает корреспондирующую обязанность субъектов розничного рынка электроэнергетики поставлять потребителю электрическую энергию надлежащего качества.
В силу положений заключенного договора оказания услуг по передаче электрической энергии с гарантирующим поставщиком обеспечение значения показателей качества электроэнергии согласно ГОСТу на границе балансовой принадлежности является обязанностью Сетевой организации, равно как и обязанность направлять заказчику в течение 7 (семи) рабочих дней с момента получения жалоб и заявлений от потребителей мотивированные ответы по вопросам качества передачи электрической энергии и мощности. Неисполнение указанных обязанностей также находится в зоне ответственности Сетевой организации.
ПАО "МРСК Сибири" как сетевая организация несет ответственность за передачу электроэнергии и обеспечение условий ее передачи в рамках установленных обязательственных отношений с потребителями, в пределах своей ответственности отвечает перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Уровень напряжения является фактором, обуславливающим нормальную и безопасную работу бытовых электроприборов, что, в свою очередь, приводит к обеспечению возможности использования объекта недвижимости (жилого дома) по назначению.
Материалы дела свидетельствуют о необеспечении сетевой организацией показателей качества передаваемой указанным потребителям электрической энергии законодательно установленным требованиям, в том числе факты поставки электрической энергии ненадлежащего качества потребителям г. Черногорска (ул. Оросительная, пер. Ташебинский) выявлены в период с 2009 г., 2010 г., в 2013 г., а также в период 2015 года. В течение указанного периода времени потребители, жилые объекты которых расположены в границах рассматриваемых улиц г. Черногорска неоднократно обращались с жалобами на несоответствие качества передаваемой электрической энергии законодательно установленным требованиям.
Факт ненадлежащего качества электроэнергии подтверждается результатами испытаний, проведенных в 2009-2010 гг., при этом мероприятия по реконструкции сетей по настоящее время не проводились, документального подтверждения проведения ремонтных работ в отношении рассматриваемых объектов, направленных на обеспечение их надежной работы в материалы дела не представлено.
Как следует из пояснений Ответчика в материалы дела представлены исчерпывающие доказательства совершения Сетевой организацией необходимых действий в целях приведения показателей качества электрической энергии установленным требованиям (согласно материалам дела в перечне таких мероприятий - перераспределение нагрузки и разработка технического задания). При этом согласно информации Сетевой организации (в том числе письма от 13.04.2015 N 1.7/29/1705-исх; от 07.07.2015 N 1.7/29/3614-исх; от 29.07.2015 N 1.7/1.7/4077-исх) произведено перераспределение нагрузки (подтверждается нарядом 203): переключение двух домов <_> ул. Оросительная на другую менее загруженную фазу, доказательств проведения мероприятий в отношении иных потребителей в материалы дела не представлено.
Обусловленность некачественного электроснабжения техническими характеристиками объектов электросетевого хозяйства подтверждается материалами дела и пояснениями Ответчика. Проблема некачественного электроснабжения активно проявилась с 2009 г., в том числе в период 2010 г. Сетевой организацией признана необходимость проведения мероприятий по реконструкции сетей.
При этом согласно требованиям к технической эксплуатации, в том числе электрических сетей (приказ Минэнерго России от 19.06.2003 N 229), работники энергообъектов обязаны, в том числе поддерживать качество отпускаемой энергии - нормированную частоту и напряжение электрического тока, организовывать расследование нарушений в эксплуатации оборудования и сооружений, вести учет технологических нарушений в работе оборудования (п. 1.1.7 Правил).
При эксплуатации воздушных линий электропередачи должны производиться техническое обслуживание и ремонт, направленные на обеспечение их надежной работы (п. 5.7.1). При техническом обслуживании должны производиться работы по поддержанию работоспособности и исправности ВЛ и их элементов путем выполнения профилактических проверок и измерений, предохранению элементов ВЛ от преждевременного износа (п. 5.7.5).
Необходимые мероприятия, направленные на поддержание качества электроэнергии должны проводиться именно на объектах электросетевого оборудования, которые находятся в сфере контроля сетевой компании - ПАО "МРСК Сибири".
Согласно доводам Ответчика срок давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства по обращениям 2009-2010 гг. истек. Однако проблема некачественного электроснабжения по рассматриваемым объектам электрических сетей не устранена и в период 2013, в 2015 гг.
В течение длительного периода времени сетевой организацией не осуществлено необходимых и достаточных действий для обеспечения передачи в точках поставки потребителей электрической энергии надлежащего качества, что свидетельствует о злоупотреблении ПАО "МРСК Сибири" доминирующим положением при оказании услуг по передаче электрической энергии.
В материалах дела отсутствуют доказательства, что принимаемые Сетевой организацией меры, совершаемые действия привели к нормализации уровня напряжения и устранению причин обращения потребителей с жалобами на поставку электрической энергии ненадлежащего качества. Отсутствие в какой-либо период таких обращений потребителей не является подтверждением нормализации ситуации и устранения причин, влекущих жалобы потребителей. Кроме того, материалы дела свидетельствуют об обратном, некачественное электроснабжение установлено и в период 2009 г., 2010 г., 2013 г., неоднократные обращения (от тех же потребителей) поступили и в период 2015 г.
Также актами обследования, составленными работниками Сетевой организации, подтверждается, что качество электрической энергии у потребителей, проживающих в рассматриваемом районе г. Черногорска, остается ненадлежащим и не соответствует установленным законом требованиям.
В обоснование причин невыполнения необходимых мероприятий Общество ссылается на отсутствие финансовых возможностей. Вместе с тем, приведенное обстоятельство не может являться доказательством допустимости бездействия сетевой организации, правомерности неисполнения обязанности, установленной законом и договором оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенным с гарантирующим поставщиком. При этом Сетевая организация получает плату за услуги по передаче электрической энергии, в том числе указанным потребителям, как за услуги по передаче электрической энергии надлежащего качества, в том числе за период 2009-2014 гг.
Кроме того, как следует из материалов дела, выполнить необходимые мероприятия, направленные на приведение качества оказываемых услуг по передаче электрической энергии в соответствие требованиям ГОСТ, Общество планировало еще в 2010 году (письмо от 22.10.2009 N 1.7/05/1422).
Неудовлетворительное состояние линий электропередачи установлено еще в период 2009-2010 гг., в том числе признание необходимости проведения реконструкции электрических сетей подтверждается материалами дела (в том числе письма от 29.04.2009 N 1.7/05/686; от 22.10.2009 N 1.7/05/1422, Служебная записка N 1.7/51/1279-СЗ от 27.02.2015; пояснения представителей Ответчика в заседании по делу 08.07.2015, 02.10.2015). При этом Сетевой организацией в течение длительного времени указанная реконструкция не осуществлена.
Как следует из информации Госкомтарифэнерго Хакасии (письмо от 03.08.2015 N ГКТЭ-2166/П) выполнение мероприятий по реконструкции и строительству электрических сетей 10/0,4кВ в г. Черногорске (ул. Оросительная, пер. Ташебинский) в период с 2010 по 2014 гг. утвержденными инвестиционными программами не предусматривалось, предложений о включении таких мероприятий в инвестиционные программы в указанный период от филиала в адрес регулирующего органа не поступало. В инвестиционной программе филиала (приказ Госкомтарифэнерго Хакасии от 17.05.2013 N 55-п) на 2015-2016 гг. предусматривались мероприятия только по реконструкции ВЛ-0,4 кВ от ТП 30-08-51 ул. Оросительная, при этом в настоящее время указанные мероприятия в инвестиционной программе отсутствуют. Ответчиком в материалы дела не представлено документального подтверждения совершения необходимых действий по включению в инвестиционные программы мероприятий по рассматриваемым объектам и наличия таких мероприятий в скорректированной инвестиционной программе.
Документального подтверждения, доказательств того, что снижение качества поставляемой электрической энергии потребителям ул. Оросительная, пер. Ташебинский г. Черногорска, обусловлено действиями самих потребителей, в том числе согласно одному из доводов Ответчика -превышением фактической мощности над разрешенной, либо фактами бездоговорного, безучетного электропотребления - материалы дела не содержат, таких доказательств Сетевой организацией не представлено. Указанные потребители относятся к категории граждан, использующих электрическую энергию для бытовых нужд. В том числе пропускная способность электрической сети Сетевой организации должна обеспечивать возможность использования максимальной мощности до 15 кВт включительно, что подтверждается также представленным в материалы дела Сетевой организацией техническим заданием.
Общество является собственником объектов электросетевого хозяйства (трансформаторные подстанции, воздушные линии электропередачи), с использованием которых осуществлялась передача электрической энергии рассматриваемым потребителям.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
При этом в силу п. 167 Основных положений, условий заключенного Договора (п. 3.12) обязанностью Сетевой является, в том числе выявление фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии, осуществление контроля за подключением потребителей к сетям Сетевой организации в целях исключения таких фактов.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, Комиссия установила, что рассматриваемые действия (бездействие) ПАО "МРСК Сибири" свидетельствует о выходе общества за допустимые пределы осуществления своих гражданских прав, поскольку такими действиями на потребителей налагаются неразумные ограничения, ставятся необоснованные условия реализации своих прав на качественное электроснабжение.
В том числе действия Ответчика приводят к нарушению прав гарантирующего поставщика электрической энергии, являющегося потребителем услуг по передаче электрической энергии в интересах обслуживаемых им потребителей электрической энергии.
Согласно материалам дела на многочисленные неоднократные обращения гарантирующего поставщика в адрес Ответчика по вопросам обеспечения качества передаваемой электрической энергии Сетевой организацией мотивированных ответов по вопросам качества передачи электрической энергии и мощности не предоставлено, что в свою очередь препятствует рассмотрению соответствующих обращений потребителей, ответственность перед которыми гарантирующий поставщик несет по заключенным договорам электроснабжения.
В частности в связи с поступлением очередных жалоб потребителей в период 2015 г. (ул. Оросительная, пер. Ташебинский) гарантирующим поставщиком в адрес Сетевой организации направлены соответствующие письма с приложением жалоб потребителей (от 06.02.2015 N 1619; от 17.02.2015 N 2238; от 17.02.2015 N 2237), согласно которым необходимо провести проверку соответствия значений показателей качества электроэнергии установленным требованиям, принять необходимые меры с предоставлением гарантирующему поставщику мотивированного ответа согласно условиям заключенного договора на оказание услуг по передаче электрической энергии.
Согласно ответу Сетевой организации (18.02.2015 N 1.7/20/644-исх; от 11.02.2015 N 1.7/20/520-исх; от 27.02.2015 N 1.7/20/821-исх; от 06.03.2015 N 1.7/20/1012-исх) филиалом начата работа по проверке обоснованности жалобы, по окончанию работ будет проведен анализ качества поставляемой электрической энергии, проведены корректирующие технические мероприятия, результаты которых будут в определенный Ответчиком срок направлены в адрес гарантирующего поставщика.
На повторные обращения гарантирующего поставщика (от 26.02.2015 N 2637; 03.03.2015 N 2854; от 03.03.2015 N 2852; от 24.03.2015 N 4039) с требованием принять необходимые меры в целях обеспечения поставки электроэнергии, удовлетворяющей требованиям ГОСТ, предоставить аргументированные ответы, Сетевая организация направила ответ (от 06.03.2015 N 1.7/20/1012-исх) о том, что филиалом начата работа по проверке обоснованности жалобы, при необходимости будут проведены корректирующие мероприятия, результаты которых будут направлены в адрес гарантирующего поставщика, впоследствии (письмо от 18.03.2015 N 1.7/20/1158-исх) сообщив, что филиалом предусмотрена реконструкция сетей в 3 квартале 2015 года.
При этом контроль показателей качества электрической энергии в точках присоединения энергопринимающих установок потребителя электрической энергии к электрическим сетям сетевой организации; проведение контрольных, внеочередных и иных замеров потокораспределения, нагрузок и уровней напряжения на объектах потребителя и объектах электросетевого хозяйства сетевой организации являются обязанностью Сетевой организации.
Документального подтверждения направления Ответчиком гарантирующему поставщику мотивированных ответов по вопросам качества электрической энергии материалы дела не содержат.
Рассматриваемые действия ПАО "МРСК Сибири", связанные с необеспечением передачи электрической энергии надлежащего качества жителям ул. Оросительная, пер. Ташебинский г. Черногорска образуют состав нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Исследовав материалы дела, комиссия управления пришла к выводу о том, что в действиях Ответчика установлен факт нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Основания для прекращения рассмотрения дела, предусмотренные частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, отсутствуют.
В силу положений статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет, в том числе следующие полномочия: возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства, выдает в случаях, указанных в настоящем законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, исследовав материалы настоящего дела, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания.
Учитывая изложенное, Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь частью 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать положение ПАО "МРСК Сибири" на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии (уровень напряжения НН) в границах объектов электросетевого хозяйства Общества, расположенных на территории МО г. Черногорск, эксплуатация и обслуживание которых осуществляется Черногорским районом электрических сетей филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго", в период 2013 г. - 9 месяцев 2015 г. доминирующим.
2. Признать действия (бездействие) ПАО "МРСК Сибири" при оказании услуг по передаче электрической энергии (мощности) потребителям г. Черногорска (ул. Оросительная, пер. Ташебинский) в части не обеспечения передачи электрической энергии указанным потребителям надлежащего качества, не принятия необходимых и достаточных мер по обеспечению значений показателей качества электрической энергии установленным требованиям, нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
3. Выдать ПАО "МРСК Сибири" предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, для чего:
- выполнить необходимые мероприятия по обеспечению передачи электрической энергии (мощности) надлежащего качества потребителям г. Черногорска (ул. Оросительная, пер. Ташебинский), мероприятия по реконструкции электрических сетей в целях обеспечения значений показателей качества электрической энергии на границе балансовой принадлежности с указанными потребителями (ул. Оросительная, пер. Ташебинский г. Черногорска) установленным требованиям в срок до 01.07.2016, с принятием всех иных необходимых мер для обеспечения норм качества электрической энергии в течение срока, установленного для исполнения предписания.
4. Передать материалы дела должностному лицу Хакасского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Республики Хакасия.
ПАО "МРСК Сибири"
ул. Бограда, 144а, г. Красноярск, 660021
Факс: +7 (391) 274-41-25
e-mail: mrsk@mrsks.ru
Филиал ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго"
ул. Пушкина, 74, г. Абакан, 655000
e-mail: post@ab.mrsks.ru
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 11-А-Т-15
16 октября 2015 года г. Абакан
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии: |
Лебедева К.А. - руководитель управления; |
Члены комиссии: |
Темерева Т.В. - начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий; |
|
Исакова Е.А. - главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий; Мальцева С.В. - ведущий специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий. |
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании решения по делу N 11-А-Т-15 от 16 октября 2015 года о нарушении ПАО "МРСК Сибири" (660021, г. Красноярск, ул. Бограда, 144А) в лице филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" (655000, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Пушкина, 74) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
1. ПАО "МРСК Сибири" прекратить злоупотребление доминирующим положением и совершить действия, направленные на прекращение нарушения антимонопольного законодательства на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии, для чего в срок до 01.07.2016 выполнить необходимые мероприятия по обеспечению передачи электрической энергии (мощности) надлежащего качества потребителям г. Черногорска (ул. Оросительная, пер. Ташебинский), мероприятия по реконструкции электрических сетей в целях обеспечения значений показателей качества электрической энергии на границе балансовой принадлежности с указанными потребителями (ул. Оросительная, пер. Ташебинский г. Черногорска) установленным требованиям, с принятием всех иных необходимых мер для обеспечения норм качества электрической энергии в течение срока, установленного для исполнения предписания.
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Хакасское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения с приложением копий подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель Комиссии |
К.А. Лебедева |
Члены Комиссии |
Т.В. Темерева
Е.А. Исакова
С.В. Мальцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 16 октября 2015 г. N 11-А-Т-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016