Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай
от 21 октября 2015 г. N 36-А/15
Резолютивная часть решения оглашена "08" октября 2015 г.
В полном объеме решение изготовлено "21" октября 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе <_>
рассмотрев 08 октября 2015 года дело N 36-А/15 от 14.09.2015 года по признакам нарушения ПАО "МРСК Сибири" в лице филиала "Горно-Алтайские электрические сети" (Республика Алтай, Майминский район, с.Майма, ул.Энергетиков, 15) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в присутствии заявителя <_> и представителя заинтересованного лица филиала "Горно-Алтайский" АО "Алтайэнергосбыт" Осинцева М.П. (доверенность N 257 от 31.12.2014 г.), установила:
В адрес Алтайского республиканского УФАС России поступило заявление Шаманаевой В.В. (вх. N 2227 от 10.08.2015 г.) в отношении ПАО "МРСК Сибири" в лице филиала "Горно-Алтайские электрические сети" в части низкого напряжения в электросети, расположенной по улицам Вахтинская, Полевая, Березовая с.Кызыл-Озек Майминского района.
Из сути заявления следует, что жителями вышеперечисленных улиц с.Кызыл-Озек 08.12.2014 г. было подано коллективное заявление в адрес филиала ПАО "МРСК Сибири"-"ГАЭС" о низком качестве поставляемой электроэнергии и просьбой установить дополнительную трансформаторную подстанцию, однако сетевой организацией не был дан ответ и не были приняты меры по улучшению качества электроэнергии.
Согласно пояснениям филиала ПАО "МРСК Сибири"-"ГАЭС" (вх. N 2360 от 24.08.2015 г.) данный участок является энергодефицитным, так как все улицы запитаны от одной КТП 10/0,4 кВ N 1-8-5 и для улучшения качества электроэнергии необходимо проведение строительно-монтажных работ, которые будут проведены до 01.11.2015 г.
Филиал "Горно-Алтайский" АО "Алтайэнергосбыт" в ответе (вх. N 2459 от 08.09.2015 г.) указал, что АО "Алтайэнергосбыт", являясь гарантирующим поставщиком, в целях передачи электроэнергии потребителям заключило договор с сетевой организацией, в обязанности которой входит фактическая передача электроэнергии. В рассматриваемом случае качество электроэнергии напрямую зависит от состояния электросетевого хозяйства, содержание которого также является обязанностью сетевой организации, и АО "Алтайэнергосбыт", как гарантирующий поставщик, не имеет права вмешиваться в собственность сетевой организации. Кроме того было дано пояснение, что заявление от данных потребителей в адрес АО "Алтайэнергосбыт" не поступало, в том числе от сетевой организации.
В связи с чем, в соответствии с частью 12 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", приказом управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 14.09.2015 г. N 140 возбуждено дело N 36-А/15 по признакам нарушения ПАО "МРСК Сибири" в лице филиала "Горно-Алтайские электрические сети" ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в непринятии мер по заявлению жителей улиц Вахтинская, Полевая, Березовая с.Кызыл-Озек Майминского района, по приведению качества электроэнергии, поставляемой указанным потребителям, в соответствие с обязательными требованиями, в том числе неуведомление гарантирующего поставщика АО "Алтайэнергосбыт" о поступившем заявлении от потребителей о низком качестве электроэнергии, в нарушение подпунктов "а", "б" пункта 15 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. N 861, условий договора N004 от 26.12.2013 г. об оказании услуг по передаче электрической энергии, что является злоупотреблением доминирующим положением, приводящим к ущемлению интересов заявителя.
Создана Комиссия по рассмотрению данного дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Рассмотрение дела N 36-А/15 назначено на 25.09.2015 г. в 15 часов 00 минут.
В целях получения дополнительных доказательств определением N 36-А/15 от 25.09.2015 г. рассмотрение дела было отложено на 08.10.2015 г. в 14 часов 00 минут.
Комиссия УФАС по РА, рассмотрев материалы дела, установила следующее:
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
ОАО "МРСК Сибири" в лице филиала "Горно-Алтайские электрические сети" (далее - филиал ПАО "МРСК Сибири"-"ГАЭС", Филиал) в соответствии с постановлением Комитета по тарифам Республики Алтай от 01.10.2003 г. N 8/1 (в ред. постановления Комитета по тарифам РА от 09.10.2009 г. N 9/1) включено в Реестр организаций Республики Алтай, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль.
Согласно информации с официального сайта ФНС России организационно-правовая форма ОАО "МРСК Сибири" 10.07.2015 г. изменена на публичное акционерное общество (ПАО).
На основании части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" ПАО "МРСК Сибири" в лице филиала "Горно-Алтайские электрические сети" занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии на территории Республики Алтай в границах балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации, к сетям которой присоединены потребители, за исключением зон деятельности других сетевых организаций, и на его деятельность распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Следовательно, филиалу ПАО "МРСК Сибири"-"ГАЭС" запрещается совершать действия (бездействие), являющиеся злоупотреблением доминирующим положением и результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (ч. 1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции").
Согласно статье 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
В соответствии с пунктом 7 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии. Требования к надежности энергоснабжения и качеству электрической энергии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Наличие оснований и размер ответственности субъектов электроэнергетики перед потребителями за действия (бездействие), повлекшие за собой неблагоприятные последствия, определяются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.
Следовательно, за качество предоставляемой электроэнергии перед потребителем ответственны и сетевая организация, и гарантирующий поставщик в пределах своей ответственности.
В силу статьи 6 Федерального закона от 26.03.2006 г. N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается иметь одновременно на праве собственности или ином предусмотренном федеральными законами основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.
В силу вышеуказанной статьи АО "Алтайэнергосбыт" не имеет права владения и пользования электросетевым хозяйством, используемым для передачи электроэнергии конечному потребителю. В связи с чем АО "Алтайэнергосбыт" приобрело электрическую энергию на оптовом рынке и урегулировало в интересах потребителей отношения по оказанию услуг по передаче электроэнергии - заключило соответствующий договор с сетевой организацией, то есть с лицом, владеющим электросетевым хозяйством, используемым для передачи электроэнергии.
Являясь гарантирующим поставщиком, АО "Алтайэнергосбыт" заключило договор N 004 от 26.12.2013 г. оказания услуг по передаче электрической энергии с ПАО "МРСК Сибири" в лице филиала "Горно-Алтайские электрические сети", как сетевой организацией (ответ АО "Алтайэнергосбыт" вх. N 2590 от 22.09.2015 г.).
Согласно п. 2.1 заключенного между ПАО "МРСК Сибири"-"ГАЭС" и АО "Алтайэнергосбыт" договора оказания услуг по передаче электрической энергии, Исполнитель (Филиал) обязуется оказывать Заказчику (АО "Алтайэнергосбыт") услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии до конечных потребителей Заказчика, указанных в приложении N2 к настоящему Договору, а Заказчик обязуется оплачивать услуги Исполнителя в порядке, установленном настоящим Договором.
В соответствии с п. 3.3.1 вышеуказанного договора, Исполнитель обязуется обеспечить передачу электроэнергии, принятой в свою сеть, от точек
приема (Приложение N1) и до точек поставки (Приложение N2) в пределах максимальной мощности (с учетом пропускной способности электрической сети), в соответствии с согласованными параметрами надежности, с учетом технологических характеристик энергопринимающих устройств потребителей, в порядке, установленном действующим законодательством. Качество передаваемой по сетям Исполнителя электроэнергии должно соответствовать техническим регламентам и иным обязательным требованиям (ГОСТ 13109-97 и ГОСТ 29322-92).
Следовательно, приобретение электроэнергии на оптовом рынке соответствующего качества возложено на АО "Алтайэнергосбыт" (п. 3.2.1 договора N 004 от 26.12.2013 г.), фактическая передача электроэнергии потребителям входит в обязанности филиала ПАО "МРСК Сибири"-"ГАЭС".
Однако качество передаваемой электроэнергии также зависит от технического состояния электросетевого хозяйства, содержание которого входит в обязанности сетевой организации в силу ст.210 Гражданского Кодекса РФ, согласно которой собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно подпунктам "а" и "б" пункта 15 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. N 861, при исполнении договора сетевая организация обязана обеспечить передачу электрической энергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони; осуществлять передачу электрической энергии в соответствии с согласованной категорией надежности энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор).
В письме (вх. N 2360 от 24.08.2015 г.) филиал ПАО "МРСК Сибири"-"ГАЭС" дал пояснение, что улицы с.Кызыл-Озек, указанные в заявлении, находятся на энергодефицитном участке электрических сетей, так как все три улицы запитаны от одной КТП 10/0,4кВ N 1-8-5 и для улучшения ситуации необходимо разукрупнение сетей в данном районе. Строительно-монтажные работы по проекту разукрупнения Филиалом планируется завершить до 01.11.2015 г. Иными словами, сетевая организация не оспаривает тот факт, что электросетевое хозяйство, расположенное на улицах Вахтинская, Полевая и Березовая с.Кызыл-Озек, нуждается в разукрупнении (ремонт, строительство, реконструкция, иное).
25.09.2015 г. на заседании Комиссии УФАС по РА представителем Филиала Киновой А.Г. (доверенность N 00/51-04/6 от 20.07.2015 г.) были представлены акты замеров напряжения от 22.09.2015 г., проведенных по адресу проживания заявителя.
Однако указанные замеры были проведены не в соответствии с ГОСТ 33073-2014, в пункте 5.2.4 которого указано, что продолжительность непрерывных измерений показателей качества электрической энергии при рассмотрении претензий к качеству электрической энергии устанавливается соглашением между сетевой организацией и потребителем, но не менее одних суток.
Замеры были проведены в 10:30 и 10:35 часов, путем разовых снятий показаний (215 В и 205 В соответственно), которые не могут быть показателями соответствующего требованиям уровня напряжения, так как не отражают перепады напряжения за сутки. Указанный уровень напряжения, как пояснил представитель филиала "Горно-Алтайский" АО "Алтайэнергосбыт", находится в нижних пределах предельно допустимых значений.
На заседании Комиссии УФАС по РА Шаманаева В.В. дала пояснения, что указывала специалистам Филиала о перепадах напряжения в утреннее и вечернее время, когда жильцы находятся дома и одновременно включаются электроприборы. Однако специалистами Филиала не было сделано замеров в указанное время, которые могли бы показать значения в часы-"пик".
Акты замеров напряжения, проведенных в соответствии с ГОСТ 33073-2014, Филиалом не представлены (Комиссия УФАС по РА 25.09.2015 г. отложила рассмотрение данного дела исключительно в целях проведения филиалом ПАО "МРСК Сибири"-"ГАЭС" данных замеров и представления актов замеров Комиссии).
Пунктами 3.3.8 и 3.3.11 договора N 004 от 26.12.2013 г. установлена обязанность филиала ПАО "МРСК Сибири"-"ГАЭС" направлять в адрес АО "Алтайэнергосбыт" в 10-дневный срок ответы на заявления потребителей по вопросам передачи электроэнергии, незамедлительно ставить в известность АО "Алтайэнергосбыт" о фактах нарушения электроснабжения потребителей и снижения показателей качества электроэнергии.
На заседании Комиссии представителем АО "Алтайэнергосбыт" было дано пояснение, что, в случае поступления заявлений по вопросам, касающимся деятельности сетевой организации, гарантирующий поставщик направляет данные заявления в адрес сетевой организации и контролирует сроки принятия мер.
08.12.2014 г. жителями улиц Вахтинская, Полевая, Березовая с.Кызыл-Озек Майминского района в адрес филиала ПАО "МРСК Сибири"-"ГАЭС" было подано коллективное заявление о низком качестве передаваемой электроэнергии с просьбой установки дополнительной КТП. Факт поступления данного заявления сетевая организация не оспаривает. Однако, не представила Комиссии УФАС по РА документы, подтверждающие направление ответа в адрес заявителей или уведомление гарантирующего поставщика о поступившем заявлении. Представитель АО "Алтайэнергосбыт" также подтверждает отсутствие переписки с филиалом ПАО "МРСК Сибири"-"ГАЭС" по данному заявлению потребителей.
Неуведомление сетевой организацией гарантирующего поставщика повлекло отсутствие действий последнего по урегулированию вопроса ненадлежащего качества электрической энергии между потребителями, интересы которых он представляет, и сетевой организацией. Для принятия действий у гарантирующего поставщика в рассматриваемой ситуации не было необходимой информации, в частности отсутствовали данные о существовании указанной проблемы, так как потребители обратились в адрес сетевой организации, а не гарантирующего поставщика.
В свою очередь для сетевой организации уведомление гарантирующего поставщика повлекло бы необходимость проведения контрольных мероприятий по измерению напряжения электрической энергии, осмотр электрических сетей, которые могли выявить отклонения от установленных норм. Данные дефекты были бы выявлены в декабре 2014 г. и потребовали бы скорейшего устранения, что повлекло бы материальные и денежные затраты для Филиала. Согласно пояснениям филиала ПАО "МРСК Сибири"-"ГАЭС" (вх. N 2360 от 24.08.2015 г.) для улучшения качества электроэнергии необходимо проведение строительно-монтажных работ, которые будут проведены до 01.11.2015 г., то есть по прошествии 11 месяцев со дня поступления заявления от жителей с.Кызыл-Озек.
Заявителем было указано, что 08.10.2015 г. утром сотрудниками Филиала были проведены повторные замеры напряжения, при которых выявлены отклонения от нормы, однако акты данных замеров Комиссии представлены не были.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
На основании вышеизложенного Комиссия УФАС по РА пришла к выводу, что бездействие филиала ПАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети", выразившееся в непринятии мер по заявлению жителей улиц Вахтинская, Полевая, Березовая с.Кызыл-Озек, в том числе неуведомление гарантирующего поставщика, как лица, представляющего интересы потребителей, о данном заявлении, является злоупотреблением доминирующим положением, так как гарантирующий поставщик потребовал бы принятия мер по приведению электросетевого хозяйства в надлежащее состояние в целях повышения качества передаваемой электроэнергии, что в свою очередь повлекло бы для сетевой организации значительные материальные затраты, и приводит к ущемлению интересов жителей с.Кызыл-Озек, так как электроэнергия длительный период была ненадлежащего качества, что является нарушением ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела N 36-А/15 о нарушении антимонопольного законодательства, решила:
1. Признать в бездействии филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Горно-Алтаские электрические сети" нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в непринятии мер по заявлению жителей улиц Вахтинская, Полевая, Березовая с.Кызыл-Озек Майминского района от 08.12.2014 г. по приведению качества электроэнергии, поставляемой указанным потребителям, в соответствие с обязательными требованиями и неуведомлении гарантирующего поставщика АО "Алтайэнергосбыт" о поступившем заявлении от потребителей о низком качестве электроэнергии, в нарушение подпунктов "а", "б" пункта 15 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. N 861, условий договора N004 от 26.12.2013 г. об оказании услуг по передаче электрической энергии, так как данное бездействие является злоупотреблением доминирующим положением, которое приводит к ущемлению интересов заявителя.
2. Выдать филиалу ПАО "МРСК Сибири" - "ГАЭС" предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем проведения мероприятий, способствующих приведению качества электроэнергии в соответствие с обязательными требованиями, в том числе мероприятий по разукрупнению сетей ВЛ-0,4кВ, отходящих от КТП-10/0,4кВ N 1-8-5, до 16.11.2015 г.
3. Передать материалы дела уполномоченному лицу УФАС по РА для возбуждения административного производства, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ в отношении лица, виновного в нарушении антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ N 36-А/15
21 октября 2015 года г. Горно-Алтайск
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе <_>
руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 21.10.2015 г. по делу N 36-А/15 от 14.09.2015 г. о нарушении ПАО "МРСК Сибири" в лице филиала "Горно-Алтайские электрические сети" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
ПАО "МРСК Сибири" в лице филиала "Горно-Алтайские электрические сети" устранить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в непринятии мер по заявлению жителей улиц Вахтинская, Полевая, Березовая с.Кызыл-Озек Майминского района от 08.12.2014 г. по приведению качества электроэнергии, поставляемой указанным потребителям, в соответствие с обязательными требованиями, в том числе неуведомление гарантирующего поставщика АО "Алтайэнергосбыт" о поступившем заявлении от потребителей о низком качестве электроэнергии, в нарушение подпунктов "а", "б" пункта 15 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. N 861, условий договора N 004 от 26.12.2013 г. об оказании услуг по передаче электрической энергии, что является злоупотреблением доминирующим положением, которое приводит к ущемлению интересов заявителя, путем проведения мероприятий, способствующих приведению качества электроэнергии в соответствие с обязательными требованиями, в том числе мероприятий по разукрупнению сетей ВЛ-0,4кВ, отходящих от КТП-10/0,4кВ N 1-8-5, до 16.11.2015 г.
О выполнении настоящего Предписания сообщить в срок до 20 ноября 2015 г., представив в управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай подтверждающие документы.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 21 октября 2015 г. N 36-А/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016