Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 19 октября 2015 г. N 08-01-414
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Сухоплюев Д.В. |
- и.о. зам. руководителя управления, председатель Комиссии; |
Заргаров А.М. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Соловьёв А.О. |
- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
в отсутствие представителей подателя жалобы - ООО "Артком", уведомлено надлежащим образом,
в присутствии представителей УСД в Томской области: "." (по доверенности), "." (по доверенности), "." (по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "Артком" на действия аукционной комиссии заказчика - УСД в Томской области при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для копировально-множительной техники, МФУ, принтеров цветной печати, средства для воспроизведения информации для обеспечения деятельности федеральных судов общей юрисдикции Томской области, органов судейского сообщества и Управления Судебного департамента в Томской области (извещение N 0165100008115000114), начальная (максимальная) цена контракта 2 022 370,00 рублей, установила:
В Новосибирское УФАС России обратилось ООО "Артком" с жалобой на действия аукционной комиссии заказчика - УСД в Томской области при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для копировально-множительной техники, МФУ, принтеров цветной печати, средства для воспроизведения информации для обеспечения деятельности федеральных судов общей юрисдикции Томской области, органов судейского сообщества и Управления Судебного департамента в Томской области (извещение N 0165100008115000114).
Суть жалобы заключается в следующем. При рассмотрении первых частей заявок аукционная комиссия заказчика отказала в допуске к участию в электронном аукционе первой части заявки ООО "Артком". Как указывает в своей жалобе ООО "Артком", первой части его заявки было отказано в допуске в связи с тем, что не представляется возможным определить комплект картриджей для принтера FS-P6021CDN, предлагаемый им к поставке в п.15 первой части своей заявки.
ООО "Артком" считает отказ в допуске к участию в электронном аукционе первой части его заявки неправомерным, поскольку указало все необходимые сведения относительно товаров, предлагаемых в заявке.
На основании изложенного, ООО "Артком" просит выдать аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
На жалобу от заказчика поступили возражения, в которых указано следующее.
В документации о проведении электронного аукциона содержится требование о поставке товара "Комплект картриджей для принтера FS- P6021CDN, в том числе из голубого, пурпурного, жёлтого картриджей и чёрного картриджа". Каждый тонер - картридж имеет свое наименование (фирменное наименование), позволяющее отличить один тонер - картридж от другого:
Kyocera ТК-580К - картридж для принтера FS-P6021CDN с характеристиками: цвет черный, ресурс черного картриджа не менее 3500 страниц при 5% заполнении листа формата А4;
Kyocera TK-580Y - картридж для принтера FS-P6021CDN с характеристиками: цвет желтый, ресурс цветного картриджа не менее 2800 страниц при 5% заполнении листа формата А4;
Kyocera ТК-580С - картридж для принтера FS-P6021CDN с характеристиками: цвет голубой, ресурс цветного картриджа не менее 2800 страниц при 5% заполнении листа формата А4;
Kyocera ТК-580 М-картридж для принтера FS-P6021CDN с характеристиками: цвет пурпурный, ресурс цветного картриджа не менее 2800 страниц при 5% заполнении листа формата А4.
В соответствии со ст. 432 Гражданского Кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
В соответствии с пунктом 5 статьи 454 Гражданского Кодекса Российской Федерации к отдельным видам договора купли - продажи (поставка товаров для государственных нужд) применяются положения, предусмотренные параграфом 1 главы 30 ГК РФ.
Согласно п. 3 ст. 455 Гражданского Кодекса Российской Федерации условие договора купли - продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара. Таким образом, условие о наименовании товара является существенным условием контракта, заключаемого по результатам данного электронного аукциона.
В соответствии с частью 2 статьи 70 ФЗ N 44-ФЗ заказчик размещает в ЕИС проект контракта, который составляется путем включения информации о товаре, указанной в заявке участника на участие в аукционе. По результатам электронного аукциона спецификация заполняется исходя из предложения участника аукциона, т.е. исходя из информации о товаре, указанной в первой части заявки. В рассматриваемом случае не представляется возможным на основании заявки подателя жалобы заполнить спецификацию в отношении наименования товара и определить картриджи, предлагаемые к поставке.
Таким образом, считаем, что единая комиссия провела рассмотрение первых частей заявок в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок и правомерно отказала в допуске к участию в электронном аукционе ООО "Артком".
На основании изложенного, заказчик просит признать жалобу ООО "Артком" необоснованной.
Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.67 ФЗ N 44-ФЗ аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч.3 ст.66 ФЗ N 44-ФЗ, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч.4 ст.67 ФЗ N 44-ФЗ участник электронного аукциона не допускается к участию в электронном аукционе в случае непредставления сведений, предусмотренных ч.3 ст.66 ФЗ N 44-ФЗ, а также в случае предоставления сведений, несоответствующих требованиям аукционной документации.
В соответствии с ч.5 ст.67 ФЗ N 44-ФЗ отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным ч.4 ст.67 ФЗ N 44-ФЗ, не допускается.
Заказчик в п.15 перечня закупаемых товаров установил к картриджам для принтера FS- P6021CDN следующие требования: тип оборудования - комплект картриджей (должен быть изготовлен фирмой производителем оборудования), описание - комплект из голубого, пурпурного, желтого картриджей и черного картриджа, ресурс цветного картриджа (каждого цвета) - не менее 2800 стр., ресурс черного картриджа - не менее 3500 стр.
ООО "Артком" в первой части своей аукционной заявки предложил к поставке комплект картриджей Kyocera ТК-580 для принтера FS-P6021CDN. Страна производства: Китай. Срок гарантии: 12 мес. Тип оборудования - комплект картриджей (изготовлен фирмой производителем оборудования). Описание - комплект из голубого, пурпурного, желтого картриджей и черного картриджа Ресурс цветного картриджа (каждого цвета) - 2800 стр. Ресурс черного картриджа - 3500 стр.
На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России было установлено, что буквенные обозначения "K", "Y", "C", "M" характеризуют цвета картриджей. "K" - черный, "Y" - желтый, "C" - голубой, "M" - пурпурный.
Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что ООО "Артком" указало в первой части своей аукционной заявки все необходимые сведения относительно картриджей Kyocera ТК-580 для принтера FS-P6021CDN, в том числе цветовое исполнение.
Таким образом, отказ в допуске к участию в электронном аукционе первой части заявки ООО "Артком" по указанному основанию является неправомерным. Аукционная комиссия нарушила ч.5 ст.67 ФЗ N 44-ФЗ.
При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 ФЗ N44-ФЗ внеплановой проверки данного электронного аукциона выявлено следующее нарушение законодательства о закупках.
Заказчик в аукционной документации указал, что осуществляет данную закупку у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. Осуществление закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций является ограничением при проведении закупки в соответствии со ст.30 ФЗ N 44-ФЗ. Однако заказчик в извещении о проведении электронного аукциона указал ограничение в соответствии со ст.30 ФЗ N 44-ФЗ как в графе "ограничения в определении поставщика" так и в графе "преимущества".
Согласно ч.4 ст.27 Федерального закона N 44-ФЗ преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 ФЗ N 44-ФЗ предоставляются при осуществлении закупок:
1) учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы;
2) организациям инвалидов;
3) субъектам малого предпринимательства;
4) социально ориентированным некоммерческим организациям.
Согласно п.4 ч.3 ст. 49, п.5 ч.5 ст.63 и п.6 ч.1 ст.73 Федерального закона N 44-ФЗ в извещениях о проведении аукциона, открытого конкурса и запроса котировок указываются преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 Федерального закона N 44-ФЗ.
Нормы указанных статей корреспондируют со статьями 28, 29 и 30 Федерального закона N 44-ФЗ. Статьи 28, 29 и 30 являются специальными нормами Федерального закона N 44-ФЗ, предусматривающими порядок предоставления преимуществ и установления ограничений в закупках.
Статьи 28 и 29 Федерального закона N 44-ФЗ прямо предусматривают предоставление преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов.
В свою очередь, статья 30 Федерального закона N 44-ФЗ прямо предусматривает установление в извещениях об осуществлении закупок ограничений в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации (ч.3 и ч.8 ст.30 Федерального закона N 44-ФЗ). Положения статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ не содержат норм о предоставлении каких-либо преимуществ субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям. Данное обстоятельство связано с тем, что в случае установления ограничения участия в закупке по статье 30 Федерального закона N 44-ФЗ, ее участниками могут быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации. В связи с этим, предоставление преимуществ субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям перед этими же участниками закупки является абсурдным. Таким образом, предоставление преимуществ, не предусмотренных статьей 30 Федерального закона N 44-ФЗ, является деянием, противоречащим нормам Федерального закона N 44-ФЗ.
Более того, статьи Федерального закона N 44-ФЗ, регламентирующие порядок подачи заявок на участие в открытом конкурсе, электронном аукционе, запросе котировок (ст.51, ст.66, ст.73), предусматривают представление в заявках документов, подтверждающих получение преимуществ только по статьям 28, 29 Федерального закона N 44-ФЗ. При этом, в данных статьях установлено требование о предоставлении в заявке участника закупки декларации о принадлежности участника закупки к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ.
Совокупность указанных норм свидетельствует о невозможности предоставления преимуществ в соответствии со ст.30 Федерального закона N 44-ФЗ и указание о возможности предоставления преимуществ вводит участников закупок в заблуждение, не соответствует вышеуказанным положениям законодательства.
Части 5 и 6 ст.30 ФЗ N 44-ФЗ устанавливают требование к поставщику, не являющемуся СМП или СОНКО о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП или СОНКО с указанием в контракте объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Данные положения не предусматривают каких - либо преимуществ СМП или СОНКО перед другими участниками закупки, а трактуют условие исполнения заключенного контракта в части привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП или СОНКО.
Кроме того, в соответствии с ч.1 ст.21 ФЗ N 44-ФЗ планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок.
Согласно ч.2 ст.21 ФЗ N 44-ФЗ планы-графики формируются заказчиками в соответствии с планами закупок.
Согласно ч.11 ст.21 ФЗ N 44-ФЗ заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.
В соответствии с ч.2 ст.112 ФЗ N 44-ФЗ заказчики размещают в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планы-графики размещения заказов на 2014 - 2016 годы по правилам, действовавшим до дня вступления в силу ФЗ N 44-ФЗ, с учетом особенностей, которые могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно п.2 Приказа Минэкономразвития России N 182, Казначейства России N 7н от 31.03.2015 г. "Об особенностях размещения в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2015 - 2016 годы" планы-графики подлежат размещению на официальном сайте не позднее одного календарного месяца после принятия закона (решения) о бюджете.
Согласно п.5 указанного Приказа размещение плана-графика на официальном сайте по форме планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, утвержденной приказом N 761/20н, осуществляется с учетом следующих положений:
2) в соответствующих столбцах, предусмотренных формой планов-графиков, указываются:
е) в столбце 6:
предоставляемые участникам закупки преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 Федерального закона N 44-ФЗ (при наличии таких преимуществ);
информация об ограничениях, связанных с участием в закупке только субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, либо об установлении требований к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии со статьей 30 Федерального закона N 44-ФЗ (при наличии таких ограничений или требований).
Таким образом, с учетом совокупности вышеуказанных норм действующего законодательства о контрактной системе заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики. С учетом вышеуказанных обязательных особенностей размещения планов-графиков на официальном сайте заказчики при осуществлении закупок у СМП/СОНКО указывают информацию об ограничениях, связанных с участием в закупке только СМП/СОНКО в соответствии со статьей 30 Федерального закона N 44-ФЗ. А при наличии преимуществ указывают преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 Федерального закона N 44-ФЗ.
Таким образом, заказчик нарушил ст.30 ФЗ N 44-ФЗ.
Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 ФЗ N44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России решила:
Признать жалобу ООО "Артком" на действия аукционной комиссии заказчика - УСД в Томской области при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для копировально-множительной техники, МФУ, принтеров цветной печати, средства для воспроизведения информации для обеспечения деятельности федеральных судов общей юрисдикции Томской области, органов судейского сообщества и Управления Судебного департамента в Томской области (извещение N 0165100008115000114) обоснованной.
Признать заказчика нарушившим ст.30 ФЗ N 44-ФЗ.
Признать аукционную комиссию нарушившей ч.5 ст.67 ФЗ N 44-ФЗ.
Выдать заказчику и аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
ПРЕДПИСАНИЕ N 08-02-418
об устранении нарушений законодательства в сфере закупок
19 октября 2015 года г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Сухоплюев Д.В. |
- и.о. зам. руководителя управления, председатель Комиссии; |
Заргаров А.М. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Соловьёв А.О. |
- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
на основании своего решения N08-01-414 от 19.10.2015 г. по жалобе ООО "Артком" на действия аукционной комиссии заказчика - УСД в Томской области при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для копировально-множительной техники, МФУ, принтеров цветной печати, средства для воспроизведения информации для обеспечения деятельности федеральных судов общей юрисдикции Томской области, органов судейского сообщества и Управления Судебного департамента в Томской области (извещение N 0165100008115000114), предписывает:
Для устранения нарушений законодательства в сфере закупок УСД в Томской области необходимо:
Прекратить нарушение ст.30 ФЗ N 44-ФЗ, а именно, прекратить предоставлять в аукционной документации преимущества субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям;
Для устранения нарушений законодательства в сфере закупок аукционной комиссии заказчика необходимо:
Прекратить нарушение ч.5 ст.67 ФЗ N 44-ФЗ, а именно, прекратить отказывать первой части аукционной заявки по основаниям, не предусмотренным ч.4 ст.67 ФЗ N 44-ФЗ;
Отменить решения аукционной комиссии, зафиксированные во всех протоколах по данному электронному аукциону.
Провести процедуру рассмотрения первых частей заявок в соответствии с решением N08-01-414 от 19.10.2015 г. и настоящим предписанием.
Для устранения нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок электронной площадке ООО "РТС-тендер" обеспечить возможность исполнения решения N 08-01-414 от 19.10.2015 г. и настоящего предписания.
О принятых мерах в соответствии с требованиями настоящего предписания сообщить до 05.11.2015 г. с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание:
За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего предписания в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридические лица и должностные лица несут административную ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 19 октября 2015 г. N 08-01-414
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016