Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия
от 15 октября 2015 г. N 55-А-15
Резолютивная часть решения объявлена 13.10.2015 года.
В полном объеме решение изготовлено 15.10.2015 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии: Широкова О.В. - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия;
Члены комиссии: Тукачева А.А. - главный специалист - эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы;
Чиж Д.А. - главный специалист - эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы - отсутствует;
Митрофанова Е.И. - специалист - эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы,
в присутствии:
1) главы Туимского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия "_", на основании Постановления Избирательной комиссии Республики Хакасия от 18.09.2015 года N 137/916-3 "О регистрации избранного главы Туимского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия";
2) представителя ОАО "Хакасэнергосбыт" "_", на основании доверенности от 12.01.2015 года N 09,
рассмотрев дело N 55-А-15 по признакам нарушения Администрацией Туимского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия пункта 7 части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, статьи 19 и статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в принятии акта, осуществлении действий (бездействий), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в части заключения Договора аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности Туимского сельсовета (теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение) от 30.06.2015 года N 1 без организации и проведения торгов, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия поступило заявление ОАО "Хакасэнергосбыт" от 19.08.2015 года исходящий N 11377 (входящий от 20.08.2015 года N 4505) о незаконных действиях Администрации Туимского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия, выразившихся в передаче муниципального имущества по Договору аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности Туимского сельсовета (теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение) от 30.06.2015 года N 1 в ООО "Управляющая компания "Наш Дом" без проведения конкурса на право заключения такого договора.
28.08.2015 года (входящий N 4666) в адрес антимонопольного органа также поступили материалы Прокуратуры Ширинского района от 27.08.2015 года N 7-12-2015, повторяющие доводы и обстоятельства заявления ОАО "Хакасэнергосбыт".
В результате рассмотрения указанных обращений, установив в действиях Администрации Туимского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия признаки нарушения антимонопольного законодательства, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия Приказом от 11.09.2015 года N 302 возбудило дело N 55-А-15 в отношении Администрации Туимского сельсовета по признакам нарушения пункта 7 части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, статей 19, 20 Закона о защите конкуренции.
Определением о назначении дела N 55-А-15 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 11.09.2015 года данное дело назначено на 13.10.2015 года.
Присутствующий на заседании комиссии представитель заявителя ОАО "Хакасэнергосбыт" (в Определении о назначении дела N 55-А-15 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 11.09.2015 года допущена опечатка, описка в указании заявителя: вместо ОАО "Хакасэнергосбыт" указано ОАО "Хакасэнерго") подтвердил доводы, изложенные в заявлении о нарушении законодательства от 19.08.2015 года N 11377 (входящий от 20.08.2015 года N 4505).
Присутствующий на заседании комиссии глава Администрации Туимского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия с вменяемыми нарушениями согласился.
Основываясь на материалах дела, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия установила следующее.
30.06.2015 года между Администрацией Туимского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия (арендодатель) и ООО "Управляющая компания "Наш Дом" (арендатор) заключен Договор аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности Туимского сельсовета (теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение) N 1.
По данному договору арендодатель передал, а арендатор принимает во временное пользование имущество коммунальной инфраструктуры (теплоснабжения, водоснабжению, водоотведению) в соответствии с приложением к договору (пункт 1.1 Договора от 30.06.2015 года N 1).
Договор от 30.06.2015 года N 1 заключен на срок с 30.06.2015 года по 31.05.2016 года.
Исследовав пояснения лиц, участвующих в деле N 55-А-15 о нарушении антимонопольного законодательства, проанализировав материалы дела, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 Закона о защите конкуренции
Положениями статей 19 и 20 Закона о защите конкуренции предусмотрены случаи для государственной или муниципальной преференции и порядок их предоставления.
В соответствии с положениями части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Как установлено комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия в ходе рассмотрения настоящего дела, торги на право заключения договоров аренды имущества N 1 Администрацией Туимского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия не проводились.
Передача государственного или муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов (конкурса, аукциона) создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к государственному или муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести данные права в отношении государственного или муниципального имущества. Передача прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества путем проведения конкурса или аукциона, позволяет обеспечить равный доступ к государственному или муниципальному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.
Законодательством о защите конкуренции установлен запрет органам местного самоуправления передавать муниципальное имущество отдельным хозяйствующим субъектам без проведения торгов либо без осуществления иных публичных процедур, при соблюдении которых иные потенциальные участники рынка имеют равную возможность реализовать право на получение такого имущества. Нарушение такого запрета может приводить к устранению или недопущению конкуренции.
Пункт 9 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предусматривает возможность заключения договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров в порядке, установленном главой 5 Закона о защите конкуренции.
Главой 5 Закона о защите конкуренции регламентировано предоставление государственных и муниципальных преференций.
Государственные или муниципальные преференции - это предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий (пункт 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Согласно части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции предоставление государственных или муниципальных преференций должно соответствовать целям, определенным указанной статьей Закона о защите конкуренции, и их предоставление не должно приводить к устранению или недопущению конкуренции.
Частью 3 статьи 20 Закона о защите конкуренции установлено, что государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 данной статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.
Комиссией антимонопольного органа по рассмотрению настоящего дела установлено, что в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия Администрация Туимского сельсовета обращалась с заявлением о даче согласия на предоставление муниципальной преференции в виде передачи в аренду муниципального имущества ООО "Хакресводоканал Ширинского района" в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия приняло Решение от 15.06.2015 года N 14-15-П об отказе в предоставлении муниципальной преференции ООО "Хакресводоканал Ширинского района в виде передачи в аренду без проведения торгов муниципального имущества в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения на период с 01.06.2015 года по 31.05.2016 года, так как ее предоставление может привести к устранению или недопущению конкуренции.
Следовательно, Администрацией Туимского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия при передаче в аренду ООО "Управляющая компания "Наш Дом" муниципального имущества по Договору аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности от 30.06.2015 года N 1 нарушен порядок предоставления муниципальной преференции, установленный главой 5 Закона о защите конкуренции, не соблюден.
В соответствии с нормами пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе, запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции.
Учитывая изложенное, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия пришла к выводу, что заключение Администрацией Туимского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия Договора аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности от 30.06.2015 года N 1, и передача на основании Акта приема-передачи имущества, направлено на получение ООО "Управляющая компания "Наш Дом" прав пользования в отношении муниципального имущества, переданного без проведения аукциона или конкурса, и свидетельствует о предоставлении названному лицу преимущества перед другими хозяйствующими субъектами, что недопустимо в соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и нарушает требования статей 17.1, 19 - 20 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с положениями статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет, в том числе следующие полномочия: возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства; выдает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям обязательные для исполнения предписания, в том числе, о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства, в том числе о принятии мер по возврату имущества, иных объектов гражданских прав, переданных в качестве государственной или муниципальной преференции (подпункт 1 пункта 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции) и о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции (подпункт г пункта 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции).
Поскольку комиссией установлено, что имущество согласно Договору аренды имущества от 30.06.2015 года N 1 передано Администрацией Туимского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия ООО "Управляющая компания "Наш Дом" для организации функционирования коммунального хозяйства и благоустройства муниципального образования Туимского сельсовета в нарушение статей 15, 17.1, 19 - 20 Закона о защите конкуренции, то имеются основания для выдачи Администрации Туимского сельсовета предписания.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать Администрацию Туимского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия нарушившей пункт 7 части 1 статьи 15, часть 1 статьи 17.1, статьи 19 и 20 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части осуществления действий (бездействий), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции - заключение с ООО "Управляющая компания "Наш Дом" Договора аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности Туимского сельсовета (теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение) от 30.06.2015 года N 1 без организации и проведения установленной законодательством процедуры торгов и в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции, а именно, без предварительного согласия антимонопольного органа на предоставление муниципальной преференции.
Выдать Администрации Туимского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Председатель комиссии О.В. Широкова
Члены комиссии А.А. Тукачева
Е.И. Митрофанова
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Администрации Муниципального образования Туимского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия
"_"
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 55-А-15
15 октября 2015 года г. Абакан
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии: |
Широкова О.В. - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия; |
Члены комиссии: |
Тукачева А.А. - главный специалист - эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы; |
|
Чиж Д.А. - главный специалист - эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы - отсутствует; Митрофанова Е.И. - специалист - эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы, |
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), на основании решения от 15.10.2015 года по делу N 55-А-15 о нарушении Администрацией Туимского сельсовета пункта 7 части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, статей 19 и 20 Закона о защите конкуренции, предписывает:
1. Администрации Туимского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия прекратить нарушение пункта 7 части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, статей 19, 20 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в осуществлении действий (бездействий), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции - заключение с ООО "Управляющая компания "Наш Дом" Договора аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности Туимского сельсовета (теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение) от 30.06.2015 года N 1 без организации и проведения установленной законодательством процедуры торгов и в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции, а именно, без предварительного согласия антимонопольного органа на предоставление муниципальной преференции, для чего: до 01 июня 2016 года совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно, в соответствии с требованиями статьи 17.1 Закона о защите конкуренции провести конкурсные процедуры по передаче муниципального имущества (являющееся предметом Договора аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности Туимского сельсовета (теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение) от 30.06.2015 года N 1).
2. О выполнении настоящего предписания сообщить Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия не позднее пяти дней со дня его выполнения, предоставив надлежащим образом заверенные копии подтверждающих документов.
Председатель комиссии |
О.В. Широкова |
Члены комиссии
|
А.А. Тукачева
Е.И. Митрофанова
|
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 15 октября 2015 г. N 55-А-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016