Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
от 15 октября 2015 г. N 117
Резолютивная часть решения оглашена 15 октября 2015 года
В полном объеме решение изготовлено 15 октября 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе председательствующего <_> - заместитель руководителя Хабаровского УФАС России, начальник отдела контроля органов власти, членов Комиссии: <_>- главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России, <_>- ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,
в присутствии представителей:
ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" - <_> по доверенности,
ОАО Бурейский крановый завод "Бурея-Кран", ВСУ СК России по Восточному военному округу ВСО по Хабаровскому гарнизону - уведомленные о дате, времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в заседание комиссии не обеспечили,
рассмотрев дело N 8-01/271 по признакам нарушения Федеральным государственным унитарным предприятием "Главное управление специального строительства по территории Дальневосточного Федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства" части 1 статьи 17 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, по результатам проведенной Военным следственным управлением Следственного Комитета России по Восточному военному округу Военным следственным отделом по Хабаровскому краю доследственной проверки ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" при проведении закупок в целях строительства объектов космодрома "Восточный", в отношении предприятия возбуждено настоящее дело по признакам нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в проведении закупки у единственного поставщика при заключении с ОАО Бурейский крановый завод "Бурея-Кран" договора N 223 ЕП/2014 от 04.06.2014 на выполнение поставки и монтажа троллейного токоподвода и эстакады токоподвода, пусконаладочные работы эстакады токоподвода, для четырех кранов козловых контейнерных грузоподъемностью 38 тонн, на объекте Амурской области ЗАТО Углегорск промышленная строительно-эксплуатационная база космодром "Восточный" площадка N 1-5 (далее ПСЭБ площадка N 1-5), извещение N 31401099371.
ОАО Бурейский крановый завод "Бурея-Кран" в представленном пояснении указало, что договор поставки N 223 ЕП/2014 от 04.06.2014 заключен на основании протокола N 223 ЕП/2014 комиссии по закупкам у единственного поставщика для нужд ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" от 23.04.2014 в соответствии с пунктом 9 статьи 22 Положения о закупках товаров, работ и услуг для нужд предприятия, способом прямой закупки без рассмотрения конкурирующих предложений.
В заседании комиссии представитель ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" с основаниями возбужденного дела в отношении предприятия не согласился, пояснив, что поскольку истекли сроки производства работ на строительстве объекта "Космодром "Восточный", создание промышленной строительно-эксплуатационной базы Космодрома (I этап) и это могло привести к срыву срока ввода объекта в эксплуатацию, предприятие приняло решение о заключении договора с подрядчиком. Обоснованием закупки у единственного поставщика послужило возникновение условий невозможности исполнения договорных обязательств заказчиком в установленный срок и для предотвращения последствий, необходима определенная продукция (товары, работ, услуги), приобретение которой конкурентными процедурами закупок в договорные сроки невозможно.
Кроме того, представитель предприятия пояснил, что для обеспечения монтажа кранов и ввода их в эксплуатацию необходимы рабочие чертежи на эстакады троллейных шинопроводов, которые должен был предоставить проектный институт. Рабочая документация, в частности раздела "КМ", "КЖ" по объекту разработана и принята к производству работ заказчиком только 02.09.2014, то есть после размещения закупки у единственного поставщика. До этого велась переписка с обществом по вопросу предоставления исходных данных для рабочей документации.
Комиссия Хабаровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, заслушав представителя предприятия, рассмотрев материалы дела, пришла к следующему выводу.
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Закон N 223-ФЗ не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи, с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.
При закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (статья 3 Закона N 223-ФЗ).
Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (часть 5 статьи 3 Закона N 223-ФЗ).
Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" (далее Положение), в редакции по состоянию на 07.03.2014, размещено на официальном сайте закупок в сети "Интернет" (www.zakupki.gov.ru).
Статьёй 15 Положения установлены способы закупок предприятием товаров, работ, услуг - открытый аукцион в электронной форме, конкурс, запрос предложений, запрос котировок, закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Определенный настоящим пунктом перечень видов процедур закупок является исчерпывающим.
В среднем срок проведения таких закупок, как запрос предложений, запрос котировок, составляет 23-27 дней. При проведении торгов только на информационное обеспечение затрачивается не менее 20 дней.
В приведенных в части 5 статьи 16 Положения о закупках терминах и определениях под закупкой у единственного поставщика понимается процедура закупки, в результате которой заказчиком заключается договор с единственным поставщиком без проведения конкурентных процедур, в случаях определенных статьёй 22 настоящего Положения.
Перечень оснований осуществления закупок у единственного поставщика предусмотрен статьёй 22 Положения, к числу которых относится возникновение условий невозможности исполнения договорных обязательств заказчиком в установленный срок и для предотвращения последствий, когда необходима определенная продукция (товары, работы, услуги), приобретение которой конкурентными процедурами закупок в договорные сроки невозможно. Данный пункт применяется при: - срыве срока утвержденного графика строительства объекта и своевременного ввода объекта в эксплуатацию; - срыве сроков поставки продукции контрагентом; - поставке некачественной продукции контрагентом; - срыве сроков выдачи проектно-сметной документации; - внесении изменений в проектно-сметную документацию (пункт 9).
По материалам дела комиссией установлено, что 03.07.2012 между Федеральным космическим агентством и ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" заключен государственный контракт на выполнение работ по строительству объекта космодром "Восточный" - строительство технического комплекса площадки 2. Срок производства работ с 01.07.2012 по 30.07.2015. Подпунктом 7.1.2 пункта 7.1 контракта генподрядчику предоставлено право привлекать к выполнению работ субподрядные организации. Заключение контракта согласовано Федеральным агентством специального строительства 19.06.2012.
23.04.20114 ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" на сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении закупки у единственного поставщика ОАО Бурейский крановый завод "Бурея-Кран" на выполнение работ по поставке и монтажу троллейного токоподвода и эстакады токоподвода, пусконаладочные работы эстакады токоподвода, для четырех кранов козловых контейнерных грузоподъемностью 38 тонн.
В протоколе осуществления закупки у единственного поставщика от 23.04.2014 N 223 ЕП/2014, в качестве обоснования выбора способа закупки, приведена ссылка на пункт 9 статьи 22 Положения о закупках товаров, работ и услуг для нужд предприятия, утвержденного начальником предприятия в редакции от 07.03.2014, а именно, возникли условия невозможности исполнения договорных обязательств заказчиком в установленный срок и для предотвращения последствий, необходима определенная продукция (товары, работы, услуги), приобретение которой конкурентными процедурами закупок в договорные сроки невозможно. Срыв срока утвержденного графика строительства объекта и своевременного ввода объекта в эксплуатацию.
04.06.2014 между ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" и ОАО Бурейский крановый завод "Бурея-Кран" заключен договор поставки N 223 ЕП/2014 на выполнение поставки и монтажа троллейного токоподвода и эстакады токоподвода, пусконаладочные работы эстакады токоподвода, для четырех кранов козловых контейнерных грузоподъемностью 38 тонн, на объекте Амурской области ЗАТО Углегорск промышленная строительно-эксплуатационная база космодром "Восточный" площадка N 1-5 (далее ПСЭБ площадка N 1-5). Цена договора составляет 177 600 000,00 рублей с учетом НДС.
Согласно листу замечаний и листу согласований указанный договор согласовывался в период с 15.03.2014 по 04.06.2014.
04.04.2014 ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" направило в адрес Федерального агентства специального строительства письмо о согласовании выбора единственного поставщика, в обоснование своей просьбы указало на то, что 27.08.2013 провело конкурсную процедуру запрос предложений N 0663 ЗП/2013 на выполнение работ по изготовлению, доставке и монтажу четырех кранов грузоподъемностью 38 тонн, по результатам которой, определен поставщик ОАО "Балткран". Провести одну конкурсную процедуру на изготовление, поставку кранов и троллейного токоподвода не представлялось возможным из-за отсутствия рабочей документации марки "КМ" и "КЖ" (фундаменты" под эстакаду шинопровода), которую должно разработать и предоставить ФГУП "ЦПО" при Спецстрое России". Неоднократные обращения предприятия в ФГУП "ЦПО" при Спецстрое России" в течение 2013-2014 годов о предоставлении рабочей документации результатов не дали и, как следствие, не проводилась конкурентная процедура.
09.06.2013 в п. Новобурейский на краностроительном заводе ОАО "Бурея-Кран" прошло рабочее совещание, на котором принято решение о привлечении ОАО Бурейский крановый завод "Бурея-Кран" для уточнения и корректировки проектных решений при разработке проектно-сметной документации промышленной строительно-эксплуатационной базы. Поскольку указанное общество осуществляет поставку аналогичного комплекса оборудования на площадку "Открытый склад длинномерных грузов 1-6", ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" просит разрешить процедуру выбора единственного поставщика на изготовление, поставку и монтаж троллейного токоподвода с ОАО Бурейский крановый завод "Бурея-Кран".
12.05.2014 ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" направило в адрес "Спецстроя России" письмо с просьбой о согласовании заключения договора с ОАО Бурейский крановый завод "Бурея-Кран", как крупной сделки, в рамках исполнения государственного контракта от 22.12.2011 N 873-ИВ005/11.
Согласно справки-обоснования выбора контрагента в связи с угрозой срыва сроков сдачи объекта строительства, и имеющимся указаниям о привлечении конкретного поставщика в проектно-сметной документации - ОАО Бурейский крановый завод "Бурея-Кран", проводить конкретные закупки на поставку и монтаж троллейного токоподвода и пусконаладочные работы эстакады токоподвода, для четырех кранов козловых контейнерных грузоподъемностью 38 тонн, нецелесообразно. При проведении процедуры выбора единственного поставщика рассмотрены три предложения отвечающие требованиям заказчика: ОАО Бурейский крановый завод "Бурея-Кран" с ценовым предложением с учетом НДС - 117 600 000,00 рублей, ООО "Калининэнергострой" России - 126 000 000,00 рублей, ЗАО "Дальтехноцентр" - 123 000 000,00 рублей.
Из рассмотренных предложений, предложение ОАО Бурейский крановый завод "Бурея-Кран" с наименьшей ценой договора.
Из письма "Спецстрой России" от 21.05.2014 следует, что Спецстрой России рассмотрел обращение по вопросу согласования совершения крупной сделки на поставку эстакады токоподвода на объект "Космодром "Восточный" ПСЭБ площадка N 1-5 и в соответствии с приказом от 12.06.2012 N 262 "Об утверждении Порядка согласования отдельных вопросов хозяйственной деятельности федеральных государственных унитарных предприятий при Спецстрое России" не возражает относительно совершения вышеуказанной крупной сделки.
21.05.2014 ФГУП "Спецстройсервис" при Спецстрое России" в связи с рассмотрением Спецстроем России пакета документов по согласованию проекта договора между ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" и ОАО Бурейский крановый завод "Бурея-Кран", направило письмо в управление по финансово-экономической работе Спецстроя России с просьбой согласовать данный проект договора, а также приложило карточку контроля цен по согласованию крупной сделки.
27.05.2014 ФГУП "Спецстройсервис" при Спецстрое России" в письме к заместителю директора Спецстроя России - главному инженеру Спецстроя России сообщило о том, что в ходе согласования заключения договора возникли вопросы, связанные с допуском СРО у контрагента на монтажные и пусконаладочные работы. Поскольку ОАО Бурейский крановый завод "Бурея-Кран" не имеет допуска СРО, 06.05.2014 общество заключило договор с ЗАО "Дальтехноцентр", имеющих допуск СРО. Исходя из сложившейся ситуации ФГУП "Спецстройсервис" при Спецстрое России" просит согласовать заключение договора с ОАО Бурейский крановый завод "Бурея-Кран".
21.07.2014 ОАО Бурейский крановый завод "Бурея-Кран" направило письмо в адрес ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России", в котором указывает на то, что согласно подпунктам 1.2, 3.1.1, 3.3.3 договора N 223 ЕП/2014 от 04.06.2014 покупатель обязан передать поставщику техническое задание и чертежи "КМ". До настоящего момента ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" не выполнило взятые на себя обязательства по условиям данного договора, в связи с чем не представляется возможным завершить разработку чертежей КМД относительно согласования конструкции узла токосъема на поставляемых козловых кранах грузоподъемностью 38 тонн.
29.07.2014 заместитель директора Спецстроя России в своем обращении к начальнику ФГУП "Центрального проектного объединения" при Спецстрои России" с целью исключения срыва ввода объекта в эксплуатацию, потребовал разобраться в связи с чем с декабря 2013 года центральное проектное объединение не изготовило и не предоставило необходимую для изготовления и поставки металлоконструкций рабочую документацию раздела "КМ" на эстакады троллей козловых кранов грузоподъемностью 38 тонн.
В акте от 31.04.2014 N КМ-18/7 по результатам контрольного мероприятия проверки эффективности использования средств, направленных на реализацию мероприятий Федеральной космической программы России на 2006-2015 годы в ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" за период 2011-2014 годы по "Строительству стартового комплекса РН "Союз-2" Площадка 1С" и "Строительству технического комплекса, площадка N 2", проведенного специалистами контрольно-ревизионного управления Спецстроя России указано на необоснованность выбора способа закупки у единственного поставщика ОАО Бурейский крановый завод "Бурея-Кран" (договор N 223 ЕП/2014 от 04.06.2014), так как указанный договор заключен без утвержденного технического задания, начальная (максимальная) цена договора сформирована на основании сметной стоимости 117 600 000,00 рублей, без учета коммерческого предложения ОАО "Балткран" от 01.07.2013 N 11 ОМ - 46 700 000, 00 рублей.
По материалам дела комиссией установлено, что информацией о необходимости закупки указанных работ предприятие обладало с 2013 года, однако действий по проведению конкурентной закупки не приняло.
Частями 1, 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен и иных проводимых в соответствии с Законом N 223-ФЗ закупок запрещено совершать действия, которые приводят либо могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7).
Спорная закупки осуществлена предприятием у единственного поставщика при наличии достаточного количества времени на организацию и проведение конкурентной закупки, что исключило возможность заинтересованных лиц претендовать на заключение договора поставки в равных условиях. В связи с этим комиссия приходит к выводу о несоответствии рассматриваемых действий предприятия, при проведении закупки у единственного поставщика, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Ссылка представителя предприятия на отсутствие документации, в частности раздел "КМ", "КЖ" для изготовления эстакад для троллейного токоподвода, не может быть принята, поскольку спорный договор заключен с обществом в отсутствие такой документации.
Комиссией учтено, что заключенный договор может быть расторгнут только по соглашению сторон, либо в судебном порядке. В данном случае разрешение вопроса о прекращении соглашения в административном порядке законодательством не предусмотрено, что исключает возможность возврата сторон в первоначальное положение, в связи с чем выдача предписания не приведет к устранению нарушения антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать действия ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России", выразившиеся в проведении предприятием закупки у единственного поставщика при заключении договора с ОАО Бурейский крановый завод "Бурея-кран" договора от 04.06.2014 N 223 ЕП /2014 на выполнение поставки и монтажа троллейного токоподвода и эстакады токоподвода, пусконаладочных работ эстакады токоподвода, для четырех кранов козловых контейнерных грузоподъемностью 38 тонн (извещение N 31401099371), нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
2. Предписание не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 15 октября 2015 г. N 117
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016