Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области
N 05/14-15 (опубликовано 9 октября 2015 г.)
Резолютивная часть оглашена 28.09.2015
Изготовлено в полном объеме 09.10.2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
"<_>",
в отсутствие:
"<_>",
при участии от ответчика по делу - Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области" (далее - ФКУ ИК-4 УФСИН России по Омской области): "<_>" (доверенность от 11.09.2015 N 56/ТО/4-175, личность удостоверена паспортом);
при участии от лица, располагающего сведениями - Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области (далее - УФСИН России по Омской области): "<_>" - начальника юридической службы УФСИН России по Омской области (доверенность от 09.09.2015 N 56/ЮР-37, удостоверение ОМС N "<_>" действительно по "<_>"),
рассмотрев дело N 05/14-15 по признакам нарушения ФКУ ИК-4 УФСИН России по Омской области (ул. Луговая, д. 27, г. Исилькуль, Омская область, 646020) статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
1. Дело N 05/14-15 возбуждено приказом руководителя Омского УФАС России от 14.08.2015 N 174 на основании поступившей из Прокуратуры Омской области информации, свидетельствующей о признаках нарушения антимонопольного законодательства.
Так, Прокуратура Омской области указывает, что в 2014 году рядом учреждений УФСИН России по Омской области заключены договоры безвозмездного пользования в отношении объектов нежилого фонда, закрепленных за ними на праве оперативного управления с Федеральным государственным унитарным предприятием "Управление торговли Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю" (далее - ФГУП "Управление торговли ГУФСИН"). Помещения, передаваемые ссудополучателю, предназначены для целей организации розничной торговли продуктами питания и предметами первой необходимости для нужд лиц, содержащихся в соответствующих исправительных учреждениях. Договоры в отношении соответствующего недвижимого имущества были заключены без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
По мнению Прокуратуры Омской области, передача государственного имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов создало ФГУП "Управление торговли ГУФСИН" преимущественные условия в получении соответствующего имущества во временное владение (пользование) и препятствовало доступу к государственному имуществу иных лиц, осуществляющих аналогичный вид деятельности, которые также имели намерения приобрести вышеуказанные права в отношении государственного имущества.
2. Представители УФСИН России по Омской области, ФКУ ИК-4 УФСИН России по Омской, привлеченные к участию в деле N 05/14-15 определением от 27.08.2015, относительно обстоятельств дела N 05/14-15 на заседаниях Комиссии 09.09.2015 и 28.09.2015 пояснили следующее.
В соответствии с указанием Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН России) (телеграмма от 21.10.2013 N исх-05-37262), помещения магазинов исправительных учреждений (в целях реализации осужденным продуктов питания на территории исправительных учреждений) должны быть переданы в безвозмездное пользование ФГУП "Управление торговли ГУФСИН".
Таким образом, 19.12.2013 между ФКУ ИК-4 УФСИН России по Омской области и ФГУП "Управление торговли ГУФСИН" был заключен договор N 349 безвозмездного пользования недвижимым имуществом (далее - договор N 349 от 19.12.2013).
Предметом договора N 349 от 19.12.2013 являлось недвижимое имущество, в отношении которого право собственности осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний (далее - ФСИН России). ФКУ ИК-4 УФСИН России по Омской области и ФГУП "Управление торговли ГУФСИН" являются подведомственными учреждениями данного органа власти, использующими имущество ФСИН России на праве оперативного управления.
ФКУ ИК-4 УФСИН России по Омской области, УФСИН России по Омской области за согласованием договора N 349 от 19.12.2013 в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (далее - ТУ Росимущества в Омской области) не обращались.
14.08.2015 в соответствии со статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) ФКУ ИК-4 УФСИН России по Омской области и ФГУП "Управление торговли ГУФСИН" пришли к соглашению расторгнуть договор N 349 от 19.12.2013.
3. ТУ Росимущества в Омской области, привлеченным к участию в деле N 05/14-15 определением от 15.09.2015, относительно обстоятельств дела N 05/14-15 представлены письменные пояснения (вх. Омского УФАС России от 25.09.2015 N 8878).
Как следует из письменных пояснений ТУ Росимущества в Омской области в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 N 537 "О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения", ТУ Росимущества в Омской области согласовывает передачу в аренду или безвозмездное пользование недвижимого имущество, находящегося в оперативном управлении федеральных казенных и бюджетных учреждений, зарегистрированных в качестве юридического лица на территории Омской области.
Информация о заключении договора безвозмездного пользования N 349 от 19.12.2013 между ФКУ ИК-4 УФСИН России по Омской области и ФГУП "Управление торговли ГУФСИН" в ТУ Росимущества в Омской области отсутствует. Учреждение за согласованием указанного договора в ТУ Росимущества в Омской области не обращалось.
4. Как следует из представленных ФКУ ИК-4 УФСИН России по Омской области материалов помещение штаба жилой зоны, общей площадью 787,8 кв.м. (инв. N 8281(9073)), литера: БВ, расположенное по адресу: Россия, Омская область, Исилькульский район, г. Исилькуль, ул. Луговая принадлежит на праве собственности Российской Федерации. В соответствии с договором N 46-019 от 19.07.2010 данное федеральное имущество передано в оперативное управление ФБУ ИК-4 УФСИН России по Омской области, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 08.10.2010 сделана запись регистрации N 55-55-06/012/2010-336 (Свидетельство о государственной регистрации права от 18.01.2012, сер. 55-АА N 516358). Приказом ФСИН России от 12.04.2011 N 217 тип ФБУ ИК-4 УФСИН России по Омской области изменен на ФКУ ИК-4 УФСИН России по Омской области.
Приказом ФСИН России от 12.04.2011 N 217 утвержден Устав ФКУ ИК-4 УФСИН России по Омской области.
В соответствии с разделом I Устава ФКУ ИК-4 УФСИН России по Омской области ФКУ ИК-12 УФСИН России по Омской области является учреждением уголовно-исправительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы.
Учредителем ФКУ ИК-4 УФСИН России по Омской области является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет ФСИН России.
Собственником имущества Учреждения является Российская Феднрация в лице ФСИН России.
Полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного Учреждению на праве оперативного управления, осуществляет ФСИН России в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По своей организационно-правовой форме Учреждение является федеральным казенным учреждением и имеет статус исправительного учреждения.
ФКУ ИК-4 УФСИН России по Омской области вправе самостоятельно пользоваться имуществом, закрепленным за ним Учредителем на праве оперативного управления.
В соответствии с разделом V Устава ФКУ ИК-4 УФСИН России по Омской области Учреждение не вправе отчуждать или либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления, приобретенным за счет средств федерального бюджета, без согласия собственника этого имущества.
В соответствии с указанием ФСИН России (телеграмма от 21.10.2013 N исх-05-37262), помещения магазинов исправительных учреждений (в целях реализации осужденным продуктов питания на территории исправительных учреждений) предписывалось передать в безвозмездное пользование ФГУП "Управление торговли ГУФСИН".
ФГУП "Управление торговли ГУФСИН" осуществляет деятельность в организационно-правовой форме коммерческой организации - унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, выступающего от своего имени, приобретающего имущественные и личные неимущественные права, обязанности, выступающего истцом и ответчиком в суде (пункт 1.1, 1.6 Устава ФГУП "Управление торговли ГУФСИН"). Одной из целей деятельности предприятия является получение прибыли (пункт 2.1 Устава ФГУП "Управление торговли ГУФСИН"). Предприятие свободно в выборе предмета и содержания договоров и обязательств, любых форм хозяйственных взаимоотношений, которые не противоречат законодательству Российской Федерации и Уставу (пункт 4.1 Устава ФГУП "Управление торговли ГУФСИН").
19.12.2013 между ФКУ ИК-4 УФСИН России по Омской области (далее - Ссудодатель) и ФГУП "Управление торговли ГУФСИН" (далее - Ссудополучатель), в соответствии с решением Федеральной службы исполнения наказаний (телеграмма ФСИН России от 21.10.2013 исх. N 05-37262, Приказ ФСИН России от 11.11.2013 N 636 "Об объявлении решений коллегии Федеральной службы исполнения наказаний") без проведения торговых процедур (конкурсов или аукционов) заключен договор N 349 безвозмездного пользования недвижимым имуществом.
Предметом договора является объект нежилого фонда - часть помещения штаба жилой зоны площадью 68,9 кв. м. (площадь помещения для хранения товаров - 48,9 кв. м.; площадь торгового помещения - 20 кв. м.), расположенного по адресу: Омская область, г. Исилькуль, ул. Луговая.
Содержанием договора является возложение на Ссудодателя обязанности по предоставлению Ссудополучателю в безвозмездное пользование вышеуказанного помещения (предмета договора) для использования в целях оказания услуг по торговому обслуживанию осуждённых, содержащихся в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Омской области (пункт 1.1 договора N 349 от 19.12.2013).
Ссудополучатель пользуется закрепленным за ним имуществом в соответствии и с условиями договора и действующим законодательством Российской Федерации (пункт 3.2.1 договора N 349 от 19.12.2013). Ссудополучатель не вправе передавать в какой бы то ни было форме, в том числе в качестве пая (доли) в уставной капитал коммерческих организаций, либо по договору о совместной деятельности, в аренду, в безвозмездное пользование, в собственность, в залог другим предприятиям, организациям, частным лицам и т.д. либо обременять его любыми другими способами без письменного согласия Ссудодателя (пункт 3.4.3 договора N 349 от 19.12.2013).
Срок действия договора установлен до 31.12.2018 (пункт 2.1 договора N 349 от 19.12.2013). Объект нежилого фонда передан Ссудополучателю по Акту приема-передачи, подписанного сторонами 25.12.2013.
5. Рассмотрев имеющиеся в деле N 05/14-15 материалы, заслушав представителей ФКУ ИК-4 УФСИН России по Омской области и УФСИН России по Омской области, Комиссия установила следующие обстоятельства и сделала следующие выводы.
В соответствии с правилами части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, заключение договоров аренды, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключениями случаев, предусмотренных указанной статьей.
Согласно части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, в порядке, предусмотренном частью 1 данной статьи, осуществляется заключение договоров безвозмездного пользования в отношении государственного имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным казенным учреждениям.
Согласно пункту 1 статьи 689 ГК РФ, по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Исходя из содержания пунктов 1.1, 3.1-3.4 договора N 349 от 19.12.2013, передача имущества по акту приёма-передачи от ссудодателя к ссудополучателю рассматривается сторонами как акт исполнения договорных обязательств (таким образом, указанный договор считается заключённым с момента достижения их сторонами соглашения по всем существенным условиям договора). Договор N 349 от 19.12.2013 подписан уполномоченными лицами со стороны ссудодателя (ФКУ ИК-4 УФСИН России по Омской области) и ссудополучателя (ФГУП "Управление торговли ГУФСИН"), достигшими согласия по всем существенным условиям (пункт 1 статьи 432 ГК РФ) и считается заключённым.
Указанный выше договор заключен без проведения торгов (конкурсов или аукционов).
Заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества без проведения торгов допускается в случаях предоставления указанных прав на такое имущество в порядке исключений, предусмотренных статьей 17.1 Закона о защите конкуренции.
Вместе с тем, основания для заключения договора N 349 от 19.12.2013 без проведения торгов, предусмотренных пунктами 1-16 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции отсутствуют.
Отношения подведомственности между ссудодателем, ссудополучателем и ФСИН России не является основанием для неприменения норм Закона о защите конкуренции и предусмотренных им процедур, в том числе требования о заключении договоров безвозмездного пользования в отношении федерального имущества по результатам торгов.
Таким образом, действия ФКУ ИК-4 УФСИН России по Омской области свидетельствуют о нарушении статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
Вместе с тем, как следует из материалов дела N 05/14-15, договор N 349 от 19.12.2013, заключенный между ФКУ ИК-12 УФСИН России по Омской области и ФГУП "Управление торговли ГУФСИН", расторгнут соглашением от 14.08.2015. Помещения возвращены Ссудодателю по акту приема-передачи - 14.08.2015.
Разрешая вопрос о выдаче ФКУ ИК-4 УФСИН России по Омской области предписания об устранении нарушений статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия пришла к выводу, что заключение вышеуказанными сторонами соглашения от 14.08.2015 о расторжении договора N 349 от 19.12.2013, следует расценивать как восстановление положения, существовавшего до нарушения ФКУ ИК-4 УФСИН России по Омской области статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
В связи с добровольным устранением ФКУ ИК-4 УФСИН России по Омской области нарушения статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия прекращает рассмотрение дела N 05/14-15 на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции. Основания для выдачи предписания антимонопольным органом отсутствуют.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1, 2, 3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Признать действия ФКУ ИК-4 УФСИН России по Омской области, выразившиеся в заключении договора безвозмездного пользования объекта нежилого фонда, закрепленного на праве оперативного управления за ФКУ ИК-4 УФСИН России по Омской области от 19.12.2013 N 349 с Федеральным государственным унитарным предприятием "Управление торговли Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю" без проведения конкурсов или аукционов на право заключения данного договора, нарушающими статью 17.1 Закона о защите конкуренции.
2. Рассмотрение дела N 05/14-15 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ФКУ ИК-4 УФСИН России по Омской области прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции.
3. Передать материалы дела N 05/14-15 уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии "<_>"
Члены Комиссии: "<_>"
Согласно части 1 статьи 52 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области N 05/14-15 (опубликовано 9 октября 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016