Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области
от 8 октября 2015 г. N 06-10/15-274
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее - Комиссия Мурманского УФАС России) в составе:
председатель Комиссии Мурманского УФАС России: Калитина Н.А. - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
члены Комиссии Мурманского УФАС России:
Лапеня Е.А. - главный специалист-эксперт Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Фирсова Н.М. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
при участии представителя Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Мурманской области" (далее по тексту решения - Заказчик) - Коматовского А.Е. (по доверенности от 08.10. 2015 года N Ю/30/10/15),
без участия индивидуального предпринимателя Морозова А.В. или его представителя, должным образом уведомленного о времени и месте рассмотрения,
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Морозова А.В. (далее по тексту решения - ИП Морозов А.В., Заявитель) на действия единой комиссии по осуществлению закупок для нужд Военного комиссариата Мурманской области (далее по тексту - Единая комиссия) при проведении электронного аукциона "Фрахтование автотранспортных средств по Заказу для нужд Военного комиссариата Мурманской области", реестровый номер закупки: 0349100003115000120 (далее по тексту решения - Электронный аукцион) в соответствии со статьёй 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту решения - Закон о контрактной системе), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области 02 октября 2015 года обратился участник закупки - ИП Морозов А.В. с жалобой на действия Единой комиссии при проведении Электронного аукциона.
Из существа жалобы следует, что по результатам рассмотрения вторых частей заявок, заявка Заявителя была отклонена на основании пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
ИП Морозов А.В. настаивает на том, что заявка соответствует требованиям, указанным в аукционной документации, следовательно, заявка отклонена Единой комиссией неправомерно.
Заявитель просит проверить правомерность действий Единой комиссии и выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
Представитель Заказчика с доводами жалобы ИП Морозова А.В. не согласен и считает, что действия Единой комиссии соответствовали требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Заседание Комиссии Мурманского УФАС России состоялось в 14 часов 30 минут 08 октября 2015 года и проведено в соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе. В ходе заседания Комиссии Мурманского УФАС России осуществлено ведение аудиозаписи.
Комиссия Мурманского УФАС России, изучив доводы Заявителя, возражения Заказчика, исследовав представленные сторонами документы, приходит к следующим выводам.
Из существа дела следует, что 11.09.2015 года на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг размещены извещение о проведении Электронного аукциона и аукционная документация.
Организация, осуществляющая закупку: Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Мурманской области".
Наименование объекта закупки: Фрахтование автотранспортных средств по Заказу для нужд Военного комиссариата Мурманской области.
Начальная (максимальная) цена контракта: 180 000.00 рублей.
Порядок определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путём проведения конкурсов и аукционов регламентирован параграфом 2 Закона о контрактной системе.
Требования к содержанию документации об Электронном аукционе определены в статье 64 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Правила описания объекта закупки регламентированы статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно пункту 1 технического задания Приложения 1 к государственному контракту, который является неотъемлемой частью аукционной документации, Заказчику необходимо оказание автотранспортных услуг по Заказам ФРАХТОВАТЕЛЯ по маршруту: г. Кировск (ул. Советской Конституции, 7а) - г. Апатиты (ДК им. Егорова) - г. Мурманск, ОСП (ул. Шевченко, 22) - г. Апатиты (ДК им. Егорова) - г. Кировск (ул. Советской Конституции, 7а).
В соответствии с пунктом 3 технического задания Приложения 1 к государственному контракту Заказчиком установлены требования к характеристикам оказываемых услуг, в том числе: предоставление автотранспортного средства вместимостью не менее 20 мест для сидения (кроме места водителя) в зависимости от Заказа ФРАХТОВАТЕЛЯ.
Порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе регламентирован статьей 66 Закона о контрактной системе.
В силу части 2 статьи 66 Закона о контрактной системе, заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
Пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе.
Аналогичные требования установлены в пункте 17 аукционной документации.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в Электронном аукционе от 21 сентября 2015 года, Единая комиссия приняла решение допустить заявку Заявителя (порядковый номер заявки 1) к участию в Электронном аукционе, поскольку участник с порядковым номером заявки 1 представил свое согласие на оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об Электронном аукционе.
Порядок рассмотрения вторых частей заявок регламентирован статьей 69 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе установлено, что аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае: непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Процедура рассмотрения вторых частей заявок на участие в Электронном аукционе осуществлялась Единой комиссией 15 сентября 2015 года.
Результаты рассмотрения вторых частей заявок оформлены протоколом подведения итогов Электронного аукциона от 25 сентября 2015 года (далее - Протокол подведения итогов).
Из Протокола подведения итогов следует, что Единая комиссия приняла решение отклонить заявку ИП Морозова А.В. В качестве обоснования принятого решения в Протоколе подведения итогов указано, что заявленное автотранспортное средство ГАЗ 322132 по вместимости не соответствует пункту 3.1 технического задания, согласно которому вместимость должна составлять не менее 20 мест, не считая места водителя.
Комиссией Мурманского УФАС России изучена заявка Заявителя и установлено следующее.
ИП Морозов А.В. в составе заявки, помимо прочего, представил диагностическую карту автотранспортного средства. Регистрационный номер: 076150011500962. Диагностическая карта содержит информацию о марке и модели транспортного средства: ГАЗ 322132.
Автомобили указанной марки всех модификаций, согласно данным официального сайта автозавода ГАЗ, имеют от восьми до четырнадцати пассажирских мест.
Как было указано ранее, Заказчику для оказания услуг необходимо транспортное средство с вместимостью не менее 20 пассажирских мест.
Таким образом, из представленной Заявителем информации в составе заявки, Единая комиссия имела возможность определить соответствие автотранспортного средства, предложенного для оказания услуг ИП Морозовым А.В., и установить, что данное автотранспортное средство не соответствует потребности Заказчика.
Как было указано ранее, в соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае: непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Учитывая изложенное, Комиссия Мурманского УФАС признает действия Единой комиссии о признании заявки ИП Морозова А.В. не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе законными и обоснованными.
Жалоба Заявителя признается необоснованной.
В соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией Мурманского УФАС проведена внеплановая проверка размещенной закупки, в ходе которой установлено нижеследующее.
Документацию об Электронном аукционе утвердил военный комиссар Мурманской области - В.Соловей.
Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
При осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе).
В силу части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Необходимо отметить, что согласно части 9 статьи 31 Закона о контрактной системе отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
Как было указано ранее, объектом закупки является оказание автотранспортных услуг по Заказам ФРАХТОВАТЕЛЯ.
Требования, предъявляемые к участникам Электронного аукциона, установлены в пункте 16 аукционной документации:
1. Соответствие требованиям, указанным в части 1 статье 31 Закона о контрактной системе, отсутствие сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
2. Наличие у участника закупки следующих документов:
1) Уведомления уполномоченного государственного органа о начале осуществления предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров и багажа по заказам автомобильным транспортом в соответствие с Постановлением Правительства N 584 от 16 июля 2009 года "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности";
2) Диагностической карты, которая должна содержать сведения о соответствие автотранспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств. Диагностическая карта, содержащая заключение о возможности эксплуатации автотранспортного средства должна содержать срок ее действия (в соответствии с Федеральным законом N 170-ФЗ от 01.07.2011 года "О техническом осмотре ТС и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ");
3) Копий документов, подтверждающих использование Фрахтовщиком транспортных средств, оснащенных в установленном порядке техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха (в соответствие с Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 года N 280 "Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автотранспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек_", приказом Минтранса РФ от 14.12.2011 N 319).
В соответствии с подпунктом 24 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее по тексту решения - Закон о лицензировании) деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.
Исходя из формулировки подпункта 24 пункта 1 статьи 12 Закона о лицензировании получение лицензии не требуется при осуществлении пассажирских перевозок по заказам.
Копия уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности по форме приложения N 2 к Правилам представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности" должна содержать отметку о регистрации уведомления в управлении государственного автодорожного надзора по Мурманской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (УГАДН по Мурманской области) либо подтверждение о получении уведомления в виде электронного документа, подписанного электронно-цифровой подписью УГАДН по Мурманской области.
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 8 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее по тексту решения - Закон N294) предоставление услуг по перевозкам пассажиров и багажа по заказам автомобильным транспортом (за исключением осуществления таких перевозок по маршрутам регулярных перевозок, а также для обеспечения собственных нужд юридических лиц, индивидуальных предпринимателей) подлежит уведомлению о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности представляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими выполнение работ и услуг в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации перечнем работ и услуг.
Перечень работ и услуг в составе отдельных видов предпринимательской деятельности, о начале осуществления которых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем представляется уведомление, определён Приложением N 1 к Правилам представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности" (далее по тексту решения - Правила).
Предоставление услуг по перевозкам пассажиров и багажа по заказам автомобильным транспортом (за исключением осуществления таких перевозок по маршрутам регулярных перевозок, а также для обеспечения собственных нужд юридических лиц, индивидуальных предпринимателей)/ Услуги по перевозке пассажиров и багажа в городском, пригородном и междугородном сообщении определены в Разделе VI Правил.
Уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности предоставляется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) после государственной регистрации и постановки на учет в налоговом органе до начала фактического выполнения работ или предоставления услуг (Управление государственной автодорожного надзора по Мурманской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта).
В соответствии с пунктом 6 Правил уведомление составляется заявителем по форме согласно приложению N 2 и представляется по месту предполагаемого фактического осуществления работ (оказания услуг) в соответствующий федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган), указанный в пунктах 3 - 5 настоящих Правил (далее - уполномоченный орган), до начала фактического выполнения работ (оказания услуг).
Следовательно, требование в аукционной документации к участникам закупки по предоставлению уведомления уполномоченного государственного органа о начале осуществления предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров и багажа по заказам автомобильным транспортом установлены Заказчиком в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и относятся ко всем участникам закупки.
Однако требование к участникам Электронного аукциона о наличие диагностической карты, которая должна содержать сведения о соответствие автотранспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, а также копий документов, подтверждающих использование Фрахтовщиком транспортных средств, оснащенных в установленном порядке техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха не является требованием, подтверждающим соответствии участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством к лицам, осуществляющим оказание услуги, являющейся объектом закупки.
Таким образом, Заказчик, установив требования к участнику закупки - не предусмотренные законодательством, нарушил часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Кроме того, согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Требование о содержании второй части заявки установлено в пункте 17 аукционной документации.
Подпунктом 3 пункта 17 аукционной документации определено, что вторая часть заявки на участие в Электронном аукционе должна содержать копии документов в соответствие с пунктом 16 настоящей документации.
Как было указано ранее, Заказчик неправомерно установил требование к участникам закупки о наличии:
- диагностической карты, которая должна содержать сведения о соответствие автотранспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств,
- копий документов, подтверждающих использование Фрахтовщиком транспортных средств, оснащенных в установленном порядке техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха.
Следовательно, Заказчиком при утверждении документации нарушены пункт 2 части 1 статьи 64, а также часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Из пункта 8 статьи 42 и части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе следует, что заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация: размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьёй 35 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Часть 4 статьи 64 Закона о контрактной системе устанавливает, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 1 статьи 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.
В силу части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
В пункте 19 аукционной документации указано: обеспечение исполнения контракта устанавливается в размере 10 % от начальной максимальной цены контракта. Обеспечение исполнения контракта производится в соответствие с положениями статьи 96 Закона о контрактной системе. В извещении указывается р/счет Заказчика, открытый в УФК по Мурманской области Отделение Мурманск.
Согласно пункту 5.7 проекта государственного контракта обеспечение исполнения контракта устанавливается в размере 10% от начальной максимальной цены контракта. Обеспечение исполнения контракта производится в соответствие с положениями статьи 96 Закона о контрактной системе.
Размер обеспечения исполнения контракта, предусмотренный статьей 37 Закона о контрактной системе, в аукционной документации не установлен.
Кроме того, в силу части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (часть 4 статьи 96 Закона о контрактной системе).
Таким образом, Закон о контрактной системе предусматривает, что участник закупки, с которым заключается контракт, вправе самостоятельно определить каким способом он будет обеспечивать исполнение контракта - внесением денежных средств на указанный заказчиком счет или предоставлением банковской гарантии.
Требование к содержанию банковской гарантии регламентировано статьей 45 Закона о контрактной системе.
Документация об Электронном аукционе, а также проект государственного контракта не содержат указания на то, что участник закупки вправе представить обеспечение исполнения контракта в виде банковской гарантии.
Таким образом, положения документации об Электронном аукционе вводят участников закупки в заблуждение и создают непонимание о размере обеспечения контракта и способах его предоставления.
На основании вышеизложенного Комиссия Мурманского УФАС пришла к выводу, что Заказчиком при утверждении аукционной документации нарушены пункт 8 статьи 42, пункт 8 части 1 статьи 64, часть 1, часть 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В силу части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с пунктом 5.7 проекта государственного контракта возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, производится в минимальный срок после исполнения обязательств по контракту.
Часть 1 статьи 2 Закона о контрактной системе предусматривает, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Определение срока закреплено статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Комиссия Мурманского УФАС пришла к выводу, что использование формулировки "минимальный срок" не является надлежащим установлением срока возврата Заказчиком исполнителю денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, вводит участников Электронного аукциона в заблуждение и создает непонимание о сроке возврата денежных средств.
Таким образом, в проекте государственного контракта не указан срок возврата Заказчиком исполнителю денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
Заказчик признается нарушившим часть 27 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд решила:
Признать жалобу индивидуального предпринимателя Морозова А.В. на действия единой комиссии по осуществлению закупок для нужд Военного комиссариата Мурманской области при проведении электронного аукциона "Фрахтование автотранспортных средств по Заказу для нужд Военного комиссариата Мурманской области" необоснованной.
Признать заказчика - Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Мурманской области" нарушившим часть 6 статьи 31 (часть 3 статьи 64), пункт 2 части 1 статьи 64, часть 6 статьи 66, пункт 8 статьи 42, пункт 8 части 1 статьи 64, часть 1, часть 3 статьи 96, часть 27 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Выдать заказчику - Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Мурманской области", оператору электронной торговой площадки - АО "Единая электронная торговая площадка" предписание об устранении допущенных нарушений.
Материалы дела N 06-10/15-274 передать должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области для решения вопроса о наличии в действиях заказчика - Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Мурманской области" признаков состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 06-10/15-274
08 октября 2015 года
город Мурманск
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее - Комиссия Мурманского УФАС России) в составе:
председатель Комиссии Мурманского УФАС России: Калитина Н.А. - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
члены Комиссии Мурманского УФАС России:
Лапеня Е.А. - главный специалист-эксперт Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Фирсова Н.М. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
на основании решения от 08 октября 2015 года по делу N 06-10/15-274, принятого по итогам рассмотрения жалобы индивидуального предпринимателя Морозова А.В. на действия единой комиссии по осуществлению закупок для нужд Военного комиссариата Мурманской области при проведении электронного аукциона "Фрахтование автотранспортных средств по Заказу для нужд Военного комиссариата Мурманской области", реестровый номер закупки: 0349100003115000120 (далее по тексту предписания - Электронный аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту предписания - Закон о контрактной системе), руководствуясь частями 22 и 23 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, предписывает:
Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Мурманской области" (далее по тексту предписания - Заказчик) устранить нарушения части 6 статьи 31 (части 3 статьи 64), пункта 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66, пункта 8 статьи 42, пункта 8 части 1 статьи 64, части 1, части 3 статьи 96, части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе, путем:
аннулирования протоколов: подведения итогов Электронного аукциона от 25 сентября 2015 года; рассмотрения первых частей заявок на участие в Электронном аукционе от 21 сентября 2015 года,
внесения изменений в документацию об Электронном аукционе, либо аннулирования определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Оператору электронной площадки - АО "Единая электронная торговая площадка" обеспечить Заказчику возможность совершения действий, указанных в пунктах 1.1 и 1.2 настоящего предписания.
Оператору электронной площадки - АО "Единая электронная торговая площадка", Заказчику исполнить предписание и в срок до 30 октября 2015 года представить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области доказательства исполнения предписания в письменном виде либо в форме электронного документа (в соответствии с законом об электронной цифровой подписи) на электронный адрес: to51@fas.gov.ru
Комиссия Мурманского УФАС России предупреждает, что в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в части 7.1 настоящей статьи, является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 8 октября 2015 г. N 06-10/15-274
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016