Резолютивная часть решения оглашена "01" октября 2015 г. г. Кемерово
Решение в полном объеме изготовлено "05" октября 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по
Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя комиссии: Стельмах С.В. - заместителя руководителя Кемеровского УФАС России;
Членов Комиссии: Лыжина Д.А. - начальника отдела контроля в сфере
закупок;
Коломиец А.А. - специалиста-эксперта
отдела контроля в сфере закупок;
Михалевой Е.Е. - главного специалиста-эксперта
отдела контроля в сфере закупок;
При участии представителей заказчика <_> (директор) и <_>(представитель по доверенности),
Рассмотрев дело N 462/З-2015, возбужденное по признакам нарушения заказчиком - МБУ "Управление капитального строительства города Белово" законодательства в сфере закупок при проведении открытого конкурса N 0339300296615000051 "Строительство МФЦ, расположенного по адресу: 652600, Кемеровская область, г. Белово, ул. Юности, дом 17 офис 23 и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установила:
28.09.2015 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила жалоба ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" (вх. N 3767э от 28.09.2015 г.) на действия заказчика - МБУ "Управление капитального строительства города Белово" при проведении открытого конкурса N 0339300296615000051 "Строительство МФЦ, расположенного по адресу: 652600, Кемеровская область, г. Белово, ул. Юности, дом 17 офис 23.
По мнению ООО "СТРОЙТЕХГРУПП", положения аукционной документации противоречат требованиям ФЗ N 44-ФЗ в следующих ее частях:
- документация о закупке устанавливает противоречивые требования к участникам. В проекте контракта предполагается возможность заключения контракта с физическим лицом, поскольку пункт 2.4 гласит: "В случае, если Контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, сумма, подлежащая уплате физическому лицу уменьшается на размер налоговых платежей, связанных с оплатой Контракта (с вознаграждения, подлежащего оплате физическому лицу - Подрядчику, Заказчик обязан удержать и перечислить в бюджет налог на доходы физических лиц в размере 13%". Заявитель жалобы видит противоречие данного условия пункту 23 Информационной карты, который содержит требование о наличии у участника действующего свидетельства, выданного участнику закупки саморегулируемой организацией, о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Это свидетельство не может выдаваться физическим лицам, членами СРО могут быть только юридические лица и индивидуальные предприниматели;
- Заказчик не устанавливает срок действия муниципального контракта. Исходя из этого, невозможно планировать затраты на приобретение банковской гарантии, срок действия которой напрямую связан со сроком действия контракта (должен превышать его по меньшей мере на один месяц согласно статье 96 ФЗ N 44-ФЗ).
- Согласно информации официального сайта, дата и время подачи заявок на участие в электронном аукционе - 31.08.2015 г. Однако пункт 18 Информационной карты при этом устанавливает дату начала срока предоставления разъяснений - 01.09.2015 г. Считает неправомерным установление заказчиком даты начала срока дачи разъяснений положений аукционной документации не с момента публикации извещения о закупке. Тем самым нарушено право участника закупки, закрепленное в ч. 3 ст. 65 ФЗ N 44-ФЗ.
- В нарушение требования статьи 64 ФЗ N 44-ФЗ в документации отсутствует информация о банковском сопровождении контракта.
- Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки" предусматривает дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов. К таким работам (услугам) также относятся строительные работы, включенные в код 45 ОКПД, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 миллионов рублей. Заказчик не установил дополнительные требования к участникам - наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
- Техническое задание (ведомость на материалы) содержит указание на товарные знаки следующих материалов: Клей для облицовочных работ водостойкий <Плюс> (сухая смесь), Затирка <Старатели> (разной цветности), Герметик строительный <RDPRO> Герметик пенополиуретановый (пена монтажная) типа Makrofleks, Soudal в баллонах по 750 мл, Грунтовка <Тифенгрунд> КНАУФ, Панели потолочные с комплектующими <Армстронг> и т.д.Отсутствие сопровождения указанных материалов словами: "или эквивалент" нарушает требования пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ.
В процессе рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:
На официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ 10.07.2015 г. Заказчиком - МБУ "Управление капитального строительства города Белово" были размещены извещение о проведении открытого конкурса N 0339300296615000051 "Строительство МФЦ, расположенного по адресу: 652600, Кемеровская область, г. Белово, ул. Юности, дом 17 офис 23 и аукционная документация.
В соответствии с частью 3 статьи 96 ФЗ N 44-ФЗ исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Заказчиком в Проекте контракта не предусматривается условие о сроке действия контракта. В соответствии со статьей 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Поскольку заказчиком не установлен срок действия контракта указанием на событие, календарной датой или истечением периода времени, то при выборе участником закупки способа обеспечения контракта в виде предоставления банковской гарантии данному участнику не предоставляется возможным установить срок ее действия.
Согласно требованиям пункта 8 части 1 статьи 50 ФЗ N 44-ФЗ документация об открытом конкурсе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Таким образом, заказчиком нарушены требования пункта 8 части 1 статьи 50 ФЗ N 44-ФЗ. Данное нарушение может быть устранено в процессе подписания контракта в виде указания в параграфе 2 контракта точной даты (числа и месяца) окончания срока действия контракта.
В пункте 2.4. проекта контракта указывается условия: "В случае, если Контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, сумма, подлежащая уплате физическому лицу уменьшается на размер налоговых платежей, связанных с оплатой Контракта (с вознаграждения, подлежащего оплате физическому лицу - Подрядчику, Заказчик обязан удержать и перечислить в бюджет налог на доходы физических лиц в размере 13%.".
Согласно требованиям части 13 статьи 34 ФЗ N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Комиссия Кемеровского УФАС России не усматривает противоречия в положениях проекта контракта, в которых дублируются положения ФЗ N 44-ФЗ о правилах и условиях их заключения, если контракт заключается с физическим лицом.
Анализ положений аукционной документации приводит к выводу о том, что в составе технического задания к настоящему аукциону заказчиком предъявляются требования к материалам: Клее для облицовочных работ водостойком <Плюс> (сухая смесь), Затирке <Старатели> (разной цветности), Герметика строительного <RDPRO> Герметик апенополиуретанового (пена монтажная) типа Makrofleks, Soudal в баллонах по 750 мл, Грунтовке <Тифенгрунд> КНАУФ, Панелей потолочных с комплектующими <Армстронг> Описание сведений о товарах с соблюдением требований пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ рассматривается Комиссией Кемеровского УФАС России в качестве сведений о характеристиках используемых в процессе выполнения работ товарах.
Согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 50 ФЗ N 44-ФЗ документация об открытом конкурсе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент" за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу об отсутствии нарушения требований пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ. ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" не доказывает того обстоятельства, что в описании объекта закупки имеются ссылки на материалы с товарным знаком. Следовательно, в составе технического задания Комиссия Кемеровского УФАС России не устанавливает факт нарушения требований пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ.
Постановлением Правительства от 04.02.2015 N99 устанавливаются дополнительные требования к опыту выполнения работ при осуществлении закупки товаров, работ, услуг, осуществляемых путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов. Указанное постановление Правительства РФ не устанавливается дополнительных требований, в том числе в отношении опыта работ при осуществлении закупок посредством открытых конкурсов. Комиссией Кемеровского УФАС России не устанавливается нарушение требований статьи 31 ФЗ N 44-ФЗ, поскольку к участникам закупки, проводимого посредством открытого конкурса дополнительные требования к участникам закупки не устанавливаются.
Согласно информации официального сайта дата и время подачи заявок на участие в электронном аукционе - 31.08.2015 г. Пунктом 18 Информационной карты устанавливается дата начала срока предоставления разъяснений - 01.09.2015 г.
Согласно требованиям пункта 8 части 1 статьи 50 ФЗ N 44-ФЗ конкурсная документация должна содержать начальный срок предоставления разъяснений на запрос на документацию. Согласно требованиям статьи 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Следующим датой за датой опубликования информации на официальном сайте является 01.09.2015 г.
Комиссия Кемеровского УФАС России в связи с соблюдением заказчиком требований части пункта 8 части 1 статьи 50 ФЗ N 44-ФЗ и статьи 191 Гражданского кодекса Российской Федерации считает правомерным установление даты начала срока предоставления разъяснений положений аукционной документации со следующего дня после момента публикации извещения о закупке. Тем самым Комиссия Кемеровского УФАС России не устанавливает нарушение требований ФЗ N 44-ФЗ.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 35 ФЗ N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает порядок осуществления банковского сопровождения контрактов, включающий в себя, в том числе требования к банкам и порядку их отбора, условия договоров, заключаемых с банком, а также требования к содержанию формируемых банками отчетов.
Правилами осуществления банковского сопровождения контрактов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 20.09.2014 г. N 963, предусматривается обязательность такового сопровождения только при начальной максимальной цене контракта не менее 1 миллиарда рублей. Начальная максимальная цена открытого конкурса N 0339300296615000051 "Строительство МФЦ, расположенного по адресу: 652600, Кемеровская область, г. Белово, ул. Юности, дом 17 офис 23 составляет сумму 75 297 056 руб., что значительно меньше указанной в Правилах суммы.
Комиссия Кемеровского УФАС России не устанавливает нарушение требований части 1 статьи 35 ФЗ N 44-ФЗ.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального Закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Кемеровского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" на действия заказчика - МБУ "Управление капитального строительства города Белово" при проведении открытого конкурса N N 0339300296615000051 "Строительство МФЦ, расположенного по адресу: 652600, Кемеровская область, г. Белово, ул. Юности, дом 17 офис 23 частично обоснованной (в части указания на нарушение требований пункта 11 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд").
2. Признать заказчика - МБУ "Управление капитального строительства города Белово" нарушившим требование пункта 11 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела N 462/З-2015 должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии: |
Стельмах С.В. |
Члены Комиссии: |
Лыжин Д.А. |
|
Михалева Е.Е.
|
|
Коломиец А.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области N 08/10101 (опубликовано 6 октября 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016