Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
от 1 октября 2015 г. N 166/2015
Резолютивная часть решения объявлена 23.09.2015
Полный текст решения изготовлен 01.10.2015
Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела N 166/2015 о нарушении антимонопольного законодательства (далее Комиссия) в составе:
Председатель комиссии:
Иващенко И.В. - заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля в ТЭК и связи.
Члены комиссии:
Сухова К.С. - главный специалист-эксперт отдела контроля в топливно - энергетическом комплексе и связи;
Тарасова С.П. - главный специалист-эксперт отдела контроля в топливно - энергетическом комплексе и связи,
рассмотрев дело N 166/2015 по признакам нарушения ОАО "Кубаньэнерго" (350000, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 2 А (далее - ПАО "Кубаньэнерго" в связи с перерегистрацией) ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 - ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В Краснодарское УФАС России поступило обращение <_> (далее - Заявитель) на бездействие ПАО "Кубаньэнерго" (далее - Сетевая организация), выразившееся в неисполнении Сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению в рамках взятых на себя обязательств по договору на технологическое присоединение к электрической сети от 17.12.2013 N 10104-13-00152044-1.
В ходе рассмотрения обращения Управлением установлено следующее.
Между ПАО "Кубаньэнерго" и <_> заключен договор на технологическое присоединение от 17.12.2013 N 10104-13-00152044-1.
Предметом указанного Договора является обязанность Сетевой организации осуществить технологическое присоединение объекта Заявителя - жилой дом, расположенный по адресу: <_> (далее - Объект).
Максимальная (разрешенная) нагрузка Объекта по ТУ составляет 7 кВт; III категория надежности, класс напряжения в точке присоединения 0,22 кВ.
ТУ включают в себя описание мероприятий, выполняемых Сетевой организацией (раздел 10), а также мероприятий, выполняемых Заявителем (раздел 11).
В связи с выполнением ТУ Заявителем 25.06.2014 в адрес ПАО "Кубаньэнерго" направлено заявление о проведении осмотра электроустановки, с приложением документов, подтверждающих выполнение мероприятий, возложенных на Заказчика ТУ.
Оплата за технологическое присоединение по Договору осуществлена Заявителем 17.12.2013 (в материалах имеется квитанция об оплате).
Из обращения следует, что со стороны Сетевой организации, принятые на себя обязательства в соответствии с заключенным договором на технологическое присоединение, а также техническими условиями, являющимися неотъемлемой частью Договора, не исполнены.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, и носит однократный характер. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Правилами технологического присоединения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, регламентированы действия сетевой организации и Заявителя при осуществлении мероприятий по технологическому присоединению, в том числе действия сетевой организации по фактическому присоединению объектов заявителя к электрическим сетям (п. 18 Правил).
В соответствии с п.п. "б" п. 16 Правил технологического присоединения, срок выполнения мероприятий составляет шесть месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Бездействие Сетевой организации по неосуществлению мероприятий по технологическому присоединению в рамках договора на технологическое присоединение, лишает Заявителя возможности в потреблении электроэнергии, поскольку в отсутствие надлежащего технологического присоединения невозможно заключение договора энергоснабжения с энергоснабжающей организацией.
В соответствии с пунктом 1 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N861, сетевые организации - это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Услуга по технологическому присоединению к электрическим сетям может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.
Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии); возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.
ПАО "Кубаньэнерго" включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду услуг - услуги по передаче электрической энергии.
Согласно части 5 статьи 5 Федерального Закона от 26.07.2006 г. N 135- ФЗ "О защите конкуренции", доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
ПАО "Кубаньэнерго" занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, в пределах эксплуатируемых и присоединенных сетей, расположенных в МО г. Новороссийск, с долей 100%.
С учетом вышеизложенного в действиях ПАО "Кубаньэнерго" установлены признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", в соответствии с которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Приказом от 13.05.2015 N 193 "О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства", Краснодарским УФАС России в отношении ПАО "Кубаньэнерго" возбуждено дело N 166/2015 по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Определением о назначении дела N 166/2015 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, назначена дата рассмотрения дела - 01.07.2015.
На заседании Комиссии присутствовали: члены Комиссии, представитель ПАО "Кубаньэнерго" - <_> по доверенности от <_> надлежаще уведомленный <_> отсутствовал.
01.07.2015 на заседании в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, Комиссией вынесено определение об отложении рассмотрения дела на 13.08.2015.
13.08.2015 на заседании Комиссии присутствовали: члены Комиссии, надлежаще уведомленные ПАО "Кубаньэнерго", <_> отсутствовали.
На заседании по делу N 166/20015 в связи с удовлетворением ходатайства ПАО "Кубаньэнерго" об отложении рассмотрения дела, а также в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, Комиссией вынесено определение об отложении рассмотрения дела на 23.09.2015.
23.09.2015 на заседании Комиссии присутствовали: члены Комиссии, надлежаще уведомленные ПАО "Кубаньэнерго", <_> отсутствовали.
Комиссия в полном объеме, изучив все фактические обстоятельства и имеющиеся в деле N 166/2015 доказательства, в их взаимосвязи и совокупности, выслушав мнения сторон по данному делу, установила следующее.
Между ПАО "Кубаньэнерго" и <_>заключен договор на технологическое присоединение от 17.12.2013 N 10104-13-00152044-1.
Предметом указанного Договора является обязанность Сетевой организации осуществить технологическое присоединение объекта Заявителя - жилой дом, расположенный по адресу: <_> (далее - Объект).
Максимальная (разрешенная) нагрузка Объекта по ТУ составляет 7 кВт; III категория надежности, класс напряжения в точке присоединения 0,22 кВ.
ТУ включают в себя описание мероприятий, выполняемых Сетевой организацией (раздел 10), а также мероприятий, выполняемых Заявителем (раздел 11).
В связи с выполнением ТУ Заявителем 25.06.2014 в адрес ПАО "Кубаньэнерго" направлено заявление о проведении осмотра электроустановки, с приложением документов, подтверждающих выполнение мероприятий, возложенных на Заказчика ТУ.
Оплата за технологическое присоединение по Договору осуществлена Заявителем 17.12.2013 (в материалах имеется квитанция об оплате).
Правилами технологического присоединения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, определен порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, регламентирована процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определены существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), установлены требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Согласно п. 3 Правил технологического присоединения, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или и на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В соответствии с п.п. "б" п. 16 Правил технологического присоединения, срок выполнения мероприятий составляет шесть месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов заявителя (энергопринимающих устройств) без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено").
В ходе рассмотрения дела 166/2015 со стороны ПАО "Кубаньэнерго" представлены материалы, подтверждающие исполнение обязательств со стороны ПАО "Кубаньэнерго" по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающих устройств <_> а именно: акт об осуществлении технологического присоединения от 12.05.2015; акты разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности между ПАО "Кубаньэнерго" и <_> от 12.05.2015 N 567.
С учетом того, что вышеуказанные Акты подписаны сторонами без разногласий до издания Приказа Краснодарского УФАС России от 13.05.2015 N 193 о возбуждении дела N 166/2015, Комиссия Краснодарского УФАС России по делу N 166/2015 в действиях ПАО "Кубаньэнерго" не установила факт нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1, 2 статьи 41, п. 1, 2 ч. 3, п. 2 ч. 1 статьей 48, п. 1, 3, 4 ч. 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
Прекратить рассмотрение дела N 166/2015, ввиду отсутствия нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 - ФЗ "О защите конкуренции" в рассматриваемых Комиссией действиях ПАО "Кубаньэнерго".
Решение антимонопольного органа, в соответствии с ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения (дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия).
Председатель комиссии И.В. Иващенко
Члены комиссии К.С. Сухова
С.П. Тарасов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 1 октября 2015 г. N 166/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016