Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 14 мая 2010 г. N 38
Резолютивная часть решения оглашена 29 апреля 2010 г. г. Новосибирск
Решение в полном объеме изготовлено 14 мая 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Ельчанинов А.А. |
- заместитель руководитель управления, председатель Комиссии; |
Камнева Н.П. |
- начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии; |
Лаптева Н.П. |
- специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии, |
рассмотрев дело N 38 от 16.04.2010 года по признакам нарушения МУ "Городской центр наружной рекламы" части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 года "О защите конкуренции", в присутствии: представителя МУ "Городской центр наружной рекламы" "_" по доверенности; представителя ООО "Сибколор" "_" по доверенности от 22.04.2010 года N 02, установила:
В Новосибирское УФАС России из прокуратуры города Новосибирска поступило заявление ООО "Сибколор" с жалобой на действия МУ "Городской центр наружной рекламы", выразившиеся в направлении уведомления от 29.04.2009 года N 01-0263 о необходимости принятия участия в конкурсе на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по адресу: ул. Авиастроителей, 1/6, г. Новосибирск.
Заявитель сообщил, что МУ "Городской центр наружной рекламы" направило в адрес ООО "Сибколор" уведомление от 29.04.2009 года N 01-0263 о необходимости принятия участия в конкурсе на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, хотя между ООО "Сибколор" и ООО "МАО" заключен договор аренды от 01.02.2008 года N 123/08, согласно которому по ул. Авиастроителей у рынка "Восточный" размещен щит (рекламный щит) размером 2х3м. Договор заключен на неопределенный срок.
По мнению заявителя, требование МУ "Городской центр наружной рекламы" об участии в конкурсе на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, которая расположена не на муниципальной собственности, неправомерно (пункты 5, 6 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 года N 138-ФЗ "О рекламе").
На запрос Новосибирского УФАС России (от 24.02.2010 года N 06-854) об основаниях объявления и результатах конкурса, указанного в уведомлении от 29.04.2009 года N 01-0263, МУ "Городской центр наружной рекламы" предоставил (письмо от 01.03.2010 года N 01-0173):
- договор аренды земельного участка для размещения временного объекта от 17.10.2007 года N 70639а, заключенный между мэрией города Новосибирска, в лице департамента земельных и имущественных отношений города Новосибирска (арендодатель) и ООО "МАО" (арендатор), согласно которому арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 54:35:012621:0098, расположенный в пределах Дзержинского района города Новосибирска, площадью 2095 кв.м.;
- договор аренды земельного участка для размещения временного объекта от 02.09.2008 года N 86166а, заключенный между мэрией города Новосибирска, в лице комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Новосибирска (арендодатель) и ООО "МАО" (арендатор), согласно которому арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 54:35:012621:0098, расположенный в пределах Дзержинского района города Новосибирска, площадью 2095 кв.м.;
- заявку ООО "Сибколор" от 23.12.2007 года N 15 о размещении наружной рекламы по адресу ул. Авиастроителей, 1/6, рынок "Восточный", Дзержинский район, ограда рынка "Восточный".
МУ "Городской центр наружной рекламы" сообщил, что правовыми основаниями для заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 17.01.2008 года N 125 явились часть 5 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 года N 38-ФЗ "О рекламе", пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации", подпункты 6.1. и 6.2. Правил распространения наружной рекламы и информации в городе Новосибирске, принятых решением городского Совета от 25.10.2006 года N 372, а также подпункты 7.4 и 7.8 договора аренды земельного участка от 17.10.2007 года N 70639а.
Указанный договор был заключен на срок 12 месяцев на основании части 5 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 года N 38-ФЗ "О рекламе", пункта 6.3 Правил распространения наружной рекламы и информации в городе Новосибирске, принятых решением городского Совета от 25.10.2006 года N 372. Конструкция ООО "Сибколор" признана временной рекламной конструкцией, исходя из ее функционального назначения и места расположения (согласно указанной заявки ООО "Сибколор" данная конструкция размещена на ограждении рынка; в соответствии с пунктом 1.3.1 Порядка размещения временных объектов на территории города Новосибирска, принятых решениям городского Совета от 09.04.2003 года N 236, рынок является временным объектом).
Основанием объявления конкурса, указанного в уведомлении от 29.04.2009 года N 01-0263, являются части 5.1, 5.2 Федерального закона "О рекламе", а также факт размещения рекламной конструкции ООО "Сибколор" с использованием недвижимого имущества (земельного участка), находящегося в муниципальной собственности города Новосибирска. Принадлежность земельного участка, используемого для установки рекламной конструкции ООО "Сибколор", следует из пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации" и подтверждена договором аренды от 02.09.2008 года N 86166а. Иное недвижимое имущество для установки данной рекламной конструкции не используется.
Конкурс на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по адресу ул. Авиастроителей, 1/6, г. Новосибирск (лот N 97) признан несостоявшимся по причине участия в нем менее двух участников, договор заключен с единственным участником конкурса - ООО "Сибколор".
В ходе проверки, проведенной Новосибирским УФАС России (акт проверки размещения информации Новосибирского УФАС России от 15.02.2010 года), было установлено, что напротив дома по адресу ул. Авиастроителей, 1/6, на пересечении ул. Трикотажная, /ул. Авиастроителей, по месту расположения универсального розничного рынка "Восточный" (Управляющая компания ООО "МАО", ул. Европейская, 1а), размещена рекламная информация следующего содержания:
"Мастер колор. Подбор автоэмалей. Материалы для кузовного ремонта. Автомасла. 100 м. ул. Трикотажная, 61, т. 265-95-66. www.sibcolor.ru e-mail: color@online.sinor.ru".
Вышеуказанная информация размещена на баннерной ткани, закрепленной на стене здания крытого рынка (павильон), облицованного профлистом.
На запрос Новосибирского УФАС России (от 12.02.2010 года N 06-734) ООО "МАО" предоставило (письмо от 01.03.2010 года) следующие документы:
- разрешение на право организации розничного рынка от 28.08.2009 года N 01-40-3311,
- договор аренды от 01.02.2008 года N 123/08, заключенный между ООО "МАО" и ООО "Сибколор", согласно которому в аренду предоставляется щит (рекламный щит) размером 2х3м. для размещения рекламы, расположенный по ул. Авиастроителей у рынка "Восточный".
- договор аренды земельного участка для размещения временного объекта от 29.07.2009 года N 93491а, заключенный между начальником департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска (арендодатель) и ООО "МАО" (арендатор), согласно которому арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 54:35:012621:98, расположенный в пределах Дзержинского района города Новосибирска.
- акт приемки в эксплуатацию временного объекта от 17.10.2003 года.
ООО "МАО" пояснило (письмо от 01.03.2010 года), что является Управляющей компанией Универсального рынка "Восточный", расположенного по адресу: г. Новосибирск, ул. Авиастроителей, д. 1.
01.02.2008 года между ООО "МАО" и ООО "Сибколор" заключен договор аренды щита (рекламного щита) за N 123/08. В соответствии с предметом данного договора предоставлен щит размером 2х3 м для размещения на нем рекламы. Под рекламным щитом в данном договоре понимается часть внешней ограждающей конструкции павильона, расположенного на территории рынка "Восточный".
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству мэрии города Новосибирска сообщил (письмо от 09.03.2010 года N 31-3737), что земельный участок по ул. Авиастроителей, 1/6, используется для размещения и эксплуатации рынка. В соответствии с решением Совета депутатов города Новосибирска от 20.05.2009 года N 1226 "О порядке размещения временных объектов на территории города Новосибирска" между мэрией города Новосибирска и ООО "МАО" заключен договор аренды от 29.07.2009 года N 93491а земельного участка с кадастровым номером: 54:35:012621:98, местоположением: г. Новосибирск, ул. Авиастроителей, 1 для размещения и эксплуатации рынка.
Определением о назначении дела N 38 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 16.04.2010 года Новосибирское УФАС России запросило у МУ "Городской центр наружной рекламы" документы о проведении конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на здании по адресу: ул. Авиастроителей, 1/6, г. Новосибирск.
МУ "Городской центр наружной рекламы" предоставил (письмо от 26.04.2010 года N 01-0391) следующие документы:
- решение комиссии по наружной рекламе от 08.04.2009 года,
- извещение о проведении конкурса на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций с использованием имущества, находящегося в муниципальной собственности города Новосибирска,
- извещение о внесении изменений в извещение о проведении конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции,
- протокол заседания комиссии по наружной рекламе от 13.05.2009 года N 8.
Новосибирским УФАС России при рассмотрении представленной информации установлено, что 13.05.2009 года МУ "Городской центр наружной рекламы" проведен открытый конкурс на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с использованием имущества, находящегося в муниципальной собственности города Новосибирска, по адресу: ул. Авиастроителей, 1/6, г. Новосибирск, (лот N 97).
Согласно протоколу заседания комиссии по наружной рекламе от 13.05.2009 года N 8 конкурс признан несостоявшимся в связи с подачей менее двух заявок на участие в конкурсе. Решением конкурсной комиссии договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции предложено заключить с единственным участником конкурса, ООО "Сибколор".
МУ "Городской центр наружной рекламы" предоставлены дополнительные пояснения (письмо от 28.04.2010 года N 01), согласно которым рынок, расположенный по адресу: ул. Авиастроителей, 1/6, является временным объектом, не обладающим признаком капитальности, что подтверждается письмом ООО "МАО" от 01.03.2010 года, договором аренды земельного участка от 02.09.2009 года N 86166а.
В соответствии с пунктом 1.2. Порядка размещения временных объектов на территории города Новосибирска, утвержденного решением Совета депутатов города Новосибирска от 20.05.2009 года N 1226, временный объект - некапитальный объект, не относящийся к недвижимому имуществу, эксплуатация которого носит временный характер, возведенный (оборудованный) на срок, определенный в договоре аренды земельного участка или ином документе, и право собственности на который не подлежит государственной регистрации в установленном законом порядке.
Указанная рекламная конструкция ООО "Сибколор" размещалась на ограждении рынка, что отражено в заявках на выдачу разрешения на участие в конкурсе. В соответствии с частью 5.4 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 года N 138-ФЗ "О рекламе" ограждение мест торговли является исключительно техническим средством, а не недвижимым имуществом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Таким образом, в качестве недвижимого имущества, используемого для установки и эксплуатации рекламной конструкции ООО "Сибколор" позиционирован земельный участок, находящийся в муниципальной собственности города Новосибирска, иного недвижимого имущества для установки данной конструкции не использовалось.
Согласно части 5 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 года N 138-ФЗ "О рекламе" заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности, осуществляется на основании торгов (в форме аукциона или конкурса).
Кроме этого, арендатор соответствующего земельного участка (ООО "МАО") согласно условиям договора аренды, а также исходя из вида разрешенного использования участка (для размещения и эксплуатации рынка) не наделен правом заключать договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций с использованием данного земельного участка. Согласно пункту 7.7 договора аренды от 02.09.2008 года N 86166а, действующим на момент объявления конкурса, изменение разрешенного использования оформляется в виде дополнительного соглашения.
На заседании Комиссии представители ООО "Сибколор" и МУ "Городской центр наружной рекламы" подтвердили свои позиции.
Изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.
МУ "Городской центр наружной рекламы" направило уведомление (исх. от 29.04.2009 года N 01-0263) о проведении конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по адресу: ул. Авиастроителей, 1/6, г. Новосибирск, ссылаясь на часть 5.1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 года N 138-ФЗ "О рекламе".
В соответствии с частью 5.1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 года N 138-ФЗ "О рекламе" заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 6.4. Правил распространения наружной рекламы в городе Новосибирске, принятых решением городского Совета города Новосибирска от 25.10.2006 года N 372, МУ "Городской центр наружной рекламы" наделяется от имени мэрии города Новосибирска правом заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций с использованием имущества, находящегося в муниципальной собственности города Новосибирска, если иное не предусмотрено действующим законодательством, муниципальными правовыми актами города Новосибирска.
Однако, как было установлено материалами проверки, недвижимое имущество (ограждение рынка "Восточный" по адресу ул. Авиастроителей, 1/6), к которому присоединяется рекламная конструкция, принадлежит ООО "МАО". Согласно акту проверки от 15.02.2010 года, фактически реклама размещена на баннерной ткани, закрепленной на стену здания крытого рынка (павильон), облицованного профлистом.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 года N 138-ФЗ "О рекламе" распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 года N 138-ФЗ "О рекламе". Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Место под баннер на ограждении рынка "Восточный" по адресу: по ул. Авиастроителей, 1/6, г. Новосибирск, выделено собственником недвижимого имущества и оформлено договором аренды от 01.02.2008 года N 123/08, заключенным между ООО "Сибколор" и ООО "МАО". Договор заключен на неопределенный срок.
Таким образом, МУ "Городской центр наружной рекламы" направило в адрес ООО "Сибколор" непредусмотренное законодательством Российской Федерации требование, а именно уведомление от 29.04.2009 года N 01-0263 об объявлении конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (адрес размещения: ул. Авиастроителей, 1/6, г. Новосибирск), с использованием имущества не являющегося муниципальной собственностью города Новосибирска, и о необходимости принятия участия в данном конкурсе. Данное требование МУ "Городской центр наружной рекламы" препятствует ООО "Сибколор" размещению рекламы своих товаров (осуществлению деятельности) и может привести к ограничению конкуренции.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Таким образом, в действиях МУ "Городской центр наружной рекламы" установлено нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Учитывая изложенные обстоятельства и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать МУ "Городской центр наружной рекламы" нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 года "О защите конкуренции" путем необоснованного препятствия ООО "Сибколор" осуществлению деятельности (размещению рекламы по адресу: ул. Авиастроителей, 1/6, г. Новосибирск), выразившегося в направлении не предусмотренного законодательством Российской Федерации требования, а именно уведомления от 29.04.2009 года N 01-0263 об объявлении конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (адрес размещения: ул. Авиастроителей, 1/6, г. Новосибирск), с использованием имущества, не являющегося муниципальной собственностью города Новосибирска, и о необходимости принятия участия в данном конкурсе, что может привести к ограничению конкуренции.
2. Признать имеющиеся материалы достаточными для выдачи МУ "Городской центр наружной рекламы" предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
С целью устранения нарушения МУ "Городской центр наружной рекламы" осуществить действия, направленные на обеспечение конкуренции: впредь не препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам путем проведения торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций с использованием имущества, не находящегося в муниципальной собственности города Новосибирска, и не направлять требования (уведомления) об участии в данных торгах.
3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии |
А.А. Ельчанинов
Н.П. Камнева
Н.П. Лаптева |
ПРЕДПИСАНИЕ N 20
о прекращении нарушения антимонопольного законодательства
14 мая 2010 г. г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Ельчанинов А. А. |
- заместитель руководителя управления, председатель Комиссии; |
Камнева Н.П. |
- начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии; |
Лаптева Н.П. |
- специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии, |
руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 14.05.2010 года по делу N 38 о нарушении МУ "Городской центр наружной рекламы") части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
1. МУ "Городской центр наружной рекламы" устранить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в направлении не предусмотренного законодательством Российской Федерации требования, а именно уведомления от 29.04.2009 года N 01-0263 об объявлении конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (адрес размещения: ул. Авиастроителей, 1/6, г. Новосибирск), с использованием имущества, не являющегося муниципальной собственностью города Новосибирска, и о необходимости принятия участия в данном конкурсе, что может привести к ограничению конкуренции.
2. С целью исполнения настоящего предписания МУ "Городской центр наружной рекламы" осуществить действия, направленные на обеспечение конкуренции: впредь не препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам путем проведения торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций с использованием имущества, не находящегося в муниципальной собственности города Новосибирска, и не направлять требования (уведомления) об участии в данных торгах.
3. МУ "Городской центр наружной рекламы" в срок до 01.06.2010 года сообщить об исполнении настоящего предписания.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии |
А. А. Ельчанинов
Н. П. Камнева
Н. П. Лаптева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 14 мая 2010 г. N 38
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016